МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
УДК 9:327
АФРИКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
© 2009 г. И.В. Рыжов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского iryzhoff@rambler.ru
Поступила в ррдакцию 29.12.2008
Исследуется внешняя политика Государства Израиль в контексте двусторонних отношений между Израилем и неарабскими странами африканского континента. Обладание высокими технологиями, разработками в области вооружений и возможностями их поставок позволяет Израилю выходить и на новые рынки, включая таким образом в орбиту своего внимания основные регионы земного шара.
Ключрвыр слова: внешняя политика, дипломатия, Государство Израиль.
Весьма специфический характер имели и имеют отношения между Израилем и неарабскими странами африканского континента. Правительство еврейского государства проводило достаточно активную политику по установлению дипломатических отношений с африканскими странами с периода обретения последними государственной независимости в 1950-х - 1960-х годах. На всех ассамблеях ООН Израиль голосовал за резолюции, призывавшие ускорить процесс деколонизации.
Усилия арабских стран подорвать отношения Израиля со странами Африки оказались достаточно успешными. Так, в 1972 году - начале 1973 года семь африканских государств, в результате политического нажима и обещаний оказания финансовой поддержки со стороны богатых арабских нефтедобывающих стран, разорвали дипломатические отношения с Израилем. Так или иначе, Израиль продолжал поддерживать и развивать, иногда в несколько сокращенном виде, дипломатические отношения с двадцатью африканскими государствами, подкрепляя эти связи оказываемой им экономической и технологической помощью. Израильское правительство еще с 1950-х - 1960-х годов направляло в страны африканского континента специалистов в различных областях хозяйственной деятельности, а также педагогов, врачей и т. п.
Богатые арабские государства продолжали оказывать успешное экономическое давление на дружественные Израилю страны Африки, требуя прекращения связей с Израилем. После арабо-израильской войны 1973 года Организация африканского единства, при активной поддержке со стороны Египта, приняла резолюцию, призывавшую разорвать дипломатические отношения с Израилем. В результате лишь такие страны, как Малави, Лесото, Свазиленд и ЮАР, продолжили поддерживать дипломатические отношения с еврейским государством в полном объеме. Однако несмотря на то, что достаточно большая часть африканских стран разорвала формальные дипломатические отношения с Израилем, многие из них неофициально обращались к руководству Израиля с просьбами о продолжении оказания им поддержки в рамках проектов развития. В этой связи во многих странах действовали неофициальные израильские представительства, осуществлялись широкие торговые контакты, в средствах массовой информации этих стран периодически появлялись призывы к восстановлению дипломатических отношений с Израилем. Таким образом, несмотря на мощное давление со стороны арабских государств, многие африканские страны предпочитали развивать сотрудничество с Израилем даже при отсутствии официальных отношений с ним [1].
Едва ли не наиболее прочные связи из всех африканских государств сложились у Израиля с самой развитой страной континента - ЮАР. Ещё в ноябре 1947 года представитель ЮжноАфриканского Союза в ООН проголосовал за резолюцию о разделе Палестины. Через несколько дней после провозглашения независимости Государства Израиль правительство Южной Африки, возглавляемое в то время Я.Х. Смэтсом, признало его де-факто; кабинет Националистической партии, пришедший вскоре к власти, признал еврейское государство де-юре. В июле 1953 года Д.Ф. Малан посетил Израиль с официальным визитом. С конца 1940-х годов объем торговли между двумя государствами неуклонно увеличивался. Значительную роль в становлении экономических связей между ними сыграл тот факт, что Израиль традиционно является одним из крупнейших в мире центров обработки алмазов, значительная часть которых поставлялась в еврейское государство из Южно-Африканской Республики.
В 1960-х - 1970-х годах наиболее перспективными направлениями сотрудничества обеим сторонам представлялись не столько торговоэкономические отношения, сколько военнотехническое сотрудничество. Известно, что Израиль оказывал поддержку разрабатываемым в ЮАР программам создания собственного ядерного оружия [2]. Развитию отношений способствовали заключенные межгосударственные соглашения, к примеру подписанные в 1978 году соглашение об избежании двойного налогообложения, соглашение о сотрудничестве в сфере рыболовства и другие [3].
Однако в 1980-х годах Израиль снизил масштабы сотрудничества с Южно-Африканской Республикой. Сокращение связей с ЮАР было в значительной мере следствием международного давления, особенно со стороны США, требовавших от Израиля принять участие в международных санкциях против расистского режима ЮАР. В ходе обсуждения в рамках сессий Генеральной Ассамблеи ООН вопроса об апартеиде в Южной Африке представители Израиля осудили политику расовой дискриминации. Охлаждение отношений с ЮАР отрицательно сказалось на развитии израильской экономики, к примеру из-за прекращения военно-технического сотрудничества израильские предприятия потеряли десятки миллионов долларов [4].
