Научная статья на тему '2002. 04. 002. Проблемы глобализации в Азии Asia"s globalization challenge // Asian development outlook, 2001 / Asian development Bank. Oxford etc. : 201. P. 161201'

2002. 04. 002. Проблемы глобализации в Азии Asia"s globalization challenge // Asian development outlook, 2001 / Asian development Bank. Oxford etc. : 201. P. 161201 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 002. Проблемы глобализации в Азии Asia"s globalization challenge // Asian development outlook, 2001 / Asian development Bank. Oxford etc. : 201. P. 161201»

СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ Экономика

2002.04.002. ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В АЗИИ

Asia"s globalization challenge // Asian development outlook, 2001 / Asian development bank. - Oxford etc.: 201. - P.161—201.

Ежегодный доклад Азиатского банка развития за 2001 г., подготовленный экспертами Банка под руководством помощника главного экономиста Б. Пракаша, посвящает специальный раздел исследованию задач экономического развития 39 азиатских стран (АС) -членов Банка в ходе глобализации. Эксперты подчеркивают, что глобализация - не новое явление, о ней писал еще Дж. М. Кейнс, но после 2 мировой войны, когда резко снизились торговые барьеры и стоимость транспорта и коммуникаций, а мировое промышленное производство стало формироваться и управляться гигантскими МНК, началась экономическая технологическая, социальная и политическая интеграция мира, возросла интернационализация экономических рынков, которая отражалась в потоках торговли и финансового капитала. Одновременно происходили трудно поддающиеся измерению институционные и социальные изменения в пределах национальных государств - в политике, в организации промышленности, в управленческих правилах и регуляторах, в поведении экономических агентов, в конечном счете, изменялся взгляд правительств и в индустриальных (ИС), и в развивающихся странах (РС) на свою роль в развитии общества.

Объем мировой торговли вырос с 23% мирового ВВП в 1960 г. до 39% в 1999 г. в результате снижения протекционистских барьеров (на 8090% после окончания второй мировой войны), сокращения транспортных и коммуникационных издержек (на 70-80% стоимости океанских перевозов), расширения масштабов рынка и роста международной конкуренции между фирмами. Особенность развития АС заключалась в том, что их участие в глобализации и сокращение технологического разрыва происходило благодаря государственной политике -поощрению сбережений, организации финансовой системы, которая направляла их в инвестиции и создавала условия для их прибыльности, проведению земельной реформы, государственному финансированию сельской инфраструктуры, трехстороннему сотрудничеству - труда, менеджмента и правительства - для обсуждения вопросов о зарплате и

промышленном развитии, которое основывалось на росте производительности.

НИС (Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань) первыми осуществили быстрый экспортведомый рост с высоким уровнем сбережений и инвестиций, конкурентностью цен, поддержкой макроэкономической базы, притоком новой технологии и динамической реакцией на изменения заморского спроса. Эта стратегия принесла успех и ей последовали другие РС. В 60-е годы НИС начали экспортировать в Европу, США и Японию трудоемкие промышленные товары; затем к ним присоединились страны ЮВА - Индонезия, Малайзия, Филиппины и Таиланд - и Китай. Постепенно в экспорте все большую долю стали занимать товары с более высокой добавленной стоимостью, квалификационно и капиталоемкие. В результате доля промышленных товаров в общем экспорте и общий объем экспорта значительно возросли.

Доля промышленных товаров в экспорте АС (в %), (с.166).

1975 г. 1999 г.

Гонконг 97,5 99,6

Южная Корея 81,9 92,8

Сингапур 50,2 88,5

Тайвань 81,4 96,6

Китай 49,7 (1980г.) 89,8

Индонезия 4,0 (1980г.) 58,3

Малайзия 31,4 82,2

Филиппины 22,1 93,8

Таиланд 23,8 78,0

Индия 50,9 76,4 (1995г.)

