Научная статья на тему 'Конституционные основы социальной политики государства: современные концепции'

Конституционные основы социальной политики государства: современные концепции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2146
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL CONSTITUTIONAL STATE / ВЛАСТЬ / POWER / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РЕШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ ВЛАСТЬЮ / SOLUTION OF PUBLIC PROBLEMS POWER / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ЦЕЛИ / SOCIALLY SIGNIFICANT PURPOSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чепурной А.Г.

Рассматриваются концепции на природу, функции социального государства и социальной политики. Обосновывается вывод, что в Российской Федерации в настоящее время реализуется комплексная модель социальной политики, сочетающая в себе, с точки зрения целей, преимущественно социально-демократический подход, а с точки зрения средств достижения этих целей, — преимущественно либеральный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional bases of social policy of the state: modern concepts

Concepts on the nature, functions of the social state and social policy are considered. The author make the conclusion that in the Russian Federation has complex model of social policy combining social and democratic approach and liberal approach.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы социальной политики государства: современные концепции»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

^^ Актуальные проблемы конституционного права ^^

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

А.Г. ЧЕПУРНОЙ

доктор юридических наук, профессор

Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс, муниципальное право

Аннотация. Рассматриваются концепции на природу, функции социального государства и социальной политики. Обосновывается вывод, что в Российской Федерации в настоящее время реализуется комплексная модель социальной политики, сочетающая в себе, с точки зрения целей, преимущественно социально-демократический подход, а с точки зрения средств достижения этих целей, — преимущественно либеральный подход.

Ключевые слова: социальная политика, социальное государство, социальное правовое государство, власть, управление, решение общественных проблем властью, социально-значимые цели.

CONSTITUTIONAL BASES OF SOCIAL POLICY OF THE STATE: MODERN CONCEPTS

A.G. CHEPURNOY

doctor of jurisprudence, professor

Annotation. Concepts on the nature, functions of the social state and social policy are considered. The author make the conclusion that in the Russian Federation has complex model of social policy combining social and democratic approach and liberal approach.

Key words: social policy, social state, social constitutional state, power, management, solution of public problems power, socially significant purposes.

В Конституции Российской Федерации норма о социальной политике отнесена к числу положений, определяющих основы конституционного строя России. Направленность политики социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закреплена в ст. 7 Конституции РФ.

Введение данной конституционной нормы соответствовало общей логике развития теории государства и права, а также общей практике трансформации функций государства и перехода от «государства как высшей формы власти» к «государству как заботливому опекуну»1.

Категория социальной политики достаточно активно используется в научном обороте2. Она является производной от терминов «политика» и «социальное».

Политика, в свою очередь, определяется как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых целей3. Понятие «соци-

альное» в контексте изучаемой проблемы можно определить как правоотношения, относящееся к социальной сфере, к которым относится все, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни. При этом качество жизни определяется как обобщенный показатель материального, физического и кулкгурно-го благополучия населения. Он отражает не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и степень удовлетворения духовных потребностей людей, продолжительность их жизни, условия внешней среды, морально-психологический, политический климат в обществе, душевный комфорт4.

В настоящее время социальная политика в общем виде определяется как управление, решение общественных проблем властью, а также формирование, поддержание и изменение власти и законов в социально-значимых целях5. С функциональной точки зрения социальная политика определяется как «деятельность государства по поддержанию такого характера равенства-неравенства, который способствует сбалансированному развитию общества и обеспечивает стабильность правления»6. С инсти-

Актуальные проблемы конституционного права

туциональных позиций социальная политика — это одна из главных сфер политической деятельности государства, политических партий, общественных организаций, являющихся субъектами политики, цель которой — развитие образующих то или иное общество социальных групп, общностей, а также развитие человека'.

Понятие «социальное государство» как генетически связанное с современным пониманием социальной политики было введено в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г. По его утверждению, социальное государство должно «поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»8. В данном определении содержатся и характеристики социальной политики такого государства.

Данный автор и поддержавшие его впоследствии ученые Ю. Офнер, Ф. Науман, А. Вагнер исходным критерием выделения социального государства и его политики определили государственный патернализм, который охватывал всех членов общества, принадлежащих к его различным слоям.

Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX в. Стремясь ослабить влияние партии социалдемократов, правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию законов о страховании рабочих промышленных предприятий. Это и стало основой социально ориентированной политики. Как указывалось в правительственном заявлении по этому поводу, лечение социальных недугов требует не только применения репрессивных мер против социал-демократии, но и заботы о «благосостоянии рабочих»9. Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. — первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правом на объединение в профсоюзы, на защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности).

С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства. Первая треть ХХ в. ознаменовалась массовым принятием социальных законов, их инкорпорированием в систему политики органов государственной власти. Однако, этот процесс был прерван экономическим кризисом 30-х гг.

В 1930 г. Г. Геллер ввел понятие «социальное правовое государство», которое в основе своей опирается на право гражданина получать социальные гарантии от государства10. Последующее юридическое закрепление правовой природы социального государства фактически узаконило за ним его социальную функцию. Соответственно, содержание социальной политики по ее реализации корреспондировало с подобной трактовкой сущности социального предназначения государства.

Процессы формирования социальной политики на основе идеологии общественного благоденствия возобновились после Второй мировой войны, когда в индустриально развитых странах Западной Европы и США были созданы национальные системы социального обеспечения. Особую роль при этом сыграли идеи кейнсианства11. Кейнсианские представления о всеобщей занятости и высоких доходах населения оказали ощутимое влияние на реформы, проведенные социал-демократами Швеции и лейбористами Великобритании. В послевоенный период социальное законодательство этих стран считалось образцовым и нередко копировалось правительствами других государств, а наиболее эффективные механизмы социальной политики перенимались для практического использования.

Под политикой социального благоденствия в середине XX в. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов12. В последующие годы эти программы дополнялись положениями о демографической политике государства, его задачах в области охраны окружающей среды, превенции социальных отклонений, защиты национальной культуры и др. Социальная политика про-мышленно развитых стран нашла отражение в мно-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

гочисленных работах, опубликованных в Великобритании и США, где за ней закрепилось название политики государства благоденствия (Welfare State).

В официальных документах и законодательстве западных стран понятие государства благоденствия используется крайне редко13. Чаще употребляется термин «социальное государство», после чего следует раскрытие особенностей и целей его социальной политики. Эта формула содержится в программных документах многих политических партий, а также в конституциях трех государств Западной Европы: в Основном законе ФРГ 1949 г., Конституции Франции 1958 г. и Конституции Испании 1978 г.

В период принятия концепции современной модели социальной политики при провозглашении нашей страны социальным государством среди ученых рассматривались в качестве базовых и другие теории государственного строительства — теории элит, конвергенции, технократической теории, теории плюралистической демократии, историко-мате-риалистической концепции государства14.

Учитывая конституционный принцип идеологического и политического многообразия, многопартийности (ст. 13 Конституции Российской Федерации), важно предусмотреть потенциальную возможность реализации в нашей стране различных концепций сущности, содержания и целевых установок социальной политики приверженцами тех или иных политических взглядов.

В интересах реализации данного конституционного принципа законодательно установлено, что в Российской Федерации допускается деятельность политических партий, под которыми понимаются общественные объединения, созданные в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления15.

Общественно-политические движения и партии, в зависимости от своих доктринальных программ, вкладывают в понятие социального государства и его социальной политики разное содержание. Представление о сущности и цели социальной политики в различных ее концепциях можно полу-

чить на базе анализа опыта деятельности органов государственного управления зарубежных стран, которые реализуют ее в русле различных политико-правовых воззрений. Определенные выводы можно сделать на основе анализа деятельности современных отечественных государственных деятелей, которые реализовали на практике собственные теоретические представления.

Социальную политику на базе либерального понимания роли государства трактуют как функцию «государства социальных услуг». Либеральная социальная политика, как представляют ее приверженцы, позволяет стабилизировать развитие общества, уладить возникающие в нем конфликты и тем самым добиться утверждения в общественной жизни отношений солидарности и партнерства.

