Наблюдатели назначаются международными организациями и иностранными государствами, о них уведомляются национальные органы власти. Для успешного проведения контрольных операций необходимо, чтобы эти наблюдатели обладали дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются персоналу международных организаций. В частности, ст. 19 Африканской хартии демократии, выборов и управления устанавливает, что «государство-сторона гарантирует безопасность миссии, свободный доступ к информации, невмешательство во внутренние дела этих миссий, свободное передвижение, а также полное сотрудничество миссий по наблюдению за выборами» (с. 1426).
Организация Объединенных Наций осуществляет четыре типа наблюдения: проверка избирательного процесса, проведение выборов, осуществление контроля и, наконец, засвидетельствование результатов выборов. Для выполнения этих целей ООН создает специальные органы. Например, в 1989 г. Генеральный секретариат ООН образовал Миссию по наблюдению ООН за проведением и контролем за законностью избирательного процесса в Никарагуа. Другие международные организации также играют значительную роль в наблюдении за проведением выборов (например, Межпарламентский союз прямо или косвенно участвует в таких операциях в различных странах через посредство своих членов).
Автор подчеркивает, что наблюдатели должны соблюдать действующие принципы международного права, и прежде всего принципы суверенитета и прав человека.
В.В. Маклаков
2015.01.041. КРИДДЛ Э.Дж. ГУМАНИТАРНАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ.
CRIDDLE E.J. Humanitarian financial intervention // European journal of international relations. - Oxford, 2013. - Vol. 24, N 2. - P. 583-615.
Ключевые слова: международное инвестиционное право; финансовая интервенция; заморозка иностранных активов; эмбарго на поставки товаров; защита прав человека.
Э. Криддл - доцент Сиракьюсского университета.
В последнее время зарубежные страны все чаще прибегают к методам финансовой интервенции. Самый яркий и действенный
пример - замораживание активов в национальных банках. При этом международный механизм, регулирующий данный институт, до конца так и не проработан. Данная статья - первая попытка систематизировать законодательную базу в сфере финансовой интервенции.
Для многих юристов при упоминании термина «финансовая интервенция» на ум приходят картины Югославского кризиса, морские пехотинцы США на Гаити и Панаме, операции «голубых касок» в Сомали и в Восточном Тиморе. Однако за последнее десятилетие государства разработали целый ряд иных инструментов для проведения политики «финансовой интервенции»: замораживание активов, эмбарго на поставки различных товаров, запрет на поездки, приостановление дипломатических отношений. Часто при выборе между применением силы или замораживанием активов в различных кризисных ситуациях правительства предпочитают последний вариант. Такие меры позволяют «обходить» положения Устава ООН и этические и социальные проблемы, связанные с прямым военным вмешательством. Однако многие специалисты расценивают замораживание активов как направленную «финансовую интервенцию» и непосредственное вмешательство во внутренние дела суверенного государства.
Автор выделяет шесть основных гуманитарных целей, которые могут преследоваться государством при заморозке иностранных активов в национальных банках: сохранение зарубежных активов от незаконного присвоения, ограничение в праве иностранных государств или граждан, принуждение иностранных государств или граждан к отказу от противоправных действий, выплата компенсаций, улучшение гуманитарной кризисной ситуации путем помощи или послекризисного восстановления, наказание нарушителей прав человека.
Во время финансовой интервенции действуют различные международные механизмы, инструменты и отрасли права: международное инвестиционное право, различные институты коллективной безопасности, международные соглашения, Устав ООН, право вооруженных конфликтов и т.д.
Автор статьи подробно анализирует историю данного вопроса, оценивает прошлое, настоящее и будущее финансовой интервенции. Особый интерес вызывает использование данного меха-
низма при замораживании активов сторонников режима Каддафи во время событий в Ливии в 2011 г.
При использовании инструментов финансовой интервенции на государство ложится бремя доказывания правомерности такого шага, т. е. каждый раз при заморозке активов правительство должно предоставить весомое обоснование в рамках международного права. Существует несколько случаев, когда такое действие является правомерным в соответствии с международным законодательством. Во-первых, такие действия могут применяться на основании решения Совета Безопасности ООН. Во-вторых, в соответствии с международным правом могут быть заморожены активы государства, нарушившего обязательства Е^а Ошпе81 в отношении уважения прав человека. В-третьих, при проведении гуманитарной военной интервенции государство, основываясь на праве военных конфликтов, может заморозить активы. И в-четвертых, такое право может быть использовано для исполнения судебных решений.
Автор описывает механизмы финансовой интервенции и проблемы, связанные с этим процессом на примере ситуации с Ливией. В 2011 г. ряд стран заморозил активы физических и юридических лиц, имеющих непосредственное отношение к режиму Каддафи, на 160 млрд долл. США. В этой ситуации возник вопрос -может ли заморозка активов быть рычагом давления для отречения от власти? Может ли Совет Безопасности использовать эти активы как аргумент при проведении переговоров с правительством Ливии? Можно ли эти деньги направить на компенсацию пострадавшим мирным гражданам? Является ли правовым решением закупка на эти деньги оружия для вооруженных сил оппозиции?
Автор статьи делает вывод о том, что государства все чаще стараются использовать механизмы финансовой интервенции, хотя такие действия противоречат действующему международному законодательству. Автор поддерживает решение стран ЕС и США по заморозке активов Ливии во время кризиса в 2013 г., хотя и отмечает, что такое решение было принято в обход позиции и Резолю-
1 Ег§а Ошпе8 - концепция международного права, согласно которой у любого суверенного государства как участника международных отношений существует определенный ряд обязательств перед всем мировым сообществом в целом, имеющий универсальный характер, в обеспечении которых заинтересовано каждое государство.
ций ООН. По мнению Э. Криддла, хотя это решение нарушило международные нормы - это был адекватный ответ на преступления, совершенные режимом Каддафи. Финансовая интервенция, по мнению автора, еще один действенный механизм по защите прав человека.
В. Т. Калиниченко
2015.01.042. ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ: СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ / Моск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА); Отв. ред. С.Ю. Кашкин. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. -112 с.
Ключевые слова: интеграционное право; интеграционное правосудие; интеграционные организации; Суд Европейского Союза; Европейский Суд по правам человека; квазисудебные органы.
В монографии исследуются правовые основы формирования и деятельности судебных и квазисудебных органов наиболее развитых интеграционных организаций мира - Европейского союза (далее - ЕС), Совета Европы, Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), СНГ, Евразийского экономического сообщества (ЕЭС), ВТО, Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), Организации американских государств (ОАГ), а также интеграционных организаций Южной Америки и Африки. Указанные интеграционные образования обладают своей спецификой, обусловленной целями создания организации, особенностями региона, к которому относятся его члены, и временем создания. Учреждая эти организации, государства-участники создают новое надгосударственное право, применение и толкование которого требует наличия независимых и компетентных органов правосудия. Феномен интеграционного правосудия возникает как особая разновидность международного правосудия, но по мере своего развития приобретает многие оригинальные черты, в том числе заимствованные из судебных систем суверенных государств. Интеграционное правосудие определяется как синтетическое понятие, включающее институциональные, процессуальные и материальные аспекты различных по своим формам и наполнению интеграционных организаций (с. 106).