2003.03.030-031. ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ СОМАЛИЛЕНДА:
ВНУТРЕННЯЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА.
2003.03.030. HULIARAS А. The viability of Somaliland: Internal ^^taints and regional geopolitics// J. of contemporary afr. studies. - Pretoria, 2002. -Vol. 20, N 2. - P. 157-182.
2003.03.031. ANONYMOUS. Government recognition in Somalia and regional political stability in the Horn of Africa// J. of mod. afr. studies. -Cambridge: N.Y., 2002. - Vol. 40, N 2. - P. 247-272.
Распад СССР, Югославии и Чехословакии, независимость Эритреи и Восточного Тимора значительно ослабили принципы нерушимости государственных границ. Государственные границы в Африке представляют, по мнению А. Хулиараса, более спорный вопрос, чем где-либо в мире. В пределах же Африки наиболее близок к отделению район бывшего британского протектората Сомалиленда в составе нынешнего Сомали.
Хулиарас анализирует жизнеспособность Сомалиленда как независимого государственного объединения, выделяя три основных фактора: экономическая жизнеспособность, способность жизнедеятельности политических институтов и мнение международного сообщества по всем проблемам, включая перспективы восстановления политической стабильности на юге Сомали.
Сомалиленд имеет опыт 5-дневного официального признания его статуса как независимого государства. Это произошло в 1960 г. до присоединения его к бывшему итальянскому протекторату, после чего образовалась Сомалийская Республика. Этот короткий период международно-признанного суверенитета Сомалиленда декларируется в настоящее время официальным правом региона на отделение. Помимо этого признака, Хулиарас приводит еще несколько, свидетельствующих об исторической обособленности Сомалиленда:
- население Сомалиленда - сомалийцы, относящиеся к одному клану (более 70% - 2,5 млн.), - представители клана Исаак. Представители этого клана стали объектом репрессий во время диктаторского режима Сиада Баре;
- после захвата власти С.Барре в октябре 1967 г. вся его политика основывалась на форсированном развитии южных областей страны, игнорируя запросы и интересы северных, что постепенно приближало развязку конфликта, принявшую форму требований отделения;
- в период колониального правления Сомалиленд управлялся британской администрацией относительно либерально с сохранением традиционных институтов, колонизаторами был установлен режим «авторитарной бюрократии»;
- северные районы, по мнению Хулиараса, тяготеют к феодальной форме правления, в то время как после объединения протекторатов в Сомалийскую Республику образовалось унитарное государство. Когда северная сомалийская Национальная лига объявила бойкот голосованию за новую конституцию в июне 1961 г., в том же году был предпринят первый вооруженный переворот в субсахарской Африке, который ставил целью отделение;
- после войны в Огадене (спровоцированной правящим режимом Сомали) в северных районах страны появилось много беженцев из Огадена, что вызвало недовольство местного населения, так как ресурсы региона ограничены;
- Сомалиленд, как и Эритрея, около 80 лет существовал как отдельная колониальная территория. Победа Эритрейского фронта народного освобождения и создание независимого государства Эритреи дают надежду Сомалиленду (030, с. 157-158).
31 мая 2001 г. в Сомалиленде был проведен референдум по новой конституции. Она допускает существование трех политических партий.
Президент и вице-президент избираются тайным всеобщим голосованием на 5 лет, совет старейшин - на 6 лет. В 1994 г. была введена собственная денежная единица - шиллинг Сомалиленда. Он просуществовал недолго, хотя в небольших сделках используется и сейчас.
В долгосрочных планах возможность отделения Сомалиленда зависит от его геополитического положения. Значение Суэцкого канала и Баб-эль-Мандебского пролива было велико не только во время «холодной войны», он и сейчас остается важным связующим звеном Европы и Азии, арабских стран. Это осознает правящая элита Сомалиленда и пытается использовать в свою пользу, особенно в вопросе о международном признании Сомалиленда.