В эти же годы началось постепенное восстановление дипломатических отношений и расширение торгово-экономического сотрудничества со странами Центральной Африки, разрыв отношений с которыми в 70-х годах ХХ века
своеобразным образом «спровоцировал» углубление израильского сотрудничества с ЮАР. Дипломатические отношения с Израилем восстановили в 1982 году Заир, в 1983 - Либерия, за ними последовали и такие африканские страны, как Кот д'Ивуар, Камерун и Эфиопия. Во многом улучшение отношений со странами Африки объяснялось расколом в едином антиизра-ильском блоке арабских государств после подписания мирного соглашения между Израилем и Египтом. Немаловажную роль сыграло также то, что к середине 1980-х годов стали ослабевать и политико-экономические позиции богатых нефтедобывающих арабских стран Персидского залива. Все эти факторы снижали степень влияния арабских стран на формирование внешней политики молодых африканских государств.
Необходимо отметить, что восстановление традиционных связей с Эфиопией было особенно важно для израильского руководства, поскольку Эфиопия - единственная немусульманская страна на Красном море, традиционно ведущая борьбу со своими мусульманскими соседями, что позволяло рассматривать ее в качестве потенциального союзника Тель-Авива. Еще в 1948 году Эфиопия признала Израиль де-факто. Действовало эфиопское консульство в Западном Иерусалиме, в 1956 году начало действовать израильское консульство в Аддис-Абебе. Крепкие отношения, сложившиеся между двумя странами к началу 1960-х годов, подтверждались многочисленными взаимными визитами правительственных делегаций: в 1960 году императрица Менем совершила паломничество в Иерусалим (правящая в стране династия имела еврейские корни), в том же году Эфиопию посетил с официальным визитом М. Даян (в то время он являлся министром сельского хозяйства Израиля), в 1961 году страну посетила министр иностранных дел Израиля Г. Меир. В сентябре 1961 года Эфиопия признала Израиль де-юре, и между двумя государствами были установлены дипломатические отношения в полном объеме.
В 1950-х - начале 1970-х годов успешно развивалось израильско-эфиопское экономическое сотрудничество, при участии Израиля в Эфиопии был построен ряд промышленных предприятий. Израиль оказывал Эфиопии помощь в подготовке специалистов в различных областях, в развитии сельского хозяйства, транспорта, медицины, разведке полезных ископаемых и водных ресурсов. В результате Синайской кампании 1956 года эфиопские и израильские торговые суда стали регулярно посещать порты
Израиля и Эфиопии на побережье Красного моря. В 1970 году открылась линия прямого воздушного сообщения.
В 1960-х годах начинает активно развиваться военно-техническое сотрудничество между Израилем и Эфиопией, а также сотрудничество по линии спецслужб. Израиль, к примеру, в обмен на поставки вооружений и обучение подразделений эфиопской армии получил право установить на территории Эфиопии мощный пост прослушивания арабских радиостанций, через территорию африканского государства в арабские страны направлялись израильские шпионы. Израильская спецслужба Моссад часто предупреждала о готовящихся против императора Эфиопии заговорах. Установившееся в 1960-х годах тесное сотрудничество Государства Израиль с Эфиопией, равно как и с Турцией и Ираном, полностью соответствовало израильской внешнеполитической стратегии, поскольку привело к установлению тесного сотрудничества со странами, расположенными у границ с арабскими государствами и имевшими многочисленные проблемы во взаимоотношениях с последними. Развивая сотрудничество с такими странами, как Эфиопия, в экономике и военной сфере Израиль старался использовать наработанные связи в своих интересах, прежде всего для обеспечения собственной безопасности от стран арабского мира [5].
С этой же целью в 1950-х годах Израиль предпринял несколько попыток распространить свое влияние на соседнюю с Эфиопией страну -Судан. Поскольку руководство страны с враждебностью относилось к Израилю, спецслужбы еврейского государства действовали через расширение контактов с оппозиционными партиями и движениями. С этой целью в 1955 году в Стамбуле проводил переговоры советник Д. Бен-Гуриона по арабским вопросам Дж. Пальмон, в 1957 году израильский министр иностранных дел Г. Меир провела в Париже тайные переговоры с премьер-министром Судана А. Халилем. Однако, по большому счету, подобные тайные контакты ни к чему не привели. А с начала 1970-х годов начали ухудшаться и отношения Израиля с Эфиопией.
