Научная статья на тему '2004. 04. 027. Пауэл К. Стратегия партнерства. Powell C. A strategy of partnerships //foreign Affairs. - N. Y. , 2004. - Vol. 83, n 1. - P. 22-34'

2004. 04. 027. Пауэл К. Стратегия партнерства. Powell C. A strategy of partnerships //foreign Affairs. - N. Y. , 2004. - Vol. 83, n 1. - P. 22-34 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ - - ПОЗИЦИЯ США / США - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - - АЗИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СТРАНЫ / НАТО - И США / АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 04. 027. Пауэл К. Стратегия партнерства. Powell C. A strategy of partnerships //foreign Affairs. - N. Y. , 2004. - Vol. 83, n 1. - P. 22-34»

стоянии сформулировать национальные интересы России. Судя по многочисленным цитатам, приведенным в книге, под «национальными интересами» российско-академическая элита, как правило, понимает фантомную роль по утраченной советской империи, но не истинные интересы страны (с. 346-360).

Подавляющее большинство российского внешнеполитического истеблишмента придерживается, скорее, представлений о международных отношениях, которые больше соответствуют XVII-XIX вв., но никак не реалиям XXI в. (с. 360-382). В результате перед российской внешней политикой ставятся задачи, решать которые она не может, да и не должна (вроде предотвращения расширения НАТО на восток или спасения режима С.Милошевича).

Автор приходит к выводу, что на протяжении всего постбиполярного периода ни американская, ни российская внешнеполитическая мысль не родила ничего, кроме устаревших подходов к происходящим на международной арене переменам. В результате в тупике оказались не только советско-американские отношения, но и создание новой, отвечающей современным реалиям системы международных отношений.

В.М. Соломатина

2004.04.027. ПАУЭЛ К. СТРАТЕГИЯ ПАРТНЕРСТВА.

POWELL C. A strategy of partnerships //Foreign Affairs. - N.Y., 2004. - Vol.

83, N 1. - P. 22-34.

«Стратегия партнерства» - так называется эссе Государственного секретаря США Колина Пауэла, посвященное изложению «принципов», на которых строится внешняя политика США при президенте Дж.Буше. Многие американские аналитики утверждают, что эта политика базируется преимущественно на незрелых решениях. Однако политическое видение президента Буша, настаивает Пауэл, сложилось на основании «стратегии национальной безопасности», разработанной в 2002 г. Буш, отмечает Пауэл, инициировал «смелую и эффективную» политику по отношению к борьбе с терроризмом. Он сделал много для того, чтобы предотвратить возникновение региональных конфликтов, а также укрепил связи с такими крупными державами, как Россия, Китай и Индия. Более того, Соединенные Штаты приняли на себя обязательство неуклонно следовать стратегии партнерства. Эта стратегия подтверждает жизненную необходимость международных альянсов и в то же время

продвигает американские интересы и утверждает демократические принципы.

К.Пауэл начинает эссе с заявления, что для большинства американцев внешняя политика в наши дни - это, прежде всего, проблемы войны с терроризмом, «реконструирование» Ирака и Афганистана. Привлекают внимание нестабильная обстановка на Среднем Востоке, скрытые гнезда террористов, рассыпанные по Юго-Восточной Азии, Европе и даже по самим Соединенным Штатам.

Вполне естественно, отмечает Пауэл, что война с терроризмом стала приоритетной в процессе внешней политики США, и она будет продолжаться до тех пор, пока терроризм, потенциально связанный с оружием массового поражения, не будет сметен с лица земли. Однако война с терроризмом не ограничивает внешнеполитическую стратегию США. Об этом недвусмысленно заявляет президент США. К.Пауэл при этом ссылается на «широкие горизонты» видения лучшего мира президентом Буша, который старается превратить это видение в действительность. В целом это и есть стратегия Буша, о которой он говорил в сентябре 2002 г. Основные ее положения, приоритеты внешней политики Соединенных Штатов изложены в документе, подготовленном в центре по разработке национальной стратегии безопасности США. Естественно, замечает Пауэл, что упомянутый документ не является полным откровением относительно тех «выборов», к которым будут прибегать лидеры США. Откровения такого рода, отмечает Пауэл, могут сыграть на руку недоброжелателям США, которые хотели бы знать, о чем думают и что планируют американские творцы внешней политики.