Содержание неолиберальной социальной политики определяется как создание общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи малоимущим. При этом оказание помощи трактуется как создание условий для активной деятельности человека, а не адресное выделение каких-то материальных ресурсов для потребления16. Одновременно понятие всеобщего благоденствия не употребляется, чтобы не вызвать у социально уязвимых слоев населения завышенных ожиданий.

Социально-демократическая модель социальной политики основана на утверждении, что рыночные отношения, рынок как основной регулятор общественных процессов не во всем эффективны. Рынок позитивно действует лишь на уровне предприятий, фирм, производственных объединений, т.е. на микроэкономическом уровне. Однако, он мало эффективен на макроэкономическом уровне.

Есть целый ряд товаров и услуг, распределение которых на основе принципов рыночных отношений усиливает социальное неравенство, ведет к несправедливости, порождает напряженность в обществе. Это относится к предметам первой необходимости, образованию, здравоохранению, жилью и т.п. Эффективная социальная политика в связи с этим возможна лишь тогда, когда в обществе, в системе экономических отношений действуют принципы равенства и социальной справедливости. Разрешить эти противоречия рыночных отношений можно лишь в рамках социальной политики посредством принятия блока соответствующих законов,

Актуальные проблемы конституционного права

защищающих социальные права граждан. Необходимо также отметить, что социал-демократическая концепция социальной политики предполагает применение строгого контроля и принудительных мер со стороны государства за системой рыночных отношений, которым отводится важная роль в решении актуальных социальных задач, гармонизации интересов разных слоев общества и, тем самым, в обеспечении общественного прогресса и социальной стабильности.

Главным механизмом социальной политики считается не увеличение заработной платы, а предоставление целого комплекса социальных услуг, позволяющих уменьшить различие в жизненных уровнях основных групп общества. Однако, на практике решение этой проблемы сталкивается с таким явлением, как ужесточение социального контроля со стороны государства над теми слоями общества, которым предоставляются социальные услуги, социальная помощь на строго адресной основе, что в рамках данной концепции является недемократичным по своему существу.

Представители неолиберальной социальной политики в настоящее время не заявляют о необходимости полного свертывания социальной политики. Речь идет, скорее, о постепенной переориентации социального страхования, определяющего (как в количественном, так и в качественном отношении) всю систему социального обеспечения. Институты и услуги социального страхования должны быть подвергнуты структурным изменениям путем постепенного приспособления к принципам частного страхования. Это означает, что уровень социальной защиты едва ли будет превышать уровень социальной помощи. Те, кто может себе это позволить, будут обеспечены социальными услугами более высокого уровня, заключая индивидуальные договоры о страховании с частными компаниями.

Социал-демократическая модель социальной политики рассматривается как средство реализации цели социального государства — достижение демократического социализма. При этом государственная власть призвана подготовить условия для перехода к социальной демократии, при которой демократические методы управления будут применяться во всех сферах общественной жизни, в том числе на производстве. В рамках данной концеп-

ции социальная политика является не услугой или милостью со стороны государства, а его прямой обязанностью, вытекающей из предоставленных гражданам социальных прав. Теоретики социал-демократической концепции социальной политики разрабатывают идеи правового социального государства, ответственного перед своими гражданами, и возлагают на него обширный круг задач вплоть до утверждения в обществе отношений социальной справедливости.

Достаточно распространенным взглядом на сущность социальной политики в современных условиях остается марксистская концепция17, естественно, в несколько модернизированном виде (сегодня выделяются три направления в марксизме: «постмарксистское», «аналитические марксисты», «новые структурные марксисты»).

Исходным для марксизма положением, объясняющим суть и характер общественных отношений, является то, что существующая частная собственность на средства производства порождает, во-первых, дифференциацию общества на классы, основными из которых являются класс собственников (капиталисты) и класс пролетариев, не владеющий собственностью на средства производства и вынужденный поэтому для того, чтобы жить, продавать единственный товар, которым он владеет, — рабочую силу. Во-вторых, факт существования частной собственности порождает в условиях обобществленного труда и рыночных отношений непримиримые противоречия между двумя этими классами.

