ЭКОНОМИКА
2005.01.022. АРРИГИ Дж. АФРИКАНСКИЙ КРИЗИС. МИР-СИСТЕМА И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ.
ARRIGHI G. The African crisis: world systemic and regional aspects // New left rev. - L., 2002. - N 15. - P.5-36.
Дж. Арриги (Университет Дж.Хопкинса, Вашингтон) отмечает, что к исходу ХХ в. африканский кризис, начавшийся в конце 70-х годов, перерос в африканскую трагедию. В 1975 г. совокупный ВНП (в расчете на душу населения) в Тропической Африке составлял 17,6% среднемировой величины, в 1999 г. он сократился до 10,5%. Региональные показатели здоровья, смертности и грамотности также ухудшились по сравнению с другими регионами Третьего мира. Ожидаемая продолжительность жизни в регионе ныне составляет 49 лет, 34% населения региона постоянно недоедают. Детская смертность в 1999 г. равнялась 107 на 1000, в Южной Азии - 69, в Латинской Америке - 32. Почти 9% населения Тропической Африки поражены спидом. Это намного больше, чем где-либо (с. 5).
Большинство аналитиков объясняют сложившуюся ситуацию преимущественно внутренними факторами и прежде всего поли-тикой правящих режимов. Наиболее влиятельным документом является доклад Мирового банка 1981 г.1 В качестве основных причин африканского экономического кризиса в докладе назывались чрезмерное государственное вмешательство, подрыв стимулов к развитию крестьянского хозяйства, протекционизм промыш-ленности, завышенный курс национальной валюты. В соответствии с диагнозом болезни Мировой банк рекомендовал и лечение: ускоренное развитие частного сектора во всех сферах жизни за счет госсектора, включая и сферу социальных услуг, девальвацию местных валют, поощрение сельского хозяйства и экспорта.
Новая политэкономия Африки, сложившаяся в эти годы, восприняла основные тезисы Мирового банка, но рассматривает их на фоне исторического наследия, затрудняющего преобразование, -мощных инструментов господства, унаследованных африканской элитой от колониального правления; этнических и региональных конфликтов, соперничества различных социальных сил в борьбе за власть. С учетом
1 Accelerated development in sub-Saharan Africa. An agenda for айюп. - Washington, World bank, 1981. - Описание по реф. источнику.
этих факторов сторонники новой политэкономии Африки считают, что нельзя ожидать от африканских правящих режимов добровольного принятия рекомендаций Мирового банка, поскольку проводимая ими политика социально и структурно обусловлена и позволяет сохранять власть и привилегии.
Африканские лидеры оспаривали выводы Мирового банка и адептов новой политэкономии Африки, заявляя, что кризис вызван внешними факторами: ухудшением условий торговли сырьевыми товарами, усилением протекционизма богатых государств, ростом процентных ставок и растущими расходами по обслуживанию внешнего долга.
На сессии Организации африканского единства в Лагосе в 1980 г. был принят Лагосский план действий по выходу из кризиса, предусматривавший в первую очередь опору на собственные силы и региональную интеграцию, а не развитие рыночных механизмов. Однако дальнейшее углубление кризиса и зависимость от внешней помощи и заимствований заставило африканские правительства подчиниться рекомендациям международных финансовых институтов.
Арриги считает, что кризис вызван и определяется внешними факторами, главным образом новыми тенденциями в развитии глобального капитализма, которые совпали по времени с падением статуса Африки в мировой экономике.
С середины 70-х годов в главных центрах мирового капитализма и прежде всего в США утверждается новая идеология: на смену кейнсианству приходит либерализм, требующий абсолютно свободного движения капитала, товаров и людей.
Единственной страной, безусловно выигравшей от глобального открытия мировых рынков, стали США. Огромный приток иностранного капитала позволяет американцам тратить больше, чем они сберегают, и импортировать больше, чем экспортировать. По словам Дж. Сороса, «общая тенденция глобализации - движение избыточного капитала из периферийных стран в центр, то есть в США» (с. 34).
