Научная статья на тему '2002. 04. 025. Энгельхард Ф. Африка зеркало мира? Доводы в защиту новой экономики. Engelнard Ph. l"Afrique miroir du monde? Plaidoyer pour nouvelle Economie. P. : arlea, 1998. 222 p'

2002. 04. 025. Энгельхард Ф. Африка зеркало мира? Доводы в защиту новой экономики. Engelнard Ph. l"Afrique miroir du monde? Plaidoyer pour nouvelle Economie. P. : arlea, 1998. 222 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комар Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 025. Энгельхард Ф. Африка зеркало мира? Доводы в защиту новой экономики. Engelнard Ph. l"Afrique miroir du monde? Plaidoyer pour nouvelle Economie. P. : arlea, 1998. 222 p»

Экономика

2002.04.025. ЭНГЕЛЬХАРД Ф. АФРИКА - ЗЕРКАЛО МИРА? ДОВОДЫ В ЗАЩИТУ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

ENGELHARD PH. L"Afrique miroir du monde? Plaidoyer pour nouvelle economie. - P.: Arlea, 1998. - 222 p.

Филипп Энгельхард (преподаватель экономики в университетах Манса и Дакара, 20 живет в Африке) критикует экономическую стратегию развития навязываемую Африке через международные финансовые институты, и ратует за новую стратегию.

Идеология проводимых уже более 20 лет Мировым банком и МВФ структурных реформ африканских экономик основывается на следующих постулатах либерализма:

1) . До начала 80-х годов Экономический рост рано или поздно покончит с бедностью. До начала 80-х годов этот постулат считался вполне действенным, но затем он перестал работать. «Обогащение богатых не обязательно сопровождается улучшением положения бедняков. Влияние роста, с точки зрения сокращения бедности, кажется, уменьшается почти повсюду в мире.

2) Рост числа богатых непременно позитивно сказывается на доходах бедных. Этот тезис верен при условии роста производства богатства и его справедливом распределении. Следовательно, необходимо государство, способное распределить богатство. «Ничто не доказывает, что это условие реализуется в странах Африки южнее Сахары. Все доказывает обратное» (с.23).

3) Устойчивый рост происходит лишь в бездефицитной экономике. Немногие государства в мире демонстрируют такую модель развития. Принцип оздоровления неоспорим, возражение вызывает его нормативный и системный характер, не учитывающий особенности африканских экономик.

4) Нормальный рост - это рост, основанный на экспорте и внешних инвестициях. Такое развитие логично и эффективно в мире, где уровни развития примерно одни и те же. Маловероятно, что такая модель сбалансированного развития возможна для наиболее бедных стран. Применительно к Тропической Африке этот принцип выглядит сюрреалистическим. По данным Мирового банка, экспорт этого региона сократился за 1980 -- 1990 гг. на 14% (с.25). Признавая роль экспорта в экономическом развитии страны, автор считает, что Африка должна сначала сосредоточить усилия на развитии внутреннего рынка, превратить его в мотор развития, поскольку от него зависит благополучие большинства населения. Без развитого внутреннего рынка

влияние экспорта на экономическое развитие страны будет значительно снижено.

Международные финансовые институты исходят из ложного тезиса, что «современная экономика» доминирует, а бедность и отсталость носят очаговый характер. Поэтому лечить африканские экономики можно с помощью стандартных инструментов, используемых в развитых экономиках. Провозглашенная цель предлагаемых МВФ и Мировым банком программ структурных реформ - оздоровление африканских экономик и восстановление их внешней конкурентоспособности путем сокращения бюджетных дефицитов, снижения оплаты труда, отмены субвенций и субсидий, приватизации государственных предприятий и ограничения функций государства. Структурные реформы, по замыслу их идеологов, должны обеспечить экономический рост африканских экономик, который в конечном счете должен решить проблему бедности.

Однако после двадцати лет проведения этих реформ 60% населения Африки находится либо за чертой бедности, либо вблизи нее (с.21). В «современной экономике», за исключением Магриба, Нигерии и ЮАР, занято лишь несколько процентов активного населения (с. 27).