Эти противоречия обусловлены столкновением диаметрально противоположных интересов, с одной стороны, капиталистов, стремящихся получить максимальную прибыль от владения собственностью, и спецификой такого товара, каковым является труд рабочих, при «потреблении» которого получается прибыль, а с другой — пролетариев, постоянно борющихся за повышение своей заработной платы, за возможность продавать свой товар — рабочую силу — по более высокой цене.

Содержание социальной политики в условиях социального государства является, как это трактует неомарксистская концепция, одним из инструментов усиления капиталистической системы. Ограничивая деятельность ряда амбициозных капиталистов и компаний (стремящихся любыми путями

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

получать сверхприбыль, не считаясь с интересами всего общества), частично перераспределяя финансовые потоки для решения острых социальных проблем, социальное государство, тем самым, обеспечивает сохранение и развитие всей системы рыночных отношений. Посредством этого осуществляется легитимация капиталистической системы, ее политическое и экономическое выживание.

Социальная политика в данной концепции опирается на выделение трех уровней в социальных потребностях. Первый уровень — это фундаментальные, жизненно необходимые потребности. К ним относятся потребности в еде, одежде, жилище, медицинском обслуживании, образовании, минимальный уровень организации отдыха и развлечений, социальная инфраструктура — доступный общественный транспорт, магазины, места общего отдыха и т.п. Эти потребности должны удовлетворяться за счет государства.

Второй уровень потребностей (вторичные потребности) включает более сбалансированное питание, напитки, более изысканную одежду, систему домашних технических приспособлений, т.е. современную бытовую технику, разнообразные виды отдыха, приобщение к культуре, наличие автомобиля в личной собственности и т.п. Эти потребности удовлетворяются за счет личных усилий индивида. Но общество обязано создать необходимые благоприятные условия для обеспечения самореализации личности, обеспечить работой и т.п.

Третий уровень составляют все товары и услуги, относящиеся к разряду роскоши. Удовлетворение потребностей данного уровня — исключительно личное дело каждого, и государство здесь не играет никакой роли, обеспечивая лишь защиту частной собственности.

В настоящее время делаются попытки интегрировать оба подхода в социальной политике государства благоденствия. Она возникла в 50-е гг. ХХ в. в период экономического подъема в странах Западной Европы и США.

Одним из создателей теории был шведский экономист и государственный деятель Карл Гун-нар Мюрдаль18. В основе его концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие уже достигнуто в индустриальных странах Запада. Остальные страны рано или поздно встанут на тот

же путь экономического и социального развития. Суть теории общественного благоденствия, как ее формулировал Мюрдаль, заключается в том, чтобы мирно и без революции проводить скоординированную публичную политику и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику страны в соответствие с интересами большинства граждан19.

Социальная политика государства благоденствия, согласно концепции, базируется на смешанной экономике, т.е. рыночные отношения сочетаются в ней с государственным планированием. Государственное вмешательство при этом осуществляется в форме социальной политики и необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики.

Современное содержание социальной политики государства благоденствия включает: социальные инвестиции на нужды будущего развития, т.е. меры, обеспечивающие, во-первых, воспитание и обучение подрастающего поколения и, во-вторых, развитие и совершенствование системы здравоохранения; оказание различных видов материальной помощи в виде пособий на детей, жилье, лекарства и т.п.; оказание материальной помощи при различных несчастных случаях на производстве.

Главными целями социальной политики при этом являются: справедливое и равномерное распределение доходов, обеспечение всем гражданам достойных условий жизни; вмешательство в отношения между различными классами шведского общества для улучшения условий жизни в первую очередь наименее обеспеченных слоев общества, защита интересов трудящихся; стимулирование экономического роста с помощью регулирования потребления определенных слоев общества.

Механизмами реализации социальной политики выступают: централизованное коллективно-договорное регулирование отношений профсоюзов и предпринимателей; централизованное регулирование заработной платы; централизованное принятие решений об использовании против предпринимателей и государства такого сильного оружия трудящихся, как забастовки; исключение влияния на решения правительства и профсоюзов со стороны военно-промышленного комплекса.

