Научная статья на тему '2005. 03. 011. Г. Н. Андреева. Новая Конституция Афганистана 2004 г. (обзор)'

2005. 03. 011. Г. Н. Андреева. Новая Конституция Афганистана 2004 г. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
741
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФГАНИСТАН - КОНСТИТУЦИЯ 2004
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 03. 011. Г. Н. Андреева. Новая Конституция Афганистана 2004 г. (обзор)»

вод, что в большинстве государств действительным принципом, на котором строится государственный механизм, является принцип демократического централизма, принцип, присущий организации всякой деспотической власти. Авторы признают справедливым определение такой организации государственной власти в республике как «республиканская монархия».

10. Конституции ряда государств Европы содержат предписания, запрещающие создание военных и военизированных образований, не принадлежащих к вооруженным силам государства.

А.И.Моргунова

2005.03.011. Г.Н.АНДРЕЕВА. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ АФГАНИСТАНА 2004 г. (Обзор).

4 января 2004 г. в Афганистане была принята новая Конституция. Ее подготовка сопровождалась бурными дискуссиями, нередко конфликтами. Неоднозначны и ее оценки как в самом Афганистане, так и за рубежом. Американский президент приветст-вовал принятие новой Конституции, подчеркнув, что документ станет фундаментом для создания демократических институтов. Он сказал также: «Мы поможем афганскому народу в строительстве свободного и обеспеченного (дословно «зажиточного») будущего» (3). Многие зарубежные обозреватели, а также представители различных политических кругов внутри страны, напротив, достаточно критически оценивают результаты достигнутого компромисса при принятии Конституции (5). Цель данного обзора - показать сложность конституционного процесса в Афганистане, различные точки зрения на будущее Конституции.

Конституция 2004 г. - шестая (или седьмая, по мнению тех, кто считает ревизию 1990 г. Конституции 1987 г. отдельным актом) Конституция страны. Во времена правления моджахедов Конституция не действовала, после их поражения в 2001 г. временно действовала королевская Конституция 1964 г. (без монархических положений), «самая либеральная из афганских конституций» (1, с. 255).

Переходное правительство начало работу по подготовке Конституции в соответствии с Боннскими соглашениями от 5 декабря 2001 г., провозгласившими «право народа на свободное определение своего политического будущего в соответствии с принципами ислама, демократии, плюрализма и социальной справедливости».

Согласно договоренностям эта Конституция подлежала утверждению конституционной Лойя джиргой (Великое совещательное собрание) до декабря 2003 г. В ее разработке и принятии принимали участие три органа: Комиссия по составлению проекта Конституции, Конституционная комиссия и Конституционная Лойя джирга.

5 октября 2002 г. президент назначил девятерых членов (в том числе двух женщин1) Комиссии по составлению проекта Конституции. На эту Комиссию была возложена задача подготовить черновой, тезисный проект для Конституционной комиссии. В составе Конституционной комиссии было 35 человек, в том числе семерых женщин. К началу июня 2003 г. проект был подготовлен Конституционной комиссией и передан на публичное обсуждение. Члены комиссии посетили все провинции, беженцев в Иране и Пакистане, в деревнях велись аудиозаписи выступлений (неграмотных) крестьян, по официальным данным было разослано 450 тысяч анкет с изложением положений Конституции (1). Однако критически настроенные аналитики отмечают небольшой срок обсуждения проекта населением. Президент Карзай объявил о формировании конституционной комиссии в октябре 2002 г., окончательный проект Конституции был представлен ею 3 ноября 2003 г. Лойа джирга собралась, чтобы ратифицировать Конституцию, 14 декабря 2003 г. Таким образом, подготовка основного закона страны заняла около 11 месяцев, при этом «среднему гражданину Афганистана было предоставлено чуть более месяца для того, чтобы ознакомиться с Конституцией, - отмечает эксперт по Средней Азии Мутиуллах Тайиб, - слишком мало, учитывая специфику этой страны, воевавшей на протяжении четверти века и до сих пор страдающей от оккупации, вооруженных конфликтов, а также глубоких этнических, религиозных и политических разногласий... окончательный вариант, представленный Лойя джигра, показывает, что в его формировании существенную роль сыграло лишь правительство Карзая, стремившееся получить одобрение президентской формы правления» (2).

Обнародование окончательного варианта проекта неоднократно откладывалось из-за разногласий. Особенно острыми были споры по четырем основным вопросам: форма правления (предлагалась федерация), роль и место ислама в жизни общества (с точки зрения жизни государст-

1 Участие женщин в составе органов по подготовке Конституции особо отмечается всеми аналитиками и информационными агентствами, поскольку это новое для послевоенного Афганистана явление.

ва по исламским или светским законам), форма правления (монархия или республика), а также права женщин.

Конституционная Лойя джирга состояла из 502 делегатов, избранных прямыми выборами. Как известно легитимность порядка принятия Конституции важна как для ее признания населением, так и для реализации ее положений. Однако демократический порядок формирования этого органа вызвал у многих исследователей и политических комментаторов сомнения. Исследователь из Университета в Касселе Дж. Ингальс отмечает многочисленные нарушения избирательного законодательства, ссылаясь на службу прав человека, которая охарактеризовала процесс выборов представителей в этот орган как «скупку голосов, угрозы убийства и неприкрытую политику силы» (5).