Основу африканских экономик составляют миллионы семейных предприятий, образующих т.н. народные экономики, экономики выживания, имеющие мало общего с европейской и американской экономиками. Совместно с аналогичными экономиками, существующими в других бедных регионах планеты, они образуют «другую мировую экономику», которая противостоит «официальной экономике» (с.14). Современная ситуация в Африке, как и во многих других бедных странах», -- «это не приобщение к современной цивилизации («modernite»), а скорее кошмар и карикатура на нее» (с.27).

Неудовлетворительные результаты реформ международные «эксперты» объясняют тем, что предложенные рыночные преобразования проводятся медленно и нескоординированно. Это ошибочное суждение. Автор считает, что суть проблемы в том, что «во многих странах люди настолько бедны и настолько измотаны чередой жестоких шоков, что идеи рынка, инструменты рынка и тем более оптимальные способы приспособления к рынку являются в данный момент несвоевременными» (с.27).

Автор полагает, что в действительности программы структурных реформ Мирового Банка и МВФ имеют своей целью не «экономический рост, но принудительную интеграцию африканских стран в «мировой рынок» и выплату их долга» (с. 111); они - «карикатурное отражение

форсированной «глобализации», в которую сегодня втянуты почти все народы мира» (с.18).

Одно из величайших интеллектуальных ослеплений последней четверти ХХ в. - это вера, что азиатские страны (первоначально Япония и Южная Корея, позднее - Индонезия и Малайзия, а сегодня - Китай, Вьетнам, Индия и другие) успешно развивались по либеральным рецептам Мирового банка и МВФ, в частности, благодаря рекомендуемой ими политике либерализации и экспортной ориентации экономики. При этом, однако, забывают добавить, что экономическая основа будущих экспортных успехов этих стран была заложена принципиально иной политикой (определяющая роль государства, развитие внутреннего рынка и мощный протекционизм). «Ничто не доказывает, что либеральные рецепты позволили реализовать первую решающую фазу строительства их экономик. В целом развитие азиатских стран шло скорее по Фридриху Листу, чем по Адаму Смиту» (с. 119). Новая грандиозная мистификация состоит в том, что главную причину недавнего азиатского кризиса видят в их модели развития -«государственном капитализме». В действительности «к кризису привело, разрушение этой модели, а не сама модель развития» (с. 15).

До конца 70-х годов по темпам развития Тропическая Африка не уступала азиатским странам. Развитие региона шло по трем направлениям: заметное увеличение товарной сельскохозяйственной продукции, рост горнодобывающей промышленности и промышленного производства в целом. В 1965 -- 1980 промышленное производство в регионе увеличивалось среднем на 7,2% в год, а в Нигерии - даже на 14,6% (с. 115).

Каковы же причины последующего экономического кризиса?

1) Самый высокий в мире демографический рост (свыше 3% в год) сократил ресурсы для инвестирования. 2) Нефтяной кризис 70-х годов, привел к стремительному росту цен на нефть; резкое падение мировых цен на основные продукты африканского экспорта. Например, цены на медь с 1975 г. упали на 75%, что вызвало крах экономики Заира и Замбии. В результате этих неблагоприятных тенденций внешний долг Африки с 1970 по 1976гг. возрос в 4 раза. До 1980 г. ВВП на душу населения увеличивался в среднем на 2,6% в год, а в 80-е годы он снизился на 3,2% в год (с. 116). 3) Ошибочная стратегия и политика развития, принятая африканскими странами социалистической ориентации.

2) К середине 80-х экономики стран Африки южнее Сахары, за немногим исключением, оказалась в глубоком кризисе, правительства

большинства государств вынуждены были принять помощь и модели развития предложенные Мировым банком и МВФ. Кризис вызвал беспрецедентный рост «народных экономик» в Африке. Любая политика развития и роста, которая «не опирается на реальную экономику Африки, -- а таковой является «народная экономика» (городская и сельская), -неизбежно обречена на провал» (с. 28).