Можно утверждать, что данный механизм социальной политики служит достижению задачи реа-

Актуальные проблемы конституционного права

лизации политики социального консенсуса, направленной на расширение прав трудящихся на производство, укрепление общественного, коллективного

сектора экономики, повышение социальной защи-

20

щенности трудящихся20.

Необходимо отметить, что концепции социальной политики менялись под влиянием социально-экономических изменений. Так, экономический кризис начала 70-х гг. и последовавшие за ним события опровергли многие прогнозы, содержащиеся в теории государства благоденствия. В настоящее время она утратила целостный характер и развивается преимущественно в исследованиях, посвященных отдельным проблемам общественного благополучия — проблемам компенсаторной и распределительной справедливости (Дж. Роулс), прав граждан на равную долю социального благоденствия (Р. Дворкин) и др.

В целом все приведенные концепции на природу и особенно функции социального государства, социальную политику за последние годы значительно сблизилась. Практически всеми признается, что реализация социальных потребностей людей должна в основном патронироваться государством. Социальные услуги должны стать универсальными, по большинству своему превентивными, перераспределительными. И все это предполагает активное участие граждан в постоянном контроле за деятельностью государственных органов, чиновников в проведении ими надлежащей социальной политики.

Практически всеми основными политическими силами современного общества, существующими теоретическими концепциями общественного устройства признается, что становление социального государства есть закономерный процесс, обусловленный логикой общественного развития, определенным уровнем развития производительных сил, демократизацией общественной жизни, повышением уровня политической и правовой культуры граждан, постепенным утверждением нормами права принципов справедливости, равенства и свободы.

Концепции социальной политики социального государства, таким образом, не обладают идейным единством. Отечественным ученым в области теории государства и права предстоит столкнуться с необходимостью сделать анализ различных взглядов на природу и задачи социальной политики, ее

масштабы в условиях современной России, включая проблемы участия органов народного представительства в осуществлении целей социального государства.

Как показывает анализ конституционного обеспечения и реального функционирования современного социального государства, ему свойственны не только наличие соответствующего принципа в конституциях стран, продуманная стратегия социальной политики и весомые достижения в ее реализации, но и целый ряд других конституционных положений, раскрывающих принцип социального государства и обеспечивающих его реализацию, а также особые характеристики как социальной, так и всех иных сфер общественной жизни. Они являются основой для определения содержания социальной политики в условиях социального государства.

Значительный научный интерес представляют подходы к трактовке сущности социальной политики социального государства зарубежных исследователей. Для немецких ученых характерно, прежде всего, увязывание деятельности такого государства в области социальной защиты граждан и рыночной экономики, покоящейся на частной инициативе и приносящей средства для социальных программ21. По мнению Х. Байера, «современное социальное государство — это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, при том, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме»22.

Более сложные научные схемы выстраивают испанские специалисты по теории социальной политики социального государства. Так, М.А. Гарсия Эррера рассматривает данную социальную политику в контексте отношений между экономикой и политикой, политической властью и рынком, когда капиталистическое развитие экономики сочетается с внедрением публичной власти в рынок и распределением богатств. При этом фундаментом, лежащим в основании социальной политики социального государства, является пакт между политическими классовыми организациями с противоречивыми интересами, после заключения которого согласовываются основные документы, радикальным образом затрагивающие форму государства, экономическую

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

структуру и условия жизни граждан. Само социальное государство, базирующееся на социальных преобразованиях и достижении материального равенства, существует только лишь пока материализуются характеризующие его социальные идеи23. Соответственно, его социальная политика базируется на целостной идеологии социальной солидарности и поддержки.

Социальная политика социального государства предполагает свое осуществление посредством деятельности государства в других сферах — экономической, политической, духовной, а также на различных уровнях — федеральном, региональном, местном. Определенные характеристики данных аспектов мы можем найти у зарубежных ученых.

В экономической политике социального государства требуется сочетание и мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной инициативы граждан по обеспечению собственного благосостояния.

В политической сфере необходимы консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случае демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Анализируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, можно констатировать, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной социальной политики, заключающейся в деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Эффективная социальная политика социального государства возможна на базе высокого уровня сближения целей и

гармонизации отношений государственных институтов и общества.

