Научная статья на тему 'Теоретические проблемы формирования социального'

Теоретические проблемы формирования социального Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
401
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ / УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНОМУ САМОЧУВСТВИЮ ЧЕЛОВЕКА / SOCIAL STATE / SOCIAL POLICY / PROTECTION OF SOCIAL RIGHTS / THREATS TO SOCIAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергеев В. П.

24 Вестник РМАт № 4 • 2013 24. Право социального обеспе ения России: 32. Хрестоматия по Всеобщей истории гоу еб. / отв. ред. К.Н. Гусов. 4-е изд., перераб. и сударства и права. Т. 2 / под ред. К.И. Батыдоп. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. ра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2003. 25. Рабо ее движение Великобритании. XIX33. Хрестоматия по истории государства XX вв. / отв. ред. Б.А. Рожков. М.: Наука, 1979. и права России: у еб. пособие / сост. Ю.П. Ти26. Рабо ий класс России от зарождения до тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, на ала XX в. М.: Наука, 1989. Проспект, 2005. 27. Рамазанов А.Х., Халифаева А.К. Исто34. Цимбаев Н.И. История России XIX рия государства и права зарубежных стран: на ала XX вв. М.: Филол. общество «СЛОкраткий курс лекций. М.: Юристъ, 2004. ВО»; Эксмо, 2004. С. 410. 28. Смирнов В.П. Франция в ХХ веке: посо35. Черниловский З.М. Всеобщая история бие для студ. вузов. М.: Дрофа, 2001. государства и права. М., 1995. 29. Старшова У.А. Конституционные осно36. Трудовое законодательство в России в вы социального государства в Российской ФедеXIX веке. URL: http://unionalls.ru (дата обрарации: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. щения: 10.01.2012). 30. Степанищев А.Т. История России: у еб. 37. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/ минимум для абитуриентов: у еб. пособие. enc/ru/encyclopedia:0134420 (дата обращеМ.: Высш. шк., 2008. ния: 19.11.2013). 31. Туполева Л.Ф. Социалисти еское дви38. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ жение в Англии в 80-е годы XX в. М.: Наука, bse/130903/Северный (дата обращения: 1973. С. 13. 22.02.2012). УДК 332.012.2 В.П. СЕРГЕЕВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical problematic of the social state formation process

This article reviews the problematic of social state formation in the context of realization of priority directions of national policy of social protection. Basing on the analyses of the problem author offers three models, which can be used by the state to result the problems of social rights protection of the population

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы формирования социального»

24. Право социального обеспечения России: учеб./отв. ред. К.Н. Гусов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

25. Рабочее движение Великобритании. XIX-XX вв./отв. ред. Б.А. Рожков. М.: Наука, 1979.

26. Рабочий класс России от зарождения до начала XX в. М.: Наука, 1989.

27. Рамазанов А.Х., Халифаева А.К. История государства и права зарубежных стран: краткий курс лекций. М.: Юристъ, 2004.

28. Смирнов В.П. Франция в ХХ веке: пособие для студ. вузов. М.: Дрофа, 2001.

29. Старшова У.А. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.

30. Степанищев А.Т. История России:учеб. минимум для абитуриентов: учеб. пособие. М.: Высш. шк, 2008.

31. Туполева Л.Ф. Социалистическое движение в Англии в 80-е годы XX в. М.: Наука, 1973. С. 13.

32. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 2 / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2003.

33. Хрестоматия по истории государства и права России:учеб. пособие/сост. Ю.П. Титов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

34. Цимбаев Н.И. История России XIX -начала XX вв. М.: Филол. общество «СЛОВО»; Эксмо, 2004. С. 410.

35. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М, 1995.

36. Трудовое законодательство в России в XIX веке. URL: http://unionalls.ru (дата обращения: 10.01.2012).

37. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/ enc/ru/encyclopedia:0134420 (дата обращения: 19.11.2013).

38. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ bse/130903/Северный (дата обращения: 22.022012).

УДК 332.012.2

В.П. СЕРГЕЕВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Рассмотрены проблемы формирования социального государства в контексте реализации приоритетных направлений государственной социальной политики, направленной на защиту социальных прав населения. На основе анализа проблемы выделяются три модели участия государства в решении задач защиты социальных прав населения.

Ключевые слова: социальное государство, социальная политика государства, защита социальных прав населения, угрозы социальному самочувствию человека.

This article reviews the problematic of social state formation in the context of realization of priority directions of national policy of social protection. Basing on the analyses of the problem author offers three models, which can be used by the state to result the problems of social rights protection of the population.

Key words: social state, social policy, protection of social rights, threats to social climate.

Социальная сторона жизнедеятельности человека, государства и обще-

© Сергеев В.П., 2013

ства - это совокупность необходимых и достаточных условий существования человека как биологического и общественного существа. К таким условиям

можно отнести здоровье человека, обеспеченность его жильем, одеждой, питанием, доходами, условиями образования, воспитания и развития. Основным критерием социального развития общества выступает благополучие человека.