Существуют три концепции «народной экономики». Первая, либеральная, утверждает, что речь идет об экономике конкурентного типа, развивающейся по схеме Адама Смита и вне контроля государства, которое своим вмешательством (различными регламентациями и чрезмерными налогами) препятствует развитию «подлинной экономики». Вторая считает «народную экономику» архаичным пережитком традиционных экономик. Третья трактует ее как «солидарную экономику» (с. 64).

Энгельхард считает, что ни одна из этих концепций неверна. Первая не объясняет, почему «народная экономика» является прежде всего «экономикой бедняков». Вторая не видит ни масштабов «народной экономики», ни ее способности производить заменители современных товаров. Третья не объясняет, почему «народная экономика» развивается в некоторых регионах мира вместо «современной экономики», как «солидарная экономика» встраивается в систему обменов и как она превращается в эксплуатационную экономику. В Африке, как и в других странах мира, «народные экономики» «возникают в ответ на слабое развитие современной экономики и многочисленные препятствия, затрудняющие интеграцию населения в сферу доминирующей экономики». В этом смысле они являются экономиками разрыва» (с. 6465).

Цены на товары и услуги первой необходимости в «народных экономиках» ниже, чем в официальной экономике. Это объясняется, во-первых, тем, что часть издержек в «народных экономиках» отсутствует из-за иной логики производства; во-вторых, более низкими издержками производства и в третьих, более низким качеством товаров и услуг.

Более низкие производственные издержки в «народных экономиках, а, следовательно, и более низкие цены связаны также с небольшими первоначальными капитальными затратами. Зачастую «местом производства» является свой дом, угол улицы или небольшой пятачок тротуара, используются устаревшее оборудование и технология производства. В результате создание одного рабочего места в «народной экономике» обходится в среднем в 1-2 тыс. американских долларов, а в современном секторе - 80 тыс. американских долларов (с. 69). Другое

преимущество «народной экономики» - низкая стоимость труда, поскольку здесь преобладает семейный, как правило, неоплачиваемый труд. Низкие доходы, а также нехватка наличных денег, также оказывают понижающее влияние на уровень цен в «народной экономике».

Главное предназначение «народной экономики» обеспечить выживание миллионов людей, не имеющих альтернативных источников занятости. Однако следует иметь в виду, что оборотная сторона этой экономики - низкая производительность труда и низкие доходы, что ведет к консервации масштабной бедности.

Единственное решение, по крайней мере, для самых бедных стран, -- это «сделать свой внутренний (или региональный) рынок отправной точкой подъема экономики» (с.147), который может привести к созданию устойчивой экономики. «Стратегия, ведущая к созданию устойчивой экономики, резко отлична от стратегии, предлагаемой Мировым банком. Речь идет не о приоритетном сокращении бюджетного дефицита, а о подъеме экономики путем снижения стоимости базовых услуг, роста производительности труда и рентабельности сельского хозяйства и мелких предприятий народной экономики, роста инвестиций в средства связи (дороги, телефонные и информационные сети и т.п.), а также в поиски необходимых альтернативных решений по снижению базовых издержек» (с.148).

Автор предлагает примерный сценарий реализации новой экономической стратегии.

1) Роль первоначального мотора развития отводится сельскому хозяйству. Повышение его продуктивности должно происходить не по американской и европейской моделям, основанным на трудосберегающих технологиях (механизации, химизации и т.п.), а путем использования трудоемких, энергосберегающих и агроэкологичных технологий, сохраняющих и улучшающих плодородие почв (состояние которых в Африке быстро ухудшается, зачастую из-за неправильной обработки или непродуманного севооборота) и препятствующих дальнейшему опустыниванию и обезлесению.

Расчеты показывают, что в зоне Сахеля один гектар, возделанный традиционным экстенсивным методом, дает 500-600 кг продукции (арахиса или проса), а обработанный по агро-экологичной технологии может дать до 40 т различной продукции и принести доход от 3 до 5 млн. африканских франков (от 6 до 10 тыс. американских долларов) (с. 160). Предлагаемая технология, во-первых, намного дешевле американской и европейской, а во-вторых, более соответствует состоянию африканской экологии, необходимости занять возрастающие из-за демографического

бума трудовые ресурсы и сократить их исход в города, где мало шансов найти работу.