Глобализация, обострение конкуренции и новая идеология развития вызвали резкую дифференциацию в Третьем мире. Одни страны и регионы сумели приспособиться к новой экономической ситуации и получить определенные выгоды, другие, напротив, утратили свои позиции на мировом рынке, испытывают серьезные экономические трудности. К первым Арриги относит страны Восточной Азии, ко вторым
- государства Тропической Африки. Одна из причин различий -особенности в рынке труда. В колониальный и постколониальный период в Тропической Африке постоянно ощущалась острая нехватка рабочей силы. Напротив, для Восточной Азии был характерен постоянный ее избыток. Кроме того, в Восточной Азии имелся значительный слой местных предпринимателей, в том числе из многочисленной китайской диаспоры, доминировавшей во многих сферах экономики.
Иначе обстояло дело в Тропической Африке. Колониальные власти не поощряли местного бизнеса. В постколониальный период многие иностранные бизнесмены были «выдавлены», однако это не было компенсировано созданием слоя «местных» современных предпринимателей. Существенную роль сыграли и глубокие различия между двумя регионами в развитии государственности и национальных экономик. В Восточной Азии государственность существует много веков, и она устояла несмотря на подчинение европейским завоевателям. Более того, гибридизация местных и европейских структур создавала благоприятные условия для накопления капитала в эпоху глобализации.
В Тропической Африке собственная государственность так и не пустила глубоких корней. Успешно ликвидировав расовую сегрегацию, правящие режимы так и не смогли преодолеть свойственный африканским обществам трибализм, создающий большие трудности для развития новых независимых государств.
Африка проигрывает Восточной Азии и в том, что касается предпочтительного отношения США, которые оказывают странам Восточной Азии гораздо большую экономическую помощь и создают более благоприятные условия доступа товаров этих стран на американский рынок, несмотря на их политику протекционизма, ограничения или даже запрета доступа американских транснациональных корпораций к своим рынкам. Суммируя роль африканских правящих режимов в экономическом коллапсе Африки в 80-е годы, Арриги указывает на три момента.
1. Хотя они мало что могли сделать, в противовес мировым системным изменениям, эти режимы, тем не менее, могли смягчить негативные последствия, если бы проводили более реалистичную экономическую политику, учитывающую интересы всего населения, а не только правящих кругов и не допускающую чрезмерной зависимости страны от внешнего заимствования. Необходимо было также отдавать
приоритет межафриканскому сотрудничеству и опоре на собственные силы.
2. С наступлением кризиса было бы менее разрушительно для экономики объявление дефолта по иностранным долгам, чем принятие программы структурных реформ, навязанных между-народными институтами. Эти программы «с самого начала оказались плохой сделкой, тем более что африканские страны выполнили возложенные на них обязательства, а богатые страны и их агентства - нет» (с. 35).
3. Африканские правящие режимы почти ничего не сделали, чтобы смягчить негативные последствия структурных реформ для своих граждан.
Ю.И.Комар
2005.01.023. БАТИНИ Н. ДОСТИЖЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ЦЕН В НИГЕРИИ.
BATINI N. Achieving and maintaining price stability in Nigeria. - Wash: IMF, 2004. - 35 P.
Сотрудница МВФ выявляет причины высокой инфляции в Нигерии и возможные способы борьбы с ней.
Уже 20 лет лет нигерийские власти стремятся поддерживать стабильность цен и обменного курса национальной валюты (на это прямо указывается в программных документах Центрального банка Нигерии -ЦБН), полагая, что это позволит привлечь иностранный капитал и обеспечить приток импортных товаров. Однако особых успехов не видно. С начала 1980-х гг. по вторую половину 1990-х гг. среднегодовая инфляция составила примерно 30%. Потом, правда, она снизилась и не превышала 10% в г. Но с 2000 г. снова произошло ускорение инфляции: в 2000-2002 гг. цены росли в среднем на 18% в год (с. 5). Наиболее очевидной причиной была чрезмерная зависимость Нигерии от экспорта нефти, ведущая к нестабиль-ности бюджетных доходов. Во-первых, всегда было затруднительно предсказать колебания мировых цен на нефть; во-вторых, было непонятно даже, сколько нефти предстоит экспортировать Нигерии - она с 1958 г. является членом ОПЕК, а этот картель часто пересматривает производственные квоты своих участников в зависимости от нефтяных цен. В период высоких цен и большого экспорта нигерийский бюджет получал значительные доходы и наращивал расходы; когда же цены или экспорт падали, расходы не