Стратегической целью социальной политики государства является обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам [1, 2].

Для защиты социальных прав человека необходима разносторонняя созидательная деятельность государства, направленная на осуществление социальной политики на основе развития экономики, повышения материального уровня жизни населения. Необходимо также учитывать, что обеспечение защиты социальных прав населения - это длительный и постепенный процесс преобразований, направленный на достижение социально-экономического прогресса, формирование нового типа взаимоотношений между отдельными индивидами и государством - социального партнерства и социальной интеграции. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты социальных прав населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, ад-

министративные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека в этой области.

Именно на формирование и эффективное функционирование такого комплекса должна быть ориентирована программа деятельности по защите социальных прав населения. Приоритетными направлениями здесь по-прежнему являются повышение эффективности социальной политики государства, предоставление действенных гарантий конституционных прав граждан в области труда, занятости, социального обеспечения, образования, охраны здоровья, обеспечения жильем, улучшение материального положения и условий жизни людей.

Под социальной политикой понимают систему деятельности государства и всех слоев общества по управлению социальным развитием общества, удовлетворению материальных и духовных потребностей населения, обеспечению социальной гармонии через согласование интересов разных групп населения.

Исходные позиции в построении социальной политики могут быть созданы на основе фиксации основных угроз социальному самочувствию человека, и прежде всего ими могут быть:

• необеспеченность достойным жильем;

• отсутствие достаточного для достойной жизни дохода;

• недостаточные возможности населения в отношении получения качественного общего образования;

• недостаточные возможности населения в отношении получения высшего профессионального образования;

• недостаточные возможности в получении квалифицированной медицинской помощи и лечения;

• недостаточность системы обеспечения качественного отдыха и санаторно-курортного лечения;

• рост количества людей, лишенных самых необходимых условий существования;

• дифференциация и атомизация населения;

• сужение возможности социального обеспечения, социальной поддержки и социальной помощи населению.

По-разному подходят исследователи и к проблеме приоритетов социальной политики государства. В целом можно отметить, что основными приоритетами могут быть следующие:

• развертывание социального потенциала государств;

• переход от экономоцентризма к со-циоцентризму;

• выход на международные социальные стандарты;

• достижение стандартов прожиточного минимума;

• совершенствование системы обеспечения населения жильем, в частности развитие ипотечного кредитования, расширение строительства ипотечного жилья;

• совершенствование системы жилищно-коммунального хозяйства на основе полной оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и повышения их качества;

• совершенствование системы пенсионного обеспечения населения на основе перехода к накопительной системе формирования пенсионного фонда;

• совершенствование системы здравоохранения на основе медицинского страхования, кредитования медицинских услуг, расширения системы платных медицинских услуг;

• увеличение рождаемости;

• обеспечение оптимальной занятости;

• совершенствование системы страхования различных сторон жизнедеятельности человека;

• совершенствование системы оказания населению образовательных услуг, в частности развитие конкурсной системы финансирования вузов в соответствии с государственным заказом на подготовку специалистов;

• совершенствование системы адресной социальной поддержки населения, в частности малоимущих.

Следует учитывать и тот фактор, что государства строят социальную политику на основе фиксации основных механизмов социального развития общества. Это и увеличение финансирования социальных программ, и социальная ориентация экономического развития, и повышение социальной эффективности экономических программ, и формирование социально-ответственного бизнеса, и социальное партнерство различных слоев населения, и достижение социальной справедливости, и адресная поддержка малоимущих, и развитие системы благотворительности и спонсорства.

Если говорить об обеспечении эффективности социальной политики государства, то среди основных направлений можно назвать совершенствование социальной сферы жизни общества, государственные гарантии социального развития, совершенствование системы социального законодательства, полная ратификация Европейской социальной хартии, развертывание активности населения в социальной сфере. Важной проблемой построения системы социальной политики является проблема ее базовых принципов. В современном мире к ним можно отнести следующие [3]:

• экономическую свободу человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

• доверие к регулирующей роли рынка;

• развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

• равные возможности при обращении в сфере занятости;

• социальную справедливость и социальную солидарность общества;

• доступность для граждан качественной медицинской помощи; свободный выбор профессий и занятий; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

• недопущение дискриминации в области труда и занятости;

• свободу объединения в национальные и международные организации для защиты экономических и социальных интересов;

• равенство прав граждан на образование;

• доступность и бесплатность общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования;

• участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, а также участие работников в управлении производством и развитии системы социального партнерства;

• социальную, юридическую и экономическую защиту женщин, семьи, детей и молодежи;

• социальную защиту лиц пожилого возраста, инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями;

• гендерное равенство мужчин и женщин.

