Научная статья на тему '2003. 01. 021. Эбади Дж. , Кришер Дж. Израиль и африканский рог: стратегические и политические императивы. Abadi J. , Krischer J. J. Israel and the Horn of Africa the strategic and political imperatives // J. of South Asian and middle Eastern studies. Villana, 2002. Vol. 25, n 2. P. 2651'

2003. 01. 021. Эбади Дж. , Кришер Дж. Израиль и африканский рог: стратегические и политические императивы. Abadi J. , Krischer J. J. Israel and the Horn of Africa the strategic and political imperatives // J. of South Asian and middle Eastern studies. Villana, 2002. Vol. 25, n 2. P. 2651 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ ПОЗИЦИЯ СУДАНА / БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ ПОЗИЦИЯ ЭФИОПИИ / ИЗРАИЛЬ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СУДАН / ИЗРАИЛЬ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЭФИОПИЯ / ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОЗИЦИЯ СУДАНА / СУДАН ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИЗРАИЛЬ / ЭРИТРЕЙСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОЗИЦИЯ ИЗРАИЛЯ / ЭФИОПИЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИЗРАИЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 021. Эбади Дж. , Кришер Дж. Израиль и африканский рог: стратегические и политические императивы. Abadi J. , Krischer J. J. Israel and the Horn of Africa the strategic and political imperatives // J. of South Asian and middle Eastern studies. Villana, 2002. Vol. 25, n 2. P. 2651»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2003.01.021. ЭБАДИ ДЖ., КРИШЕР ДЖ. ИЗРАИЛЬ И АФРИКАНСКИЙ РОГ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ. ABADI J., KRISCHER J.J. Israel and the Horn of Africa - the strategic and political imperatives // J. of South Asian and Middle Eastern studies. - Villana, 2002. - Vol. 25, N 2. - P. 26-51.

Джекоб Эбади и Дженнифер Кришер (Академия ВВС США, Колорадо) рассматривают основные аспекты взаимоотношений Израиля и стран Африканского Рога: Судана, Эфиопии и Эритреи. Авторы отмечают, что как Израиль, так и страны Африканского Рога основой своих отношений сделали экономическое сотрудничество, а идеологические аспекты являются второстепенными. Если отношения Израиля с Эфиопией большей частью были закреплены официально, то сотрудничество с Суданом и Эритреей было негласным. Политическая и экономическая нестабильность региона обусловливала неустойчивость этих отношений.

Дипломатические отношения между Израилем и Суданом были установлены вскоре после достижения Суданом независимости в 1956 г. Вопреки антиизраильским заявлениям, суданские правительства де-факто осуществляли сотрудничество с Израилем. Помимо извлечения прямой выгоды от этих отношений Судан в лице Израиля получал партнера, являющегося союзником США.

Близость Судана к Африканскому Рогу и Красному морю обусловливала интерес к нему со стороны израильских военных и спецслужб. Возможность присоединения Судана к Египту в рамках "Единства долины Нила" беспокоила не только израильтян, но и многих суданцев. Так, партия "Умма" активно сотрудничала с Израилем и выступала за активный диалог со странами Запада и отход от Египта. В то же время наиболее активно к помощи Египту и Ливии в борьбе с Израилем призывала Суданская компартия.

После свержения режима Абдаллы Халила в 1958 г. и многочисленных агрессивных высказываний со стороны нового суданского правительства Израиль начал поддерживать мятежных христиан из южных провинций Судана. Поддержка суданских мятежников проводилась в рамках общей программы Израиля "по поддержке мятежных меньшинств в арабских странах" (с. 31).

После прихода к власти Ибрагима Аббуда Судан открыто присоединился к арабским государствам, противостоявшим Израилю, именно в

Хартуме прошла арабская конференция, на которой было принято решение не признавать Израиля. Суданская пехотная бригада была отправлена для участия в Шестидневной войне, страна предоставила свою территорию для египетских баз, что делало их недосягаемыми для ударов израильтян.

