2001.04.031-035. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И АФРИКА.
Globalization and the new world order: promises, problems, and prospects for Africa in the twenty-first century/ Ed. Moses F.- Westport (Conn.); L., Praeger, 1997. - XVII, 215 p.
From the cont.:
2001.04.031. EDOHO F.M. Overview: Africa in the age of globalization and the new world order. — P. 1-26.
2001.04.032. GARBRAH-AIDOO E.A., OSUJI L.O. Military regimes and Africa@s economic development. — P.27-43.
2001.04.033. EKANEM N.F. Economic instability and Africans marginal role in the new world order: A study of selected african countries. — P.44-60.
2001.04.034. The political economy of resource allocation and the sustainbility of economic development in Sub-Saharan Africa. — P.61-82.
2001.04.035. OSUJI L.O. Structural adgustment and persistence of economic crisis in Africa. — P.83-102.
В сборнике, подготовленном группой ученых из разных стран, анализируется ситуация в Африке — самом "маргинальном" регионе мира с точки зрения глобализации и нового мирового порядка. Первая глава сборника так и называется "Глобализация и маргинализация: ключи к пониманию африканской политической экономии".
Составитель и редактор сборника Феликс Мозес Эдохо (Университет им. Линкольна, штат Миссури, США) считает, что глобализация может стимулировать взаимозависимость между государствами, усиливая, однако, существующую асимметрию в глобальной системе.
Глобализация рынков и интернационализация производства способствуют не только повышению взаимозависимости экономик различных государств, но и конвергенции ценностей, моделей потребления и общего стиля жизни населения. Глобализация и новый мировой порядок - факторы, определяющие направление и темпы развития большинства стран мира на рубеже веков.
Ситуация в Африке, однако, резко выбивается из общемировых тенденций. "На рубеже веков Африка оказалась в осаде. Фактически (не добровольно) регион был вытеснен из глобальной экономической системы. И если 60-е годы ХХ в. были десятилетием безудержного оптимизма и больших надежд, то характерными для 70-х стали политическая нестабильность и афропессимизм; потерянное десятилетие 80-х стало периодом повсеместной утраты иллюзий; 90-е же годы можно охарактеризовать, как время полного цинизма и безнадежности" (с .12).
Африка оказалась в стороне не только от процесса глобализации, но от всех позитивных изменений, происходящих с человечеством в ХХ в.
Африканские страны преобладают в списке самых бедных стран мира. Если в 1984 г. из 36 самых бедных стран, по данным МБРР, 23 находились в Африке, то в 1991г. их было уже 27 из 40. Положение усугубляется тем, что 24 страны Тропической Африки не в состоянии обеспечить свое население продовольствием и ориентируются исключительно на импорт. В настоящее время выживание каждого пятого африканца зависит от импортируемого продовольствия (с.12).
Африка - это единственный регион мира, где не только фиксируется, но и прогнозируется рост масштабов бедности. Подушевые показатели ВНП постоянно снижались за последние 30 лет. Более того, из 27 стран Тропической Африки в 1980-1991 гг. 15 имели отрицательный рост этого показателя: от -0,3% в Гане до -4,1% в Нигере (с.13). Положение усугубляется проблемой внешней задолженности, темпы роста которой превышают возможности развития экономик африканских стран. Так, только 12 стран Тропической Африки достаточно регулярно платят по долгам. Остальные же вряд ли справятся с этой проблемой: в Мозамбике, например, в начале 90-х годов необходимые выплаты составляли 1745% суммарных ежегодных экспортных поступлений, в Танзании этот показатель равнялся 1000% (с.13). И лишь изолированность Африки от мировой финансовой системы позволяет избежать глобального краха.
Таким образом, "социоэкономические условия в Африке постоянно ухудшаются в направлении от кризиса к катастрофе" (с.14). На Западе, однако, до сих пор не уделяется достаточного внимания проблемам Африки.
