Научная статья на тему '2002. 02. 055. Лауесент. Государственная тюрьма &quotvridsloselille &quot с позиции заключенных. Lauesen T. vridsl&oslashselille statsf&aeligngsel set i fangeperspektiv. // Nord. Tidsskr. For kriminalvid. K&oslashbenhavn, 1999. &aringrg. 86, n 1. S. 16-43'

2002. 02. 055. Лауесент. Государственная тюрьма &quotvridsloselille &quot с позиции заключенных. Lauesen T. vridsl&oslashselille statsf&aeligngsel set i fangeperspektiv. // Nord. Tidsskr. For kriminalvid. K&oslashbenhavn, 1999. &aringrg. 86, n 1. S. 16-43 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
91
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / ТЮРЬМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 055. Лауесент. Государственная тюрьма &quotvridsloselille &quot с позиции заключенных. Lauesen T. vridsl&oslashselille statsf&aeligngsel set i fangeperspektiv. // Nord. Tidsskr. For kriminalvid. K&oslashbenhavn, 1999. &aringrg. 86, n 1. S. 16-43»

2002.02.055. ЛАУЕСЕН Т. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЮРЬМА “VRIDSL0SELILLE ” С ПОЗИЦИИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ.

LAUESEN T. Vridsleselille Statsfsngsel set i fangeperspektiv. // Nord. tidsskr. for kriminalvid. - Kebenhavn, 1999. - Arg. 86, N 1. - S. 16-43.

Статья бывшего заключенного одной из государственных тюрем Дании (Vridsleselille Statsfsangsel) посвящена проблемам тюремной власти, порядку реализации этой власти, ее влиянию на заключенных, а также стратегиям противостояния пенитенциарной администрации со стороны осужденных. С одной стороны, пишет автор, подавляющее воздействие тюремной власти приводит к десоциализации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, к их пассивности, инертности, безвольности; с другой - объясняет реакцию заключенных, их попытки противодействовать этой власти, противопоставив ей свою стратегию сопротивления.

В процессе отбывания наказания автор внимательно изучал все происходящее в тюрьме, собирал материал о повседневной жизни заключенных, вместе с другим осужденным провел целую серию интервью с многими лицами, приговоренными к лишению свободы.

В отличие от классических исследований пенитенциарных учреждений, освещающих тюремную жизнь извне и сверху, автор рассматривает проблему изнутри и снизу. Для Управления тюремными учреждениями и тюремных служащих мнение автора (как он указывает) не представляется объективным - они не воспринимают тюрьму так, как ее воспринимает заключенный, так же как заключенный не видит проблему так, как ее видят они. Автор имеет своей целью осветить позицию заключенных, показать, как заключенные воспринимают и объясняют порядок и условия, в которых они отбывают свое наказание. Чем заполняется время в тюрьме? Конечно, осужденный размышляет, обдумывает сложившуюся ситуацию, раскаивается в содеянном, однако этим невозможно заполнить все дни и годы назначенного срока лишения свободы. Никаких мер по ресоциализации заключенных, по словам автора (в период его пребывания в тюрьме), практически не предпринималось, весьма слабо был организован и труд заключенных. Деятельность тюремного персонала, которая главным образом состояла в обеспечении жесткого порядка, осуществлении надзора, контроля и поддержании строжайшей дисциплины, вызывала естественную реакцию со стороны заключенных. В итоге, указывает автор, все тюремное время сводилось к реализации власти пенитенциарной администрации,

направленной на подавление заключенных, и к противодействию ей со стороны последних.

Детальная регламентация жизни осужденных исключает возможность принимать самостоятельные решения даже по самым незначительным вопросам и создает чувство беспомощности и зависимости, несовместимое со статусом взрослого человека. Пассивная монотонность тюремной повседневности не только препятствует любой активности осужденного, которая могла бы отвлечь его от личных проблем, но и порождает состояние опустошенности, бессмысленности существования. Жизнь в тюрьме представляется конченной.

Хотя изначально с исправительным учреждением связывали идею ресоциализации правонарушителей, практика показывает, что тюремная жизнь влечет за собой их десоциализацию и что способность обеспечить свое существование в обществе после отбытия наказания в виде лишения свободы значительно снижается. В этой связи автор обращается к вопросу о сильных и слабых заключенных.