Нимейри, пришедший к власти 25 мая 1969 г. после очередного переворота, постоянно "подчеркивал единство с наиболее радикальными силами арабского мира" (с. 32), но реальное взаимодействие с антиизраильской арабской коалицией носило весьма ограниченный характер. Когда Египет и Сирия согласились включить Судан и Ливию в Федерацию Арабских Республик, Судан "предпочел отказаться от ее создания и тем самым сделал проект нежизнеспособным" (с. 33).

Вопреки возросшей напряженности, в 1972 г. в Аддис-Абебе представителям Израиля и Судана удалось подписать официальное соглашение о прекращении израильской поддержки повстанцев. Этот документ "вызвал большое недовольство среди многих представителей арабского мира" (с. 33), поскольку Нимейри позволил Моссаду создать базу в Хартуме. Эта база, а также помощь ЦРУ позволяли Израилю получать точную информацию об антиизраильской деятельности в регионе. Помимо этого, на встрече министра обороны Ариеля Шарона с Нимейри и шефом суданской госбезопасности стороны пришли к соглашению, что Ливия является их общим врагом. Нимейри согласился на "превращение Судана в большой арсенал, используемый Израилем для специальных операций" (с. 34). Эту нормализацию отношений с Суданом Израиль использовал для организации выезда суданских фалашей.

Помимо борьбы с Египтом и Ливией Израиль также собирался использовать Судан в качестве опорной базы свержения фундаменталистского режима Ирана. Предполагалось, что на трон взойдет сын изгнанного иранского шаха. Израильтяне планировали "тренировать солдат в Судане, пользуясь финансовой помощью Саудовской Аравии" (с. 34). Для реализации этих планов Израиль собирался щедро платить Судану, а также перечислять деньги лично Нимейри. Финансовую помощь Нимей-ри оказывали также и США: "дополнительные 200 млн. долл. экономической помощи были обещаны, если фалашам будет позволено уехать" (с. 34). Поскольку подробности сделки стали известны в арабском мире и вызвали критику со стороны арабских государств, Нимейри поспешил заявить, что Эфиопия, а не Судан, является участницей сделки. В свою очередь эфиопское правительство, с тем, чтобы отвести подозрения му-

сульманских соседей, также обвинило Нимейри в получении помощи от Израиля. Стремясь умерить гнев исламских фундаменталистов, Нимейри прекратил выезд фалашей, который был возобновлен лишь после нажима со стороны президента США Дж. Буша.

Получая помощь от Израиля и США, Судан в то же время активно сотрудничал с Организацией освобождения Палестины, а также с Народным фронтом освобождения Палестины. Поддержка палестинцев обеспечивала Судану признание и уважение в арабском мире. Именно поэтому Нимейри продолжал "при каждой возможности помогать палестинцам и даже упрекал арабские правительства в том, что они игнорируют эту обязанность" (с. 36). В частности, официальный представитель суданского правительства заявил, что Судан "отвергает любое решение, подразумевающее возврат Израиля к границам 1967 года", поскольку целью Судана является "освобождение всех арабских территорий от сионизма" (с. 36).

Когда в декабре 1987 г. в Палестине началась интифада, Судан вновь официально подтвердил свою поддержку Палестине и год спустя, признал ее как государство. На конференции в Мадриде осенью 1991 г. представители Судана заявили, что они "предполагают полный уход Израиля с арабских земель и создание независимого палестинского государства" (с. 37).

В ответ на поддержку Суданом интифады палестинцев Тель-Авив усилил поддержку христиан-мятежников: в сентябре 1992 г. лидер повстанцев получил от Израиля оружие, переправленное через Кению. Суданские представители неоднократно обвиняли Израиль "в использовании территории Уганды, Эфиопии и Эритреи для вмешательства во внутренние дела Судана" (с. 38). В конце 1994 г. арабские источники в Лондоне заявили о том, что "ВВС Израиля принимали участие в строительстве базы в Омале в Эритрее, вблизи суданской границы" (с. 38).

