Научная статья на тему '2003. 03. 035036. Влияние глобализации на экономическое развитие Китая'

2003. 03. 035036. Влияние глобализации на экономическое развитие Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И КНР / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 035036. Влияние глобализации на экономическое развитие Китая»

ЭКОНОМИКА

2003.03.035-036. ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ.

2003.03.035. ADHICARI R., YANG Y. What will WTO membership mean for China and its trading partners? // Finance a. development. - Wash., 2002. -Vol. 39, N 3. - P. 22-25.

2003.03.036. WEI S.Y. Is globalization good for the poor of China? // Ibid. -P. 26-29.

Р. Адхикари (Институт Азиатского банка развития, Токио) и Ю. Янг (МВФ; 035), комментируя принятие Китая в ВТО, полагают, что «открытие такой большой экономики, как Китай, может быть разрушительным для некоторых развивающихся стран в краткосрочном плане, но в долгосрочном - даст выгоду не только Китаю, но и его торговым партнерам» (035, с.22). Начав открывать свою экономику в конце 70-х годов, Китай в начале 80-х годов возобновил членство в МВФ, Мировом банке (МБ) и ГАТТ. По мере продвижения от централизованно-плановой экономики к рыночно ориентированной он упразднял торговые планы, децентрализовывал торговлю, снижал тарифы, унифицировал двойной валютный курс, отменил валютный контроль операций текущих платежей. Наряду с другими реформами эти действия обеспечили быстрое расширение китайской внешней торговли и прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Экспорт вырос с 10 млрд. долл. в 1978 г. до 278 млрд. в 2000 г. Доля торговли в ВВП с 10% в начале реформ достигла почти 40% в конце 90-х годов. Общие ПИИ в 2000 г. составили 47 млрд. долл., это было второе место в мире после США (035, с.22).

Свое вступление в ВТО Китай мотивирует необходимостью внешнего стимула для преодоления внутренних препятствий на пути дальнейших реформ и защиты своих торговых интересов. Но многие торговые партнеры Китая обеспокоены тем, что мировой спрос на товары их экспорта и ПИИ сократятся под влиянием неограниченных возможностей китайского трудоемкого экспорта и огромного внутреннего рынка. В частности, некоторые промышленные страны опасаются, что китайские товары могут затопить их местные рынки.

Появление Китая как одного из крупнейших игроков в мировой экономике неизбежно будет изменять мировое производство, торговлю, инвестиции, занятость, но условия его приема в ВТО, растущая

открытость, влияние на другие страны - это комплексная проблема, которая нуждается в многостороннем исследовании и в краткосрочном, и в долгосрочном плане.

Собственные китайские обязательства превосходят всякие ожидания. В отношении сельскохозяйственных продуктов он обязывается снизить средний уровень тарифов с 31,5 до 17,4%, отменить экспортные субсидии, быстро увеличить объемы тарифицированных квот на наибольшую часть импорта при минимальном уровне тарифов (1-3%); тарифы на некоторые импортируемые чувствительные товары выше квот (главным образом зерно) будут урезаны с 80 до 65%. Для промышленных изделий Китай обязуется поэтапно сокращать качественные ограничения, снизить тарифы с 24,6 до 9,4% к 2005 г. и подписать соглашение об информационных технологиях, которое отменит все тарифы на телекоммуникационное оборудование, полупроводники, компьютеры и компьютерное оборудование и другие информационно-технологические продукты. Наибольшая открытость обещана в секторе услуг, больше всех закрытом для конкуренции: Китай обещает открыть свои телекоммуникационные, финансовые сферы, лицензирование, дистрибуции и многие другие области для иностранцев. Китай обязуется увеличить прозрачность торгового и инвестиционного режимов, унифицировать торговую политику по всей стране, усилить действие законов, отменить все субсидии (в том числе и госпредприятиям), либерализовать торговые правила и потребовать от государственных торговых компаний осуществлять свои операции на коммерческой основе.

Как член ВТО Китай получит от США статус наибольшего благоприятствования (до сих пор он должен был каждый год подтверждаться конгрессом США), ряд китайских партнеров должны будут сократить большинство своих количественных ограничений на некоторые продукты китайского экспорта; квоты на экспорт текстиля и одежды будут снижаться поэтапно в соответствии с Соглашением о текстиле и одежде; Китай теперь сможет защищать свои торговые интересы с помощью механизмов ВТО и участвовать в многосторонних переговорах о правилах торговли и дальнейшей торговой либерализации.

Но для доступа на ранее закрытые для него рынки Китаю предстоит преодолеть ряд дискриминационных положений, которые могут быть применены против его экспорта: например, положение о так называемом механизме защиты специфических продуктов с 12-

летним сроком действия, или о специальном механизме продления до 2008 г. ограничений на экспорт текстиля и одежды, или об антидемпинговых мерах.

