Научная статья на тему '2015.01.040. ТЕЛЕСФОР О. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВА О НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ: ПО ПОВОДУ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА О ВЫБОРАХ. TÉLESPHORE O. L’INTERNALISATION DU DROIT RELATIF AUX éLECTIONS NATIONALES: À PROPOS D’UN DROIT INTERNATIONAL DES éLECTIONS EN GESTATION // REVUE DU DROIT PUBLIC ET DE LA SCIENCE POLITIQUE EN FRANCE ET à L’ éTRANGER. - P., 2012. - N 5. - P. 1405-1436'

2015.01.040. ТЕЛЕСФОР О. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВА О НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ: ПО ПОВОДУ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА О ВЫБОРАХ. TÉLESPHORE O. L’INTERNALISATION DU DROIT RELATIF AUX éLECTIONS NATIONALES: À PROPOS D’UN DROIT INTERNATIONAL DES éLECTIONS EN GESTATION // REVUE DU DROIT PUBLIC ET DE LA SCIENCE POLITIQUE EN FRANCE ET à L’ éTRANGER. - P., 2012. - N 5. - P. 1405-1436 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015.01.040. ТЕЛЕСФОР О. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВА О НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ: ПО ПОВОДУ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА О ВЫБОРАХ. TÉLESPHORE O. L’INTERNALISATION DU DROIT RELATIF AUX éLECTIONS NATIONALES: À PROPOS D’UN DROIT INTERNATIONAL DES éLECTIONS EN GESTATION // REVUE DU DROIT PUBLIC ET DE LA SCIENCE POLITIQUE EN FRANCE ET à L’ éTRANGER. - P., 2012. - N 5. - P. 1405-1436»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

2015.01.040. ТЕЛЕСФОР О. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВА О НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ: ПО ПОВОДУ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА О ВЫБОРАХ. TÉLESPHORE O. L'internalisation du droit relatif aux élections nationales: À propos d'un droit international des élections en gestation // Revue du droit public et de la science politique en France et à l' étranger. - P., 2012. - N 5. - P. 1405-1436.

Ключевые слова: избирательное право; выборы; избирательный процесс; международные стандарты; международная электоральная поддержка.

Статья доктора публичного права, старшего преподавателя (maître-assistant) факультета права и экономических наук в Университете Либревилля посвящена недавно возникшей проблеме интернационализации избирательного права, применяемого на национальном уровне в зарубежных государствах.

Избирательное право «регулирует выборы, которыми граждане назначают своих представителей», что всегда является выражением государственного суверенитета (с. 1406). В последние 20 лет избирательное право находится под воздействием различного рода «атак» (les assauts) со стороны происходящей в мире интернационализации правовых норм. В некоторых международных конвенциях правила и принципы избирательного права подвергаются значительной ревизии. Интернационализация этого права по общему правилу означает проникновение международного права в отношения и сферы, до недавнего времени регулировавшиеся исключительно внутренним правом государств. Такой подход влечет, в свою очередь, некоторую унификацию публичного права, относящегося к национальным выборам; унификация затрагивает права индивидов, самих государств и международного сообщества. Как

следствие происходит гармонизация международных правил и кодексов, принимаемых государствами, в целях продвижения демократических стандартов, к которым относится свобода и транспарентность выборов (с. 1407).

На интернационализацию избирательного права было обращено внимание еще в 30-е годы прошлого века, в частности французским ученым Жоржем Дором (Georgrs Dor), но наибольшее практическое значение этот процесс получил в связи с деколонизацией 60-х годов, когда ООН стала оказывать практическую помощь в проведении выборов в ряде африканских стран, в частности в Сомали, Конго, Кот д'Ивуаре, а позднее - в Боснии-Герцеговине и Косово. Влияние международного права осуществляется путем выработки и применения на практике международных стандартов. Международные стандарты автор разделяет на два вида: на нормативные принудительные и на нормативные гибкие. Первые вырабатываются международным сообществом и содержатся в различного рода универсальных и региональных конвенциях (в частности, во Всеобщей декларации прав человека), посвященных правам человека. Они представляют «твердое ядро» (noyau dur) принудительного международного права, посвященного выборам, главным образом относятся к праву политического участия, а также к избирательным принципам (с. 1409).

