Научная статья на тему '2003. 03. 008010. Геополитические последствия анти-террористической операции в Афганистане'

2003. 03. 008010. Геополитические последствия анти-террористической операции в Афганистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АЛЬ-КАИДА" / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ БОРЬБА С НИМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ АФГАНИСТАН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ТАЛИБАН ДВИЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 008010. Геополитические последствия анти-террористической операции в Афганистане»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2003.03.008-010. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ.

2003.03.008.AY00B M. South-west Asia after the Taliban // Survival. - L., 2002. - Vol. 44, N 1. - P. 51-68.

2003.03.009. SAIKAL A. Afghanistan after the Loya Jirga // Ibid. - N 3. - P. 47-56.

2003.03.010. STRACHOTA K. Afghanistan after September 11 // Pol. quart. of intern. Affairs. - Warsaw, 2002, - Vol. 11, N 1. - P. 163-174.

М. Аюб (Университет штата Мичиган, США) исходит из тезиса о попытках США в ходе войны против терроризма развязать узел исламского экстремизма, который многие годы был в центре пакистано-афганских отношений (008). Можно отметить два достижения на этом пути: упрочение правительства умеренного пуштуна Хамида Карзая в Афганистане и заявленное намерение пакистанского президента Первеза Мушаррафа уничтожить террористические группы на своей территории. Но угроза нестабильности сохраняется. Террористы из «Аль-Каиды», разгромленные в Афганистане, находят убежище в Пакистане под покровительством сходных пакистанских организаций фундаменталистов (например, «Джамаат-уль-Улема-и-Ислам»). Пуштунские племена в Северо-Западной пограничной провинции Пакистана сочувствуют и «Аль-Каиде» и «Талибан». Нападение на индийский парламент 13 декабря 2001 г. свидетельствует, что ряды пакистанских террористов пополнились боевиками, бежавшими из Афганистана.

Усилия Мушаррафа покончить с экстремистами, разумеется, заслуживают поддержки, но в долгосрочной перспективе автор видит американскими союзниками Индию и Иран, как бы невероятно ни казалось последнее: «США не должны пренебрегать стратегической закономерностью растущего совпадения интересов Вашингтона, Нью-Дели и Тегерана» (008, с. 52).

В Афганистане никакому правительству, даже при поддержке ООН и США, еще долгое время не удастся контролировать всю территорию - будут продолжаться раздоры между отдельными командирами и этносами. Чтобы избежать фрагментации страны, следовало бы ввести на неопределенный срок 50 тыс. международных миротворческих вооруженных сил, обученных методам ведения войны в

НРС-ОИК за последние десятилетия улучшились, но отставали от средних для РС, а в 15 странах с 1993 г. происходит сокращение ожидаемой продолжительности жизни из-за эпидемии СПИДа.

Все страны должны умножить усилия по улучшению образования и здравоохранения, особенно для бедных: без этого бедные не смогут получить преимущества от роста доходов в стране, «обеспечение основных социальных услуг... составляет важный элемент в развитии общества» (007, с.119).

Для здравоохранения СТА особое значение приобретают проблемы СПИДа и малярии. За 1995-1997 гг. число заболеваний СПИДом выросло во всех НРС в 5 раз, в 1999 г. число детей, зараженных СПИДом, в СТА достигло 1 млн. (007, с.122-123).

Таким образом, источник бедности в НРС-ОИК не только недостаточный доход, но и низкое человеческое развитие, которое, в свою очередь, снижает возможности получения дохода. Недоедание, болезни и недостаток знаний сокращают возможности заработать, ограниченный доход сужает доступ к образованию и здравоохранению. Понимание бедности как совокупности всех этих аспектов категорически необходимо для разработки и применения программ и проектов ее уменьшения. В то же время не существует единого образца стратегии сокращения бедности. Опыт 90-х годов показал, что рыночные реформы терпят неудачу в обеспечении экономического роста и сокращения бедности при отсутствии необходимых местных институтов; при технологическом прогрессе в последние 10 лет и естественном росте квалификации против ожидания интенсивно распространялся неквалифицированный труд; хотя государственные инвестиции в образование и здравоохранение росли, они были менее эффективны, чем ожидалось, частично из-за недостаточного понимания бедноты. Эти и другие уроки развития должны быть учтены и мировым сообществом, и странами ОИК, которые должны крепить свое сотрудничество.

С.М.Макарова

сокращения, надо определить предварительные условия разработки стратегии эффективной программы борьбы с бедностью.

К наименее развитым низкодоходным странам относятся 32 страны из 57 членов ОИК, на них приходится 68% населения стран ОИК. 21 страна находится в Тропической Африке, 11 - в Азии, они не являются гомогенной группой. Их экономическая структура мало изменилась за последние 20 лет; наибольшую долю ВВП (43,2%) обеспечивает сектор услуг, он является крупным источником дохода. По характеру экспортных доходов, согласно классификации МВФ, 13 НРС-ОИК отнесены к производителям ненефтяных сырьевых товаров (5 названы экспортерами услуг и 2 - экспортерами готовых промышленных товаров) и, следовательно, подвержены колебаниям мировых цен. Поэтому, как и большинство стран ОИК, они нуждаются в диверсификации своих экономик, чтобы сократить уязвимость со стороны мировых шоков. Устойчивые экономический рост и развитие являются исходным условием для борьбы с бедностью.