Несомненно, вступление в ВТО будет выгодно китайским потребителям и повысит эффективность экономики, хотя из-за отмены торговых барьеров пострадают некоторые сильно защищенные сектора. Ожидается, что либерализация торговли принесет Китаю от 4 млрд. до 30 млрд. долл. в год и ускорение роста ВВП на 1,5-10%, а мировой экономике - 20-56 млрд. долл. В сфере услуг снижение барьеров на 1/3 в среднесрочном плане может принести 7-12 млрд. долл. (035, с.23). В этих условиях китайская промышленность осуществит дальнейшие структурные преобразования, будут расширяться трудоемкие производства (особенно текстильное и одежды) и сжиматься сильно защищенные отрасли (автомобилестроение и фармацевтическая). Может сократиться трудоемкое производство зерна, теряющее сравнительные преимущества, которые сохраняются в производстве овощей и фруктов. Сильное давление иностранных фирм испытает неэффективный из-за господства государства сектор финансовых услуг. С ростом конкуренции общий объем производства должен увеличиться, однако ожидается растущее давление на рынке труда: должны исчезнуть около 500 тыс. рабочих мест в автомобилестроении и до 11 млн. рабочих мест в сельском хозяйстве, следовательно, в ближайшее время возрастет неравенство доходов. В то же время в среднесрочном плане занятость должна возрастать в результате роста производства, следующего за либерализацией торговли.

Развитые страны, по-видимому, должны выиграть от вступления Китая в ВТО: для США и Австралии расширится доступ на китайский сельскохозяйственный рынок, большинство развитых стран смогут увеличить свой экспорт капитала и высокотехнологичных товаров; значительный выигрыш получат те страны, которые сами отменят торговые барьеры для импорта из Китая. Некоторые развивающиеся страны опасаются поворота ПИИ в Китай и роста конкуренции со стороны китайских товаров на экспортных рынках. Частично поворот ПИИ уже имел место: в начале 90-х годов 30% ПИИ в развивающуюся Азию приходилось на страны АСЕАН и 18% - на долю Китая, к 2000 г. доля стран АСЕАН упала до 10%, а Китая выросла до 30% (035, с.24). Но не следует ожидать резкого роста ПИИ в Китай, они будут направляться в промышленный сектор по мере снижения импортных барьеров, но

предпочтут сектор услуг. Этот процесс скорей всего не будет быстрым не только из-за медленного и постепенного сокращения ограничений, но также и потому, что инвесторам нужно время для ознакомления с ситуацией. В краткосрочном плане, по мере снижения торговых барьеров, возможен более быстрый рост импорта, чем экспорта. Размеры ПИИ будут зависеть от успехов и неудач местных реформ, а также от экстраординарных внешних шоков, например резкого обесценения иены или доллара.

Азиатские развивающиеся страны уверены, что столкнутся с возросшим экспортом китайского текстиля и одежды, если не удастся запустить механизм специальной защиты после отмены квот в 2005 г. Самый большой выигрыш от вступления Китая в ВТО ожидают азиатские НИС, поскольку они уже давно являются его крупными инвесторами и меньше конкурируют с китайским экспортом. Низкодоходные азиатские страны могут выиграть в том случае, если их экспорт комплементарен с китайским; например, Индия экспортирует в Китай компьютерное обеспечение и другие информационно-технологические продукты, текстильные и химические товары, и ее экспорт в Китай за последние 6 лет утроился (035, с.25).

Таким образом, наиболее развитые страны Азии от вступления Китая в ВТО выиграют, наименее развитые в краткосрочном и даже в среднесрочном плане могут потерять больше или меньше; в долгосрочном плане, однако, по мере достижения Китаем успехов выгоду получат все его партнеры.

Китаю еще предстоят трудные преобразования, особенно в защищенных отраслях, где сконцентрированы госпредприятия, и в секторе услуг, тем более что заинтересованные группы пытаются тормозить реформы. Необходимо создавать и перестраивать институты, демонтировать сохранившиеся механизмы централизованного планирования, формулировать политику и исправлять законы в соответствии с нормами ВТО, вводить общие правила по всей стране. Также требуется усиливать структуры социальной защиты и уменьшать экономическое и социальное неравенство между районами, что требует колоссальных ресурсов и - самое главное - строгого соблюдения законности.

Растущая открытость Китая много обещает и для всего развивающегося мира; во-первых, усиление торговых и инвестиционных связей обеспечит его азиатским соседям более стабильный внешний

климат, до сих пор его циклы бизнеса не совпадали с циклами Японии, Северной Америки и Европы; во-вторых, как крупная торговая нация и член ВТО Китай сможет оказывать более серьезное влияние на многостороннюю торговую систему, на пересмотр антидемпинговых правил и на защиту от попыток использовать проблемы труда и среды как маскировку протекционизма и основания для сокращения сельскохозяйственных субсидий; в-третьих, вступление Китая в ВТО даст толчок экономическим и структурным реформам в регионе, которые, в свою очередь, заставят Китай продолжить свои реформы; такая конкуренция реформ только улучшит положение в регионе.

