Научная статья на тему 'Ближневосточная политика императора Хайле селассиеi'

Ближневосточная политика императора Хайле селассиеi Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ныгусие Кассае В. Микаэль

В статье анализируется внешнеполитическая деятельность императора Эфиопии Хайле Селассие I, направленная на обеспечение мира и безопасности в регионе Ближнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPEROR HAILE SELASSIE I MIDDLE EAST POLICY

The article examines Emperor Haile Selassie I foreign policy towards establishing of peace and security in the Middle East.

Текст научной работы на тему «Ближневосточная политика императора Хайле селассиеi»

БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА ИМПЕРАТОРА ХАЙЛЕ СЕЛАССИЕI

М. НЫГУСИЕ КАССАЕ

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, 117198 Москва, Россия

В статье анализируется внешнеполитическая деятельность императора Эфиопии Хайле Селассие I, направленная на обеспечение мира и безопасности в регионе Ближнего Востока.

До 1974 г. региональным союзником Эфиопской империи на Ближнем Востоке было государство Израиль. Сотрудничество и взаимопомощь между двумя государствами имели в своей основе не традиционные эфиопско-израильские отношения (напомним, что основателем Соломоновой династии в Эфиопии считается император Менелик I - сын царя Соломона и эфиопской царицы Савской (Саба/Магда); Хайле Селассие I был 225-м императором), а наличие общего противника, каковым являлся панарабизм (арабский национализм). Арабские националисты считают весь регион Ближнего Востока, включая бассейн Красного моря, частью арабо-мусульманского мира и стремятся претворить в жизнь эту идею за счет национальных интересов неарабских народов, в частности Эфиопской империи и Государства Израиль. В 1948 г. во время голосования по резолюции ООН о создании государства Израиль эфиопская делегация предпочла воздержаться от голосования. Это не было связано с тем, что Эфиопская империя не симпатизировала созданию государства Израиль. В данном случае Эфиопия исходила из собственных интересов. Эфиопское руководство, поставившее перед собой задачу получения выхода к морю путем присоединения территории Эритреи (с 1991 г. - государство Эритрея), рассчитывало на поддержку стран арабского Ближнего Востока и мусульманского мира при рассмотрении вопроса по бывшим итальянским колониям на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Расчет эфиопского руководства оказался правильным: в 1952 г., во время голосования по вопросу о присоединении территории Эритреи к Эфиопской империи путем федерации, такие страны, как Египет, заняли проэфиопскую позицию. До военного переворота в Египте 1952 г., который привел к власти радикально настроенных офицеров во главе с полковником Г .А. Насером, эфиопско-израильские отношения не получили заметного развития. Между этими странами не было установлено даже дипломатических отношений. Поэтому образование союза между Эфиопской империей и Израилем многие специалисты относят к 1958 г., когда панарабизм достиг пика своего развития и было создано государство Объединенных Арабских Республик, куда вошли Египет и Сирия [5, с. 57].

Бар Жохар, автор политической биографии Д. Бен-Гуриона (премьер-министр и министр обороны Израиля в 1948-1953, 1953-1963 гг., с перерывом в 1961 г.), относит установление отношений между двумя государствами - Эфиопской империей и Израилем - к 1956 г. Сразу после окончания войны 1956 г. представители Израиля прибыли с визитом в Аддис-Абебу, где встретились с императором Хайле Селассие I и с его высшими офицерами [см.: 3, с. 50]. Начиная с этого времени, сотрудничество между двумя странами поддерживалось на высшем уровне, так как государства имели общие интересы - остановить радикализм в лице

панарабизма и коммунизма, стабилизировать политическое положение на Ближнем Востоке и в бассейне Красного моря. Для Израиля дружественные связи с Эфиопской империей означали не только выход из изоляции, возникшей в результате дипломатической блокады со стороны арабов. Географическое положение Эфиопии имело важное стратегическое значение. Израиль мог контролировать район бассейна Красного моря, используя эфиопские морские порты Массауа и Ассаб. Сближение Эфиопской империи с арабскими странами или отторжение Эритреи от Эфиопской империи противоречило интересам Израиля, поэтому с самого начала Израиль начал сотрудничать с Эфиопией в сферах обороны и безопасности. Как заметил бывший премьер-министр Израиля Шимон Перес, одной из основных задач внешней политики Израиля являлось строительство в Африке «второго Египта». Это означало, что необходимо было помочь Эфиопии в укреплении экономики и обороны, сделать Эфиопию противовесом Египту [3, с. 51].