Сразу после окончания Войны Судного дня Эфиопия, выполняя решение Организации африканских государств, разорвала дипломатические отношения с Израилем. Военный режим, пришедший к власти в Эфиопии после свержения монархии в сентябре 1974 года, стал ориентироваться на Советский Союз и не поддерживал никаких официальных контактов с Израилем. Также эфиопская делегация в ООН стала неизменно голосовать за антиизраильские резолюции.
С конца 1970-х годов Израиль прилагал большие усилия для репатриации эфиопских евреев (наиболее многочисленная община в странах Африки). Положение еврейской общины при марксистском режиме Менгисту Хайле Мариама и в условиях непрекращающейся гражданской войны и вызванного ею и продолжительной засухой голода становилось всё тяжелее. В 1984 году в связи с резким ухудшением экономического положения в Эфиопии, катастрофической засухой и политической неустойчивостью резко ухудшилось социально-экономическое положение тысяч евреев Эфиопии. В октябре 1984 года Израиль осуществил операцию, в ходе которой в страну самолетами были переправлены 14 тыс. евреев. В ответ на проведение этой операции правительство Эфиопии обвинило Израиль в «похищении эфиопских граждан». Однако со временем тяжелая и затяжная конфронтация с соседними исламскими странами (Сомали, Суданом), восстание се-паратистов-мусульман в Эритрее (северо-западная часть Эфиопии, ныне — независимое государство) и постепенное ослабление коммунистического лагеря побудили эфиопское руководство негласно обратиться к Израилю за помощью. В январе 1990 года в Аддис-Абебе вновь открылось израильское посольство.
Восстановление дипломатических отношений с Эфиопией значительно облегчило репатриацию местных евреев, но в обмен Израиль был вынужден сотрудничать с диктаторским режимом Эфиопии, что вызвало критику и недовольство во многих странах. В декабре 1990 года между Израилем и Эфиопией было заключено соглашение, разрешающее отправку евреев в Израиль. Весной следующего 1991 года, когда Аддис-Абеба была окружена повстанцами, более 15 тыс. евреев были вывезены в Израиль в ходе операции «Шломо». После падения военного режима в мае 1991 года израильско-эфиопские дипломатические отношения остались на прежнем уровне, однако экономические связи между двумя странами восстанавливаются медленно [6]. В начале XXI века развивающееся сотрудничество было подкреплено подписанием ряда документов: в 2003 году были подписаны соглашения о научно-техническом сотрудничестве и соглашение о защите инвестиций, в 2004 году - межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере культуры, образования и науки [3].
Достаточно активно развивались отношения Израиля с еще одной крупной африканской страной - Демократической Республикой Конго (Заиром). После провозглашения в 1960 году
независимости были установлены дипломатические отношения с Израилем, которые прервались в 1973 году. В тот период ДРК успела заключить с Государством Израиль ряд соглашений: в 1964 году - соглашение о торговле, в 1966 году - соглашение о сотрудничестве в сфере культуры и Соглашение о дружбе [3].
После заключения мирных соглашений между Египтом и Израилем в конце 1970-х годов создалась возможность и для восстановления отношений еврейского государства с ДРК. В 1981 году министр обороны Израиля А. Шарон посетил Заир с официальным визитом, в ходе его было подписано соглашение о сотрудничестве в военной области, согласно которому израильские офицеры стали обучать заирских военнослужащих. В конце марта 1982 года стороны договорились о восстановлении дипломатических отношений. C помощью Израиля руководству Конго удалось легализовать торговлю своими алмазами. Заинтересованность нового режима ДРК в усилении контактов с Израилем, особенно в области добычи и обработки алмазов, стала причиной для заключения контрактов с израильскими предпринимателями. Главным требованием со стороны правительства Конго стало то, что теперь в обмен на торговлю алмазами оно ожидало от израильтян реальной помощи по закупке оружия в Израиле, а также поддержки в приобретении военного оборудования в других странах. В августе 2004 года Dan Gertler International (DGI) Group приступила к строительству предприятия по огранке алмазов в г. Кананге. Что касается вооружений и военной техники, то в 2001-2002 годах из Израиля в Конго было поставлено вооружений на сумму 700 тыс. долларов [7].
В развитие двусторонних дипломатических контактов в этом же году министр иностранных дел Израиля И. Шамир посетил с официальным визитом Заир. По итогам визита были подписаны соглашения о сотрудничестве в области сельского хозяйства и экономики. В 1983 году Израиль посетил президент Заира Мобуту Сесе Секо, что лишь подчеркнуло важность развития отношений с Израилем для африканской страны.