Автор специально выделяет два права такого участия - избирательное право и право быть избранным. Первое является неотделимым правом гражданина, позволяющим ему выразить свою волю или свое мнение по поводу назначения управляющих. В настоящее время это право стало «блестящим» средством подтверждения законности власти. Это право является одним из фундаментов любой демократический системы; на уровне ООН оно закреплено в ст. 25 b Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.: «Любой гражданин имеет право и возможность без какой-либо дискриминации, указанной в статье 2, и каких-либо ограничений (...) голосовать...» (с. 1410). На региональном уровне избирательное право закреплено в Протоколе 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которое, однако, имеет некоторые ограничения; в Американской конвенции о правах человека 1969 г. (§ 1 а ст. 23), дополненной Межамериканской демократической хартией Организации американских госу-

дарств, принятой в Перу 11 сентября 2001 г., которая относит принцип избирательного права к фундаментальным принципам правового государства (ст. 2); в Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. (с. 19), дополненной Африканской хартией демократии, выборов и правления, принятой в Аддис-Абебе 31 января 2007 г. Статья 4 этой Хартии провозглашает, что «государства-участники рассматривают народное участие посредством всеобщего голосования как неотчуждаемое право народов». Это право должно соблюдаться в абсолютном смысле (с. 1411).

Право быть избранным определяется доктриной как «право выдвигать политическую кандидатуру» (с. 1411). В более широком плане оно рассматривается как право каждого гражданина участвовать в управлении политическими делами своей страны. Оно является фундаментальным правом граждан, закрепляемым универсальным и региональным международным правом (с. 1411). Автор перечисляет и цитирует выдержки из основных международных актов, посвященных этому праву.

Право быть избранным включает право свободно выбирать кандидатуру, за которую хочет проголосовать избиратель и, следовательно, право свободного выдвижения кандидатур. На это указывал Комитет по правам человека ООН в 1996 г. (с. 1412). Кроме того, согласно Европейской комиссии по правам человека право кандидата включает в себя право участвовать в агитации за избираемого члена представительного учреждения. В настоящее время в Европе расширяются политические права иностранцев на местных выборах в странах ЕС (с. 1412).

Важной составляющей интернационализации избирательного права стало закрепление некоторых принципов этого права в международно-правовых актах. В принцип равенства входит само понятие равенства, недискриминация и соразмерность (пропорцио-нальнось), которые неотделимы от политического участия и включают запреты в отношении неравенства по признакам пола, расы и цвета кожи, как и в отношении религии, социального положения и выражения публичных мнений.

Если право голоса принадлежит всем, то его значение при разных обстоятельствах и в разных странах не является абсолютным. Существуют некоторые разумные ограничения, относящиеся к возрасту, гражданству (la nationalité) и месту проживания. Преж-

де всего, ограничение касается минимального возраста осуществления избирательного права в 18 лет в соответствии со ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка. Второе условие - требование проживания, которое, согласно Европейской комиссии по правам человека, имеет некоторые основания: не проживающее лицо не обладает необходимой информацией; нельзя предоставлять право голоса иностранцам; необходима связь между представительством и обязанностью платить налоги.

Демократия требует, чтобы выборы проводились через периодические интервалы, позволяющие выявить народную волю (принцип Всеобщей декларации о демократии 1997 г.) (с. 1414). Этот критерий предполагает организацию свободных и регулярных выборов; она была зафиксирована Межпарламентским советом в 1994 г. Реализация этого принципа предполагает периодичность и честность выборов, а также свободное выражение мнения народа и как следствие всего этого - тайное голосование (ст. 21 Всеобщей декларации прав человека).

К гибким международным стандартам автор относит различные институты нормативного характера, а именно расплывчатое, неточное (vague) избирательное право, обязательное избирательное право, необязательное избирательное право, несанкционированное избирательное право. Такие институты предусмотрены многочисленными международными актами (в частности, резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН), универсальными и региональными конвенциями (с. 1417).

