УДК 338(470)
Боровикова О. В. ЭФФЕКТИВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием социального государства в России, а также модели социальной политики, создающие условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности.
Ключе вые слова: социальное государство, социальная политика, современные модели социальной политики.
Современный этап мирового развития исключительно противоречив. С одной стороны, он содержит огромные потенциальные возможности для глобального международного сотрудничества, экономической интеграции и развития институтов гражданского общества. А с другой, под воздействием рыночной стихии, эгоистичных устремлений ряда государств мировое сообщество стремительно поляризуется по уровню национального богатства.
Построение социального государства является важнейшим и необходимым этапом на пути диктуемого общественными потребностями и волей граждан эволюционного превращения российского капитализма в демократический социализм.
Развитие структур социального государства должно сопровождаться непрерывным возникновением и становлением разнообразных институтов гражданского общества, что в свою очередь будет давать новые импульсы совершенствованию государственного устройства.
В 1993 году в России была принята Конституция, которая в статье 7 провозгласила: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].
В настоящее время по мере укрепления экономики, складываются условия и предпосылки для целенаправленной деятельности по реализации целей и задач социального государства. Это обусловлено востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение сильной и активной социальной политики, отвечающей сути и принципам социального государства, политическим установкам Президента В. В. Путина по вопросам преодоления бедности и обеспечению достойной жизни граждан России на основе научно обоснованной Концепции и комплексной программы государственных мер [2]. Эта потребность вызвана и внешними причинами - необходимостью гармонизации и сближения законодательства и социальной практики со странами СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства, европейскими странами, подписавшими соци-
альную хартию, многие из которых, по конституциям, являются социальными государствами.
Социальное государство - это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека - его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий - богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:
- экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
- доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
- развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
- социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового
перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
- гендерное равенство мужчин и женщин;
- участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства [3].
Функционирование социального государства на изложенных выше принципах обеспечивается, прежде всего, с помощью соответствующих механизмов социальной политики.
Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и соответствующих органов управления носит в большей мере рамочный, нормативно-задаю-щий характер (разрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления). В реальные дела социальная политика воплощается на городском, районном, муниципальном и корпоративном уровнях (уровне организаций).
В современной литературе общие теоретикометодологические проблемы становления и развития идеи и практики социального государства исследуются в работах Т.А. Алексеевой, В.В. Ба-риса, Ю.Е. Волкова, А.Г. Володина, К.С. Гаджие-ва, И.Н. Гомерова, П.К. Гончарова, H.H. Гриценко, A.A. Зиновьева, З.М. Зотовой, М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева, Б.И. Коваля, Ю.В. Кузнецова, М.Н. Марченко, В.П. Мелецкого, С. Пчелинце-ва, Ю.М. Резника, В.Д. Ройка, Ю.И. Семенова, А.И. Соловьева, Э.А. Соловьева, В.А. Торлопова, Т.В. Шмачковой.
Актуальные социально-политические проблемы формирования социального государства в условиях современной России исследуются в работах В.М. Анисимова, В.В. Бариса, Г. А. Батанова, Е.И. Башкировой, Т.Ю. Богомоловой, Д.В. Валового, B.C. Дегтяря, Т.Ф. Ермоленко, М.А. Ищенко, C.B. Калашникова, К.Э. Лайкама, О.Т. Лебедева, В.А. Медведева, С. Мисихиной, Л.Н. Овчаровой, Г.В. Осипова, Л. Ржаницыной, Н.М. Римашевской, В.Д. Ройка, B.C. Тапилиной, Т.А. Федотовской, Н. Фридкина, Е.Б. Шестаковой, С.А. Язвенко и других ученых.
Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.
Патерналистская социалистическая модель. Основные ее характеристики — это всесторонняя ответственность государства за социально
экономическое положение своих граждан, государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению, чувство социальной защищенности, социальной стабильности, лояльность граждан по отношению к государству. При всех положительных качествах эта система, обладая низкой экономической эффективностью, не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния всех граждан, поэтому для нее также характерна система социальных льгот и привилегий для бюрократической элиты и низкий уровень обеспеченности и лимиты социальных благ для основной массы населения. В условиях данной модели также очень высока зависимость индивида от государства, формируется идеология иждивенчества, теряется инициатива, и в конечном итоге ограничивается социальная свобода. Слабое развитие рыночных отношений в отраслях социальной сферы предопределяет слабую заинтересованность в результатах труда ее работников, низкую ориентацию на потребителя, практическое отсутствие защиты прав потребителей. Методы проведения социальной политики разнообразны — от административных, экономических до прямого насилия.
Шведская модель социальной политики характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государство социальной сферы. Иногда ее называют «шведский социализм». Она обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, но из-за присущей для всех чрезмерно централизованных систем унификации в социальной сфере, ограниченности свободы выбора для потребителей не пользуется широким распространением и популярностью, так как это расценивается как очень существенные недостатки в системе западной демократии. Для шведской модели также характерно высокое налоговое давление на предпринимательство и население, что также не особенно привлекательно для других стран.