Сотрудник МВФ Ш. Вей (036) пишет, что ряд исследователей ставят под сомнение полезность глобализации для бедных. На Китай приходится крупнейшая доля мировой бедности: по данным МБ, в 1978 г. здесь было 600 млн. человек, живших на 1 долл. или менее в день, это составляло более 1/3 чрезвычайно бедных во всем мире, поэтому «любое изменение бедности в Китае будет иметь значительное влияние на мировую бедность» (036, с.27).

За последние 20 лет быстрого экономического роста в результате открытия страны неравенство доходов в Китае росло также быстро: по данным МБ, коэффициент Джини вырос с 28,8 в 1981 г. до 38,8 в 1995 г. (2, с.26). Исходя из этого, можно заключить, что участие в глобализации ведет к росту неравенства. Для проверки этого положения автор рассматривает изменение соотношения доходов город/деревня в 100 городских и в 100 сельских территориях за 1988-1993 гг. Это сопоставление обеспечивает оценку 75% всех изменений общего неравенства доходов в Китае в течение 80-90-х годов. Неравенство в отдельном районе в данный год определяется как отношение среднего дохода в городе к среднему доходу в сельской местности; открытость региона определяется как отношение его экспорта к местному ВВП. Полученные данные свидетельствуют, что в районах, которые открывались быстрее, в среднем быстрее уменьшалось (или медленнее росло) неравенство между городом и селом. Эта зависимость сохранялась и при вводе в анализ дополнительных переменных: изначального уровня неравенства, среднего темпа роста местного ВВП и инвестиций, а также особенностей так называемых открытых прибрежных районов и специальных экономических зон. Близость района к Гонконгу или Шанхаю, на которые приходится почти половина внешней торговли Китая, в значительной степени определяет эффективность открытости и

подтверждает, что рост открытости создает возможности для сокращения городского/сельского неравенства.

Автор использует также данные двух обзоров 40 городских единиц и 39 сельских территорий в 1988 и 1996 гг. Коэффициенты Джини и Тейл показывают, что в целом в сельских местностях наблюдается отрицательная связь между открытостью и неравенством, но при большем росте открытости неравенство сокращается быстрее или растет медленнее. Исследование положения бедных показало, что с 1988 до 1995 г. доля бедных в большинстве городов снизилась, и в более открытых городах она сокращалась быстрее. В 39 сельских местностях не было явной зависимости между открытостью и сокращением бедности.

В стране с ограниченной площадью пахотных земель наиболее надежный способ поднять уровень жизни бедных - индустриализация, и рост открытости в Китае создавал для этого большие возможности. В связи с перенаселенностью городов китайские лидеры сделали акцент на индустриализации в сельской местности, и здесь промышленные предприятия росли быстрее в наиболее открытых территориях. Увеличение мобильности рабочей силы также может способствовать уменьшению неравенства доходов. Это и происходит, например, когда крестьяне мигрируют в города в поисках лучше оплачиваемой работы. Таких возможностей больше в районах с большей открытостью. Денежные переводы мигрантов в сельские местности помогают поднимать здесь уровень жизни. Реальные размеры доходов городских резидентов не могут быть учтены полностью, и эта недооценка значительнее в более открытых районах, в результате реальное влияние открытости на сокращение бедности в действительности выше принятых оценок.

За последние 20 лет все районы Китая, в том числе и менее открытые, росли относительно быстро, и наибольшая часть районов показала резкое сокращение бедности. Поэтому увеличение межрайонного неравенства происходило больше из-за быстрого повышения уровня жизни в более открытых районах, а не из-за падения уровня жизни в менее открытых. Ошибочно обвинять в росте неравенства глобализацию и открытость, эволюция неравенства зависит от многих других факторов. В районах Китая с более быстрым ростом открытости неравенство не растет, а скорее сокращается. Этот вывод важен и для других развивающихся стран.

Сокращение неравенства не должно быть целью само по себе. Политика замедления роста на более открытых территориях не может быть благоприятной, даже если она увеличивает равенство. Межрайонное неравенство в Китае росло частично в результате неравномерного распределения эффективной открытости между разными районами. Задача политиков - найти пути увеличения открытости всех территорий и распределить общие выгоды открытости более равномерно по стране.

Действие высоких торговых барьеров равносильно ущербу от неблагоприятного географического положения, и они одинаково наносят удары по бедным. Даже при равном снижении тарифов в разных районах страны произойдут разные изменения открытости из-за различий таких естественных барьеров, как удаленность от главных морских портов; так, в 1988-1993 гг. в некоторых китайских городах доля экспорта в местном ВВП выросла на 50%, а в других - абсолютно уменьшилась. Преодолеть неблагоприятные географические условия можно путем развития транспорта, инфраструктуры и коммуникационных технологий.

С.М.Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.