Между тем приток иностранного капитала в развивающиеся страны в результате либерализационных мер резко возрос: с 1,9 млрд. долл. в 1980 г. до 120 млрд. долл. в 1997 г. (с. 476). Наряду со стагнацией или ростом масштабов бедности в мире и разви-вающихся странах в рассматриваемый период усиливается и социальное неравенство.
Авторы методом регрессионного анализа исследуют три рабочие гипотезы в краткосрочной (10 лет) и долгосрочной перспективе (20 лет).
1. Либерализация торговли препятствует росту доходов бедных.
2. Либерализация движения капитала создает больше рисков и предпосылки для финансовых кризисов, в которых наиболее уязвимы бедняки.
3. Краткосрочные неблагоприятные последствия либерали-зации движения капитала и торговли преодолеваются со временем благодаря ускоренному экономическому росту.
Результаты анализа показывают, что доля доходов бедных ниже в странах, где была проведена либерализация (дерегуляция) торговли и движения капитала, по сравнению со странами, где эти процессы регулируются. Более того, краткосрочные неблагоприятные пос-ледствия либерализации торговли и движения капитала не ком-пенсируются более быстрым ростом доходов в долгосрочной перспективе. Расчеты показывают, что либерализация не имеет устойчивого влияния на темпы экономического роста. В регу-лируемой экономике положение бедных намного лучше.
Ю.И.Комар
ЭКОНОМИКА
2005.03.002-003. ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ МВФ И ФИНАНСОВОЕ РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
2005.03.002. BOUGHTON J.M. IMF at 60 // Finance a. development. - Wash., 2004. - Vol. 41, N 3. - P. 9-13.
2005.03.003. AGARVAL I.D. Financial developments in the World economy // Finance India. - Delhi, 2004. - Vol. 18, N 3 pec. - P. 433-452.
Дж. М.Боутон, сотрудник МВФ и официальный историк Фонда (002), отмечает, что за 60 лет роль МВФ в мире существенно изменилась, но «его способность к изменениям, как и любой крупной организации, ограничивалась его собственными правилами и мандатом и силой
инерции. Это неизбежно вело к некоторым несоответствиям между реальностью и идеалом» (002, с. 9).
МВФ был призван создать основу для мировой торговли и финансов, чтобы избежать повторения Великой депрессии 1920-1930-х годов, когда страны мира двигались к автаркии и осуществляли политику «за счет соседа». Предпочтения двусторонних и региональных соглашений подрывали многостороннюю торговлю, международное движение частного финансового капитала было ограничено.
Изменения мировой экономики в первые 20 лет после войны оказались неожиданными для МВФ. Это, в первую очередь - рост экономической и финансовой силы ряда европейских и азиатских стран. К концу войны на США приходилось 22% мирового экспорта и 54% активов официальных международных резервов; это отражалось в 33%-ной квоте США в МВФ, и было широко признано, что Фонд не может принять ни одного важного решения без согласия США. Но по мере роста экономики других стран влияние США в МВФ стало уменьшаться.
Западная Европа в 50-е годы постепенно переходила к конвертируемости валют, заменяла двусторонние торговые соглашения открытой двусторонней торговлей и отличалась быстрым экономическим ростом, особенно ФРГ, вступившая в МВФ в 1952 г. Вслед за формированием Общего рынка в 1957 г. возникла Европейская валютная зона.
Непредвиденным оказался экономический подъем в Азии: он начался с Японии, вступившей в МВФ также в 1952 г. К концу 60-х годов тремя лидерами мировой экономики были США, Япония и Германия. Затем многие элементы японского успеха повторили развивающиеся страны (РС) Восточной Азии (отдельные регионы Китая, Южная Корея, Малайзия, Таиланд). В 1992 г. Япония получила вторую по величине квоту в МВФ, китайская квота выросла в 1980 г., в целом значительно увеличилась азиатская квота в соответствии с экономическим значением региона. Ближний Восток повысил свой вес с ростом нефтяных цен в 70-е годы, в частности, Саудовская Аравия быстро увеличила свою квоту, став в 80-х годах серьёзным кредитором Фонда. Но оставалось неформальное правило, согласно которому США называли управляющего директора МВФ и президента Мирового банка (МБ).