Рыночная социальная модель отличается наибольшей социальной жесткостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства. Она характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.
Модель «государства благосостояния» является типичной рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной
стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может. В «государстве благосостояния» высок уровень расходов на социальные нужды, высоки социальные минимальные стандарты, часто они приближены к средним показателям по стране.
Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства, основоположником которой является Людвиг Эрхард, базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности [4]. При безусловном приоритете экономической свободы рынка эта модель характеризуется также высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, налоговую политику правовое обеспечение и т.д. В этой модели действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающая уровень жизни не ниже черты бедности. При этом государство задачи, которые могут решить сами граждане, на себя не берет.
В России при стратегической ориентации на социальное рыночное хозяйство в настоящее время доминирует рыночная социальная модель. Резкий переход от патерналистской социалистической модели к рыночной социальной, от массовой социальной защиты и поддержки и разветвленной сети бесплатных учреждений социальной сферы к рыночным методам дает очень резкий контраст, болезненно переносится населением. К тому же эти модели и идеологически чужды друг другу, так как в основе одной - коллективизм, а другой - индивидуализм.
К основным принципам российской социальной политики относятся поддержка за счет государственных средств только слабо защищенных групп населения, их адресная поддержка; повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ и привилегий, перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти; гласный характер социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований; государственный и общественный контроль в социальной сфере и др.
Построение социального государства в условиях асимметричной федерации и при значительных различиях в уровнях социальноэкономического развития регионов требует дополнительных политических и организационных усилий, связанных с необходимостью усиления демократических принципов федерализма, развития гражданского общества и консолидированной государственной социальной политики.
Материальной основой совершенствования социального государства в современной России является дальнейшее экономическое развитие страны, без достижения успехов в котором, государство не сможет полноценно выполнять свои социальные функции.
В настоящее время вполне доказано, что чистая рыночная экономика, пропагандируемая монетаристской концепцией и другими либеральными направлениями экономической мысли (Ф. Хайек, Л. Мизес и др.), неотделима от безработицы и других социально негативных явлений. Другим важнейшим фактором, требующим серьезного вмешательства государства в рыночную стихию, является факт глубокой монополизации и олигополизации современных рынков, резко ограничивающих классическое состояние совершенной конкуренции и делающих классические либеральные концепции экономики неадекватными реальности. С практической же точки зрения, успехи скандинавских стран (особенно Швеции, длительное время поддерживающей уровень безработицы на уровне 12%), взявших на вооружение концепции социальной рыночной экономики в ее самом строгом по отношению к рыночным отношениям оформлении, вполне доказывают, что крайне либеральным моделям социального государства есть хорошая альтернатива [5].
При этом следует учитывать, что если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то специфической функцией социальной рыночной экономики является: удовлетворение социальных потребностей общества граждан; обеспечение социальной справедливости; обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста; социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.
Главными составляющими социальной рыночной экономики являются рынок и государство. На современном этапе развития социально ориентированная рыночная экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам. Суть социально ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопасной жизни граждан; государство «берет в свои руки» управление рыночной экономикой, чтобы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.
Наиболее строгим и объективным, и вместе с тем эффективным методом выделения различных
моделей современного социального государства является метод, проведенный в исследовании немецкого социолога И. Фогеля на примере стран Европейского сообщества.
Этот метод базируется на учете четырех основных объективных показателей: 1) уровня
налоговой нагрузки (включая и отчисления на социальные нужды) на экономику страны; 2) уровня расходов государственного бюджета на социальные цели; 3) допускаемый в стране уровень бедности населения и 4) коэффициент Джини, указывающий на степень неравномерности в распределении совокупных доходов в обществе.
В исследовании И. Фогеля были четко выявлены три основные модели современного социального государства в Европе — североевропейская (наиболее яркий представитель — Швеция), южно-европейская, или «католическая» (наиболее типичные представители — Италия и Испания) и центрально-европейская (наиболее типичные представители — Германия и Франция) [6].
Однако в исследовании И. Фогеля не рассматривались США и некоторые другие высокоразвитые страны, что позволяет нам выделить с помощью его показателей и еще одну модель — собственно либеральную, или «американскую», по имени наиболее яркого ее представителя.
Если расположить все эти четыре модели по линии от наименее выраженных социальных функций в государстве к наиболее выраженным, то на крайних полюсах у нас окажутся «американская» (с минимальной степенью социальной защиты населения) и «шведская» (с максимальной степенью такой защиты) модели. При этом «католическая» (южно-европейская) модель окажется сразу вслед за «американской» (степень социальной защиты здесь минимальная, по европейским меркам), а «германская» (центральноевропейская) модель окажется перед «шведской» (степень социальной защиты здесь подходит достаточно близко к скандинавскому уровню).