Пакистан 52,1 83,8

Шри Ланка 11,1 76,1

Рост шел за счет улучшения качества и конкурентных цен традиционных экспортных товаров, а также за счет рынков с высокой доходной эластичностью спроса на импорт. Значительные импульсы усилению международных экономических связей НИС шли от Японии и Южной Кореи в результате корейской войны, США осуществляли значительные инвестиции в инфраструктуру Тайваня и Южной Кореи и поддержали здесь земельную реформу; в Японии НИС заимствовали

технологию (через СП), промышленную политику, методы производства, инвестиционного контроля и распределения. В середине 80-х годов в НИС пошли ПИИ в трудоинтенсивные производства, непригодные для Японии из-за высокой зарплаты в стране и сильной иены. Эти инвестиции помогли развить промышленность, ускорили передачу технологии и рост. Но этот путь не захватил другие АС, которые приобщались к глобализации позднее и по другой схеме. В целом открытость экономик АС способствовала специализации в производстве товаров и услуг и, следовательно, их относительному удешевлению, притоку новых технологий, повышению конкурентоспособности и эффективности местных предприятий. В процессе глобализации все большее число АС стремилось добиться быстрого роста и сокращения бедности (СБ) через расширение торговли движения капитала и труда и создавало соответствующие институты и проводило политику для поощрения роста, основанного на накоплении.

Индия и Китай - два экономических гиганта Азии - достаточно долго не вступали на путь глобализации. Китай до 1978 г. оставался почти изолированным от рыночных экономик, поддерживая экономические связи в основном только с централизованно-плановыми экономиками. В 80-х годах началось открытие его экономики. Аграрная реформа дала возможность за 1978-1986 гг. почти утроить объем сельскохозяйственного производства в текущих ценах, доходы сельчан создали спрос на потребительские товары городского производства и промышленность росла в 80-е годы в среднем на 30% в год. Были проведены три реформы: либерализация торговли, прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и валютного обмена. В результате экспорт быстро вырос с 10 млрд. долл. в 1978 г. до 195 млрд. в 1999 г. и с 7% до 20% ВВП; ПИИ росли сначала медленно, но затем их приток ускорился с 57 млн. долл. в 1980 г. до 40 млрд. долл. в середине 90-х годов, пока рост на 700% менее чем за 20 лет (с.168). Высокую скорость движения Китая подтверждает его недавний шаг поощрения «новой экономики» - развитие и распространение оптико-волоконных технологий для увеличения телекоммуникационных мощностей.

Индия с приобретения независимости следовала стратегии контролируемого и направляемого роста и оставалась достаточно изолированной до начала 90-х годов. Правительство осуществляло жесткое регулирование внешней торговли, контроль за ключевыми отраслями производства, местными и иностранными инвестициями.

Следуя импортзамещающей стратегии, правительство контролировало валютные операции и импорт, национализировало коммерческие банки, страховые компании, крупные предприятия по производству удобрений, нефтедобыче, сталепрокатные заводы и другие. К 80-м годам оно владело почти половиной промышленных активов, контролировало всю экономическую деятельность и в государственном, и в частном секторе (ЧС) через лицензии и ценообразование урезало «ненужную конкуренцию» и защищало неэффективные предприятия. Результаты были удручающими, экономика росла медленно - на 3% в год без новых технологий, доля торговли в ВВП реально сократилась. «Изолированная от мировой экономики, Индия год за годом производила одни и те же товары по высокой стоимости» (с.168), и к началу 90-х годов оказалась далеко позади НИС и других стран ЮВА почти во всех отношениях. Кризисное состояние платежного баланса заставило правительство в 90-е годы пересмотреть свою политику и начать реформы. Экономика Индии начала открываться, экономический рост ускорился и с 196 г. до конца 90-х годов удерживался на среднегодовом уровне в 7%, хотя не все реформы были успешны, а часть вообще не проведена.

С принятием экспорториентированных стратегий росла и торговля между АС: возросла торговля Гонконга и Тайваня с Китаем, торговля Китая с регионом уменьшилась, но со странами ОЭСР увеличилась, рос экспорт готовых товаров (ГТ), в основном автомобилей, из Южной Кореи в другие АС, увеличилась торговля Сингапура с Малайзией и Индонезией с 90-х годов росла и торговля Индии с регионом; Индонезия экспортировала в страны региона сырье (нефть) и трудоемкие товары. В то же время доля Японии в экспорте многих АС падала, а рынок США в 90-е годы становился для них более важным.