Странно, продолжает государственный секретарь США, что внешнеполитическая стратегия страны довольно часто подвергается различного рода кривотолкам. Ее, к примеру, объявляют односторонней. Говорят и о несбалансированности стратегии Буша, в которой преобладают военные методы. Некоторые утверждают, что одержимость терроризмом способствует приближению к превентивной войне глобального масштаба. Не соглашаясь с такого рода утверждениями, Пауэл настаивает, что внешнеполитическая стратегия президента Буша соответствует пожеланиям и чаяниям народа США, который не хочет стать заложником международного терроризма. Вместе с этим Пауэл касается возможности нанесения превентивного удара. Он считает, что, зная о такой, можно сказать, «официальной возможности», противники США будут вынуждены глубоко задуматься, прежде чем совершить террористический акт. В целом

же обозреватели, по мнению Пауэла, преувеличивают опасность, в которой может оказаться весь мир в случае рассчитанного превентивного удара в процессе реализации внешнеполитической стратегии США.

Далее Пауэл переходит к проблеме партнерства, особо обращая внимание на тесную взаимосвязь США с НАТО и другими союзниками, включая взаимодействие с ООН. Партнерство, настаивает Пауэл, это ключевое слово в американской стратегии, которой следует нынешняя администрация США. Партнерство - это не столько проявление уважения к другим народам, сколько взаимодействие с ними как в глобальном и региональном масштабах, так и с отдельными государствами.

Президентская стратегия, как отмечает автор, направлена прежде всего на развитие свободы и чувства собственного достоинства народов всего мира. К.Пауэл подчеркивает, что президентская стратегия предусматривает оказание помощи Соединенных Штатов разрешению конфликтов на региональных уровнях. Эта помощь предусматривает и борьбу с террористами. Автор останавливается на проблемах реализации миротворческой миссии международного сообщества между израильтянами и палестинцами. По мнению Пауэла, в результате дипломатических и других акций со стороны США удалось создать новый «квартет» из Соединенных Штатов, Европейского союза, России и Организации Объединенных Наций.

Автор повествует об участии США в разрешении конфликтов в других регионах мира - Либерии, Судане, в Демократической Республике Конго, на Балканах, в Северной Ирландии и в Восточном Тиморе. Пауэл оценивает поддержку США правительственных сил в этих районах как «совместное партнерство».

Среди других приоритетов внешней политики США Пауэл выделяет развитие дружественных отношений с крупными державами мира. В этом «заключен» ключ к успешному завершению борьбы с терроризмом. Важнейшую роль в этой борьбе США отводят НАТО.

Некоторые аналитики, продолжает К. Пауэл, предсказывали, что с окончанием «холодной войны» деятельность НАТО начнет сходить на нет и военно-политический блок сменит Европейский союз. Вот тогда-то по-настоящему начнется сближение всех держав, включая Советский Союз. Однако предсказания такого рода не сбылись. НАТО не только выжил, но и укрепился за счет присоединения к нему новых членов. Расширилась и деятельность этого военно-политического союза, укрепились связи Соединенных Штатов с Европейским союзом.

К.Пауэл вместе с тем признает, что между США и их некоторыми старыми друзьями возникали разногласия. Однако трансатлантическое партнерство столь твердо основывается на общности интересов и ценностей, что его не могут поколебать возникающие время от времени разногласия между союзниками. К тому же у США появились новые друзья в Европе.

