ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
2004.03.018. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / Лукьянов В.П., Очередько В .П., Сальников В.П. и др.; С.-Петерб. ун-т МВД России и др. - СПб.: Университет: РДК-Принт, 2003. - 168 с.
В основу методологического подхода авторов положена теория эколого-правового комплекса, который представляет часть правовой системы, охватывающей сферу взаимодействия общества и природы.
Рассматривая процесс взаимодействия человека и природы, авторы обращаются к представлениям древних египтян, славян и других народностей. Они упоминают о таких исторических фактах, как надписи, найденные на пирамидах, датированные XXI в. до н. э.: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».
На отдельных исторических этапах существования России решением проблем, связанных со взаимодействием общества и окружающей среды, наряду с государством занимались и другие социальные институты. В древности это было обусловлено особенностями княжеской власти, сохраняющимися общинными отношениями, сильными языческими верованиями и традициями, которые с приходом на Русь христианства заменила православная церковь. И авторы монографии делают выводы о том, что на протяжении истории роль государства в решении проблемы взаимодействия человека и природы была неодинаковой.
У истоков правотворческой деятельности в данной области лежат так называемые «экологизированные» правовые нормы, содержавшиеся в различных правовых источниках (например, «Русская правда»). Позднее появилось множество специальных законов, охватывавших практически весь спектр отношений, складывающихся в связи со взаимоотношениями общества и природы.
В допетровский период регламентация природоохранной деятельности осуществлялась в соответствии с кодифицированными законами
универсального содержания, а также жалованными указами и грамотами, постановлениями Земских соборов, приговорами Боярской Думы, распоряжениями приказов. В эпоху абсолютизма законотворчество упорядочилось в данной сфере. Появились многочисленные акты, сгруппированные по отдельным вопросам охраны окружающей среды. Во второй половине XIX - начале XX в. были изданы многочисленные законы об охране и использовании лесов, недр, земель, животного мира, особо ценных природных территорий.
И уже к началу XX в. в нашей стране сформировались основные отрасли российского права окружающей среды, их нормативно-правовая база. Наметились тенденции кодификации природоохранного законодательства. Продолжался процесс экологизации административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.
На протяжении российской истории соотношение публично-правового и гражданско-правового воздействия на общественные отношения в сфере экологии было неодинаковым. Деятельность Российского государства в рассматриваемой области в разные периоды была сориентирована на разные цели. Так приоритет отдавался то защите объектов частной собственности (собственности общин) с соответствующим запретом свободного бесплатного пользования, например, лесами и разрушением монополии государства на пользование недрами (конец XVIII в.); то, как это было определено Судебниками 1497, 1550 гг., Уложением 1649 г., ограничению прав собственности владельцев земельных объектов (в частности) и установлению прав пользования последними в интересах государства.
Утверждение абсолютизма сопровождается становлением государственно-правового механизма регулирования общественных отношений, в том числе в области экологии. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды включали, в частности, подразделения, которые осуществляли контрольные, надзорные функции, а также занимались предотвращением и пресечением нарушений законодательства.
Например, начиная с XVIII в. компетенция полиции была настолько широка, что охватывала практически все области деятельности государства внутри станы, в том числе в области экологии. Она занималась надзором за чистотой, пожарной безопасностью, борьбой с торговлей запрещенными товарами в Санкт-Петербурге, а затем в других населенных пунктах. Ей надлежало следить за работами по мощению улиц, по-
чинке дорог, ремонту мостов, очистке рек, укреплению берегов, посадке деревьев и т.д. С 1782 г. полиция обязана была вести учет земель, рассматривать земельные споры, отводить места под застройку, применять меры ответственности к нарушителям и многое другое.
В книге излагается история создания специализированных органов по обеспечению экологического правопорядка. Первые сведения относятся к XVI в. С начала XVIII в. до 1917 г. в масштабах страны функционировали несколько видов подобных право-охранительных органов, создаваемых для обеспечения правопорядка в области санитарно-эпидимиологического благополучия населения, охраны природы в горном, лесном деле и т. д.
Отдельное место в книге уделено эффективности природоохранной деятельности дореволюционного Российского государства, под которой в данном случае понимается «соотношение результатов функционирования государственно-правового механизма регулирования отношений в области охраны окружающей среды, направленного на достижение признанных обществом целей в сфере его взаимодействия с теми затратами, которое понесло общество в процессе такой деятельности» (с. 153). Так в Санкт-Петербурге в XVШ-XIX вв. наличие отлаженного государственного аппарата, сравнительно хорошо подготовленное общественное мнение о необходимости охраны природы при условии сдерживания самодержавием предпринимательской деятельности позволяли за счет важных организационных мероприятий достигать достаточно эффективной природоохраны.
Постреформенный и предреволюционный периоды характеризует сравнительно низкие результаты деятельности государства в сфере защиты окружающей среды. К числу неблагоприятных факторов, влияющих на это, авторы относят отсутствие системности в деятельности полиции, ее компетенции, обязанностях, функциях, отсутствие согласованности в работе различных видов полиции (ведомственной, государственной, частной), действие явно устаревших законодательных актов и др.
Авторы подробно рассматривают возможные пути использования дореволюционного опыта в сфере охраны окружающей среды для решения проблем экологии в современной России.
А. Л. Иванова