Многие АС открыли свои экономики для мирового финансового капитала и его приток почти утроился за 1990-1997 г., но резко развернулся в 1997-1999 гг. в ходе финансового кризиса: от притока 188 млрд. долл. В 1996 г. к оттоку 125 млрд. долл. в 1998 г. портфельных и других инвестиций; только ПИИ в 1998 г. продолжали расти, особенно в НИС. До финансового кризиса общие ПИИ в АС за 1990-1998 гг. выросли в10 раз. Более чувствительные инвестиции, особенно банковские займы в Южную Азию от притока в 1996 . в 37 млрд. долл. Развернулись к оттоку 19 млрд. в 197 г. и 28 млрд. в 1998 г. В НИС поворот произошел годом позже: приток 47 млрд. долл. В 1997 г. сменился оттоком почти 30 млрд. в 1998 г. В целом

финансовая интеграция в АС происходила вслед за торговой, значительно рос рынок долларовых активов, особенно в Гонконге и Сингапуре, по мере финансовой либерализации многие региональные и международные банки и финансовые институты в возрастающей степени конкурируют в бизнесе Азии. Региональный финансовый кризис изменил курс азиатского развития, тем не менее, регион остается динамичным и сохраняет многие элементы прежней политики.

Ускоренный экономический рост АС требовалось объяснить с точки зрения его факторов, после долгих обсуждений специалисты сошлись во мнении, что факторы труд и капитал за последние 30 лет внесли наибольший вклад в рост АС. Он породил и новые проблемы -человеческого развития, труда и экологических стандартов, в частности, возникли опасения, что возросшая открытость может ускорить деградацию. Среды и увеличить эксплуатацию труда. В более богатых АС, которые быстро росли в 80-е и 90-е годы, сейчас низкий уровень безработицы растет потребность в квалифицированных кадрах. В Камбодже, Индонезии, Лаосе, Филиппинах и Вьетнаме более высокий уровень безработицы и ниже уровень жизни, чем в НИС и других АС, из них мигрируют. В основном новая волна мигрантов направляется в Японию, США и Тайвань, с недавнего времени - в Малайзию и Таиланд; в Японию и на Тайвань едут из разных АС, в Таиланд до кризиса приезжали работники из Мьянмы, Вьетнама, меньше из Лаоса и Камбоджи; Малайзия импортирует труд из Индонезии и экспортирует в Сингапур; многие едут в страны Среднего Востока.

Согласно экономической теории стратегия открытости ведет к высоким темпам экономического роста и сокращает бедность. В Азии наиболее открытые - Гонконг, Малайзия, Сингапур - росли более быстрыми темпами и здесь скорее сокращалась бедность. Например в НИС и тех АС, где доход рос более чем на 6% в год в 1987-1998 гг., уровень бедности сократился с 23% до 9,6% (с. 171). По мере повышения технологического уровня в АС возникает новая экономика и национальные политики все больше осознают, что они могут увеличить выгоды от глобализации, минимизировать риски и защитить наиболее уязвимые группы населения с помощью динамического менеджмента национальных систем экономического обучения для перехода к новой экономике. «Адаптация к глобализации - длительный и постоянный процесс» (с. 175). На ранних стадиях промышленного развития АС, особенно НИС, больше