Современная Россия выпадает из системы европейских моделей социального государства и по трем основным показателям находится в самом низу южно-европейской группы, приближаясь во многом к «американской модели», но по уровню налогового обложения находится в верху центрально-европейской группы, приближаясь даже к «шведской модели». Такое, очень противоречивое и неблагоприятное для социального государства распределение указанных показателей свидетельствует, на наш взгляд, о том, что Россия в настоящее время еще не выбрала окончательно парадигму своего социального развития в рамках европейской системы. Негативные последствия крайне либерально ориентированной политики 1990-х годов в нашей стране еще до конца не
преодолены, и концепция новой социальной политики в России еще нуждается в дальнейшем уточнении и развитии.
Анализируя основные тенденции и перспективы развития в России современной модели социального государства, можно сформулировать следующие основные выводы:
Все политические силы современной России согласны в том, что социальное государство «надо совершенствовать», социальные гарантии - расширять, социальные выплаты — наращивать. Расхождение вызывает лишь вопрос о надлежащих средствах достижения этой цели, что соответствует проблеме выбора для России той или иной современной модели социального государства.
Становление современного социального государства в России с начала реформ 1990-х годов прошло три основных этапа. На первом из них российское государство пыталось поддерживать относительно высокий уровень своих социальных обязательств, что делалось в крайне неблагоприятных экономических условиях, порожденных структурной перестройкой экономики России. На первом этапе социально-политических реформ российское правительство пыталось пойти по пути построения в России североевропейской («шведской») модели социального государства, которая более всего напоминала советскую модель и была ближе всего к традициям и ожиданиям населения нашей страны.
Однако, начиная примерно с 1996-1997 гг., на втором этапе строительства социального государства в России, правительством был взят курс на построение либеральной модели социального государства (само правительство определяло эту социальную политику как переход от «патерналистской» модели социальной защиты к модели «адресной» социальной защиты). В связи с этим в феврале 1997 г. была принята Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг. Реализация заявленных в этой программе либеральной модели социальной защиты привела к развитию и обострению многих негативных тенденций в социально-экономической сфере России, наметившихся уже с началом радикальных реформ.
Появившаяся в этих условиях Концепция социального государства Российской Федерации Академии труда и социальных отношений явилась мощным стимулом и теоретической основой для пересмотра российским правительством социальных ориентиров в своей деятельности [2]. Начиная с 2006-2007 гг. Правительство России вносит серьезные изменения в свою социальную политику. Именно с этого периода, на наш взгляд, можно начинать отсчет нового, третьего этапа становления социального государства в Российской Федера-
ции, основной особенностью которого является поворот от жестко либерального сценария развития к социально ориентированному.
Российская социальная политика и стратегия построения российского социального государства только тогда обретет необходимую четкость и определенность, когда в правительственных программах не только качественно, но и количественно будут определяться основные перспективные индикаторы конкретной модели социального государства:
1) уровень налоговой нагрузки (включая и отчисления на социальные нужды) на экономику страны;
2) уровень расходов государственного бюджета на социальные цели;
3) допускаемый в стране уровень бедности населения;
4) коэффициент Джини, указывающий на степень неравномерности в распределении совокупных доходов в обществе.
Неадекватно сформированная и несбалансированная социальная политика государства может вести к ослаблению традиционных стимулов и вынуждать предприятия осуществлять коррективы в стратегии, в том числе через более активное внедрение трудозамещающих технологий. В конечном счете, при всех текущих и среднесрочных последствиях, связанных с ухудшением условий занятости и ростом безработицы, модернизация производства несет позитивные изменения, обеспечивая рост производительности и качества продукции, укрепление конкурентных позиций, является фактором роста прибыли, доходов, заработной платы.
Что касается России, можно утверждать, что проводимая в ней социальная политика без су-
щественных изменений в стратегии развития, в частности в области распределения доходов, не достаточно эффективна. В России не сформирована равновесная система распределения доходов между социальными группами, между отраслями экономики, между государственным и частным сектором. Оптимизация распределения является условием достижения эффективности и роста производительности труда (роста мотивации) на уровне конкретных субъектов экономической системы (отдельных предприятий, компаний, фирм), их высокой конкурентоспособности, а, следовательно, расширяет возможности для повышения стабильности и социального благосостояния в обществе.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года / Российская газета 21 января 2009 года.
2. Концепция социального государства Российской Федерации. АТиСО. М., 2004.
3. Какушкина М. А. Реализация социально-экономических интересов общества через систему социального партнерства // Социально-экономические явления и процессы. - № 12 - 2011.
4. Лайкам К. Э. Социальные модели общества в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике (к вопросу о разработке социальной модели России XXI века) // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1999. - № 24 (112). - С. 32.
5. Современный политический экстремизм. РО-СПЭН. - М., 2009.
6. Фогель И. Европейский welfaremix. Перераспределение общественного продукта в странах ЕС и Швеции: эволюция и перспективы // роШесопот. Российско-германский журнал по экономической теории и практике. - 2000. - № 2 (13). - С. 53.
Borovikova O. V. EFFECTIVE PUBLIC POLICY AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF THE RUSSIAN SOCIAL STATE
The article discusses topical issues relating to the formation of the welfare state in Russia, as well as models of social policies that create conditions for a dignified life and free development and self-creativity (labor) capacity of the individual. Keywords: welfare state, social policy, current models of social policy.