Руководство Эфиопской империи стремилось сблизиться с государством Израиль по двум основным причинам. Первая — появление в 1960 г. поддерживаемого арабскими странами агрессивно настроенного государства Сомали, угрожавшего безопасности Эфиопской империи. Лидеры республики Сомали с самого начала заявили о том, что их главной целью является создание Великого Сомали путем присоединения всех территорий, где проживают сомалийцы: юго-восточных и восточных территорий Эфиопской империи, северных территорий Кении, а также Французского Сомали (Джибути). Вторая - усиление Фронта освобождения Эритреи (ФОЭ). Если до второй половины 1950-х годов эритрейские сепаратисты проводили лишь пропагандистскую работу через радиопередачи из Каира, то в начале 1960-х годов в таких государствах, как Сирия и Ливан, начали готовить боевиков ФОЭ. Многие арабские страны признали ФОЭ «борцом за освобождение мусульман Эритреи из-под ига христианской Эфиопии». В 1961 г. Эфиопская империя de jure признала государство Израиль. Израиль, который стал мощной державой в области экономики, технологии и военной техники на Ближнем Востоке, сразу же начал оказывать поддержку Эфиопской империи в области безопасности и обороны. Кроме того, Израиль начал вкладывать инвестиции в экономику Эфиопии [1, с. 243-244]. Эфиопия в 1960-е - начале 1970-х годов зависела в области обороны от помощи таких государств, как Великобритания, Швеция, Норвегия, Индия и США. Приход Израиля, безусловно, укрепил обороноспособность эфиопской армии. В 1960 г. Израиль выступил с предложением к США создать военный совет. Эфиопская сторона не поддержала это предложение Израиля [4]. Несмотря на это, деятельность Израиля в Эфиопии была согласована с США. До свержения императора Хайле Селассие I, США, Израиль и Эфиопия боролись против сепаратистов в Эритрее [7, с. 95]. Военная помощь Израиля включала обучение диверсионно-десантного отряда и полицейского отряда по борьбе с мятежниками, а также установление системы коммуникаций в эфиопских войсках [3, с. 51]. Начиная с 1962 г., израильские инструкторы обучали эфиопский отряд быстрого реагирования - элитную группу полицейских из 3100 человек, созданную для операций в Эритрее. По официальным данным, число израильских советников составляло около 40 человек. Они были прикреплены ко второй дивизии в Эритрее [6, с. 232]. Израильские специалисты принимали участие также в подготовке руководящего состава эфиопской полиции, в снабжении сведениями о намерениях враждебно настроенных стран Ближнего Востока. Как пишет Эрлик Хагай, «израильские спецслужбы играли решающую роль в дни военного переворота 1960 г. в Эфиопии. По указанию премьер-министра Давида Бен-Гуриона и министра

иностранных дел Голды Меир израильские спецслужбы оказали поддержку в установлении связи между императором и верными ему людьми для подавления мятежа» [5, с. 57]. Израиль оказал неоценимую помощь в области государственной безопасности, в частности, в обеспечении внутренней безопасности Эфиопии. По мнению генерала Матитяаху Пеледа, члена начальников штабов безопасности Израиля, благодаря деятельности израильских советников секретная полиция Эфиопии трижды спасала императора Хайле Селассие I от попыток государственного переворота [3, с. 52]. В 1962 г. дипломатическая миссия Израиля в Эфиопии была преобразована в посольство, хотя эфиопская сторона имела в Иерусалиме лишь консульство.

Вмешательство Египта во внутренние дела Йемена в начале 1960-х годов усиливало опасения Эфиопской империи. Это было вызвано тем, что в 1962-1967 гг. Египет держал в Южном Йемене армию, состоявшую из 70 ООО человек. Эфиопское руководство расценивало эти действия Египта как прямую угрозу территориальной целостности страны. Так как Египет мог иметь далеко идущие цели - не только

о

помочь радикальному режиму Южного Йемена, но и создать плацдарм для захвата территории Эритреи и распространения своего влияния на западном побережье Красного моря - император Хайле Селассие I выразил желание предоставить израильским специалистам доступ к стратегически важным объектам страны. В 1962-1971 гг. Эфиопию посетили высшие официальные лица Израиля. В 1969 г. Аддис-Абебу посетил Абба Ибан - министр иностранных дел Израиля, а затем генерал Бар-Лев - начальник генерального штаба [1, с. 104]. Согласно арабским источникам, в 1971 г. Эфиопия предоставила Израилю право пользования двумя островами в Красном море - Калеба и Фатима, вблизи Баб-эль-Мандебского пролива [3, с. 51]. Опасения Эфиопии относительно возможного нападения Египта возросли, когда в 1967 г. Великобритания объявила, что выводит свои войска из Южного Йемена. В Аддис-Абебе считали, что Йемен, поддерживаемый Советским Союзом, после полной оккупации может начать интенсивную под держку боевиков ФОЭ.