Еврейское население Заира на момент провозглашения государственной независимости составляло около 2.5 тыс. человек. В результате политических и экономических потрясений, а также проводимой Израилем политики поощрения возвращения евреев на историческую родину диаспора страны сократилась до нескольких сотен человек. В начале 2000 года в Заире жили около трехсот евреев [8].
В последнее десятилетие ХХ века отношения Израиля со многими странами Африки за-
метно окрепли. В мае 1992 года были восстановлены дипломатические отношения с крупнейшей по численности населения страной Черной Африки — Нигерией. В 1993 году после двадцатилетнего перерыва восстановлены дипломатические отношения Израиля с Малагасийской Республикой (Мадагаскаром). 23 февраля 1995 года были восстановлены отношения с Танзанией, 24 февраля 1995 года — с Бурунди. 28 октября 1999 года Израиль и Мавритания приняли решение перевести свои дипломатические представительства в статус посольств.
Уровень торгово-экономических связей между Израилем и большинством упомянутых выше стран остается низким, с некоторыми из них ведется сотрудничество лишь по линии подготовки специалистов для различных отраслей экономики и военных. В этой связи приоритетным для израильского руководства являлось восстановление отношений с наиболее крупным в прошлом африканским торговым партнером -ЮАР. После некоторого ухудшения сотрудничества между двумя странами, в середине 1990-х годов отношения были нормализованы, в 1991 году был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, в 1995 году - о создании совместной комиссии по сотрудничеству [3]. Немаловажным фактором в нормализации двусторонних отношений является и то, что в ЮАР проживает около 80 тыс. евреев, представители диаспоры оказывают достаточно сильное влияние на развитие социально-экономической, внутри- и внешнеполитической жизни страны [2]. Н. Мандела и его ближайшие сподвижники неоднократно подчеркивали, что новое южноафриканское руководство благожелательно относится к еврейскому государству как таковому, хотя и настаивает на предоставлении арабскому народу Палестины права на самоопределение.
В целом заинтересованность Израиля в развитии отношений с африканскими странами определяется возможностью участия в различных экономических проектах, в том числе по разработке месторождений полезных ископаемых, в поставках вооружений (в частности таким странам, как Ботсвана, Камерун, Эритрея), а также командировании инструкторов и советников армиям правящих режимов стран Африки [9].
Обладание высокими технологиями, разработками в области вооружений и возможностями их поставок позволяет Израилю выходить и на новые рынки, включая таким образом в орбиту своего внимания основные регионы земного шара.
Список литературы
1. Israel Among the Nations: Africa. 01.10.2006.
URL: http://www.mfa.gov.il/MFA/Facts%20About%
20Israel/Among%20the%20Nations/ISRAEL%20AM0 NG%20THE%20NATI0NS-%20Africa
2. Шевченко Н.С. О роли еврейской общины во внутренних и внешнеполитических процессах в ЮАР // Востоковедный сборник. Выпуск пятый. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003. С. 232-235.
3. Israel Bilateral Agreements. URL: http://www. mfa.gov.il
4. Осаволюк М.Л. ВПК Израиля: основная
продукция, производители и участие на мировом рынке торговли оружием // Востоковедный сборник. Выпуск пятый. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003. С. 399.
5. Балашов Ю.А., Вагин М.А., Колобов О.А., Корнилов А.А. Международные отношения на Ближнем Востоке в ХХ веке: Учебное пособие / Кол. авторов; под общ. ред. акад. О.А. Колобова и проф. К.С. Гаджиева. Нижний Новгород: ФМО ННГУ, 2003. С. 129.
6. http://www. eleven. co. il/?mode=article&id= 1513 ^иегу=ЭФИОПИЯ
7. Тронов А.Д., Лукоянов А.К. Израиль и
Демократическая Республика Конго: преодоление проблем сотрудничества. 20.06.2006 // http://www.
iimes.ru/rus/frame_stat.html
8. http://www.eleven.co.il/article/11581
9. Сатановский Е.Я. Израиль в современной мировой политике: вероятные стратегические противники и стратегические партнеры. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001. С. 41-42.
THE AFRICAN DIMENSION OF THE ISRAELI FOREIGN POLICY
I. V. Ryzhov
The author researches Israel’s foreign policy in the course of bilateral relations between Israel and non-Arab countries of the African continent. By possessing high technologies and research and production potential in the field of arms and weapons, Israel can explore and penetrate different new markets in the main regions of the world.