Автор понимает, с какими огромными трудностями столкнутся широкомасштабные реформы африканского сельского хозяйства: нехватка средств, отсутствие подготовленных кадров, неподготовленность населения к новым технологиям и новым культурам, инертность, специфическая крестьянская стратегия, основанная не на «максимизации прибыли, а на минимизации усилий и рисков при получении минимального дохода, включая и минимальное собственное потребление» (с. 125). Но движение в этом направлении неизбежно. Энгельхард считает, что, опираясь на инициативных крестьян и помощь неправительственных организаций, нужно пропагандировать и реализовывать новые технологические проекты, доказывая на практике их преимущества.

2) Повышение продуктивности сельского хозяйства создает основу для расширения экспорта, который должен содействовать развитию прежде всего внутреннего рынка и повышать доходы сельских производителей. Наиболее разумная политика заключалась бы в субсидировании за счет таможенных пошлин производителей пищевых продуктов на внутреннем рынке (с. 169).

3) Одновременно с преобразованиями в деревне необходимо прилагать системные усилия по снижению издержек и повышению производительности городской народной экономики. Этот подъем возможен при условии смягчения (хотя бы временного) внешнего долгового бремени. Рост платежеспособности городского населения повысит спрос на пищевые продукты и товары первой необходимости.

4) «Первая волна» спроса будет стимулировать увеличение производства при условии соответствующей реорганизации сельских и городских рынков.

5) Рост доходов крестьян, инициированный увеличившимся городским спросом, будет стимулировать, в свою очередь, дальнейшее увеличение потребительского спроса как в деревне, так и в городе, что должно привести к расширению производства и сферы услуг в обоих секторах экономики.

6) Развитие сельского хозяйства позволит улучшить условия жизни сельских жителей, создаст новые рабочие места и стабилизирует отток сельчан в города. Возрастающий спрос деревни на промышленные товары приведет к росту городской промышленности и доходов горожан (с. 148-149).

Снижение производственных издержек усилит внешнюю конкурентоспособность экономики. Рост на этой основе экспорта окажет позитивное влияние на консолидацию экономического развития.

Новая экономическая политика должна сочетаться с новой финансовой политикой. Существующая денежно-кредитная система в африканских странах в основном обслуживает государство и современный сектор и плохо приспособлена к потребностям «народной экономики», ее участники практически не имеют доступа к официальной финансово-кредитной системе. Результат: низкая ликвидность и низкая эффективность реальной экономики. «Не будет преувеличением полагать, что по этой причине производство здесь работает наполовину своих возможностей» (с. 150). Главной целью новой финансово-денежной политики должно быть стимулирование внутреннего спроса и институциирование кредита в неформальном секторе и привязки его к официальной банковской системе. В более длительной перспективе необходимо будет переходить с фиксированного на гибкий валютный курс, что будет стимулировать экспорт. Африканские страны зоны франка имеют общую валюту - африканский франк. Это преимущество станет действительно решающим, когда страны этой зоны смогут выработать общую экономическую политику, а также подключить к этому валютному союзу Нигерию - экономического гиганта Западной Африки.

Автор считает на первом этапе стратегии развития внутреннего рынка необходимо проводить политику протекционизма, без которой невозможно организовать производство большинства товаров первой необходимости. «Очевидно, что не следует продолжать снижение таможенных пошлин, идя навстречу пожеланиям Мирового банка и «мирового рынка»... Наиболее рациональная политика состояла бы в налогообложении капиталоемких товаров и оборудования, предназначенных для тех отраслей и секторов экономики, где возможны трудоемкие технологии, и в снижении налогов на аналогичные товары, предназначенные для нетрудоемких секторов экономики» (с. 173-175).

Наконец, новая экономическая стратегия предполагает разумное макроэкономическое и межсекторальное планирование, а, значит, повышение роли африканского государства.

