Научная статья на тему '2002. 02. 025. Браттон М. , Маттес Р. Поддержка демократии в Африке: внутренне осознанная или инструментальная? Bratton m, mattees R. support for democracy in Africa: intrinsic or instrumental? // British J. of political Science. Cambridge etc. , 2001. Vol. 31. Pt. 3. P. 447-474'

2002. 02. 025. Браттон М. , Маттес Р. Поддержка демократии в Африке: внутренне осознанная или инструментальная? Bratton m, mattees R. support for democracy in Africa: intrinsic or instrumental? // British J. of political Science. Cambridge etc. , 2001. Vol. 31. Pt. 3. P. 447-474 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Комар Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 025. Браттон М. , Маттес Р. Поддержка демократии в Африке: внутренне осознанная или инструментальная? Bratton m, mattees R. support for democracy in Africa: intrinsic or instrumental? // British J. of political Science. Cambridge etc. , 2001. Vol. 31. Pt. 3. P. 447-474»

ВЛАСТЬ

2002.02.025. БРАТТОН М., МАТТЕС Р. ПОДДЕРЖКА ДЕМОКРАТИИ В АФРИКЕ: ВНУТРЕННЕ ОСОЗНАННАЯ ИЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ? BRATTON M, MATTEES R. Support for democracy in Africa: intrinsic or instrumental? // British j. of political science. - Cambridge etc., 2001. -Vol.31. - Pt.3. - P.447-474.

М. Браттон (Мичиганский университет, США) и Р.Маттес (Институт демократии, ЮАР), используя репрезентативные опросы в Замбии и ЮАР1), стремятся ответить на вопрос, является ли поддержка населения демократических режимов осознанной, т.е. основанной на самоценности демократических норм и институтов, или она инструментальна, т. е. зависит от реальных достижений режимов прежде всего в социально-экономической сфере? Ответ на вопрос прямо связан с перспективами консолидации демократии в Африке.

Авторы пришли к выводу, что «стандартные либеральные идеи о гражданских и политических правах лежат в основе представлений африканцев о демократии» (с.457).

В Замбии участники пилотных дискуссий о сущности демократии, проведенных в 1993 и 1994 гг., трактовали демократию как политическую процедуру состязательных выборов, в ходе которых население выбирает своих лидеров. Они осуждали порядок выборов, существовавший при однопартийном режиме, и поддерживали многопартийный режим, предоставляющий гражданам право политического выбора.

В Гане на прямой вопрос: «Что для вас значит демократия?» - 28% опрошенных ответили, что это гражданские и личные свободы, 22 -«правительство, избранное народом», 9,2 - «избирательные права», 2,5% упоминали экономический фактор, 24,8% - не смогли ответить (с.454). Таким образом, абсолютное большинство жителей Ганы воспринимает демократию почти исключительно в политическом аспекте.

Иную картину дает обследование в ЮАР. Здесь 91,3% опрошенных отождествляют демократию с «равным доступом к жилью, работе и

1)1 В Замбии обследование было проведено в 1996 г. сразу после вторых президентских и парламентских выборов Институтом экономических и социальных исследований при Замбийском университете и охватило 1182 человека; в Гане обследование было проведено в июле 1999 г. Центром демократии и развития и включало 2005 избирателей; в ЮАР обследование было осуществлено Институтом демократии ЮАР в июне-июле 1997 г. и охватило 3500 человек (с.450).

приличному доходу», 67,7 - с регулярными выборами, 59,4 - с многопартийностью, 54,5% - с правами меньшинств (с.454). Авторы объясняют такие результаты глубоким расовым и классовым расслоением южноафриканского общества. Белое население в большей степени, чем чернокожие жители ЮАР, ассоциирует демократию с политическими процедурами: регулярными выборами, свободой слова, многопартийностью и зашитой прав меньшинств. Это отражает их нынешний статус и надежду на конституционные и юридические нормы в защите своих интересов.

Чернокожие жители ЮАР придают приоритетное значение сокращению разрыва между бедными и богатыми. Если белые жители подчеркивают «равенство возможностей», то черные требуют «равенства результатов» (с.455).

В целом почти 2/3 опрошенных поддерживают демократические режимы; в Гане - 73,5%, Замбии - 62,9, ЮАР - 56,3% (среди черного населения этот показатель составляет 61%). Эти данные совпадают с аналогичными показателями в странах Восточной и Центральной Европы и Южной Америки (там же).