Советская делегация участвовала в Бреттон-Вудской конференции и подписала статьи Соглашения о МВФ и МБ, но они не были
ратифицированы. В итоге Советский Союз и его союзники, наряду с Китаем и его союзниками, остались за пределами МБ.
МВФ старался адаптироваться к изменениям. Например, к 70-м годам система фиксированных и привязанных к амери-канскому доллару обменных курсов сменилась возможностью выбора обменного режима каждой страной.
Конец холодной войны, распад Советского Союза сильно повлияли на МВФ: они привели к быстрому росту числа членов и, следовательно, к увеличению масштабов задач и диверсификации штата; к изменению природы политических интересов, влияющих на заемные решения - прежде они были связаны с противостоянием Запада и Востока, а теперь - с решением региональных и внутренних проблем безопасности или проблем экономических альянсов.
Из африканских стран первыми членами МВФ были Египет, Эфиопия и Южная Африка. Наибольшая часть Африки еще нахо-дилась под европейским колониальным управлением. Большинство африканских стран получили независимость и вступили в МВФ между концом 50-х и началом 70-х годов, последние - к 1990 г. МВФ должен был принять большую группу потенциальных заемщиков, которые имели очень низкий доход на душу населена и не могли брать займы у МВФ на стандартных условиях. МВФ создал для них Трастовый фонд в 1974 г., профинансированный продажей части своего золотого запаса, чтоб предоставлять займы на договорных условиях. Затем был создан ряд механизмов помощи, позво-ливших МВФ предоставлять долгосрочные договорные займы низкодоходным странам.
МВФ пришлось углубиться в проблему структурных реформ. Он не имел ни ресурсов, ни мандата для обеспечения устойчивого финансирования структурных реформ, но он старался адаптировать свою политику, чтоб поддержать их; особенно это усилилось в 90-е годы, хотя результаты были ограничены, и в 2002 г. МВФ принял новую стратегию в области структурной политики.
Большое влияние на МВФ имели также рост и глобализация частных финансовых рынков. К концу Второй мировой войны роль международного движения частного капитала была очень небольшой, она ограничивалась национальным контролем и валютным регулированием. Со временем практика МВФ все больше отходила от первоначального плана. Так, по Соглашению запрещалось предоставлять займы стране с устойчивым оттоком капитала, и хотя МВФ был
обязан принуждать такую страну ввести контроль за движением капитала как условие заимствования, он никогда не настаивал на этом. Хотя Фонд не имел нормальной юрисдикции для либерализации счетов капитала, он регулярно оказывал техническую помощь странам в этом направлении.
С ростом международных рынков частного капитала изменились также отношения между МВФ и его членами. МВФ был создан как ротационный фонд, в котором любой член мог заимствовать в случае необходимости. Однако с начала 60-х годов более развитые страны создали различные финансовые альтернативы для займов на частных рынках; с 70-х годов они уже не нуждались в финансировании МВФ. Сегодня члены МВФ разделены на перманентных кредиторов и две группы квазиперманентных заемщиков: около 40 стран обеспечивают МВФ все используемые ресурсы, около 80 стран рассчитывают на договорное финан-сирование, но не на крупномасштабные займы, и небольшая группа имеет некоторый доступ к частному международному капиталу, но может в случае финансового кризиса получить в МВФ большой заем.
Число стран с эффективной экономикой сегодня доходит до 30, число «возникающих рынков» - стран с устойчивой между-народной торговлей и некоторым доступом к международному частному капиталу -превысило 50.
В предстоящие годы МВФ должен решить 4 задачи:
1. Усиление надзора над экономической и финансовой политикой его членов, чтобы своевременно реагировать на признаки надвигающегося кризиса. В последние десятилетия МВФ стал более открытым и прозрачным и предпринял шаги для усиления надзора, наибольшая часть обзорных докладов сейчас публикуется и подает сигналы участникам рынка и властям стран; проблема сейчас в том, чтобы найти правильный баланс между конфиденциальными консультациями и публичными сигналами.