Так, соседняя Эфиопия признает паспорта Сомалиленда, эфиопские авиакомпании осуществляют перелеты в Харгейсу. Доступ в порт Бербера - основа сотрудничества Сомалиленда и Эфиопии, для которой после осложнившихся отношений с Джибути и Эритреей этот вариант представляется наиболее приемлемым. С другой стороны,
отделение Сомалиленда нежелательно для Эфиопии, как, собственно, нежелательно и объединение. Стабилизация в соседнем государстве может возродить идеи о Великом Сомали и сомалийских территориальных притязаниях на район Огадена. Возможного возрождения сомалийского национализма опасается и Кения, южный сомалийский сосед. Арабские страны отказываются признать независимость Сомалиленда, так как это, в свою очередь, может вызвать раскол Судана. Отчасти это стало причиной жесткой визовой и экспортной политики в отношении Сомалиленда с их стороны. В 1998 г. Саудовская Аравия ввела запрет на экспорт из стран Африканского Рога скота, что нанесло серьезный удар экономике Сомалиленда, на 90% ориентированной на экспорт верблюдов. Когда в 2000 г. запрет был продлен, многие опасались кризиса в регионе. Однако этого не произошло: расширился экспорт, увеличились финансовые вложения диаспоры, выросло число частных фирм, в частности телекоммуникационных компаний. Создано пять частных авиакомпаний, летающих в страны Персидского Залива. В Сомали функционирует одна из самых дешевых в Африке телефонных систем. Другая часть экспорта -листья ката (зеленые листья, богатые амфетамином), которые С. Барре стремился уничтожить на территории Северного Сомали, боясь, что прибылью от этого экспорта могут воспользоваться политические противники.
Джибути, Италия и США также выступают против признания Сомалиленда независимой республикой. Они опасаются, что без центрального правительства в стране может возникнуть очаг исламского терроризма. Вновь избранное и международно-признанное правительство Сомали, на которое они возлагают надежды, пока не контролирует ни одного района страны.
Сомалиленд был признан благополучным районом при распределении гуманитарной помощи. Северные районы Сомали практически ее не получали, она направлялась в южные районы, охваченные гражданской войной. Для Сомалиленда это стало стимулом к развитию внутренней экономики и, в отличие от южных районов, не привело к усилению общественной напряженности при распределении помощи. Тем не менее независимость Сомалиленда не признается ни одним государством. Исключением является позиция Великобритании, которая формально не признает его независимость, однако именно она выступила с инициативой проведения референдума в Сомалиленде. С
северными районами Сомали Великобритания общается через свое посольство в Аддис-Абебе, с южными - через свое представительство в Найроби. Хулиас объясняет позицию Великобритании большой ролью, которую играет сомалийская диаспора, в частности 25 тыс. представителей клана Исаак, проживающих в Великобритании (030, с. 181).
Открытие нефтяных месторождений значительно увеличивает шансы Сомалиленда на отделение (обнаружение нефти в Южном Йемене повысило интерес зарубежных компаний к Северному Сомали, помимо этого северные районы расположены на вершине Мозамбикского пояса, богатого изумрудными залежами). Автор опасается, что отсутствие сильного централизованного управления может лишь усилить кризис в регионе в случае разработки нефтяных и изумрудных месторождений, как это случилось с добычей алмазов в Сьерра-Леоне.
Попытки примириться с Сомалилендом через назначение двух северян премьер-министром и министром иностранных дел было воспринято общественностью как попытка «признанного» президента А.Хасана раздробить Сомалиленд на кланы и подорвать политику «непризнанного» президента Эгаля. Хулиарас приходит к выводу, что международное признание статуса Сомали не является гарантом стабильности внутри нее.
Анонимный автор другой статьи1 (032) отмечает, что, хотя на прошедшей в мае-августе 2000 г. конференции по проблемам Сомали в Арте (Джибути) была принята транснациональная Хартия, в которой говорится об отказе от территориальных притязаний со стороны Сомали, тем не менее символом страны остается тот же сомалийский флаг -олицетворение идеи Великого Сомали: пять его концов символизируют объединение пяти регионов, где проживают сомалийцы - Огаден, район Северной Кении, Джибути (бывший французский протекторат), Сомалиленд (бывший британский протекторат), Сомалия (итальянское Сомали). Сомалиленд активно выступает за отделение, не получая ни поддержки, ни признания международного сообщества. В настоящее время северный регион Сомали, где расположен бывший Сомалиленд, находится в состоянии относительной стабильности, в то время как районы Южного Сомали, где располагается столица официально
1 Эта статья была написана служащим международной организации и опубликована анонимно, чтобы не скомпрометировать нейтральность организации.
признанного всеми правительства Сомали во главе с А. Хасаном, охвачены клановыми противоречиями. Причиной для заявления об отделении стало и то, что Сомалиленда, и в частности Харгейса, более других районов Сомали пострадали от диктаторского режима С. Барре. Репрессиям подвергались члены сомалийского Национального движения, которые вошли в состав теперешнего правительства Сомалиленда.
