Научная статья на тему '2015. 01. 042. Интеграционное правосудие: сущность и перспективы / Моск. Гос. Юрид. Ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА); отв. Ред. С. Ю. Кашкин. - М. : норма: Инфра-М, 2014. - 112 с'

2015. 01. 042. Интеграционное правосудие: сущность и перспективы / Моск. Гос. Юрид. Ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА); отв. Ред. С. Ю. Кашкин. - М. : норма: Инфра-М, 2014. - 112 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / КВАЗИСУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 042. Интеграционное правосудие: сущность и перспективы / Моск. Гос. Юрид. Ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА); отв. Ред. С. Ю. Кашкин. - М. : норма: Инфра-М, 2014. - 112 с»

ций ООН. По мнению Э. Криддла, хотя это решение нарушило международные нормы - это был адекватный ответ на преступления, совершенные режимом Каддафи. Финансовая интервенция, по мнению автора, еще один действенный механизм по защите прав человека.

В. Т. Калиниченко

2015.01.042. ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ: СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ / Моск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА); Отв. ред. С.Ю. Кашкин. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. -112 с.

Ключевые слова: интеграционное право; интеграционное правосудие; интеграционные организации; Суд Европейского Союза; Европейский Суд по правам человека; квазисудебные органы.

В монографии исследуются правовые основы формирования и деятельности судебных и квазисудебных органов наиболее развитых интеграционных организаций мира - Европейского союза (далее - ЕС), Совета Европы, Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), СНГ, Евразийского экономического сообщества (ЕЭС), ВТО, Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), Организации американских государств (ОАГ), а также интеграционных организаций Южной Америки и Африки. Указанные интеграционные образования обладают своей спецификой, обусловленной целями создания организации, особенностями региона, к которому относятся его члены, и временем создания. Учреждая эти организации, государства-участники создают новое надгосударственное право, применение и толкование которого требует наличия независимых и компетентных органов правосудия. Феномен интеграционного правосудия возникает как особая разновидность международного правосудия, но по мере своего развития приобретает многие оригинальные черты, в том числе заимствованные из судебных систем суверенных государств. Интеграционное правосудие определяется как синтетическое понятие, включающее институциональные, процессуальные и материальные аспекты различных по своим формам и наполнению интеграционных организаций (с. 106).

Собственные органы интеграционного правосудия созданы почти во всех интеграционных объединениях. Однако способы их создания не отличаются единообразием. Авторы выделяют три основные модели интеграционного правосудия, каждая из которых также имеет аналоги во внутригосударственном и международном праве. Первая модель - интеграционный арбитраж, когда для разрешения каждого возникающего спора стороны совместно формируют временный орган, полномочия которого прекращаются с завершением разбирательства дела. Вторая модель предполагает создание постоянных органов правосудия - интеграционных судов, члены которых назначаются на определенный срок и функционируют на постоянной основе или призываются к осуществлению правосудия каждый раз по мере поступления новых дел. Третья модель сходна с предыдущей. Она предполагает создание органов правосудия с постоянным статусом, однако официально они не имеют статуса суда, а их члены не считаются судьями. Речь идет о квазисудебных органах. Указанные модели могут не только использоваться самостоятельно, но и сочетаться друг с другом. Результатом является возникновение смешанной (комбинированной) модели интеграционного правосудия.

В работе характеризуются судебные органы таких интеграционных организаций, как:

1. ЕС (гл. 1): раскрываются судебная система ЕС, состав, порядок формирования, внутренняя структура, юрисдикция, основные черты судебного разбирательства Суда ЕС, практика Суда ЕС по делам российских юридических и физических лиц. Отдельные параграфы посвящены Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ) (прежде всего речь идет о юридической силе судебной практики ЕСПЧ в государствах - участниках Европейской конвенции 1950 г.) и Суду ЕАСТ (характеризуются категории подсудных ему дел).

2. СНГ (гл. 2): анализируются Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ, его место в системе уставных органов СНГ, компетенция, структура, деятельность названного Суда. Дается сравнительная характеристика Суда ЕС и Экономического Суда СНГ.

Особенности механизма разрешения споров судебными и квазисудебными органами других интеграционных организаций планеты (ВТО, НАФТА, Межамериканского суда по правам человека) раскрываются в гл. 3.

Для понимания сути происходящих интеграционных процессов в условиях глобализации важное значение имеет заключение к данной монографии. Его автор С.Ю. Кашкин излагает идею формирования интеграционного права, которое сочетает черты международного и конституционного права. Интеграционное право, пишет он, изучает международные и в то же время государствоподобные интеграционные образования, одновременно включающие в различных сочетаниях черты как минимум трех видов государственных союзов: международной межправительственной организации, конференции и федерации. Оно имеет сходство и пересекается с классическими правовыми системами - национальным и международным правом, но не сводимо полностью ни к той, ни к другой. Интеграционное право призвано решить сверхзадачу: «понять и направить во благо человека многократно усиливаемые интеграцией возможности действий государств и людей в меняющихся рамках их общественной организации, с тем чтобы взять под разумный контроль будущее нашей планеты» (с. 106). По своей природе интеграционное право не может быть отраслью права, оно является «абстрактной совокупностью реально существующих в мире интеграционных правовых систем и организаций» (там же). Далее автор кратко рассматривает американскую и европейскую модели интеграции. Американская модель предусматривает прежде всего негативную интеграцию, т.е. взаимное устранение интегрирующимися государствами препятствий развитию трансграничных связей: устраняются барьеры, мешающие взаимному товарообороту, свободному передвижению граждан, услуг, капиталов и т.д. Негативная интеграция более характерна для торговых организаций и используется, в частности, ВТО. Европейская модель подразумевает в первую очередь положительную интеграцию, ведет к разработке и осуществлению интегрирующимися государствами общей политики по управлению многими сторонами общественной жизни на их совокупной территории. ЕС является наиболее развитым примером модели комплексной международной интеграции. По мнению автора, в скором времени появится новая модель интеграции - евроазиатская, которая должна вобрать все положительные черты вышеназванных моделей.

Е.В. Алферова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.