2. Повышение эффективности займов МВФ, т.е. реальная помощь в преодолении финансовых кризисов, восстановлении доступа стран к рынкам капитала и экономического роста.
3. МВФ должен гарантировать, что его рекомендации и финансовая поддержка низкодоходных стран направлена на искоре-нение в них бедности, хотя главное агентство с такой функцией - конечно, МБ, а не МВФ. Проблема здесь в обеспечении макро-экономической политики,
рекомендуемой низкодоходным странам для экономического роста и сокращения бедности в соответствии с Целями развития Миллениума.
4. Реформа МВФ должна быть направлена на обеспечение
равенства и на эффективность методов, которыми он управляет, с учетом того, что экономическое значение и роль различных стран и регионов изменяется.
Профессор Дж. Д. Агарвал, директор Индийского института
финансов (Дели, Индия; 003), указывает на огромные перемены в
мировой экономике в ХХ в. Формирование ВТО сделало мир единым интегрированным рынком. Резко выросла мировая торговля, а всемирные ежедневные финансовые трансакции составляют более 500 млрд. долл. (003, с. 435).
Однако в новое столетие перешли нерешенные проблемы
неравенства дохода и потребления между людьми и народами, голода, бедности, неграмотности. США господствуют в мировой экономике и почти во всех сферах деятельности благодаря своей финансовой, военной и политической силе. Финансовые кризисы в разных странах показали слабость мировой финансовой системы. Регио-нальные и гражданские войны, терроризм, вооруженные перевороты, наркоторговля складываются в гигантскую угрозу миру. Природные катастрофы и болезни уносят тысячи человеческих жизней. Стремление к деньгам и власти порождает коррупцию. Более 20% мирового населения живет в условиях чрезвычайной бедности - на 1 долл. в день, и около половины -на 2 долл.
В сентябре 2000 г. на ГА ООН была принята Декларация Миллениума для борьбы с чрезвычайной бедностью и мобилизации необходимых финансовых ресурсов.
В 2000-е годы мировая экономика быстро восстанавливалась после восточноазиатского кризиса 1997-1999 гг. По оценкам, мировое производство выросло - 12,4% (наивысший показатель за последние 25 лет). В 2001 г. мировой ВВП сократился на 2,3%, но вырос на 3% в 2002 г. Быстрее всего мировая экономика росла в конце 90-х годов, несмотря на кризисы, а средний темп роста мировой торговли - 7,2%, достигнутый в 1996-2000 гг., был больше, чем в любой период за последние 20 лет (003, с. 437).
Продолжалась мировая экспансия американской экономики в значительной степени благодаря повышению производительности труда, особенно в высокотехнологичных отраслях. Падение ее роста (с 2,7% в
2001 г. до 5,2% в 2002 г.) плохо повлияло на мировую торговлю (003, с. 437).
Колебания нефтяных цен - сильно дестабилизирующий фактор для мировой экономики, особенно разорительный для нефтеимпортирующих РС. Задача мирового сообщества - создать механизм регулирования и стабилизации мировых цен на нефть. Пока предполагается, что нефтяные цены будут колебаться вокруг 30-35 долл. за баррель, и нефтеимпортирующим странам придется приспособить к этому свою экономику.
Переход от ГАТТ к ВТО в 1995 г. явился одним из наиболее важных событий в мировой экономике в ХХ в. ВТО способствует национальному развитию, торговле, инвестициям и технологической политике стран-членов. На встрече ВТО в Канкуне говорили о многостороннем торговом режиме. Но до сих пор главными бенефициариями торговой либерализации оставались индустриальные страны (ИС), товары из РС по-прежнему встречали на их рынках значительные препятствия. РС должны хорошо подготовиться к эффективному участию в следующих переговорах и защитить свои интересы.