использовали технологические лицензии и меньше ПИИ и СП; со временем они перешли к поощрению собственных технических новаций и смогли построить экономику 21 века. Экспортная ориентация и международная конкурентоспособность остаются ведущими характеристиками их экономических систем и в процессе быстрого изменения технологии и глобализации. «Государство должно только поощрять и активно поддерживать сотрудничество между университетами, техническими институтами и частными фирмами и продвижение коммерциализации новых технологий» (с.176). АС должны переориентироваться, и тот, кто это сделает быстро и первым, будет в выигрыше. Это потребует от АС такой же концентрации усилий, как в начале индустриализации и передачи технологии после второй мировой войны. Роль правительства тоже должна быть пересмотрена, его политика должна стать более гибкой и отзывчивой на нужды ЧС, в частности, поддерживать формирование человеческих ресурсов, включая инженеров, ученых, специалистов финансового сектора и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Процесс глобализации, сам по себе развязан экономической либерализацией и технологическим прорывом в ИКТ, усиливается огромным воздействием этих сил ИКТ, изменяющих экономический пейзаж и создающих новую экономику. Революция ИКТ увеличивает производительность и изменяет ход предпринимательской деятельности, приносит огромное ускорение инноваций, внедрения новых продуктов и сокращения сроков их цикла, увеличивает конкуренцию и эффективность бизнеса. Создается больше новых фирм и больше старых выбывает из бизнеса. АС интегрируются в новую экономику по-разному они опираются при этом на свои успехи в производстве электроники, которая создает дополнительные возможности для развития экспортных товарных рынков и для экспорта квалификационноемких услуг; развитие Интернета может создавать новые уровни и области деятельности (рынок розничных товаров, контрактирование рабочей силы в ИС и др.), увеличивает возможности для улучшения образовании и обучении, для освоения рыночных ниш через иностранное партнерство и создание союзов.

Азиатский кризис подтвердил, что глобализация может быть источником потрясении и снижения уровня благосостояния, что национальные рынки в возрастающей степени становятся подвержены опасности инфекции со стороны национальных, региональных и мировых финансовых шоков. Потоки международного капитала

усиливали непостоянство в АС в 90-0е годы, оно отрицательно сказывалось на производительности и инвестициях, влияло на уровень бедности, снижало социальные показатели, и наиболее болезненной формой непостоянства явился финансовый кризис. Это требует развития институтов и принятия мер, ограничивающих непостоянство и минимизирующих его социальные последствия. Следует усилить финансовый сектор, либерализовать ПИИ, интернационализовать банковскую систему, защитить иностранный бизнес от коррупции и бюрократического произвола, развивать фондовые и товарные рынки, накапливать валютные резервы, регулировать предоставление кредитов, укреплять налоговые институты, управлять валютным курсом.

Глобализация будет принята тем шире и охотнее, чем больше распространиться польза от нее; экономики, глубже интегрированные в мировые рынки, скорее будут способны понять, как защитить тех кто в этом нуждается, это поможет поддержать широкую политическую коалицию, необходимую для устойчивой открытости, и преодолеть шоки, вызванные глобализацией. Два вида политики могут минимизировать риски для бедных от глобализации: краткосрочная -страхование от шоков и долгосрочная - ускорение накопления человеческого капитала, полезного для экономики глобализованного мира, особенно среди социоэкономических групп, которые не связаны с глобализацией. Южная Азия одна из первых среди РС внедряла программы обучения рабочих (Индия, Бангладеш, Шри Ланка). Хотя эти программы не свободны от недостатков, но они создали социальные системы защиты беднейших слоев населения.

В ходе глобализации АС сталкиваются с новыми проблемами, адресованными чаще ЧС, но и государство должно создавать новые институты и политики, развивать отношения с другими странами на региональном и мировом уровне с целью избежать кризиса. Международные организации и форумы поощряют ИС и РС совершенствовать финансовую практику и институты, внедрять международные стандарты, учитывая специфику страны. Для этой цели создан ряд организаций и разработаны соответствующие документы: их инициативы для изменения национальных институтов и практики должны рассматриваться и внедряться очень осторожно, чтоб действительно уменьшить риск и повышать финансовую стабильность. Региональные меры и институты должны быть теснее связаны с национальной политикой и способствовать координации на региональном уровне, в частности, в сфере валютного обмена и

торговли. При использовании опыта ЕС необходимо учитывать и отличия азиатского региона от Европы: для многих АС, например, региональная торговля менее важна, чем торговля с США, они склонны к созданию зоны финансовой стабильности, но не заинтересованы в политической интеграции. "Мощные технологические, экономические и политические силы способствуют тому, чтоб мировая экономика стала в будущем еще более глобальной» (с.193), глобализация значительно продвинулась после второй мировой войны, но масштабы участия в международной торговле и движении капитала сильно колеблются от страны к стране.

С.М. Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.