М. Тайиб особо отмечает, что «люди, вошедшие в собравшиеся на Лойа джигру в качестве делегатов от соответствующих районов, избирались не непосредственно населением, а группами старейшин или влиятельных людей. Это позволило многим из тех, кому было бы трудно победить на свободных и справедливых выборах, принять участие в Лойя джирге, опираясь на военную силу. И это - в дополнение к явно недемократическому шагу президента Карзая, назначившему 50 представителей, что еще более ограничило непосредственное участие населения в формировании Лойя джирги (2).

Ключевым моментом для формирования Лойя джирги был вопрос об ответственности моджахедов за совершенные ими (и документированные) преступления против мирного населения. Примирение различных политических сил в Афганистане произошло путем прощения моджахедов; в состав Лойя джирги они вошли. Однако далеко не все население считает, что они имеют на это право.

Идею федеративного устройства Афганистана особенно поддерживали представители национальных меньшинств, опасавшиеся доминирования во властных структурах основного этноса. Они утверждали, что мультиэтнический характер общества в Афганистане нуждается в федералистской государственной структуре, которая может быть гарантирована учреждением должности премьер-министра, трех вице-президентов и созданием сильных провинциальных советов. Карзай отвечал на это, что после 23 лет гражданской войны страна нуждается в сильном централизованном руководстве (3). В конечном итоге возобладала точка зрения президента в принятии президентской республики по американскому образцу, но с определенными уступками оппозиции в виде двух вице-

президентов и признания региональных языков в качестве официальных в местах проживания других национальностей.

Одной из целей проекта было найти такое сочетание западных идей и идей ислама, которое бы «работало». Применительно к роли ислама были найдены неоднозначные формулировки. С одной стороны, ислам в Конституции объявлен священной религией. Ни один закон не может противоречить положениям ислама. С другой стороны, в Конституции отсутствует упоминание о шариате. В определенной мере о сложности ситуации свидетельствует эпизод, произошедший в конце заседаний, когда большая группа депутатов (151 человек из 502) потребовала заменить зафиксированное в проекте официальное название государства «Исламская Республика Афганистан» на новое «Республика Афганистан», мотивируя тем, что нет необходимости подчеркивать исламский характер государства в стране, где 99% населения является мусульманами. В ответ спикер Джирги назвал инициаторов «неверными», противниками ислама; в конечном итоге было оставлено в силе прежнее название (1, с. 268).

Вопрос о форме правления разрешился относительно быстро, поскольку монарх отказался от своих прав еще в начале 2002 г. на чрезвычайной Лойя джирге 2002 г., он получил почетный титул «отца нации». Что же касается разновидности республики, то предпочтение было отдано модели президентской республики по американскому образцу. Однако, как отмечалось в СМИ (4), появлению в Афганистане фактически, а не юридически сильного президента препятствует раздробленность политических сил. Власть президента Карзая ограничивается в основном столицей, а решающее слово в провинциях за лидерами этнических групп.

Немало споров вызвал и вопрос о двойном гражданстве министров (4), поскольку ключевые посты в правительстве заняты министрами, имеющими одновременно гражданство США. В конечном итоге было принято компромиссное решение, согласно которому в принципе министры не должны иметь двойного гражданства, но нижняя палата парламента может разрешить назначение такого министра.

Одним из наиболее остро дискутировавшихся вопросов был вопрос о правах женщин и гендерном равноправии. Конституционное положение о том, что «женщины и мужчины имеют равные права и обязанности перед законом» может быть интерпретировано по-разному в зависимости от того, какой закон имеет в виду Конституция. В самой конституционной Лойя джирге женщин было в четыре раза меньше чем

мужчин, при этом председатель собрания, пользующийся авторитетом как либерал, настойчиво внушал им, что Бог не дал им равных прав, поскольку, по Корану, решение двух женщин равно решению одного мужчины (6). Формально в Конституции нет упоминания о шариате, однако это не означает, что в данное конституционное положение вложено западное понимание равноправия. Основатель и председатель движения «Medica mondiale» Моника Хаузер, отмечая выдающийся вклад данного проекта Конституции в признание равноправия женщин и мужчин отмечает, что для его реализации существуют препятствия, в том числе и создаваемые неясными формулировками конституционного проекта, открывающими «двери и ворота» фундаменталистам. Поскольку законы не могут противоречить «священной религии», то в ином случае они объявляются недействительными (7).