Для измерения бедности ПРООН ввела Индекс человеческой бедности (ИЧБ) и Индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающие все аспекты бедности, не только доход. Согласно ИЧБ, 35% населения 22 НРС-ОИК (273,5 млн. человек) страдают от бедности; бедность достигает значительных цифр и в среднедоходных и даже нефтеэкспортирующих РС. В борьбе с бедностью были достигнуты некоторые успехи; в частности, в НРС-ОИК за последние 30 лет на 12 лет выросла ожидаемая продолжительность жизни и на 40% упала детская смертность, за последние 20 лет на 16% выросло число поступивших в начальную школу. Доля населения, живущего в чрезвычайной бедности, в РС в целом за 1987-1998 гг. сократилась с 28 до 23%. «В целом сегодня развивающийся мир здоровее, благополучнее, лучше накормлен и лучше образован» (007, с.114). Но прогресс явно недостаточный и распространяется неравномерно.

Без экономического роста нельзя преодолеть бедность, но ее сокращение возможно только если ресурсы, полученные в результате роста, направляются на человеческое развитие, особенно на улучшение здравоохранения и образования. Доля чрезвычайной бедности в РС в 90-е годы очень медленно сокращалась: например, в странах Тропической Африки она снизилась с 46,6 до 46,3% (007, с.116). В целом около половины из 28 стран ОИК жестоко страдали от чрезмерной бедности, в 8 странах она немного снизилась. Некоторые социальные показатели в

период развитым странам, пятилетний - РС и одиннадцатилетний - НРС. Компании, владеющие интеллектуальной собственностью, обычно практикуют ценовую дискриминацию, продавая один и тот же продукт в разные страны по разным ценам, например, цена на одно лекарство варьировалась от 183 долл. в Монголии до 2 долл. в Индии (006, с.25). Практика осуществления Соглашения оказывается выгодна многонациональным корпорациям, и режим ВТО благоприятствует такой практике.

Когда в 60-е годы текстильное производство РС стало конкурентоспособным, развитые страны в соответствии с Многосторонним соглашением о волокнах заключали двусторонние соглашения для ограничения объема импорта из каждой РС; эти соглашения были инструментом защиты рабочих мест и интересов развитых стран. Например, в 80-е годы экспорт рубашек из Бангладеш в США увеличился до 1,8% американского импорта, США включили защитный механизм и в Бангладеш немедленно закрылась половина рубашечных пошивочных фабрик, где работали в основном женщины (006, с.27). Предполагалось, что Многостороннее соглашение о волокнах будет временным, но оно просуществовало четверть века, и одним из следствий было то, что РС не смогли получить выгоды от своей конкурентоспособности и вынуждены были замедлить темп индустриализации и диверсификации промышленности. Поэтому РС -члены Многостороннего соглашения выступили со своими требованиями, и после многолетнего сопротивления развитых стран в 1995 г. было подписано Соглашение по текстилю и одежде. Оно устанавливает поэтапное снижение квот и отмену их через 10 лет, снижение тарифов в развитых странах и т.п. Но и это соглашение оставляет возможности для манипулирования, в итоге ряд РС жалуется, что импортеры затягивают либерализацию. Скорей всего, выгоды от Соглашения РС смогут увидеть лишь в конце 10-летнего периода.

Е.Бейрактар (ЦСЭСИОИС, Анкара; 007) подчеркивает, что бедность находится в центре всех проблем РС, и основное внимание при определении бедности и разработке стратегии ее сокращения должно быть уделено не показателям доходов, а прежде всего достижениям в области образования, здравоохранения, питания. «По мере технологического прогресса и роста общих стандартов уровня жизни очертания бедности изменяются вместе с новыми статьями потребления» (007, с.103-104). Для борьбы с бедностью недостаточно иметь планы ее

конкурентоспособности богатейших мировых фермеров против нищих крестьян РС», в которых особенно страдают производители мяса, сахара и зерна.

Сельскохозяйственный сектор всегда был за пределами интересов ГАТТ. Условия для развитых и РС были неравными, и неудовлетворенные этим РС требовали полной либерализации сельскохозяйственного сектора торговли. Под их давлением в 1995 г. начались переговоры ГАТТ/ВТО. С тех пор удалось снизить ограничительные барьеры, тарифы и объемы субсидий, но РС считают, что общий уровень тарифов, местной поддержки и субсидий остается очень высоким, в некоторых случаях он стал выше прежнего: тарифные эквиваленты и нетарифные барьеры в развитых странах поднялись с 250 до 390% на некоторые продукты (006, с.15). В результате некоторые мусульманские страны сталкиваются с хронической нехваткой валютных резервов; они хотели бы увеличить свое сельскохозяйственное производство, защитить и субсидировать аграрный сектор, но не могут. Мусульманские страны должны предпринять коллективные усилия, чтобы получить возможность для проведения таких мер, потребовать снижения существующих тарифов и заключения соглашения о потолке тарифов и субсидий. В связи с этим необходимо, чтобы мусульманские страны начали консультироваться друг с другом для идентификации общих целей и выработки переговорной стратегии на предстоящем раунде переговоров о торговле сельскохозяйственными продуктами.

Еще один канал, по которому развитые страны используют режим ВТО для защиты своего аграрного и продовольственного сектора, - это Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах. Здесь так же растет число споров и заявок, что сильно ограничивает доступ РС на рынки. В этой сфере можно манипулировать установлением мер охраны здоровья. Примерами могут быть запреты ЕС на экспорт рыбы из Уганды, в которой нет мониторинга содержания химических элементов в озерах, на ввоз молока из Индии из-за отсутствия механизированной дойки и т. п. В результате введения одного нового стандарта в странах ЕС африканский экспорт овощей, сухих фруктов и орехов сократится на 47-59% и общие потери составят около 400 млн. долл. (006, с.20). Схожая ситуация с индийским и китайским рисом. Таким образом, снова жертвами оказываются РС.

Соглашение о защите прав интеллектуальной собственности, которое начало действовать с января 1995 г., давало годовой переходный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.