Научная статья на тему 'Антропологический аспект реализации наказания в виде лишения свободы и ресоциализации осужденных'

Антропологический аспект реализации наказания в виде лишения свободы и ресоциализации осужденных Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
351
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / РИТУАЛЫ / ОБРЯДЫ / ОБЫЧАИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / PRISONS / PRE-TRIAL PRISONS / RITUALS / CEREMONIES / CUSTOMS IN PRISONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранов Юрий Валерианович

В статье рассматривается антропологический аспект реализации наказания в виде лишения свободы и ресоциализации осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL ASPECT OF IMPRISONMENT. SOCIAL REINTEGRATION

The article deals with anthropological aspect of imprisonment, social reintegration.

Текст научной работы на тему «Антропологический аспект реализации наказания в виде лишения свободы и ресоциализации осужденных»

ГО 00

ГО &

О

<0

0

«Q

5 ^

1 §

с

о

6

со

о §

£

«Q §

О

vis

о £

УДК 343.848 ББК 67.409.18 Б24

J.V. BARANOV*

ANTHROPOLOGICAL ASPECT OF IMPRISONMENT.

SOCIAL REINTEGRATION

Аннотация: в статье рассматривается антропологический аспект реализации наказания в виде лишения свободы и ресоциализации осужденных.

Ключевые слова: пенитенциарные учреждения, следственный изолятор, ритуалы, обряды, обычаи в местах лишения свободы.

Annotation: the article deals with anthropological aspect of imprisonment, social reintegration.

Key words: prisons, pre-trial prisons; rituals, ceremonies, customs in prisons.

Процессы формирования сообщества начинаются с группового отбора, где сохранение формы объединения происходит путем следования существующему образцу, подражанию. Первичные запреты на совершение какого-либо действия могут быть схожи с первобытными табу.

С первых часов у лица, помещенного в камеру, возникают сильнейшие желания. Они связаны с возможностью получения некоторогопространства, достаточного для комфортного самочувствия, иными физиологическими потребностями. В антропологии они обозначаются как биолого-психологические регуляторы. В реальности осужденный сталкивается с запретами вследствие имеющихся объективных в данном случае ограничений по условиям содержания. Они имеют форму первобытных табу. Это могут быть и запретные действия: не портить качество воздуха, которого в стесненных условиях переполненных камер и так не хватает; не брать упавшие на пол вещи, так как их использование может повлечь за собой инфекционные заболевания и т. п. Естественно, что присутствует и табу на людей, которые явно пренебрегают нормами элементарной безопасности или иными запретами. Не исключен в условиях изолятора и запрет на определенные слова. Таким образом, никакой разницы в запретах внутри сообщества между древними группами и группой заключенных в камере нет. Другое дело, что они часто получают дополнительные запреты со стороны обслуживающего персонала либо администрации изоляторов.

Социальными регуляторами, которые действуют и в пенитенциарных учреждениях, являются также ритуалы и обряды. В механизме конвергентного приспособления ритуалы обязательны. Если чужие лица способны проявлять агрессию, то при узнавании друг друга, когда они предпочитают иметь дело друг с другом, в поведении людей, как и животных, появляются новые элементы, которые и образуют определенные ритуалы1.

* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовногоправа и процесса Института экономики, управления и права (г. Казань). E-mail: bikeev@,mail.ru.

ЮРИИ ВАЛЕРИАНОВИЧ БАРАНОВ*

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

Целью ритуала является психологическое сопровождение какого-либо события, которое должно внушить человеку уверенность в значительности происходящего и прочности складывающихся отношений. При этом акцент делается на внешнюю форму исполнения, которая строго канонизирована. С точки зрения лиц, находящихся в камере следственного изолятора либо колонии, а также самого переступившего порог человека, происходит значительное событие. К тому же имеются готовые канонизированные нормы принятия нового члена сообщества в местах лишения свободы. Они работают в любом случае, ибо ритуал и не требует присутствия специального лица, приводящего его в действие. В данном случае они могут принимать форму каверзных вопросов, ритуальных поединков и т. п. Предполагается, что исполняющие ритуал лица знают порядок своих действий. Если лицо знает все тонкости и правила проведения ритуала, он заранее получает преимущество и при наличии некоторых способностей становится лидером. Лица, которые не знали ритуала, вынуждены проходить испытание на наличие способностей к адаптации.

Большей сложностью, более жесткими правилами отличается от ритуала обряд. Значимость его выше, психологическое и воспитательное воздействие сильнее, а потому для указанного лица возникает гибельная ситуация: не смог справиться с условиями - оказываешься на низшей ступени иерархии, что в буквальном смысле означает физическую гибель либо нечеловеческие условия существования. Жестокость обряда с древних времен должна была подчеркивать «смерть» человека в прежнем состоянии и «рождение» его в новом качестве, перемену статуса, наделение новыми правами и обязанностями.

