МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
2005.01.041. ЭКОНОМИДЕС К.П. ДЕМОКРАТИЯ, ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.
ECONOMIDES S.P. La democratic, la politique exterieure et le droit international// Revus honnoraire de droit intern. - P., 2000. - P. 487-499.
Автор считает, что наличие связи трех основополагающих элементов современного государственного устройства: демократии, внешней политики и международного права характеризует страну как развитое государство и субъект международных отношений.
Демократия непосредственно связана с содержанием правовой системы. Только государство с развитой системой внутреннего права может иметь демократический политический режим как наивысшую форму регулирования общественных отношений; с другой стороны, только при демократическом режиме возможно прогрессивное развитие правовой системы. Внутреннее право, по мнению автора, определяет отношения, сложившиеся в обществе, как демократические или недемократические, а международное право - характеризует государство как субъект межнациональных отношений.
Демократия как политический режим страны и внешняя политика государства по своему внутреннему содержанию должны быть тесно связаны. Недемократическое государство не может вести внешнюю политику, основываясь на принципах демократии. Но в то же время не всегда позиция демократического государства в международных отношениях отвечает принципам демократии. Во-первых, часто это объясняется следованием принципу приоритета национального в ущерб иностранному в экономике. Во-вторых, тем, что внешняя политика государства чаще всего отдана на откуп исполнительной власти, в результате один из основных демократических принципов - принцип сдержек и противовесов властей - нарушается. И наконец, наблюдается неравное отношение к государствам-партнерам: страны-новички, только осваивающие международное
пространство, не обладают равными правами со странами, уже состоявшимися как субъекты международных отношений.
Такие недемократические проявления государственной внешней политики связаны в первую очередь с необходимостью защиты национальных интересов и государственного суверенитета. Для соблюдения баланса между защитой собственных интересов и интересов иных субъектов международных отношений создана Комиссия по международному праву (СБ1), основной задачей которой стало изучение национальной внешней политики государств, сопоставление ее с принципами национального права и подготовка рекомендаций для международных правозащитных организаций. Это позволяет инициировать процесс обновления национальных систем права извне путем ненасильственного изменения методов и приемов внешней политики отдельных государств.
Основные достижения демократии на международной арене в последнее время связаны именно с международным правом. Имеется в виду принятие различных конвенций и международных деклараций, таких, как Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, Африканская хартия защиты прав человека и народов, Американская конвенция по правам человека и т.д. Правовая сила настоящих документов является гарантом их соблюдения и предоставляет возможность применения мер принудительного воздействия к государствам-участникам, не исполняющим или ненадлежаще исполняющим обязанности, предусмотренные в них. Еще одним демократическим достижением в международном правовом поле можно считать создание многочисленных международных правозащитных организаций, действующих как под эгидой правительств различных государств, так и независимо. Их основной задачей является содействие в защите нарушенных демократических прав и свобод, в представлении интересов наиболее незащищенных слоев населения (например, детей, инвалидов, матерей-одиночек и т.д.) в международной политике.
Международные организации, такие, как ООН, ЕС и др., членами которых являются различные государства, представляют собой яркий пример проявления демократических принципов - свобода договора, свобода объединений, защита национальной безопасности. Они нацелены на дальнейшее совершенствование демократических правовых принципов и унификацию их применения во всех государствах.
В соответствии с Уставом ООН можно выделить три основных принципа внешней государственной политики, которым должны следо-
вать все государства: мирное разрешение международных проблем (ст.2, §3); неприменение насилия или угроз его применения (ст.2, §4); выполнение рекомендаций Совета Безопасности в урегулировании межгосударственных проблем.
По мнению автора, построение внешней государственной политики на основании этих принципов позволит регулировать международные вопросы демократическим путем, в том числе опираясь на принцип разделения властей. Законодательная власть, издавая различные нормативные акты, ориентирует исполнительную власть на реализацию ее рекомендаций, выделение дополнительного финансирования на различные мероприятия, приостановление действия таможенных и иных запретов и квот и т.д. Судебная власть предоставляет возможность субъектам общественных отношений мирным путем разрешать возникающие споры, восстанавливать нарушенные права и интересы, руководствуясь как нормами внутригосударственного законодательства, так и принципами международного права.
Автор отмечает, что установление демократических принципов регулирования международной политики кажется сегодня утопической идеей, и только демократизация всего международного права, установление равных возможностей для всех участников межгосударственных отношений позволят приблизиться к демократическому регулированию жизнедеятельности всего мирового пространства.
А. Н.Лужина
2005.01.042. РОБЕРТС А. ПРАВО И ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ В СВЕТЕ СОБЫТИЙ В ИРАКЕ.
ROBERTS A. Law and the use of force after Irag // Survival. - L., 2003. -Vol.45. - N 2. - P. 31-56.
Автор статьи Адам Робертс, профессор Оксфордского университета, специалист по международным отношениям и в том числе по праву войны.
В статье анализируется принцип невмешательства в качестве одного из основных в системе международного права; расширение сферы действия международного права; роль и полномочия Совета Безопасности ООН (СБ) в 90-х годах ХХ в.; вклад СБ в изменение понятия «право войны» (jus ad bellum); позиция СБ в период возникновения конфликтов в странах мирового сообщества, особенно на Балканах и странах Ближнего Востока, Ираке. Показаны позиции стран-членов СБ при рассмотрении