Элизабет Гарбрах-Айдо (профессор политологии Университета Дж. Мэдисона, Вирджиния, США) и Льюис Осуджи (профессор менеджмента и маркетинга университета штата Алабама, США) считают милитаризацию главной "институционной" причиной экономического упадка африканских стран. Хотя большинство стран региона добилось политической независимости мирным путем, уже после получения независимости во многих странах Африки власть изменялась насильственно. В 70-х годах в регионе произошло не менее 20 переворотов, к 1985 г. их число составило по крайней мере 60 (с.32).
Авторы разоблачают миф о положительном влиянии военных на развитие своих стран. Они, как правило, мало образованы и трудно
предсказуемы, их правление оказывает угнетающее влияние на социальную и экономическую жизнь.
Н.Ф.Эканем (профессор экономики Говардовского университета, Вашингтон, США), много лет проработавший в Нигерии, считает, что маргинальная роль Африки в мире определяется прежде всего тем, что она не входит в сферу стратегических интересов индустриальных стран (ИС). И если во времена холодной войны США и другие развитые страны были заинтересованы в некоторых африканских странах как в союзниках в антикоммунистической борьбе, то сейчас ситуация изменилась: мировое развитие складывается таким образом, что вытесняет большинство африканских стран из сферы стратегических интересов ИС.
Структура африканской экономики отражает ее положение в глобальной экономической системе, а сочетание негативных внешних и внутренних факторов еще более усиливает экономическую нестабильность в Африке. В силу сложившегося международного разделения труда Африка специализируется преимущественно на экспорте сырьевых товаров, цены на которые устанавливаются на глобальном уровне, а не в Африке. Такие модели неравноправного обмена не только уменьшают возможности развития африканских стран за счет экспортных поступлений, но и ведут к потере конкурентоспособности африканских государств на мировом рынке. Несомненно, при экспоненциальном развитии, по мере усиления глобализации позиции Африки в мире будут все более ослабевать.
Уже сейчас африканские экономики страдают от серьезной нестабильности, вызванной сочетанием внешних и внутренних структурных факторов. Внутренние структурные факторы включают количество и качество людских и природных ресурсов и доминирование сельского хозяйства в ВНП. Внешние же факторы включают отсутствие доступа к современным технологиям и проблему внешней задолженности.
Доля сельского хозяйства в ВНП африканских стран остается высокой: от 20% в Заире до 55% в Нигерии в 1965-1980-х гг. (с.53). Кроме того, африканские экономики страдают от колебаний мировых цен на их ресурсы. Хотя удельный вес африканского экспорта оставался практически неизменным в последние десятилетия, покупательная способность стран-экспортеров значительно снизилась.
В 60-х годах ХХ в., когда многие африканские страны стали независимыми, эйфория по поводу их будущего была очень велика.
Однако, несмотря на все усилия, их экономическое положение в целом не улучшилось за последние десятилетия. Темпы развития промышленности были значительно ниже, чем сельского хозяйства, чему в значительной мере способствовал рост цен на импортируемые энергоресурсы.
Берхану Менгисту (университет штата Вирджиния, США) и Мтумва Мфикирва (руководитель департамента людских ресурсов при правительстве Танзании) рассматривают проблему распределения ресурсов в Африке в более широком контексте устойчивого развития. Они убеждены, что в основе распределения ресурсов лежат ложные ценности и приоритеты, ориентирующиеся на развитие производства, а не на улучшение условий жизни большинства населения. "Африка имеет серьезные проблемы с распределением ресурсов, которые в долговременной перспективе могут приводить к политической нестабильности" (с.51)
Распределение ресурсов - это политический процесс, отражающий приоритеты, ценности и взгляды политиков, руководящих страной. Африканские государства в целом "славятся" перекачиванием ресурсов от бедных к богатым, от крестьян к городской бюрократии и из продуктивного в непродуктивные сектора экономики. По мнению авторов, первым признаком неправильного размещения национальных ресурсов служат огромные военные расходы там, где нет угрозы миру. В настоящее время в большинстве стран Африки военные расходы растут экспоненциально. В 1982 г. суммарные военные расходы всех африканских стран составили 16 млрд. долл., что более чем в 4 раза превышает суммарный объем экономической помощи, полученной африканскими странами за это время. За 1950-1972 гг. Африка импортировала ежегодно оружия на 1,2 млрд. К 1979 г. этот показатель увеличился до 2,3 млрд. долл. (с.57). Такое распределение ресурсов создает структурные дисбалансы и ведет к нарушениям в африканских экономиках.
