Научная статья на тему '2002. 03. 009. Дж. Тобин о "налоге тобина". La taxe Tobin par James Tobin // problemes Econ. P. , 2001. № 2734. P. 3032'

2002. 03. 009. Дж. Тобин о "налоге тобина". La taxe Tobin par James Tobin // problemes Econ. P. , 2001. № 2734. P. 3032 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ТЕОРИИ / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 03. 009. Дж. Тобин о "налоге тобина". La taxe Tobin par James Tobin // problemes Econ. P. , 2001. № 2734. P. 3032»

_2002.03.009. Дж. ТОБИН О "НАЛОГЕ ТОБИНА".

La taxe Tobin par James Tobin // Problemes econ. - P., 2001. - № 2734. -P.30-32.

Известный американский экономист Дж.Тобин, лауреат Нобелевской премии по экономике (1981), который еще в 1972 г. выдвинул предложение о введении налога на сделки с валютой, впоследствии названного его именем, излагает в своем интервью взгляды на некоторые актуальные проблемы развития мировой экономики.

Сегодня идею "налога Тобина" подхватили антиглобалисты, в частности, члены Ассоциации за налогообложение финансовых трансакций для помощи гражданам (ATTAC - Association pour une taxation des transactions financieres pour l'aide aux citoyens). Как подчеркивает Дж.Тобин, он польщен вниманием к его предложению, однако как экономист он решительно выступает за свободу торговли и международного движения капиталов, а также поддерживает МВФ и Всемирный банк, которые продвигают идею свободной торговли в жизнь.

Будучи кейнсианцем, Дж.Тобин напоминает о предложении Дж. М. Кейнса о налогообложении движения капиталов, чтобы "прочнее привязать инвесторов к их активам". Исходя из этого, Дж. Тобин выдвинул "простую идею": каждая валютная операция должна облагаться налогом по минимальной ставке в 0,5%, чтобы ограничить колебания валютных курсов и масштабы валютных спекуляций. По словам Дж. Тобина, этот налог должен был расширить поле для маневров центральных банков малых стран, чтобы позволить им бороться против тирании финансовых рынков (с.30). При этом вопрос об использовании налоговых сборов имел для Дж.Тобина второстепенное значение, так как его должны были решать правительства. Сегодня, когда каждый человек может осуществлять финансовые трансакции с помощью персонального компьютера, положение на валютном рынке стало гораздо более сложным, чем в 1972 г. Кроме того, значительно возрос объем ежедневных валютных сделок - с 590 млрд. в 1989 г. до 1500 млрд. в апреле 2001 г. Это значит, что возможный объем сборов по "налогу Тобина" (по минимальной ставке в 0,5%) мог бы возрасти соответственно с 1077 млрд. до 2738 млрд. долл. (с.31). Сбором налога, по мнению Дж. Тобина, мог бы заниматься МВФ, полномочия которого должны быть усилены и расширены. Хотя МВФ совершал немало ошибок, следует расширить его возможности и средства для оказания помощи самым бедным и наименее развитым странам.

Всемирная торговая организация (ВТО) также нуждается в усилении своих полномочий, особенно в отношении США. ВТО должна

иметь возможность запрещать промышленно развитым странам воздвигать таможенные барьеры на пути импорта из развивающихся стран. Поскольку все страны и их население могут извлекать выгоды из свободной торговли и движения капиталов, подчеркивает Дж.Тобин, не следует объявлять МВФ, Всемирный банк и ВТО "врагами развивающихся государств". В качестве примера благотворного влияния свободной торговли и иностранных инвестиций на развитие отдельных стран он называет Южную Корею, которая в начале 60-х годов была очень бедной страной, а сегодня входит в число промышленно развитых стран мира. Что касается бедности, то она, по мнению автора, имеет множество причин, большая часть которых внутренне присуща самим бедным странам. Бедные страны вряд ли добьются успеха, если будут выступать против глобализации.

Касаясь перспектив введения налога на валютные трансакции, ДжТобин отмечает, что это вряд ли возможно, так как против него выступают не только такие авторитетные экономисты, как Р.Дорнбуш и Р.Манделл, но и министры финансов всего мира, которые не хотят обременять себя еще одним налогом. Отвечая на вопрос о том, не следует ли для защиты валютных рынков вернуться к системе фиксированных валютных курсов, Дж.Тобин заявляет, что эта система уже была проверена и потерпела крах. Недавним свидетельством ее несостоятельности является пример Аргентины, которая жестко привязала курс песо к доллару, что привело ее экономику в состояние полного развала. Введение режима неизменного валютного курса равносильно приглаше-нию к спекуляции, поскольку спекулянты будут играть на стремлении центральных банков защитить зафиксированные обменные курсы своих валют.

Что касается создания, например в Азии или Америке, валютных союзов по типу зоны евро, то и эту возможность Дж.Тобин отвергает, так как, по его мнению, "евро не имеет такого успеха, чтобы стать моделью для других регионов мира" (с.32). Зона евро "страдает" оттого, что европейская экономика находится не в лучшей форме. Ответственность за такое положение лежит на Европейском центральном банке (ЕЦБ), который не проводит такую же политику, как Федеральная резервная система (ФРС) США. Как заявил недавно президент ЕЦБ В.Дуйсенберг, главной задачей ЕЦБ является обеспечение стабильности цен (или борьба с инфляцией), а не рост реальной экономики и занятости. Однако для президента ЕЦБ, как и для американских монетаристов, стабильность цен является догмой. К счастью, подчеркивает Дж.Тобин, президент ФРС А.Гринспен не принадлежит к монетаристам и потому деятельность ФРС

не ограничивается поддержанием стабильности цен, а направлена также на обеспечение экономического роста и занятости.

ЛА.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.