Сложной и важной проблемой социального развития государства является проблема обоснования критериев эффективности социальной политики государства. Современная практика социального развития государств позволяет выделить следующие:

• соблюдение прав и свобод человека;

• проведение активной и сильной социальной политики;

• обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

• адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение бедности;

• гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;

• соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;

• гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должны нести конкретную социальную ответственность;

• права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и прежде всего молодежи, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Важной задачей совершенствования социальной политики государства является совершенствование социального законодательства. Правомерно предположить, что дальнейшая разработка нормативной базы социального

развития может быть эффективно осуществлена на основе следующих принципов:

• социальной справедливости и прежде всего равенства социальных прав граждан;

• индивидуальной социальной ответственности, обязанности граждан прилагать максимум усилий для самообеспечения и самопомощи;

• социальной солидарности, формирования такой системы отношений, при которой все общество встречает социальные трудности как единая, согласованная система;

• социального партнерства, следования всеми сторонами достигнутых договоренностей;

• социальной компенсации; создания системы восполнения гражданам ограничений, обусловленных их социальным статусом;

• социальных гарантий, предусматривающих предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

• субсидиарности, поддержки общественных инициатив в решении проблем социального развития.

В целом, уровень социальной ориентированности развития должен стать основой более полной ратификации Европейской социальной хартии и Европейской хартии социального обеспечения, Конвенции МОТ 117 об основных целях и нормах социальной политики, ее направленности на достижение общепризнанных международных социальных стандартов.

Социальная политика государства может представлять собой целостную систему мер экономического, правового, социального и организационного характера. Для трудоспособного населения приоритетное значение приобрета-

ют содействие со стороны государства занятости, получению дохода, обеспечивающего достойную жизнь и соответствующего трудовому вкладу, установление социально-трудовых гарантий. Для нетрудоспособных и трудоспособных граждан, не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в силу объективных причин или имеющих низкие доходы, должна действовать комплексная система социального обеспечения, включая социальное страхование, социальное обслуживание, специальные пособия и компенсации, вспомоществование.

Результативность социальной политики во многом обусловлена местом и ролью государства и гражданского общества в ее проведении. Современная практика реализации в государствах социальных задач позволяет видеть по крайней мере три модели участия государства и гражданского общества в их решении.

1. Государство берет на себя решение всей совокупности социальных задач; его забота обращена на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности [4]. Это так называемая патерналистская модель. Она наиболее последовательно и полно получила реализацию в социальной практике Советского Союза: абсолютно все направления социальной жизни общества курировало и обеспечивало государство. Анализ показывает, что патерналистские позиции в социальной практике многих государств и сегодня во многом определяют основу их стратегии социального развития.

2. Государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий прежде

всего путем формирования социально-ориентированного рыночного хозяйства. Эту модель называют либеральной моделью социального государства. Государство этой модели социального развития призвано создать общие для всех основы социального благополучия. Сегодня можно видеть попытки ряда государств Европы и, в частности, СНГ в условиях сложной социально-экономической обстановки пойти по пути либеральной модели, ориентируя население на необходимость больших и самостоятельных усилий по решению собственных социальных проблем. Это в определенной мере можно сказать и о проводимых сегодня социально-экономических реформах в России.

3. Либерально-патерналистская модель социального государства: госу-

дарство, решая наиболее важные проблемы и создавая наиболее общие условия социального развития страны, ориентирует бюджетное финансирование и привлекает внебюджетные средства на социальную поддержку малообеспеченного населения. Сегодня можно сказать о попытках государственных структур ряда стран оказать социальную поддержку наименее обеспеченным слоям населения конкретными национальными проектами.

Выбор модели социальной политики обусловлен многими факторами экономической, политической и культурной жизни разных государств, но можно предположить, что либерально-патерналистская модель социального государства является наиболее адекватной и эффективной в решении проблем социального развития стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Ст. 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.). Ст. 11.

3. Евразийская социальная хартия (принята МПА ЕврАзЭС в 2005 г.).

4. Калашников С.В. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Социальное государство Российской Федерации: состояние и правовое развитие. М.: Издание Совета Федерации, 2004. С. 61-67.

УДК 338.48-44(1-22) А.И. СЕСЕЛКИН, Т.В. РАССОХИНА

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

Авторы анализируют проблему создания условий для устойчивого развития сельских территорий средствами социального туризма, опираясь на Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. Раскрываются цели, задачи и принципы организации данной деятельности.

Ключевые слова: социальный туризм, сельское хозяйство, сельские территории, устойчивое развитие сельских территорий.

The authors review the problematic of the conditional development of .social tourism on the agricultural territories. The article works with state development program in the area of agricultural development and sets up goals and principles of the research in this area.

Key words: social tourism, agriculture, agricultural territories, stable development of agricultural territories.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определены основные цели государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе, в частности устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения, включая жителей поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию.

Под сельскими территориями законодательство Российской Федерации понимает территории сельских поселений и соответствующие межселен-ные территории [2]. Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании

© Сесёлкин А.И., Рассохина Т.В., 2013

может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.

Территория России превышает 17 млн кв. км, из которых 400 млн га (23,4%) составляют земли сельскохозяйственного назначения. Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн человек (27% общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн человек, плотность населения низкая -2,3 человека на 1 кв. км. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность -72% сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. человек составляют 2%.

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.