К сожалению, большая часть реформ в африканских странах ориентируется исключительно на экспортное производство, где занято меньшинство населения. Ситуация не изменится, пока в процесс изменений не будет вовлечено большинство жителей Африки. Экономические реформы не дадут эффекта без политической демократизации общества и невозможны без участия большинства населения.
Африканским государствам следует принять новую стратегию распределения ресурсов, особенно сейчас, когда помощь развитию может практически исчезнуть. Основные капиталовложения необходимо
направлять в образование, здравоохранение, обеспечение сельских жителей чистой питьевой водой и канализацией. Должен быть сделан упор на увеличение доходов самых бедных групп населения. Развитие должно основываться на максимальном использовании внутренних, а не внешних ресурсов, а также на более справедливом их распределении среди различных групп населения.
Л.О.Осудзи (университет штата Алабама, США) анализирует причины политического, экономического и долгового кризиса в странах Тропической Африки в исторической перспективе, связывая их "с сочетанием политических действий стран-должников, макроэкономическими шоками в мировой экономике и неограниченными кредитами Мирового банка в 1979-1981 гг. Долговой кризис появился не вчера" (с.85).
Стремление африканских руководителей провести начиная с 60-х годов коренную модернизацию традиционной экономики при отсутствии серьезного частного капитала не только не увенчалось успехом и во многом разрушило традиционное сельское хозяйство, но и втрое увеличило внешний долг африканских стран: с 9 млрд. долл. в 1973 г. до 27 млрд. в 1977 г. и 72 млрд. в 1982 г. Ежегодный импорт продовольствия увеличился при этом с 4 млн. до 24 млн. т. "К сожалению, полученные в долг ресурсы не были использованы для эффективных инвестиций. Вместо того чтобы способствовать экономическому развитию, эти ресурсы породили нереалистичные ожидания и способствовали созданию проектов "белых слонов" в виде сталеплавильных заводов, огромных отелей и дворцов" (с.86). В этом плане ситуация в Африке коренным образом отличается от латиноамериканской.
Если в течение 100 лет (1870-1970) удельный вес экспорта из стран Третьего мира постоянно возрастал, то уже в 80-е годы ХХ в. ситуация коренным образом изменилась. В настоящее время совокупный объем экспортных поступлений 45 государств Тропической Африки с населением более 500 млн. человек не превышает половины суммы таких поступлений Гонконга, где проживает лишь 6 млн. человек, а удельный вес этого экспорта составлял в начале 90-х годов всего 1% (с.87).
Проблема внешней задолженности - важнейшая для африканских стран, не способных без импорта не только развивать свои экономики, но и кормить растущее население. Положение Африки в этом плане гораздо хуже, чем у стран Латинской Америки. Проблема еще более усугубляется
огромными масштабами коррупции и стремлением африканских правителей удержаться у власти любой ценой.
Единственным выходом из создавшегося положения автор считает рост объемов экспорта из этих государств, причем не только традиционных сырьевых товаров, но и свежих фруктов и овощей, хлопка и изделий из него, кожи, текстиля, изделий из древесины и других нетрадиционных для африканского экспорта товаров. "Очевидно, что ситуацию с задолженностью в Африке не удастся нормализовать до тех пор, пока проблема долга не будет решаться ускоренными темпами. Резонно ожидать, что МВФ, Мировой банк и все международные финансовые институты модернизируют условия предоставления будущих кредитов... Попытки лечить симптомы проблемы вместо устранения причин приводят лишь к кратковременным улучшениям. Причины и симптомы должны лечиться одновременно. Нет ничего плохого в том, чтобы обусловить прощение долгов демократизацией политического процесса, ответственностью руководства перед обществом и соблюдением прав человека. Население стран Тропической Африки не должно позволить коррумпированным лидерам оставаться у власти" (с.96).
Б.В.Лось