Поражение Египта и поддержавших его арабских стран в войне 1967 г. против Израиля нанесло сильный удар по престижу этой страны и по авторитету ее лидера Гамаля Абдель Насера и панарабизму в целом, став одной из причин вывода египетских войск из Йемена. Египту, который был лидером движения панарабизма, необходимо было время для выхода из создавшегося положения. Это отодвигало на несколько лет возможность интервенции Египта в Эфиопию. Вместе с тем арабский Ближний Восток расширил материальную и моральную поддержку антиэфиопским силам в Эритрее и Сомали, а также просомалийским силам в Джибути. В 1972 г. Египет, Сирия и Ливия объявили о создании Федерации Арабских республик в Каире. Предполагалось, что в будущем в нее войдут Республика Судан и некоторые страны на побережье Красного моря, за исключением Эфиопской империи. Создание федерации и ее планы настораживали Аддис-Абебу, имело место дипломатическое давление на Эфиопскую империю на международных конференциях. Так, на IV конференции министров иностранных дел исламских государств, состоявшейся в 1973 г., одной из главных тем стали отношения Эфиопской империи с Израилем. 28 стран-участниц конференции осудили произраильскую политику императора Хайле Селассие I и приняли решение расширить помощь боевикам в Эритрее в их борьбе за освобождение мусульман [1, с. 105]. Алжир и Ливия в открытую объявили дипломатическую борьбу против Эфиопской империи с целью ее изоляции. На состоявшейся в 1973 г. в Аддис-Абебе X конференции Организации Африканского Единства лидер Ливии Муамар

Каддафи выступил с предложением включить в повестку дня обсуждение эфиопско-израильских отношений. Предлагалось также перенести штаб-квартиру этой организации из Аддис-Абебы [1, с. 106]. Лишь благодаря авторитету императора Хайле Селассие I, который внес огромный вклад в борьбу африканских народов против колониализма и апартеида, предложение Каддафи не нашло поддержки у участников конференции. Кроме того, одной из причин провала дипломатии афро-арабских стран было отношение Израиля с неарабскими африканскими странами. Израиль начал сотрудничать со многими государствами Африки еще с начала 1960-х годов, оказывая им финансовую и техническую помощь. Израильские специалисты в области сельского хозяйства работали во многих странах Африки. Арабские же страны не делали ничего для того, чтобы привлечь к себе страны Африки южнее Сахары, за исключением Судана и Сомали. Хотя многие африканские страны с пониманием относились к вопросам арабов относительно оккупированных территорий, тем не менее они считали, что не в их интересах принять призыв афро-арабов к осуждению эфиопско-израильских отношений. До 1973 г. члены ОАЕ, не входившие в Лигу Арабских государств, не вмешивались в израильско-арабский конфликт. Однако оккупация Израилем части территории Египта (Синайский п-ов) стала причиной не только осуждения действий Израиля, но и разрыва отношений с ним. Израиль действовал против Хартии ОАЕ, захватив часть Африканского континента. Это воспринималось как колониализм, угрожающий суверенитету Африки. Под давлением ОАЕ Эфиопская империя также вынуждена была разорвать дипломатические отношения с Израилем. Тем не менее это не смягчило отношение к ней арабов. В начале 1973 г. при поддержке арабских стран фронты освобождения Эритреи развернули широкомасштабные военные действия по всей территории Эритреи. В преддверии эфиопской революции 1974 г., свергнувшей императора Хайле Селассие I, боевикам удалось взять под свой контроль значительную часть Эритреи. Итак, отношения между Эфиопией и Израилем имели целью не только укрепление взаимодействия, но и недопущение торжества радикализма и национализма в лице панарабизма в районе Красного моря. Благодаря союзу Аддис-Абебы и Тель-Авива панарабизму пришлось делить свои усилия и средства на два фронта: на Ближний Восток и на бассейн Красного моря. В результате на протяжении правления императора Хайле Селассие I создание Объединенных Арабских Республик и государства Эритреи не состоялось. Все проекты арабов остались на бумаге и в конференц-залах.

ЛИТЕРАТУРА Х.Ягья B.C. Эфиопия в новейшее время. - М.: Мысль, 1978.

2. Aggeman D.B. The United States and Ethiopia. Military Assistance and the Quest for Security, 1953-1993. - USA: University press of Amharic, 1994.

3. Be B., Hallahmi T. The Israeli Connection. Whom Israel Arms and Why? - L., 1988.

4. Erlic H. The Struggle over Eritrea, 1962-1978. - California, 1983.

5. Evans R., Novak R. The CIA Secret Subsidy to Israel // Washington Post. 1977, February 24.

6. Halliday F., Molyneux M. The Ethiopian Revolution. - L., 1981.

7. Shwab P. Haile Selassie I, Ethiopias Lion of Judah. - Chicago: Nelson-Hall, 1979.

EMPEROR HAILE SELASSIE I MIDDLE EAST POLICY M. NIGUSIE KASSAYE

The World History Chair of PFUR

The article examines Emperor Haile Selassie I foreign policy towards establishing of peace and security in the Middle East.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.