Важным событием для будущего мировой торговли стало вступление в ВТО Китая. Поскольку страны Южной Азии и Китай конкурируют на международном рынке по ряду трудоемких и высокотехнологичных товаров, есть мнение, что вступление Китая в ВТО может в дальнейшем усилить его конкурентоспособность и отрицательно сказаться на экспорте южноазиатских стран. Есть и другая вероятность: Китай, следуя нормам и процедурам ВТО, поставит свою торговую политику под международный надзор, будет регулировать государственные субсидии и, следовательно, возникнут трудности для китайских экспортеров. После вступления в ВТО китайский рынок может стать более доступным для других стран. По оценкам, к 2025 г. первые места в мировой экономике будут занимать Япония и Индия.
Ясно, однако, что проблемы глобализации сегодня не могут быть адекватно разрешены МВФ - системой, которая в основном создавалась для мира пятидесятилетней давности. Изменения в международном экономическом управлении должны идти в ногу с ростом международной взаимозависимости.
Замедление темпов роста американской экономики подей-ствовало на перспективы развития всего мира. Рост американского ВВП обеспечивает 1/3 мирового роста, а с учетом американского импорта - не
меньше половины. При замедлении его роста импорт падает больше, чем ВВП, а Канада и Мексика экспортируют в США 33 и 21% своего ВВП соответственно, Малайзия, Филиппины и Таиланд - по крайней мере 10% (003, с. 439). Восстановление роста в Латинской Америке и Азии зависит в основном от их экспорта в США. Темп роста производства в США во второй половине 90-х годов был в среднем 4,4% в год. В попытках восстановить рост американская Федеральная резервная система с сентября 2000 г. снизила учетную ставку в 8 раз (003, с. 440).
Европейские страны показали признаки экономического улучшения на рубеже XXI в.: рост производства в 2000 г. (3,4%) был почти на 1% выше рекордного 1999 г. Восстановление европейской экономики после рецессии конца 90-х годов вело также к укреп-лению евро против доллара и других мировых валют. Революция информационно-коммуникационных технологий, которая помогла США ускорить рост во второй половине 90-х годов, теперь проявилась в странах ЕС. Японская экономика стагнирует уже не один год. Восточноазиатский кризис и замедление роста амери-канской экономики плохо подействовали на нее. Не было признаков восстановления ни в виде повышения потребительского доверия, ни в виде роста банковских заимствований.
Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Филиппины и Таиланд - пять стран ЮВА, наиболее серьезно пострадавшие от кризиса 1997 г., быстро восстанавливались со средним ростом ВВП в 6,7% в 1999 г. (по сравнению с падением в 8,2% в предшествующем году) и в 7% в 2000 г. (003, с. 440). Восстановлению региона помогало расширение мировой торговли и экономики, хотя американское замедление создало проблемы для этих стран, особенно в отраслях электроники и высоких технологий, которые составляют значительную долю их экспорта, особенно Южной Кореи и Малайзии. Растущие нефтяные цены также ограничили перспективы этих стран, поскольку, за исключением Индонезии и Малайзии, они являются нефте-импортерами.
Индия, которая становится крупной экономической силой, пережила в 1991 г. тяжелый финансовый кризис, когда ее валютные резервы упали ниже 1 млрд. долл., инфляция составила 16,7%, выросла безработица. Но она успешно проводила экономические реформы, приватизацию и либерализацию с целью макроэконо-мической стабилизации. Ее валютные резервы в настоящее время превысили 100
млрд. долл., темп роста достигает 7%, рупия укрепляется, улучшена система банковских и финансовых институтов.
Единственный регион, выигравший от последнего увеличения нефтяных цен, - Ближний Восток. Темпы роста здесь подскочили с 0,8% в 1999 г. до 5,4% в 2000 г. (003, с. 441). Страны региона являются значительными торговыми партнерами стран ЮВА, их рост увеличит спрос на рабочую силу, важными источниками которой являются Индия, Бангладеш, Пакистан и Шри-Ланка.
В странах Латинской Америки осуществлялась экономическая либерализация, которая должна была обеспечить быстрый экономический рост, но его темпы с 1990 г. составляли половину от достигнутых в период ведомой государством индустриализации. Сильная рецессия, начавшаяся в 2001 г., углубилась в 2002 г., когда рост ВВП упал до 0,5%, открытая безработица достигла 9,1% (рекордная цифра в Латинской Америке), число бедных составило 20 млн. человек (003, с. 441).
