ЭКОНОМИКА
2009.01.015. КЛЕЙМАН Г. ПОХВАЛИМ АФРИКУ: НО НЕ ОПАСНО ЛИ НОВОЕ СЫРЬЕВОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО? KLEIMAN G. Bully for Africa: but are there risks to the new commodities craze? // Intern. ешшту. - Wash., 2008. - vol. 22, N 1. - P. 70-78.
Американский исследователь анализирует состояние экономики африканских стран (АфС) в условиях нынешних сверхвысоких цен на нефть и другое сырье и отношение к этим странам зарубежных инвесторов.
«В настоящее время отношение западных деловых кругов к африканской экономике и инвестиционному климату коренным образом изменилось. Если раньше они обращали внимание только на экономические проблемы африканских стран, то сегодня они только и говорят о том, что африканская экономика уже несколько лет подряд показывает темпы роста, превышающие 5% годовых, инфляция не превышает 10%, снижение долгового бремени в сочетании с программами финансовой помощи со стороны западных стран и международных организаций привели к небывалому росту золотовалютных резервов африканских стран, финансовые рынки быстро развиваются, а курс акций растет. Однако все признают, что за такими успехами стоят прежде всего нынешние рекордные мировые цены на сырьевые товары и быстрый рост мирового спроса. И в ближайшие годы предстоит выяснить, способны ли африканские страны продолжать быстрый рост, основанный на чрезмерной зависимости от сырьевого экспорта и безграничном росте спроса на сырье со стороны азиатских стран, в условиях, когда мировая экономика явно перешла в период замедления экономического роста» (с.70).
Отличительной особенностью современной африканской экономики является то, что высокие темпы роста показывают в основном только те страны, которые добывают и экспортируют нефть. Пять стран - Ангола, Конго, Судан, Экваториальная Гвинея и ЮАР -обеспечивают 80% африканского экспорта, и среди них только ЮАР не является нефтеэкспортером. Интерес иностранных инвесторов также вызывают в основном нефтедобывающие страны - Нигерия, Чад, Экваториальная Гвинея, Судан, Ангола и Габон (при этом Ни-
герия, Ангола и Габон, ведущие добычу с помощью американских нефтяных компаний, покрывают 25% американских потребностей в импортной нефти). Традиционно наиболее активными инвесторами в Африке были европейские фирмы, которые использовали в своей деятельности давние связи, восходящие еще к колониальным временам. Однако рост спроса на нефть в мире привел к тому, что в последние годы быстрее всего растут инвестиции из стран, наиболее заинтересованных в импортной нефти, - США и Китая.
Китайские инвестиции в АфС в 2006 г. достигли 7 млрд. долл. Главным образом это инвестиции в нефтедобычу; в частности китайская Национальная корпорация по зарубежной нефтедобыче вложила 2,3 млрд. долл. в разработку нигерийских месторождений. Китай вообще важен именно для африканских нефтеэкспортеров. Например, на эту страну приходится всего 5% экспорта ЮАР (южноафриканцы поставляют сырье - алюминий, никель, хром, золото и платину, но в настолько незначительных количествах, что экспортные доходы не покрывают расходов на импорт из Китая одежды и бытовой электронной техники). А для Судана, поставляющего в Китай нефть, эта страна является главным торговым партнером, обеспечивающим 75% экспорта.
Впрочем, в последние годы китайцы проявляют интерес и к африканскому банковскому сектору. В октябре 2007 г. Промышленный и коммерческий банк Китая объявил, что собирается за 5 млрд. долл. купить 20% акций южноафриканского Standard Bank, имеющего отделения не только в ЮАР, но и других АфС. Китайские власти постоянно подчеркивают, что многочисленные китайские фирмы, ведущие торговые операции в Африке и вкладывающие в нее деньги, являются частными и не пользуются государственной финансовой поддержкой. Однако эти фирмы пользуются предоставляемыми правительством таможенными льготами и искусственно поддерживаемым китайскими властями выгодным для экспортеров валютным курсом.
Новыми крупными инвесторами в Африке, кроме Китая, являются также Индия и страны Персидского залива. Индия проявляет интерес прежде всего к Восточной Африке, где имеются многочисленные общины эмигрантов из этой страны. А страны Персидского залива, сами получившие огромные доходы от экспорта нефти, пытаются вложить эти доходы не только в США и Западную Европу,
но и в Африку - там арабские нефтедобытчики строят жилые и гостиничные комплексы, создают телекоммуникационные компании и даже организовывают инвестиционные фонды, вкладывающие деньги граждан АфС в акции местных предприятий.
Сами по себе иностранные инвестиции, рост цен на нефть и увеличение экспортных поступлений не гарантируют процветания даже нефтедобывающим АфС. Например, Ангола, где нефтедобыча обеспечивает половину ВВП и 95% экспорта, является крупным получателем китайских инвестиций (при этом Мировой банк критикует ангольское правительство за непрозрачность сделок с китайскими инвесторами) и, несмотря на сверхвысокие цены на нефть, отличается дефицитом бюджета в 5% ВВП, инфляцией, превышающей 10% в год, постоянно падающим курсом национальной валюты и чрезвычайной бедностью населения. Странам, экспортирующим другие полезные ископаемые, китайские инвестиции также не особенно помогают. В Демократической Республике Конго Китай вложил несколько миллиардов долларов в добычу кобальта и меди - тем не менее эта страна находится в постоянном бюджетном кризисе, страдает от невероятно высокой инфляции и не может расплатиться с внешними долгами.
«Поэтому американские и европейские инвестиционные банки, в отличие от китайских инвесторов, в последнее время стали осторожнее относиться к африканским странам, экспортирующим нефть и другое сырье, указывая на то, что мировые цены на него могут упасть, нефть не гарантирует хорошего состояния экономики, а китайские инвестиции в большинстве случаев лишь тормозят необходимые рыночные реформы. Теперь считается, что для выгодных вложений в Африку необходимо сочетание быстро растущих поступлений от сырьевого экспорта и хороших показателей местного фондового и кредитного рынка» (с.78). В частности, особый интерес инвесторов вызвал нигерийский фондовый рынок, котировки на котором в 2007 г. выросли на 80% (при этом рост ВВП благодаря увеличению нефтяных экспортных поступлений составил 8%). Инвестиционные банки решили, что вкладывать деньги клиентов в нигерийские акции является перспективным делом. Большой спрос американских и европейских инвесторов вызвало размещение Ганой государственных облигаций на мировом рынке -от продажи этих облигаций она выручила 750 млн. долл. Покупая
ганские облигации, иностранцы исходили из того, что Гана выиграла от чрезвычайно быстрого роста экспорта цен на какао и золото, и, кроме того, проводит правильную экономическую политику -в частности, собирается приватизировать государственную телекоммуникационную компанию. Кения, в свою очередь, чтобы привлечь внимание иностранных инвесторов, объявила, что приватизирует госкомпанию по производству электроэнергии и в 2008 г. будет размещать на мировом рынке облигации.
C.B. Минаев