Тюремная администрация рассматривает проблему сильных и слабых заключенных как проблему взаимоотношений между заключенными. Сильные заключенные доминируют над слабыми, эксплуатируют и мучают их. При этом не отрицается, что и среди сильных заключенных встречаются положительные личности. К слабым заключенным относят наркоманов, физически слабых, психически неустойчивых, сексуальных преступников и лиц, которые доносят на других осужденных в тюремную администрацию.

С позиции заключенных все выглядит несколько иначе. Здесь проблема сильный - слабый в равной степени рассматривается как проблема взаимоотношений между заключенными и между заключенными и тюремной системой. К так называемым сильным заключенным относятся лица, не потребляющие наркотики,

использующие все возможности для повышения уровня своего

образования, содержащие себя в высокой физической форме и психическом равновесии, уверенные в себе, общительные. Они стремятся сблизить заключенных, сплотить их между собой, наладить проведение свободного времени, организовать футбольные соревнования,

бильярдные турниры и т. п. Они не принимают тюремного режима и постоянно изыскивают пути для расширения возможностей,

обеспечивающих более сносные условия существования в пенитенциарном учреждении. Проблема главным образом состоит не в

противостоянии сильных и слабых заключенных, как это утверждает тюремное руководство, а в противостоянии сильных и активных заключенных тюремным служащим, которые воспринимают любую организованную группу заключенных как потенциальную угрозу тюремному порядку. Конечно, слабых заключенных легче контролировать. Они не оказывают сопротивления тюремной власти, не создают проблем. Не следует, однако, думать, что слабые, а значит пассивные, инертные, слабовольные заключенные, будут процветать, если их отделить от сильных, ибо хорошо выполняют свои обязанности именно сильные заключенные. Они следят за порядком и чистотой тюремного помещения, на кухне, в бане и др. Без их активности повседневная тюремная жизнь была бы еще менее упорядоченной, в том числе и для слабых заключенных.

Проблема противостояния и противодействия тюремной администрации со стороны заключенных, пишет автор, редко служит темой криминологических исследований. Тюремные служащие и общественность воспринимают выступления заключенных против тюремного режима не как политическую акцию, а как асоциальное, отклоняющееся поведение, нежелание соблюдать правила, установленные пенитенциарным учреждением, как действие, подтверждающее справедливость назначенного наказания. По их мнению, только примерные заключенные - послушные и покорные, безропотно принимающие свое наказание, хорошо

приспосабливающиеся к условиям тюремной жизни, и поддаются ресоциализации.

Вместе с тем проведенные исследования показывают, что, против ожидания, именно среди кротких и смирных осужденных рецидив значительно выше, чем среди так называемых сильных. Оказывается, что заключенные, выступающие против тюремного режима, не желающие подчиняться правилам исправительного учреждения, после освобождения лучше приспосабливаются к жизни в обществе, чем слабые заключенные.

Как отмечалось выше, пишет автор, заключенные разрабатывают свою собственную стратегию противодействия тюремной власти, не всегда, правда, эффективную и действенную. Не следует забывать, указывает он, о сложности пребывания в условиях такой репрессивной системы, как тюрьма. Насколько различны осужденные, настолько

различны и избираемое ими поведение, отношение с окружающими, как с тюремным персоналом, так и с другими заключенными.

Многие становятся «примерными» заключенными,

беспомощными, пассивными, инертными, безынициативными. Другие впадают в неистовство. Некоторые стараются прислуживать, подлаживаться, подлизываться к тюремному персоналу и тем самым обеспечить себе приемлемое существование. Кто-то становится параноидным жалобщиком, кто-то ломается, уходит в добровольную изоляцию, в себя. Многие скандалят, нарушают установленные в тюрьме порядок и дисциплину. Некоторые спасаются от тюремной повседневности с помощью наркотиков, другие находят выход в физических упражнениях, многие - принимая участие в разрешении тюремных проблем.

Исходя из своего опыта, автор все стратегии противостояния заключенных тюремной власти подразделяет на индивидуальные и коллективные.