К корпоративно-групповым регуляторам, действующим в пенитенциарном учреждении, относится и обычай. Он для данной среды является «пережитым» порядком, освященным временем и опытом предыдущих поколений осужденных. Нарушение такого обычая в традиционном обществе, как правило, не влекло и не влечет за собой строгих наказаний, но сила морального принуждения столь велика, что они фактически являются правилами бытия человека в обществе2. Обычай, кроме повторяемости, имеет и второй признак - спонтанность. Появление его не связано с какой-либо датой, обычай принимается таким, какой он есть. Закономерен вопрос о рациональности того или иного обычая. И здесь появляется абсолютно другая логика объясне-

ния. Если логика законодателя, правоведа, представителя администрации мест лишения свободы основывается на рациональности, то логика человека, находящегося в местах лишения свободы исходит из опыта. А опыт подсказывает; что в тяжелых условиях он в целях адаптации должен экономить энергию, свою целостность любым способом: быть в составе группы, интегрироваться в нее, подчиняться сложившемуся порядку, много не думать и не задаваться сложными вопросами и т. п.

Можно говорить о наличии в местах лишения свободы навязанной бедности жизни, которая, по мнению Г.Ф. Хохрякова и поддерживает внутрисоциальное устройство общности заключенных. Доступ к благам затруднен, а стремление к благу как средству восстановления самоценности велико как нигде. Образуется страшная давка, но блага не достаются многим. В этих условиях возникает необходимость нормирования отношений во всех сферах деятельности. Заключенные до мелочей стандартизировали жизнь в учреждении и урегулировали ее правилами. Они вынуждены строго следить за тем, чтобы ни одно нарушение правил не оставалось без наказания. Набор нарушений невелик, поэтому санкции особенно жестоки3.

При попадании осужденного в исправительное учреждение ситуация первичной адаптации разворачивается далее. Если осужденный предварительно не содержался в изоляторе, то процедуры принятия только начинаются, а для лиц, содержавшихся ранее в следственном изоляторе, начинается вторая и окончательная процедура принятия или отказа в принятии в сообщество. Идет интенсивная градация на сильных и слабых осужденных. С точки зрения самих осужденных, к категории сильных относятся те, которые проявляют свои неимоверные способности по адаптации и противостоянию не только остальным членам сообщества, но и администрации учреждения.

Со стороны сильных начинается подготовка «новобранцев». Лидеры оценивают во вновь прибывшем осужденном индивидуальность и самоуважение, определяют его систему ценностей, а также то, отличается ли он особым усердием, послушанием и жестокостью. Особо привлекательны лица, имеющие личностные проблемы, часто речь идет о молодых выходцах из деревни с очень низким культурным уровнем. Методы воспитания, полученного ими в детстве, создают у последних предрасположение к жестокостям. Данная схема ненова и не

£

О

г

(D §

О" §

0

со

1

9

с

0 §

1

с §

О" I

о

0) о

ш со ш

ГО СО

ГО &

О

<0

0

«Q

5 ^

1 §

с

о

6

со

о §

£

«Q §

О

vis

о £

раз использовалась для отбора людей в школы пыток, профессиональных убийц и т. п.4

Затем вновь прибывшие осужденные подвергаются побоям, унижениям, у них отбирается часть их индивидуальности. Следующим этапом является унижение, нанесение им телесных и душевных ран путем огромных физических нагрузок, предъявления невыполнимых требований и последующего наказания за их невыполнение. При этом ему не объясняют, почему это делается, а указывается на администрацию, якобы по вине которой осужденный вынужден терпеть невыносимые условия. В результате злоба и ненависть направляются не на тех осужденных, от которых они терпят все подобные страдания, а на тех, кто их поместил и держит в местах лишения свободы. Человеку прививаются новые ценности, во имя которых он будет готов сделать все, что ему прикажут. Наблюдается умственный регресс, регресс в психическом развитии. Людей делают полностью зависимыми от тех, кто служит им ориентиром, в данном случае криминальный лидер и группа.

Одна из важнейших целей подготовки -добиться дистанцирования по отношению к близким людям, родителям и прошлым ценностям; активно прививается позиция отказа от создания семей, поддержки связей с ними, принижается статус и положение свободных граждан как подневольных рабов системы. Конечной целью является уничтожение у заключенного прошлого и построение романтического будущего. Осужденному предлагается стимул в виде хорошей перспективы обустройства в рыночных условиях.

Осужденный постепенно и поэтапно приучается к причинению боли другим. Активно применяется сочетание сексуальности и насилия. Не секрет, что в местах лишения свободы перспектива оказаться в группе жертв мужеложства довольно непривлекательна. Таким образом, изнасилование выступает как особый механизм, метод унижения на пути подготовки профессионального преступника. В подобных условиях осужденные перестают понимать, почему должны существовать пределы для насилия5.

Однако человек остается мыслящим существом, обладающим разумом, перед которым он отчитывается в своих действиях. И тут появляются оправдания и алиби, которые человек выбирает для себя сам. Если даже изначально осужденный и не верит в аргументы самооправдания, переходя к действиям, он под-

дается самообману, ему удается убедить себя в обоснованности своих действий, и он перестраивает себя и образ мышления на новой основе: что его дело правое, он хочет участвовать в справедливой борьбе, в которой он является положительным героем.

