Научная статья на тему '2005. 01. 050. Кешемэр Д. , мериндоль В. Проблемы развития инновационных сетей во Франции. Kechemair D. , Merindol V. les reseaux d'innovation: quels enjeux pour la Defense? // Defense nat. - P. , 2003. - A. 59, n 10. - P. 110-123'

2005. 01. 050. Кешемэр Д. , мериндоль В. Проблемы развития инновационных сетей во Франции. Kechemair D. , Merindol V. les reseaux d'innovation: quels enjeux pour la Defense? // Defense nat. - P. , 2003. - A. 59, n 10. - P. 110-123 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ ФРАНЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 01. 050. Кешемэр Д. , мериндоль В. Проблемы развития инновационных сетей во Франции. Kechemair D. , Merindol V. les reseaux d'innovation: quels enjeux pour la Defense? // Defense nat. - P. , 2003. - A. 59, n 10. - P. 110-123»

венности с субвенциями на НИОКР (или покупку патентов), хотя она не лишена определенных недостатков. Альтернативой является стимулирование межфирменной кооперации в сочетании с политикой защиты конкуренции. При этом необходимо адаптировать политику регулирования к специфике различных рынков.

И.Ю.Жилина

2005.01.050. КЕШЕМЭР Д., МЕРИНДОЛЬ В. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СЕТЕЙ ВО ФРАНЦИИ.

KECHEMAIR D., MERINDOL V. Les reseaux d'innovation: quels enjeux pour la Defense? // Defense nat. - P., 2003. - A.59, N 10. - P.110-123.

В статье французских специалистов рассматривается роль национальных инновационных исследовательских сетей (НИИС) во Франции и проблемы участия государственных ведомств, в том числе Министерства обороны, в развитии НИОКР и инновационных процессов.

В 90-е годы ХХ в. в целях приспособления к новым экономическим и политическим условиям Франция провела серьезную перестройку системы гражданских и военных исследований и инноваций, суть которой состояла в значительном сокращении технологических оборонных программ; сокращении государственной поддержки промышленных исследований при выделении новых приоритетов исследований (наука о жизни, информационные и коммуникационные технологии); ориентации на международное сотрудничество; привлечении капитала крупных технологических предприятий. Для повышения конкурентоспособности французской научной и инновационной системы были приняты новый закон об инновациях и план правительственных мероприятий в этой области, разработаны новые механизмы, стимулирующие сближение сферы науки, государственных НИОКР, технологических инноваций и экономических и финансовых кругов.

Наряду с мерами по стимулированию создания предприятий сотрудниками государственных исследовательских организаций государственная поддержка развития науки и технологии выразилась в организации 16 НИИС, цель которых состоит в развитии более гибких и открытых отношений между промышленностью, исследовательскими лабораториями и правительственными органами. Эти структуры призваны стимулировать появление новых идей, воплощаемых непосредственно в инновационные продукты или услуги. Все НИИС обладают следующими общими характеристиками: они не являются юридическими лицами, что обес-

печивает быстроту их создания и определенную гибкость; управление НИИС осуществляется на трехсторонней основе представителями правительства, государственных лабораторий и промышленности. Каждая НИИС в рамках своей стратегической ориентации отбирает предлагаемые ей совместно исследовательской и промышленной средой проекты, которые финансируются в течение 1,5-3 лет на смешанной государственно-частной основе. В НИИС направляется около 55% кредитов Фондов исследований и технологий (Fonds de la recherche et de la technologie). Кроме того, около трети бюджета Министерства промышленности, выделяемого на инновации, также направляется в НИИС (с .112).

В рамках проводимой с 2001 г. Министерством обороны политики сотрудничества с Министерством научных исследований и новых технологий эти министерства подписали протокол, обеспечивающий как государственным, так и частным экономическим агентам, находящимся под патронажем Министерства обороны, доступ к знаниям и инновациям, производимым в гражданской сфере, но отвечающим потребностям обороны и безопасности. Речь, в частности, идет об участии представителей министерства в работе НИИС.

Несмотря на разнородность НИИС из-за многочисленности участников и разнообразия отраслей промышленности и технологий, можно выделить некоторые положительные аспекты их влияния на развитие инновационных проектов, а также решение проблем функционирования. Во-первых, поскольку НИИС организуют открытые партнерства, предполагающие включение в проект новых участников в ходе его осуществления, они служат генераторами инновационной динамики, облегчают обмены между участниками проекта, способствуют внедрению новых методов работы. Во-вторых, отмечается повышение качества проектов, финансируемых государством, в основном за счет осуществления НИИС оценки инновационности проектов по международным критериям.

Однако мобилизующий и структурирующий характер НИИС проявляется не во всех областях; финансирование собственно НИИС носит несколько хаотический характер. Кроме того, крупные предприятия не проявляют заинтересованности в развитии в НИИС своих стратегических проектов, опасаясь обнародования технологической стратегии и выявления сильных и слабых сторон в ходе оценки проектов. В силу условий финансирования, предлагаемых НИИС, предприятия также, как правило, не предлагают сетям долгосрочные проекты или проекты разработки продуктов, представляющих кардинальные инновации. В целом, по мне-

нию авторов, у государственных и частных экономических агентов во Франции и в Европе недостаточно развита культура экономических и финансовых рисков, связанных с новыми проектами НИОКР. Сети финансируют главным образом проекты, имеющие быстрый выход на рынок, и редко участвуют в проектах, результаты которых проявятся через 10-15 лет (с.115). Наряду с этим финансирование долгосрочных проектов значительно затрудняется ограничениями государственных исследовательских бюджетов.

Рассматривая опыт участия Министерства обороны в работе НИИС, в частности в области «биобезопасности», авторы отмечают, что Министерство обороны пока не оказывает существенного влияния на динамику сетей. Для включения проектов НИОКР, касающихся проблем обороны и безопасности, в НИИС, Министерство обороны должно, в частности, проводить более гибкую политику финансирования и пересмотреть кадровую политику. Участие Министерства обороны в НИИС способствует стиранию граней между гражданскими и военными исследованиями. Однако до сих пор участию военного сообщества в НИИС мешает отсутствие координации между министерствами в области проблем обороны и безопасности, которая должна учитывать специфику целей каждого министерства и способы отбора проектов.

Государственное финансирование проектов гражданскими министерствами обусловлено научным уровнем проектов и стремлением увеличить количество инновационных проектов, объем компетенций и в конечном итоге обеспечить создание инновационных предприятий. В то же время Министерство обороны руководствуется оценкой соотношения издержек и качества, определяемого потребностями программ вооружений. Оно стремится не к увеличению количества проектов, а к их рационализации. Поиск равновесия между этими аспектами государственной политики требует времени и проведения оценок на разных стадиях инновационного процесса.

И.Ю.Жилина

2005.01.051. МИТИЧ Б. ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

MITIC B. Elektornska trgovina - razvoj i aktuelni trendovi // Trziste. Novac. Kapital - Београд, 2003. - N 3. - С.96-107.

В статье сотрудника Хозяйственной палаты Сербии (Privredna ko-mora Srbije) анализируются условия и тенденции развития электронной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.