Отношения между Соединенными Штатами и Россией принципиально изменились после крушения Берлинской стены. Американцы и россияне перестали пугать друг друга растущими арсеналами ракет, нацеленными друг на друга. А президенты Дж.Буш и Владимир Путин сумели договориться о сокращении своих арсеналов стратегического оружия. Москва также стала убежденным партнером Вашингтона в борьбе с терроризмом. Обе державы выступили против распространения по всему миру оружия массового уничтожения. Расширились торговые отношения, из которых стала извлекаться обоюдная прибыль. Европу ныне можно называть «новой», ибо она интегрировала Россию и некоторые государственные образования, появившиеся на карте мира после развала Советского Союза.

Считая, что нынешняя Россия «демократична», Пауэл отмечает и определенное сходство «политической и экономической философии» обеих держав. Похвалы Пауэла заслужила рыночная экономика России. Вместе с тем он замечает, что США будут внимательно следить за дальнейшим развитием в России демократических институтов. США, добавляет Пауэл, не совсем согласны с тем, что происходит теперь в России. Американцы ожидали большей поддержки от России в отношении к Ираку и теперь надеются, что Россия изменит свою политику относительно ядерной программы Ирана. Соединенные Штаты также расходятся во взглядах с Россией на некоторые аспекты положения в Чечне. Но в целом взаимоотношения обоих государств не омрачены антагонизмом. Сейчас они находятся на уровне доверия, с помощью которого можно благополучно разрешать существующие разногласия.

Отдельно автор останавливается на характеристике политики США в отношении Индии и Пакистана. Говоря о взаимоотношениях между США и Китаем, К.Пауэл считает, что они достигли более высокого уровня, нежели были при президенте США Ричарде Никсоне, который первым посетил Пекин тридцать лет назад. Не обходит вниманием автор и отношение американцев к различного рода «демократическим неурядицам» в Китае в конце ХХ в. Однако они перекрываются заявлением

Буша: «Мы приветствуем возникновение сильного, миролюбивого и процветающего Китая».

Затрагивая отношения с Северной Кореей, Пауэл отмечает возможность установления с ней взаимовыгодных связей, но только в случае полного отказа КНДР от создания ядерного оружия. Подобную позицию занимает и Китай. При этом Пауэл заметил, что США не собираются ни атаковать, ни вторгаться в Северную Корею, ни свергать силою пхеньянский режим. Для Северной Корее пришло время преодолеть свое «безответственное поведение», прекратить рассыпать свои угрозы американскому империализму и свернуть свою программу ядерного вооружения. Соединенные Штаты в этом смысле надеются на поддержку своих мирных усилий со стороны других стран.

А.Валюженич

2004.04.028. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ. НАДВИГАЮЩАЯСЯ БУРЯ? CENTRAL ASIA. A GATHERING STORM? / Ed. by Rumer B. - N.Y.: Armonk; L.: Sharpe, 2002. - 442 p.

Сквозь призму нестабильности самих центральноазиатских государств и исходящих от них угроз и вызовов международной безопасности в реферируемом исследовании анализируется социально-политическая, экономическая, религиозная ситуация в данном регионе, ее внешнеполитическая составляющая. несмотря на разнящиеся порой оценки нынешних реалий, авторы работы сходятся в одном: мир и стабильность в этой части постсоветского пространства хрупки и неустойчивы. более того, б.румер убежден, «события 11 сентября 2001 г. сделали центральную азию эпицентром геополитических потрясений на глобальном уровне» (с. х).

Важным является в работе тезис: если в первой половине 90-х годов перед центральноазиатскими государствами стояли задачи национальной консолидации и перехода к рыночной экономике, то во второй половине и особенно в их конце первостепенное значение приобрела задача достижения политической стабильности в регионе. По мнению Б.Румера, угрожают ей не внешние силы, а сами местные элиты.

В ряде центральноазиатских государств господствуют «авторитарные режимы, базирующиеся на клановых, мафиозо-подобных авторитарных структурах (с передаваемыми по наследству патроно-клиентельными отношениями). Правящая бюрократия слилась с легальным и нелегальным (теневым) бизнесом. В основе такого слияния политических и дело-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.