В статье освещаются некоторые виды индивидуальной и коллективной стратегии противодействия тюремной власти со стороны заключенных. Одной из форм индивидуальной стратегии является манипуляционно-калькулятивная, которая прежде всего направлена на цели освобождения, получения отпуска, перевода в открытую тюрьму, а кроме того - на обеспечение приемлемых (насколько это возможно в исправительном учреждении) условий существования. Заключенный тяжело переносит пребывание в тюрьме, но скрывает это от тюремного персонала, старается льстить, прислуживать, ни с кем не вступает в конфликты, рассчитывая таким способом ускорить свое освобождение. Это индивидуальная стратегия создания видимости принятия заключенным тюремной жизни и тюремных правил. Однако для лиц, приговоренных к длительным срокам лишения свободы, это достаточно опасная стратегия, ибо трудно годами манипулировать подобным образом, не обнаружив истинного положения вещей. В результате можно оказаться в полном одиночестве, противопоставив себе все тюремное сообщество.

Другой вид индивидуальной стратегии - добровольная изоляция, которую заключенные используют не столько из-за неприятия жизни в коллективе, сколько для выражения протеста. Такие лица уходят в себя, в свой собственный мир, отказываются от общения с заключенными. Наряду с этим они пишут бесчисленные жалобы в Управление

пенитенциарными учреждениями и другие вышестоящие инстанции, выступают с постоянной критикой действующей тюремной системы. Данная стратегия, с одной стороны, направлена на сохранение своей личности и достоинства, а с другой — на привлечение внимания тюремной администрации к тяготам жизни заключенных, к проблеме их ресоциализации, ответственность за которую тюрьма практически уже давно не несет.

Некоторые заключенные своей стратегией избирают написание жалоб. Они считают отношение к себе несправедливым, постоянно говорят об этом и пишут жалобы во все инстанции. Задача, с одной стороны, состоит в том, чтобы добиться своих целей, с другой - досадить тюремной системе. Однако в основном - это способ самоутверждения, протеста против подавления личности.

Следует отметить, пишет автор, что другие заключенные устают от постоянных жалоб и стенаний своих товарищей по несчастью, не говоря уж о том, что, согласно морали, господствующей среди заключенных, назначенное наказание следует принимать как подобает мужчине.

Бессмысленность тюремной повседневности, указывает автор, приводит к разрушению человеческой личности, к утрате воли, энергии, инициативы. Поэтому, пишет он, закономерно, что одна из форм индивидуальной стратегии противостояния тюремной власти состоит в стремлении лица сохранить активность и найти смысл существования, вопреки подавляющему тюремному режиму.

Заключенные изыскивают различные виды деятельности, которые избирают в качестве смысла своего существования в условиях тюрьмы. Некоторые начинают учиться, заниматься своим образованием, для реализации которого у них раньше не было возможностей. Многие заключенные находят смысл жизни в творчестве. Они занимаются живописью, пишут и т. д. Другой способ обретения смысла жизни -физические тренировки. Кто-то находит смысл в труде, который помогает заполнить время, кто-то посвящает себя деятельности, связанной с пенитенциарной проблемой, с тюремной политикой.

Проблему представляют выходные дни, когда возникает много свободного времени без возможности его рационального использования, особенно в зимний период, когда прогулочное время ограничивается одним часом.

Некоторые заключенные не могут приспособиться к жизни в исправительном учреждении. Они агрессивно реагируют на любое действие, которое, по их мнению, унижает их достоинство, постоянно вступают в конфликт с установленными в тюрьме нормами поведения, в результате чего систематически подвергаются наказанию. Эти заключенные, как правило, характеризуются высокой верой в себя и способностью противостоять тюремной власти, избирают стратегию индивидуальных выступлений. Однако, пишет автор, если осмысленные, продуманные выступления могут улучшить положение заключенных, то выступления, вызванные приступами слепого гнева, не представляются разумным реагированием.

Наиболее радикальной индивидуальной формой (стратегией) противодействия тюремной власти (во всяком случае, на короткий срок) служит побег. Побег - это, с одной стороны, бегство от тяжелых условий тюремной жизни, а с другой - встреча с семьей, с друзьями и свободой. Лицо, совершающее побег, прекрасно понимает, что его свобода носит временный характер. Но именно сам факт побега является основной целью, ибо должен послужить доказательством того, что можно добиться успеха в борьбе с тюремной властью и что эта власть далеко не так сильна, как принято считать.