Осуществляемая в настоящее время социальная политика российского государства учитывает общепризнанные подходы к форме государственного устройства в виде социального государства. Выбранная модель государственной политики в социальной сфере была признана наиболее близкой к исторической практике государственного устройства России, менталитету российского общества, опробована в течение более чем полувека на практике и действует в настоящее время в Германии, Испании, Австрии, Швеции, Финляндии и других европейских странах, имеющих высокий жизненный уровень.

Данная социальная политика создает условия для придания экономическим реформам социальной направленности.

Социальная политика социального государства базируется на следующих принципах: ф экономической свободы человека и признания права предпринимателей и лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию. Этот принцип лежит в основе регулирования социально-трудовых отношений между трудом и капиталом посредством переговорного процесса и выработки соглашений и коллективных договоров, через систему социального партнерства, при непременном участии государства в создании правового обеспечения условий для этого; ф участия в управлении (принцип экономической демократии). Его реализация позволяет работникам участвовать в выработке и реализации социально-экономических решений, касающихся труда, его условий и оплаты, перспектив развития своей организации и др., что создает условия сопричастности и заинтересованности работника в коллективных результатах; ф ответственности всех членов общества за положение дел в обществе. Он предполагает солидарное участие и заботу всего общества о тех, кто еще не работает, — детях или уже не работает, т.е. нетрудоспособных по разным причинам. С помощью правового регулирования социальное государство не допускает неправомерных разрывов в доходах разных категорий своих граждан и поддерживает их высокую социальную защиту;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

ф ответственности государства за действие рыночных сил, за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, не допуская разрушительного действия рынка, прежде всего на социальную сферу — занятость, доходы, уровень жизни, образование, науку, культуру, здравоохранение и др.

Модель социальной политики, реализуемой в Российской Федерации, опирается на господство права и призвана обеспечивать, в первую очередь, гарантии соблюдения прав и свобод человека; создает гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие; осуществляет при любых системных и структурных преобразованиях в обществе сильную, последовательную государственную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения; распределяет между всеми хозяйствующими субъектами и собственниками средств производства определенную социальную нагрузку; создает благоприятные условия для реального участия работников в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях управления и власти; признает и реализует систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений.

Данная политика ориентируется на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций.

Реализуемая в настоящее время в Российской Федерации модель социальной политики более всего тяготеет к либеральной модели. Изменение ее содержания происходит в контексте формирования научных взглядов о направлениях развития де-

мократических, справедливых, предоставляющих всем равные возможности в обществе, создающее гуманные условия жизни, которые обеспечивают защиту прав и развитие личности24.

Социальная политика социального государства связана с формированием условий жизни и перспективы социального развития граждан, с удовлетворением ими таких важнейших потребностей, как потребность в труде, образовании, сохранении здоровья, жилье, общественной безопасности. В связи с этим экономические критерии эффективности государственной политики — экономический успех на мировых рынках, рентабельность, максимизация прибыли — должны сочетаться с социальными критериями — социальной защищенностью, уровнем жизни, социальным самочувствием.

Анализ проблем социальной политики в Российской Федерации показывает, что в настоящее время реализуется ее комплексная модель, сочетающая в себе, с точки зрения целей, преимущественно социально-демократический подход, а с точки зрения средств достижения этих целей, — преимущественно либеральный подход. Отечественная социальная политика основывается на традиционной для нашей страны большой роли государства в решении проблем социально уязвимых категорий граждан.

На современном этапе развития страны большое значение приобретают вопросы обеспечения социальной направленности политики государства, контроля за деятельностью правительственного аппарата со стороны общества. Социальная политика требует выделения социально значимых приоритетов при построении социального государства, прежде всего в отношении лиц, пострадавших при выполнении социально важных задач обеспечения обороны, борьбы с терроризмом. Она формируется в условиях согласования социальных целей органов государственной власти и реально существующих финансово-экономических возможностей государства в современных условиях.