Чтобы дать необходимый эффект, экономические преобразования должны сопровождаться адекватными социальными изменениями. На этом пути Африка сталкивается с двумя громадными трудностями. Во-первых, чрезмерное увлечение символикой, чрезвычайно оторванной от реальности. Единственный способ избежать этой трудности - включиться

в реализацию новой экономической политики, которая дает возможность огромному числу людей «работать и, следовательно, «включаться в реальность», а не только в риторику» (с. 181). Во-вторых, в настоящее время «африканские общества утрачивают свою социальную системообразующую основу, которая коренилась в семье, группе и, наконец, в культуре» (с. 181). Африка стоит перед величайшей задачей нового века - выработать новые общие социальные и культурные нормы и ценности на основе более широкой социальной общности, которые признавали бы и уважали права индивидов и групп. «Никакая экономика, никакая политика не могут эффективно функционировать без минимума безопасности и минимума норм, признаваемых всеми. В противном случае общество превращается в мафиозное общество» (с. 181).

В настоящее время Африка страдает от серьезно кризиса власти, суверенитета и легитимности. Гражданские общества в современной Африке не инертны, они находятся в движении, бурлят, временами, даже очень активны, но еще не в состоянии оказать необходимое давление на государственную власть: нет координации и единства действий. По меткому выражению африканского социолога Иссиака-Проспера Лалейе, в нынешней Африке «каждый хотел бы командовать и в то же время никто не хочет подчиняться» (с. 209).

Государство в настоящее время не имеет возможности организовать изменения и не в состоянии создать достаточно сильную и вызывающую доверие общую символику, чтобы обеспечить реальную мобилизацию населения.

«Многочисленные традиционные группы - клановые, семейные, религиозные и другие -- обеспечивают с грехом пополам выживание населения в условиях кризиса и несомненно умеряют политические и социальные страсти. В определенной мере они компенсируют отсутствие общего интереса. Но одновременно они подрывают возможности государства представлять и осуществлять общий интерес и препятствуют формированию общей ценности, каковой может стать общая политическая стратегия» (с. 192).

Появление новых социальных и политических групп - женщин, молодежи, крестьянских и предпринимательских объединений - и давление общественного мнения побуждают правительства и другие государственные институты делать лучше свою работу и отказаться от технократической и дирижистской практики, которая часто оказывает лишь вредное влияние на жизнь людей.

Женщины и молодежь утверждают свою самостоятельность и ответственность, вырываясь из-под патриархально-семейной власти.

Другой обнадеживающий факт: «все больше сельских жителей начинают понимать, что они должны голосовать за тех, кто поможет им решить их жизненные проблемы, а не поддерживать паразитирующих на их доверии родственников, все меньше доверяют своим старым политикам, которые еще доминируют в своих кланах» (с. 201).

Эти процессы особенно активно идут в африканских городах, которые образуют матрицу другого мира, а, может быть, и другой цивилизации.

Автор считает, что, если африканские государства изберут в качестве стратегии развития борьбу с бедностью и приоритетное развитие внутреннего рынка, то это консолидирует и укрепит общество и государство и будет способствовать выработке общих национальных и региональных ценностей.

Будущее Африки Энгельхард связывает с африканской молодежью, которая составляет большинство населения и склонна к изменениям и инновациям. Чтобы реализовать этот мощный потенциал, больше интенсивные усилия по развитию системы образования -общего, специального и высшего.

Многочисленные внутренние и внешние проблемы побуждают Африку стать «социальной лабораторией мира», чтобы выработать новые адекватные времени и интересам местного населения формы экономического, социального и политического устройства. «Африка, а также Индия, Восток и Латинская Америка - это юность мира. Стареющая Европа должна помнить об этом. Будущие подлинные геополитические полюса не будут строго территориальными. Они все больше и больше будут центрами идей, коммуникаций жизненной энергии и созидания и все меньше и меньше будут определяться традиционными географическими пространствами. Африка может стать одним из центров новых идей, если, наконец, возьмет инициативу в свои руки» (с.222).

Ю.И. Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.