Финансовое развитие поощряет мобилизацию капитала для крупных инвестиций, осуществляет значительный вклад в рост и сокращение бедности. Для сильной финансовой системы требуются государственная поддержка финансовых институтов и хорошо развитые финансовые рынки. Однако в нынешнюю эру либера-лизации и глобализации финансовых рынков экономики РС стали очень уязвимы со стороны спекулятивных движений капитала в страну и из нее, которые способны запустить кризисную ситуацию. В 1991-1997 гг. приток внешних ресурсов в РС почти утроился, но он сократился в 1997-1999 гг. Изменилась их структура: официальная помощь развитию (ОПР) и другие официальные ресурсы постепенно снизились с 61 млрд. в 1991 г. до 39 млрд. долл. в конце десятилетия, и их доля в общих поступлениях упала с 50 до 13% соответственно; основным источником стал частный капитал (003, с. 44). В 1991-1996 гг. быстро росли портфельные инвестиции, банковские займы и боны, но потом они снизились, особенно во время кризиса. Портфельные инвестиции, упавшие в 1996-1998 гг., резко восстановились в 1999-2000 гг., эти изменения свидетельствовали о большой измен-чивости частного капитала. Это его свойство способствует созданию кризисной ситуации из-за неожиданного ухода капитала из страны.
В низкодоходных странах чистые трансферы после обслужи-вания долга составляли малую долю общих расходов, что вело к созданию
долговой ловушки. Международное сообщество должно найти пути для предотвращения подобных ситуаций (коррек-тирующие шаги, реструктурирование долга).
Наиболее важным каналом поступлений внешних ресурсов в РС в 90-е годы явились прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Они способствовали интеграции экономической деятельности между странами. В 90-е годы ПИИ в среднем ежегодно росли на 20% в 1991-1995 гг. и на 32% в 1996-1999 гг., несмотря на кризисы в некоторых регионах. В результате величина мировых ПИИ выросла со 159 млрд. долл. в 1991 г. до 1,27 трлн. долл. в 2000 г. (003, с. 444). ПИИ менее изменчивы, чем портфельные инвестиции, не создают долга и сопровождаются передачей технологии, организационных навыков и доступом на рынки. Большинство стран - ИС и РС - конкурируют в привлечении ПИИ. Однако от увеличения ПИИ в 90-е годы выиграла только горстка РС.
Рост ПИИ подтолкнул межстрановые слияния и поглощения (СИП). Общая стоимость их выросла с 81 млрд. долл. в 1991 г. до 720 млрд. в 1999 г. Наибольшая часть их - 645 млрд. - сконцентри-ровалась в ИС, но индустриальная реструктуризация и консолидация в ИС в свою очередь вызвали региональную экономическую интеграцию в мире. ПИИ в РС выросли с 42 млрд. до 26% в 1991 г., до 40% в 1994 г. — в основном благодаря Китаю, но к 2000 г. упали ниже 24% (003, с. 444). Более половины ПИИ в РС шло в Азию, ее доля достигла пика в 70% в 1993 г., но постепенно сокращалась. Медленно увеличивали свою долю страны Латинской Америки благодаря региональной интеграции. Но азиатский кризис свел на нет их успехи. Китай резко увеличил свою долю - с 10% в 1991 г. до 38% в 1993 г., доля НИС (Гонконга, Тайваня, Южной Кореи) составляла около 14% в 1997 г. и резко выросла в 1998-1999 гг., главным образом благодаря СИП в Южной Корее в послекризисный период. Были привлекательны для ПИИ и страны АСЕАН, особенно Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, а также и Вьетнам после его вступления в Ассоциацию (003, с. 445).
Беднейшие РС маргинальны для ПИИ, предпочитавших высоко- и среднедоходные страны. Доля 45 наименее развитых стран в мировых ПИИ была всего 0,5% и еще сократилась за 1991-1999 гг. Зато десять наиболее крупных получателей ПИИ среди РС включали более 80% всех ПИИ в РС в 1999 г., против 66% в середине 80-х годов (003, с. 445).