Организация африканского единства (ОАЕ) признала нерушимость колониальных границ в Африке, чтобы избежать более значимых межгосударственных конфликтов. Попытки отступить от этого правила привели к 5-летнему кризису, гражданской войне в Конго (попытка отделения Катанги), попытка отделения Биафры вызвала 2,5-летнюю гражданскую войну в Нигерии и самый сильный (с 60-х годов) голод на Африканском континенте (032, с. 251).
По этой причине как мировое сообщество, так и ОАЕ с неодобрением относятся к новым заявлениям о государственном суверенитете. В 1991 г. Сомалиленду было отказано в праве на независимое существование. Следующая попытка была предпринята спустя 7 лет правительством восточного региона Сомали - Пунтленда. К этому времени речь шла об автономном существовании, так как отделяться было уже не от чего.
Конференция в Арте была созвана по инициативе президента Джибути Исмаила Омара Гуэлле. Ее основной целью было достижение мира в Сомали через умиротворение клановых лидеров: именно в них видели основных зачинщиков беспорядков в Сомали. Особое значение придавалось возрождению традиционной структуры старейшин в надежде на их посредничество в мирном процессе. Эта конференция была беспрецедентным случаем: обычно подобные конференции созываются, чтобы получить одобрение международного сообщества и закрепить официальное признание. В этом случае ни государства, ни признанного народом авторитетного правительства в Сомали не было, как не было и захвата власти и контроля над территориями; инициатором конференции стала третья сторона. Эта же сторона назначила правительство «виртуальное, мнимое».
Виртуальное правительство, не обладающее контролем ни над одним районом страны, было одобрено и получило признание мирового сообщества, в то время как реальное, экономически и политически возродившее северные районы страны правительство Сомалиленда упорно не признавалось.
А. Хасан присутствовал на встрече тысячелетия в ООН, еще не будучи ни избранным, ни поддержанным своим народом, - «президент без правительства, без страны», как называет его автор (032, с. 254). Официальные признания продолжались и на конференции Арабской лиги в Каире, и на Исламской конференции в Дохе (Катар).
Соседняя Эфиопия относится с подозрением к правительству Сомали, опасаясь его связей с арабскими странами, которые оказывают ему финансовую поддержку. Она склоняется к поддержке отношений с Сомалилендом, на территории которого находится порт Бербера, поскольку после потери Эритреи проблема выхода к морю приобрела большое значение для Эфиопии. Бербера - единственный порт Красного моря, не находящийся под арабским контролем (Джибути в 2000 г. предоставила свои порты в пользование арабской торговой компании). Как свидетельство расположения Эфиопии к руководству Сомалиленда автор указывает на тот факт, что за несколько дней до приезда А.Хасана в Аддис-Абебу президент непризнанного Сомалиленда М.Эгаль был принят в столице Эфиопии с президентскими почестями. Здесь же был подписан договор о транспортном сообщении и сотрудничестве. Граждане Сомалиленда свободно перемещаются по территории Эфиопии, их паспорта признаются. Связь с Харгейсой осуществляют эфиопские авиалинии.
ООН заинтересована в восстановлении мира в Сомали, в сохранении целостности государства. Хаос в этой стране постоянно напоминает о неудачах миротворческой миссии ООН в Сомали, приведшей к жертвам среди миротворцев. Значительное число сомалийских беженцев в любой европейской стране повышает международный интерес к внутренним сомалийским проблемам. В большинстве стран признавались лишь сомалийские паспорта, выданные до 1991 г., но срок действия этих паспортов уже истек, а новые паспорта официально не признавались за пределами Сомали. Таким образом, сомалийские граждане, кому не удалось натурализоваться и кто не имел документов, выданных Комитетом по делам беженцев, считались нелегалами и не имели возможности зарегистрировать официально свой статус (032, с. 258).
На временное, «виртуальное» правительство Сомали возлагают надежды как мировое сообщество, так и местные жители. Его возможный успех может быть объяснен не столько новыми направлениями его политики, сколько усталостью населения от войны, невозможностью
заниматься бизнесом в разрываемой внутренними беспорядками стране, ростом доверия населения традиционным лидерам-старейшинам. Что же касается Сомалиленда, то его шансы получить международное признание увеличиваются по мере того, как уменьшается стабильность в южных районах Сомали.
Л.В. Иванова