После подписания израильско-палестинского соглашения в Иерихоне 4 мая 1994 г. суданский лидер Башир заявил, что "Судан поддерживает палестинцев и что интифада должна продолжаться до тех пор, пока вся Палестина не будет освобождена" (с. 40). Вопреки демонстративным агрессивным заявлениям Хартума, фактическое сотрудничество Судана и Израиля продолжалось: суданские спецслужбы пошли на сближение с Моссадом в обмен на ограничение помощи южным мятежникам и техническую помощь Израиля.

Отношения Израиля с Эфиопией были более стабильными, чем с Суданом. Император Селассие "с гордостью подчеркивал исторические

связи с Древним Израилем, именовал себя Иудейским Львом" (с. 41) и вел свою родословную от царя Соломона и царицы Шебы. Во время итальянского вторжения в 1936 г. Селассие нашел пристанище в еврейском квартале Иерусалима. В стране также имелась община фалашей, поддерживавших тесную связь с палестинскими евреями. Несмотря на это, Селассие избегал открытого проявления симпатии к Израилю, и в 1947 г., во время обсуждения Советом Безопасности ООН плана раздела Палестины, Эфиопия воздержалась.

Селассие, опасаясь агрессии окружавших Эфиопию мусульманских стран и недовольства мусульманского меньшинства внутри, не торопился к установлению дипломатических отношений с Израилем. Лишь в 1961 г., когда ООН признала право Эфиопии на Эритрею, Эфиопия официально признала Израиль. Несмотря на отсутствие дипломатических связей, уже к середине 50-х годов Эфиопия стала одним из главных получателей израильской помощи.

Активному сотрудничеству способствовали общие проблемы безопасности: и Эфиопия, и Израиль находились во враждебном окружении исламских режимов, угрожавших их существованию. Поддержка Насером эритрейских сепаратистов усилила сближение Эфиопии и Израиля. К 1966 г. израильская военная миссия в Эфиопии насчитывала около сотни специалистов. В начале 70-х годов взаимодействие Израиля и Эфиопии в военной сфере достигло своего пика.

Несмотря на разногласия с режимом Менгисту, Израиль продолжал поддерживать отношения с Эфиопией, что в немалой степени было обусловлено стремлением организовать эмиграцию фалашей. Готовность Израиля к сотрудничеству с любым эфиопским правительством, по мнению авторов, лучше всего подтверждает прагматичность отношений Эфиопии и Израиля.

Помощь арабов эритрейским сепаратистам вызывала беспокойство Израиля, старавшегося поддержать своего партнера. располагавшего столь ценным выходом в Красное море. Израиль помогал Эфиопии в антипартизанской войне поставками оружия и запчастей.

Военная помощь Израиля пришлась как нельзя кстати, особенно во время войны с Сомали в 1977-1978 гг. В феврале 1977 г. французские источники сообщали, что на двух эфиопских островах в Баб-Эль-Мандебском проливе расположены авиабазы Израиля. Американские источники отмечали, что "израильские военные специали-

сты принимают участие в войне за Огаден на стороне Эфиопии", "новая седьмая дивизия эфиопской армии, воюющая в Эритрее, сформирована и обучена израильтянами" (с. 45), а израильские пилоты наносят удары по эритрейским мятежникам.

Менгисту Хайле Мариам решил порвать с Израилем лишь после того, как СССР начал активно поддерживать создание в Эфиопии социалистического государства. К тому времени ценность Эфиопии как стратегического союзника Израиля сильно снизилась после подписания Кемп-Дэвидского соглашения, устранившего в большой степени египетскую опасность.

Если военное сотрудничество было приостановлено, то торговля продолжалась, помимо этого, оставался открытым вопрос о судьбе фалашей. Подобно Нимейри, Менгисту отказался содействовать отправке фалашей в Израиль. Таким образом, даже после операции "Моисей" в Эфиопии оставалось 20 тыс. фалашей, а в Судане 2 тыс. фалашей. Распад СССР вынудил Менгисту просить военной помощи у любой страны, способной ее оказать, и 3 ноября 1989 г. отношения с Израилем были вновь восстановлены официально. Идя на это, Менгисту надеялся обрести и покровительство США. В результате возобновления выезда фалашей, получившего название операция "Соломон", 14 420 фалашей были эвакуированы из Эфиопии за 3 дня до падения режима Менгисту.