Если у представителей администрации в большей мере прослеживается идеологическое алиби: защита государства, порядка, законности, то у осужденных другие высшие идеалы для оправдания своих действий. Но у обеих сторон оправдание делает насилие респектабельным, борьбу - осмысленной, иногда ставится и просматривается благая цель. Кроме идеологических оправданий имеются и стратегическое алиби, будь то идея покончить с преступностью в местах лишения свободы с сохранением собственных сил; получение сведений о готовящихся преступлениях, побегах, иных сведений; удержание осужденных от совершения новых преступлений и др. Представителю администрации легко отрицать свою ответственность за нечеловеческие условия содержания осужденных, потому что он лишь промежуточное звено в цепочке исполнителей, а конечный акт реального наказания достаточно удален, чтобы его игнорировать. Приговор вынесен судьей, имеется начальник мест лишения свободы, но даже командир отряда не может проследить в течение суток, например ночью, в какой мере осужденный подвергается наказанию со стороны заключенных. В случае нанесения представителям администрации телесных повреждений реакция вполне может быть инстинктивной и переходить в месть. В данном случае мы сталкиваемся с подвижным порогом - порогом деградации человека. Осужденный останавливается перед порогом отрицания всех законов человеческого общежития. Конфликт высокого уровня напряжения подталкивает к проявлению примитивных и животных типов поведения, таких как месть, нездоровое и садистское поведение.

Садистское поведение в большей мере объясняется потерей человеком уважения к самому себе. Осужденный начинает считать, что никто его не ценит и он ничего не теряет в результате антиобщественного противоправного поведения. Общественная оценка его действий для него уже ничего не значит. Нарастание процесса деградации добавляет человеку свойство овеществлять других. Люди начинают восприниматься им либо как препятствия на пути достижения своих целей, либо как средство их реализации.

После того как человек переходит порог отрицания всех человеческих норм, деградация идет в нарастающем темпе. Бесконтрольно распадаются общественные и моральные договоры, и человек расстается с багажом цивилизации. Это и есть процесс десоциализации, о котором так много принято говорить, но суть его умалчивается.

При этом сфера противостояния администрации учреждения может дать осужденному широкий простор для всех видов деятельности: от элементарной до сложнейшей. Самоутверждение происходит во время конфликта, войны, охоты, всех видов рискованной деятельности, присущей человеку на всем протяжении его исторического становления как существа разумного. Она заложена первично, на уровне инстинкта, и служит прогрессивному развитию индивида и человеческогосообщества в целом. Противостояние сильному оппоненту - вот что может украсить жизнь любого человеческого индивида. При этом данная борьба может носить различные формы, быть индивидуальной и коллективной.

Т. Лауесен на примере государственной тюрьмы «"У^81о8еШ1е»с позиции заключенных выделяет несколько видов индивидуального и коллективного противостояния, которые называет стратегиями противодействия тюремной власти со стороны заключенных6.

Из данного анализа вытекает не менее парадоксальный вывод о том, что сфера противостояния осужденного(ых) администрации становится обязательным условием сохранения личности и человеческого достоинства осужденного. Заключенный сохраняет активность,

силы, расширяет свои возможности, создает условия для последующей адаптации после освобождения. Он учится постоянно контролировать свою собственную жизнь и окружающую обстановку, приобретает умения, навыки, опыт для ресоциализации, строит планы на будущее Даже возникновение конфликтов оказывает на данный процесс благотворное влияние, что укладывается в рамки конфликтологии и теорий конфликтного общества.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Осужденные не должны адаптироваться к условиям пенитенциарного учреждения современного типа.

2. Чем менее заключенные адаптируются к условиям пенитенциарного учреждения, тем большая существует вероятность их возможной ресоциализации в общество, и наоборот, чем выше их уровень адаптации к условиям пенитенциарного учреждения, тем ниже вероятность их нормальной реинтеграции в последующем в общество.

3. Обязательным условием сохранения личности и человеческого достоинства осужденного становится наличие противостояния сообщества заключенных, отдельных заключенных администрации пенитенциарного учреждения.

4. Конфликтность отношений администрации и заключенных позволяет последним приобрести необходимые умения и навыки существования в рамках конфликтного общества.

Данный подход и методология позволяют в корне пересмотреть процессы ресоциализации осужденных.

1 См.: КрольВ.М. Психологияи педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. М., 2001. С. 169.

2 См.: КовлерА.И. Антропология права: Учеб. для вузов. М., 2002. С. 138.

3 См.:ХохряковГ.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991. С. 87-108.

4 См.: Давид Э. Принципы права вооруженныхконфликтов Курс лекций юрид. фак. Открытого Брюссель-скогоун-та. М., 2000. С. 630.

5 См.: Там же. С. 612.

6 Lauesen Т. Vridsloselille Statsfeangsel set i fangeperpektiv // Nord. tidsskr. for kriminalvid. Kobenhavn, 1999. № 1. S. 16-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.