Мировой объем ПИИ сократился в 2002 на 20% - до 651 млрд. долл. Это наинизший уровень с 1998 г.; сокращение произошло в 108 странах
из 195. Главные факторы сокращения: низкий экономический рост в наибольшей части мира и слабые перспективы восстановления, по меньшей мере, в краткосрочный период; сокращение фондового рынка, снижение прибыльности корпораций и хода реструктуризации в некоторых отраслях, замедление приватизации в ряде стран, резкое падение стоимости СИП. Их число упало с 7894 случаев в 2000 г. до 4493 в 2002 г., их средняя стоимость - со 145 млн. долл. до 82 млн. соответственно, а число сделок дороже 1 млрд. долл. - со 175 до 81 - это самый низкий уровень с 1998 г. (003, с. 446).
Уменьшение ПИИ в 2002 г. было неодинаковым по странам и регионам, а также и по отраслям: ПИИ в обрабатывающую
промышленность и услуги сократились, а в первичный сектор выросли на 70%. Географически потоки в ИС и в PC упали в каждой группе на 22% (до 460 млрд. и 162 млрд. долл. соответственно). Сокращение ПИИ в
2002 г. составило в странах Латинской Америки 33%, Африки - 41%, только в Азии приток капитала увеличился благодаря Китаю. Получив 53 млрд. долл., он стал крупнейшей в мире принимающей страной (003, с. 446).
Финансовые кризисы в Азии, Бразилии, России, Турции, Аргентине высветили давнюю необходимость реформы между-народной финансовой системы. Необходимо развитие между-народной кооперации для поощрения стран и секторов, куда не доходят крупные частные инвестиции, и особенно тех, которые не могут много заимствовать из коммерческих источников. Хотя развивающиеся страны должны сами мобилизовать местные средства, нельзя недооценивать важность внешних ресурсов.
Необходимо реструктурирование МВФ для управления финансовыми кризисами. Во-первых, следует пересмотреть роль не только мировых институтов, но и региональных соглашений; должны быть созданы региональные валютные фонды для удовлетворения временных проблем стран с ликвидностью, для предотвращения дефолта и кризисов. Во-вторых, следует пересмотреть работу МВФ с пакетом мер для восстановления экономик, поскольку он контрпродуктивен в большинстве случаев; часто он предписывает одни и те же меры для любой страны независимо от ее особенностей и потребностей. Например, ужесточение политики, девальвацию, ограничение спроса, ускорение либерализации рынка капитала. В-третьих, необходимо возрождение СДР. Они были установлены МВФ в конце 60-х годов для замены
международной ликвидности и стали резервными активами; их размещение было прекращено с 1981 г., сделав РС уязвимыми для кризисов ликвидности. МВФ воспри-нимается как единственный, безальтернативный мировой институт, тогда как он «должен стать скорее вершиной сети региональных и субрегиональных валютных фондов» (003, с. 449).
Необходимы прозрачность, мониторинг и надзор за международными заимствованиями предприятий. Последние эконо-мические кризисы показали слабость существующих систем оценки кредитных рейтингов стран, которые особенно страдают от движения спекулятивного капитала. Низкие кредитные рейтинги не только увеличивают трудности для заимствований на международных рынках, но также становятся более обременительными для страны и предприятий. Продвижение частного капитала нуждается в организации, которая сократит уязвимость перед лицом кризиса. Интересно, что в последние полтора десятилетия большие суммы капитала двигались через нерезидентов в страны их происхождения (Китай, Индия).
Важная предпосылка для притока капитала - наличие хорошо развитых рынков капитала, дающих хорошую прибыль, но большинство низкодоходных РС имеют недоразвитые рынки. Принимающие страны должны регулировать движение кратко-срочного капитала в зависимости от их собственных нужд и потребностей. Главная ответственность за достижение роста и развитие лежит на самих РС, они должны обеспечить безопасность необходимых финансовых ресурсов для инвестиций, улучшать институционную основу финансовых рынков, т. е. надзор и расчетную практику финансовой системы, приспособление налоговых, валют-ных и финансовых кодексов, введение прозрачности, твердых принципов корпоративного управления и т. п.
С.М.Макарова