Переходя к рассмотрению вопроса о коллективной стратегии противодействия тюремной власти, автор указывает, что нет единой субкультуры осужденных. Все осужденные разделяются на многие группы, которые объединены общими интересами. Однако наряду с таким разделением тюрьма порождает также определенную общность и солидарность, а тем самым и коллективную стратегию противостояния тюремной власти. Таким образом, тюремное сообщество - это не очень устойчивое объединение, солидарность которого построена на одинаковом, негативном отношении к пенитенциарному учреждению. Коллективная стратегия противодействия тюремной власти может выражаться в деятельности избираемых заключенными представителей, которая, с одной стороны, носит формальный и законный характер, а с другой - неформальный и незаконный. В частности, коллективные выступления заключенных законом не предусмотрены.

Группа представителей состоит из: одного человека, избираемого всеми заключенными тайным голосованием, особого представителя (иностранца), избираемого от заключенных, не знающих датского языка,

и представителей, избираемых заключенными разных отделений пенитенциарного учреждения по одному от каждого отделения.

Раз в месяц проводятся собрания администрации пенитенциарного учреждения, на которых представители совместно с тюремной администрацией обсуждают очередные проблемы осужденных. Следует, однако, признать. что легальным путем представители заключенных могут решить весьма ограниченный круг проблем. Вместе с тем такие собрания играют роль форума, где заключенные и тюремные служащие взаимно обмениваются информацией, обсуждают отношения при конфликтах. Кроме того, представители часто выступают в роли заседателей в делах о дисциплинарных нарушениях заключенных, помогают заключенным с ходатайствами и просьбами, много времени уделяют рассмотрению проблем (конфликтов), возникающих между заключенными, контактируют с заключенными, добровольно изолировавшими себя от всего тюремного сообщества, пытаются оказать им поддержку. Работа представителей может также выражаться в написании жалоб, направляемых в тюремное правление или омбудсмэну, в обращении к общественности и политической системе, а также в организации выступлений (которые законом не предусмотрены и, следовательно, носят нелегальный характер).

Малая эффективность коллективных выступлений, указывает автор, определяется рядом обстоятельств. Во-первых, заключенные выступают против одного из наиболее важных институтов государственной власти. Тюремная система не может себе позволить уступить давлению со стороны заключенных. Во-вторых, такие выступления законом не предусмотрены. Поэтому тюремная администрация имеет право, если возникнут серьезные проблемы, изолировать заключенных и тем самым остановить их выступление. В-третьих, очень трудно найти сферу деятельности или отношений заключенных и администрации, где можно было бы оказать давление на последних. Тюремный режим не предусматривает такие виды работ, в которых активно участвует большое число заключенных. Кроме того, не следует забывать, насколько сложен вопрос мобилизации заключенных, привлечения их к участию в выступлениях.

Кто из заключенных может противостоять этой власти, не сломаться, не утратить себя, сохранить свои силы и даже найти применение тюремного опыта в дальнейшей жизни? Каковы техника и

стратегия, которые они используют, чтобы ограничить разрушительную силу тюремной жизни. Прежде всего, это способность сохранять активность, расширять возможности для действий, создавать соответствующие условия. Не рассматривать сложившуюся ситуацию как неизбежность, как судьбу, а стремиться повлиять, воздействовать на нее. Постоянно контролировать свою собственную жизнь и окружение, в котором находишься. Найти смысл в тюремной жизни, строить планы на будущее. Заключенные с такими установками и такого склада характера, пишет автор, намного лучше справляются с тюремной повседневностью, ее стрессами.

Осужденные к лишению свободы живут жестко контролируемой и регулируемой жизнью, в условиях которой очень сложно найти соответствующую, нужную форму противостояния тюремной власти.

Заключенные крайне редко выходят победителями из конфликтов с тюремной администрацией. Однако, указывает автор, конфликты обнаруживают факт наличия сопротивления пенитенциарной власти со стороны заключенных, который обычно скрыт и практически вовне никак не проявляется. Конфликты содействуют сохранению равновесия отношений тюремной власти с заключенными (ибо администрация тюрьмы всегда стремится предотвратить такого рода коллизии), а также поднятию духа заключенного, повышению его веры в себя, сохранению его человеческого достоинства.

Таким образом, заключает автор, именно сопротивление тюремной власти и конфликты с ней служат непременным условием сохранения личности и человеческого достоинства осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы.

Л.Л.Ананиан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.