Высший уровень поддержки демократических институтов и норм в Гане проявляется по всему спектру либеральных политических прав граждан: 82,5% опрошенных подчеркивали важность права граждан создавать политические партии с разной идеологической ориентацией, 89,3 - ратовали за открытость и независимость средств массовой информации, 92,7% - высказывались в поддержку регулярных и честных выборов (с.458).

На относительно низкий уровень поддержки демократии в ЮАР повлияло сдержанное отношение к демократической форме правления национальных меньшинств: белых жителей (39%), «цветных» (53%) и выходцев из стран Южной Азии (преимущественно Индии) (27%) (с.459). В ЮАР значительная часть населения критикует демократический режим и испытывает тягу к авторитарным формам правления. Почти треть опрошенных (29%) считают, что при демократии «экономическая система функционирует плохо», не поддерживается надлежащий порядок (30,2%), лидеры «нерешительны и слишком часто затевают пустые ссоры» (35,1%). Больше половины опрошенных (53,8%) заявили, что они «отказались бы от регулярных выборов, если бы авторитарное правительство (или полновластный правитель) смогло бы установить закон и порядок и предоставить работу и жилье» (с.458).

Показатели удовлетворенности практической деятельностью демократических режимов существенно ниже показателя поддержки гражданами демократической формы правления.

В Гане удовлетворены 52,9%, Замбии - 53, ЮАР - только 37,6% (с.460-461). При этом удовлетворенность политическими достижениями была намного выше удовлетворенности результатами в социально-экономической сфере: в Гане - 50,7-77,9% и 31,7-52,2% соответственно; в Замбии - 34,5-74% и 45,4-57,3%; в ЮАР - 45,0-58,4% (56,0-74,0% среди черного населения) и 20,9-47,6% (25,4-60,1% - среди черного населения)1-1 (с.463). В ЮАР эти данные коррелируют с экономической трактовкой демократии черным населением.

Регрессивный анализ показывает, что главный фактор, влияющий на удовлетворенность африканских граждан демократическим режимом, - это его практические достижения в политической и экономической сферах (с.465). В Замбии поддержка экономической реформы связана с поддержкой режима в целом, в то время как в Гане и ЮАР эта связь менее заметна. Авторы объясняют этот факт тем, что в Замбии политическая и экономическая реформы осуществлялись практически синхронно с приходом к власти в 1991 г. Движения за многопартийную демократию, в то время как в Гане экономическая реформа предшествовала политическим преобразованиям, а в ЮАР - политические реформы предшествовали экономическим реформам.

В целом экономический фактор в оценке демократических режимов имеет решающее значение в ЮАР, в Гане и Замбии превалирует политический фактор. Во всех трех странах предоставление и соблюдение гражданских свобод способствует поддержке гражданами демократических режимов. Коррупция политиков и чиновников подрывает доверие граждан к режиму.

В целом показатели удовлетворенности демократией в Африке ниже, чем в других районах мира, где происходит переход от авторитаризма к демократии - Восточной и Центральной Европе и Южной Америке (с.456).

В заключение авторы подчеркивают, что большинство африканских избирателей поддерживает демократическую форму правления и

^ Двойные показатели отражают минимальные и максимальные величины при ответах на различные вопросы, характеризующие политическую и экономическую ситуацию в стране. - Прим. реф.

демократические ценности. В этой связи «консолидация демократии, по крайней мере, в некоторых африканских странах не кажется отдаленной перспективой» (с.473). Тот факт, что африканское население поддерживает демократию, но в то же время недовольно ее конкретными достижениями, означает, что «осознанная ценность демократической формы правления превышает инструментальные соображения». Но, хотя широта поддержки демократии очевидна, нельзя утверждать, что она глубока. Неясно, будут ли граждане активно защищать политический режим, если экономическая ситуация резко ухудшится или если правители начнут наступление на завоеванные свободы. Кроме того, африканское население мыслит инструментально: поддержка демократии в очень большой степени зависит от «реальных достижений правительства... культура демократии еще не укоренилась. Таким образом, в ближайшем будущем консолидация нынешних режимов будет зависеть от их реальных достижений... С точки зрения политической культуры они будут оставаться «зыбкими демократиями». Наиболее позитивный знак долгосрочной консолидации - это тот факт, что многие африканцы ценят политический аспект демократии выше, чем ее экономические достижения... Наше исследование позволяет нам оспорить аргумент экономистов, что рынок легитимирует демократию. В действительности демократия легитимирует рынок» (там же).

Ю.И.Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.