1 Развитие идей социального государства в русле учебного курса «История правовых и политических учений», в монографической и научно-популярной литературе, диссертационных исследованиях в настоящее время изложено достаточно подробно. См., например: Калашников С.В. Становление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

социального государства в России. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003; Калашников С. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. 2002. №№ 10; Торлопов В.А. Социальное государство в России: Анализ социально-политических аспектов: Автореф. дисс. ... д-ра со-циол. наук. С-Пб.: Рос. гос. пед. ун-т, 1999; Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2.; Мамут Л. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7; Страшун Б., Мишин А. Социальное государство // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 3-е изд. М. 1999. и др.

2 См.: Зомбер В. Идеалы социальной политики. М.—СПб, 1900; Артемов Г.П. Политическая социология. СПб. 2000; Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. -М., 1982; Активная социальная политика: поиски, находки, решения. М., 1986; Семья как объект социальной политики. М., 1986; Социальные ресурсы и социальная политика; Социальная политика в России: Сб. документов. М., 1992; Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М., 1992; Социальная политика: парадигмы и приоритеты. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000; Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. М.: Институт экономики РАН, 1998; Bell D. The Social Framework in the Information Society. The Computer Age. L., 1981; Lexicon der Sozialpolitik. Berlin, 1987; и др.

3 См.: Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 53.

4 Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. С. 285.

5 См.: Желтов В.В. Основы политологии / Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 169—170.

6 Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. М.: Гардарики, 2001. С. 216.

7 Российская социологическая энциклопедия. Под об. ред. Г.В. Осипова. М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М», 1999. С. 397.

8 Stein L. Gegemwart und Zukunf der Rechtg — und Staatswissenschaften Deutschlands. Stuttgart, 1876.

9 Ritter G.A. Der Sozialstaat. Munchen, 1991.

10 HellerH. Rechtssyaat oder Diktatur. Fr. Am Main, 1930.

11 Keynes D.M. The general theory of employment, interest end money. N.Y. 1936.

12 The Development of Welfare States in Europe and America / Ed. By P. Flora. L., 1990.

13 Distionnaire des termes officials. P., 1995.

14 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1999; История политических и правовых учений / Под общ. ред. Проф. О.В. Мартышина. М., 2004; Антология мировой политической мысли: в 5 т. / Национальный общественно-научный фонд Академии политической науки. М., 1997; Желтов В.В. История политических идей. Кемерово, 2002 и др.

15 Ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

16 См.: Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. СПб.: Норма, 1997; Маршалл Альфред. Принципы экономической науки: В 3-х т. М.: Издательская группа «Прогресс». 1993; и др.

л Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 50 т. М.: Политиздат. 1955— 1981; Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 55 т. М.: Политиздат, 1958—1965; и др.

18 Myrdale G. Beyond the Welfare State // Economic Planning and its International Implications. New Haven, 1960.

19 Myrdale G. Beyond the Welfare State // Economic Planning and its International Implications. New Haven, 1960. P. 6.

20 Myrdale G. Beyond the Welfare State // Economic Planning and its International Implications. New Haven, 1960. P. 104.

21 Braun Н., Niehaus MSozialstaat Bundesrepublik Deutschland auf dem Weg nach Europa. Frank-furt/Main. New Jork: Campus Verlag. 1990. S. 42.

22 BairН. Ehrlichkeit im Sozialstaat. Zurich, 1988. S. 9.

23 Garcia Herrera M.A. El fin Estado Social // Sistema. 1994. № 118/119. P. 135—137, 141.

24 См.: Серегин В.П., Карасева М.В. Законность — основополагающий принцип защиты прав человека // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., 2003. С. 116—123.

Административное право. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Dura lex, sed lex»). Братановский С.Н., Зеленов М.Ф., Марьян Г.В. Изд-во ЮНИТИ, 2014. 975 с.

На основе законодательства Российской Федерации рассматриваются основные положения административного права и административно-правовых институтов, в том числе понятие, принципы и сущность государственного управления и исполнительной власти, механизм и особенности административно-правового регулирования в современный период, административно-правовой статус субъектов административного права, а также вопросы, касающиеся организации и функционирования государственного управления в сферах экономики социально-культурного и административно-политического устройства.

Для студентов высших юридических учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция», преподавателей, аспирантов, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

Административное ПРАВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.