Об остроте и неоднозначности проблемы свидетельствует пример, обошедший целый ряд зарубежных изданий. Через несколько дней после принятия новой Конституции афганское телевидение показало впервые за последние 10 лет певицу с незакрытым лицом и без платка (во времена талибана запрещалось вообще петь или танцевать, не допускалось и публичное появление женщин без чадры). Западные наблюдатели увидели в этом проявление дальнейшей либерализации страны под руководством президента Карзая. Внутри Афганистана реакция даже со стороны высших должностных лиц была иной. Верховный суд запретил такие зрелища. Вице-председатель Верховного суда Фазель Ахмед Манави заявил, что «это следует остановить. Мы в принципе против женщин, которые танцуют и поют» (7). В интервью агентству Рейтер он обвинил Министерство информации в нарушении «принципов священной религии ислама», и, следовательно, Конституции (6). Министр по делам женщин Хабиба Сораби оценила позицию Верховного суда как проявление неравенства женщин, противоречащее положению Конституции. На что Ма-нави ответил, что по Конституции законы должны соответствовать исламу, однако правила ислама не допускают никаких певиц.

Тем не менее через некоторое время еще одна певица с незакрытым лицом появилась на телевидении. Этот пример, отмечается в материалах движения «Женщины без границ», показывает какие проблемы могут возникнуть в Афганистане с принятием новой Конституции, в которой соседствуют исламские ценности и западная концепция равноправия женщин и мужчин (3).

Конституция Афганистана состоит из 160 статей, объединенных в 12 глав. Основные ее положения состоят в следующем:

Афганистан - исламская республика, «священной религией» которой является ислам. Приверженцы других религий могут исповедовать их в рамках закона. Ни один закон не может противоречить положениям и принципам ислама.

Равноправие мужчины и женщины перед законом. Президентская форма правления, причем президент избирается прямым голосованием вместе с двумя вице-президентами. Он ответствен перед народом и нижней палатой парламента, наделен правом назначения министров, Верховного судьи и Президента Центрального банка с одобрения нижней палаты.

Парламент (Национальная ассамблея) состоит из двух палат: Национального совета и Совета старейшин, избираемых прямым голосованием. Национальный совет, в частности, может провести процедуру импичмента в отношении министров.

Бывшему королю Мухаммаду Закир Шаху присвоен пожизненный титул «отец нации».

Пушту (язык пуштунов) и дари (язык таджикской этнической группы) являются официальными языками страны. В регионах, где другие этнические группы составляют большинство, их языки являются третьим официальным языком.

Некоторые зарубежные комментаторы сочли, что Конституция навязана американцами или «ориентирована на американский образец» (7), по мнению других, в том числе и некоторых российских исследователей она впитала в себя дух и ценности традиционного афганского общества (1, с. 271).

Список литературы

1. Коргун В.Г. Афганистан принимает новую Конституцию // Ближний Восток и современность. - М., 2004. - Вып. 21. - С. 254-276.

2. Тайиб М. Афганистан в вопросах и ответах. - Режим доступа: http://www.islam.ru

3. Afghanistan hat eine neue Verfassung. - Mode of access: http://www.nzz.ch/ 2004/01/05/al/page-article9BNLT.html

4. Afghanistans neue Verfassung beschlossen. 16.12.2004. - Mode of access: http://www.faz.net

5. Ingalls J. Ein Rückschritt für die Demokratie: Die neue afghanische Verfassung. - Mode of access: http://www.uni-assel.de/fb10/frieden/regionen/Afghanistan/ingalls.html

6. Rötzer F. Keine singenden und tanzenden Frauen im Fernsehen. - Mode of access: http://www.heise.de/tp/r4/artikel/16/16536/Lhtml

7. 29.1.2004: Afghanistan - Was bringt die neue Verfassung? - Mode of access: http://www.frauen-ohne-grenzen.org

2005.03.012. ХАСА Я. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ В СКАНДИНАВСКИХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ РАКУРС. HUSA J. Guarding the constitutionality of laws in the Nordic countries: A comparative perspective // Amer. j. of comparative law. - 2000. - Vol. 48, N 3. - Р. 345-381.

Статья посвящена вопросам контроля конституционности законов и иных правовых актов на примере Скандинавских стран. Автор выделяет несколько видов конституционного контроля: - предварительный, последующий; - судебный, не судебный; - абстрактный, конкретный; -централизованный, деценрализованный; - основанный на нормах закона, основанный на прецедентном праве.

Описывая содержание каждого из этих видов, автор основное внимание уделяет судебному контролю в Норвегии, Дании, Финляндии и Швеции.

Эти страны составляют обособленную правовую семью, поскольку в их правовых системах нашли свое отражение и романо-германское и общее право. Однако каждая из этих стран имеет свои особенности. Так, Норвегия ближе всех к романо-германской семье, однако здесь не так распространены кодифицированные акты, как в Европе. Также в отличие от Европы, где на развитие законодательства сильно влияла наука, в Скандинавских странах теоретические и концептуальные разработки не имеют такого большого значения. Правовая мысль в Скандинавских странах прагматичнее, чем в центральной Европе, и в этом отношении она ближе к системе общего права.

Что касается менталитета судей, то Скандинавские страны можно разделить на две группы. В Финляндии и Швеции профессиональные судьи считаются государственными служащими, задача которых состоит в правильном применении норм писаного права. Психология судей в Норвегии и Дании ближе к общему праву, поскольку здесь судьи не воспринимают себя только как правоприменителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.