Израиль с готовностью установил отношения с Эфиопским народным революционным демократическим фронтом после падения режима Менгисту, поскольку в стране все еще оставалось довольно много фалашей. В 90-х годах Эфиопия стала вторым африканским торговым партнером Израиля. Вновь усилилась и техническая помощь Израиля.

Другим партнером Израиля на Африканском Роге является Эритрея. В 1950 г. ООН проголосовала за создание федерации Эфиопии и Эритреи, но в конце 1962 г. Эфиопия аннексировала Эритрею, объявив ее четырнадцатой эфиопской провинцией. Еще в сентябре 1961 г. Фронт освобождения Эритреи при поддержке Египта, Сирии, Судана, Ливии, Ирака и Саудовской Аравии начал войну за отделение. Свою лепту внесла даже Организация освобождения Палестины, которая подготовила в своих лагерях 250 эритрейцев.

В то время как арабы поддерживали эритрейских сепаратистов, Израиль поддерживал Эфиопию в антипартизанской войне.

Прагматичность отношений Израиля со странами Африканского Рога очевидна и в этом случае. Вскоре после полного отделения Эритреи и потери Эфиопией выхода к Красному морю Израиль начал устанавливать торговые отношения с новым государством, поскольку столь важные острова в Красном море отошли к новому государству. Помимо этого, Эритрея "заявила о своих намерениях усилить сотрудничество с Израилем в таких областях, как сельское хозяйство, здравоохранение и образование" (с. 48). Израиль также оказывал Эритрее помощь в перестройке инфраструктуры и развитии рыболовства.

В 1991 г. Израиль открыл в Эритрее консульство, а в апреле 1993 г. сразу же признал независимость Эритреи после соответствующего меморандума ООН. Новые лидеры Эритреи также отличались прагматизмом: их не беспокоила помощь, которую в прошлом режим Менгисту получал от Израиля. Израиль наиболее важным считал военное сотрудничество: израильский флот вновь получил разрешение (на этот раз уже от Эритреи) на использование островов в Красном море, а израильские спецслужбы создали базу в горах на границе Эритреи и Судана.

В ходе войны, начавшейся в 1998 г., между Эфиопией и Эритреей за обладание небольшим районом на севере Эфиопии Израиль оказывал помощь как Эритрее, так и Эфиопии, по поводу чего "Эритрея высказала свое недовольство" (с. 49). Эритрея обратилась за военной помощью к бывшим странам советского блока и запретила Израилю использовать некоторые острова. Опасаясь потерять связи с обеими странами, Израиль решил прекратить оказание им военной помощи, но торговля продолжала оставаться оживленной, а острова в Красном море все так же использовались Израилем для обеспечения деятельности подводных лодок.

Как заключают авторы, "основная задача Израиля по установлению добросердечных отношений со всеми странами Африканского Рога обусловливается их выгодным стратегическим положением" (с. 49). Активное участие Израиля в жизни региона во многом объясняется его стремлением предотвратить вхождение региона в сферу влияния Египта. Обладая Африканским Рогом, Израиль стремился к "распространению своего влияния на весь африканский континент" (с. 50), а также к скорейшей эмиграции фалашей. Государства Африканского Рога также действовали весьма прагматично при выстраи-

вании своих отношений с Израилем; во многом это объясняется тем, что "Израиль обладал техническими навыками и оружием, которое было им необходимо" (с. 50). Отношения Израиля с Суданом, Эфиопией и Эритреей в ближайшем будущем, очевидно, будут выстраиваться подобным же образом. Как полагают авторы, только "успешный мирный процесс может официально закрепить их отношения с Израилем" (с. 51).

В. С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.