Автор описывает особенности применения избирательных стандартов, закрепленных в актах отдельных государств и в межправительственных соглашениях. Международные избирательные нормы применяются главным образом через посредство механизмов избирательной помощи, которая, по мнению автора, имеет две отдельные вполне самостоятельные процедуры: поддержка и контроль за избирательным процессом.

Институт электоральной поддержки включает техническую и материальную поддержку. Она оказывается ООН и международными организациями и включает главным образом предоставление квалифицированного персонала.

Кроме того, автор делит электоральную поддержку на две категории - стандартную и специфическую, которая встречается наи-

более часто и предоставляется при проведении мероприятий по поддержанию мира (с. 1442). Стандартная помощь предоставлялась ООН Перу (декабрь 2000 - апрель 2001 г. во время президентских выборов), Албании в 1998 г. на парламентских выборах в 2001 г., Бенину на президентских выборах 2001 г., Бурунди в 2004 г. для того, чтобы установить принципы избирательного права; Кот д' Ивуару - в декабре 2000 г. и на президентских выборах 2001 г. и т. д.

Специфическая помощь применяется исключительно по решению Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи ООН. Например, эта форма практиковалась в Гвинеи-Биссау в 1999 г., в Сьеро-Леоне 1999 г., в которых было явно недостаточно национальных усилий, чтобы организовать выборы в стране. Наибольшее число резолюций о такой помощи относилось к технической поддержке.

Чтобы гарантировать демократический и плюралистический избирательный процесс, международное сообщество широко применяет финансовую поддержку. Она неотделима от самой сущности интернационализации избирательного процесса. Эту поддержку осуществляет ООН, в которую нужно обратиться не менее чем за три месяца до организации голосования. Проблема рассматривается в секретариате ООН; такую же поддержку оказывает ЕС и страны, в него входящие; они нередко непосредственно финансируют избирательные кампании в ряде государств. Например, ЕС и его члены предоставили Республике Конго 250 млн долл. для организации президентских и парламентских выборов в июле-августе 2006 г., а помощь для проведения этих же выборов со стороны ООН составила 432 млн долл. (с. 1424).

Интернационализация избирательных процессов невозможна без организации и проведения контроля, который осуществляется в форме различного рода наблюдений. Их целью является «оценка проводимых избирательных процессов в соответствии с международными принципами, которые делают выборы честными и демократическими, как и оценка юридических систем, в которых эти выборы осуществляются» (с. 1425). На практике наблюдение со стороны международных сообществ проводится для различных целей.

Наблюдатели назначаются международными организациями и иностранными государствами, о них уведомляются национальные органы власти. Для успешного проведения контрольных операций необходимо, чтобы эти наблюдатели обладали дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются персоналу международных организаций. В частности, ст. 19 Африканской хартии демократии, выборов и управления устанавливает, что «государство-сторона гарантирует безопасность миссии, свободный доступ к информации, невмешательство во внутренние дела этих миссий, свободное передвижение, а также полное сотрудничество миссий по наблюдению за выборами» (с. 1426).

Организация Объединенных Наций осуществляет четыре типа наблюдения: проверка избирательного процесса, проведение выборов, осуществление контроля и, наконец, засвидетельствование результатов выборов. Для выполнения этих целей ООН создает специальные органы. Например, в 1989 г. Генеральный секретариат ООН образовал Миссию по наблюдению ООН за проведением и контролем за законностью избирательного процесса в Никарагуа. Другие международные организации также играют значительную роль в наблюдении за проведением выборов (например, Межпарламентский союз прямо или косвенно участвует в таких операциях в различных странах через посредство своих членов).

Автор подчеркивает, что наблюдатели должны соблюдать действующие принципы международного права, и прежде всего принципы суверенитета и прав человека.

В.В. Маклаков

2015.01.041. КРИДДЛ Э.Дж. ГУМАНИТАРНАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ.

CRIDDLE E.J. Humanitarian financial intervention // European journal of international relations. - Oxford, 2013. - Vol. 24, N 2. - P. 583-615.

Ключевые слова: международное инвестиционное право; финансовая интервенция; заморозка иностранных активов; эмбарго на поставки товаров; защита прав человека.

Э. Криддл - доцент Сиракьюсского университета.

В последнее время зарубежные страны все чаще прибегают к методам финансовой интервенции. Самый яркий и действенный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.