Научная статья на тему '2005. 03. 001. Концепция социального государства Российской Федерации: материалы науч. -практ. Конференции «Концепция социального государства Российской Федерации» и международного круглого стола «Социальное государство: опыт, проблемы», 20 янв. 2004 г. / под общ. Ред. : Гриценко Н. Н. - М. : акад. Труда и социал. Отношений, 2004. - 241 с. - (Россия. ХХI век)'

2005. 03. 001. Концепция социального государства Российской Федерации: материалы науч. -практ. Конференции «Концепция социального государства Российской Федерации» и международного круглого стола «Социальное государство: опыт, проблемы», 20 янв. 2004 г. / под общ. Ред. : Гриценко Н. Н. - М. : акад. Труда и социал. Отношений, 2004. - 241 с. - (Россия. ХХI век) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1553
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - РФ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - РФ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 03. 001. Концепция социального государства Российской Федерации: материалы науч. -практ. Конференции «Концепция социального государства Российской Федерации» и международного круглого стола «Социальное государство: опыт, проблемы», 20 янв. 2004 г. / под общ. Ред. : Гриценко Н. Н. - М. : акад. Труда и социал. Отношений, 2004. - 241 с. - (Россия. ХХI век)»

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2005.03.001. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Материалы науч.-практ. конференции «Концепция социального государства Российской Федерации» и международного круглого стола «Социальное государство: Опыт, проблемы», 20 янв. 2004 г. / Под общ. ред.: Гриценко Н.Н. - М.: Акад. труда и социал. отношений, 2004. -241 с. - (Россия. ХХ1 век).

В сборнике представлены материалы научно-практической конференции «Концепция социального государства Российской Федерации» и международного круглого стола «Социальное государство: Опыт, проблемы», состоявшихся 20 января 2004 г. в Академии труда и социальных отношений. В ходе этой конференции обсуждалась и была одобрена ее участниками концепция социального государства Российской Федерации, направленная позже Президенту Российской Федерации для рассмотрения ее на заседании Государственного совета РФ.

Концепция социального государства состоит из двух частей. В первой изложены основные положения и принципы социального государства, во второй - механизмы их реализации.

Социальное государство определяется как «правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности» (с. 164). Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда.

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-

9

2005.03.001

экономическую политику, опираясь на следующие важнейшие принципы:

- экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

- доверие к регулирующей роли рынка и при необходимости его регулирование с использованием экономических методов;

- развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

- социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

- гендерное равенство мужчин и женщин;

- участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

Критериями оценки степени социальности правового демократического государства являются:

- соблюдение прав и свобод человека;

- проведение активной и сильной социальной политики;

- обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

- адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;

- гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти;

- соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;

- гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;

- права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи; духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность

поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Важнейшим инструментом социальной политики социального государства является социальная защита. Государственные социальные стандарты (ГСС) - элементы механизмов социальной политики социального государства, т.е. социальные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременно ориентирами в реализации социальной и экономической политики социального государства.

В концепции социального государства предлагается формирование системы ГСС, охватывающей такие области, как оплата труда, обеспечение занятости, пенсионное обеспечение, обеспечение населения товарами и услугами массового спроса, обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами и т.д.

Базисным механизмом функционирования социального государства являются его экономическая политика, уровень и состояние социального рыночного хозяйства.

В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право.

К. Ф.Загоруйко

2005.03.002. БРАМЛЬ Й. ОТ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА К ГОСУДАРСТВУ БЕЗОПАСНОСТИ? ОГРАНИЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ БУША.

BRAML J. Vom rechtsstaat zum sicherheitsstaat? Die einschränkung persönlicher freiheitsreche durch die Bush administration // Aus Politik und Zeitgeschichte. - B., 2004. - Bd. 45. - S. 6-15.

Произошедшее 11 сентября 2001 г. воспринято в США не как террористическая, а как военная акция, пишет автор. Американцы ощутили себя в состоянии войны. В этом контексте были заново осмыслены основополагающие конституционные принципы безопасности государства и индивидуальных свобод.

В статье дается обзор данных опросов общественного мнения, свидетельствующих, что граждане США стали позитивнее относиться к своему правительству, ожидая от него действенной защиты от возможных террористических атак. Центральное значение при этом имела фигура президента как верховного главнокомандующего и гаранта безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.