Научная статья на тему '2002. 02. 017. Сенкер Ж. Изменение организации и структуры европейских систем исследований в государственном секторе (введение к специальной подборке статей). Senker J. introduction to a special issue on changing organization and structure of European public-sector research systems. // Science A. Publ. Policy. – Guildford, 2000. – Vol. 27, № 6. – P. 394–396'

2002. 02. 017. Сенкер Ж. Изменение организации и структуры европейских систем исследований в государственном секторе (введение к специальной подборке статей). Senker J. introduction to a special issue on changing organization and structure of European public-sector research systems. // Science A. Publ. Policy. – Guildford, 2000. – Vol. 27, № 6. – P. 394–396 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР – ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ –– ЕС СТРАНЫ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 017. Сенкер Ж. Изменение организации и структуры европейских систем исследований в государственном секторе (введение к специальной подборке статей). Senker J. introduction to a special issue on changing organization and structure of European public-sector research systems. // Science A. Publ. Policy. – Guildford, 2000. – Vol. 27, № 6. – P. 394–396»

2002.02.017. СЕНКЕР Ж. ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКИХ СИСТЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ (ВВЕДЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДБОРКЕ СТАТЕЙ).

SENKER J. Introduction to a special issue on changing organization and structure of European public-sector research systems. // Science a. publ. policy. - Guildford, 2000. - Vol.27, № 6. - P. 394-396.

Сотрудница Сассекского университета, координатор проекта ЕС по сопоставлению государственных исследовательских систем, комментирует подборку статей в специальном выпуске журнала "Научная и государственная политика". Названный проект разрабатывался в рамках программы ЕС "Социально-экономические исследования". В реализации проекта, отмечает автор, участвовали специалисты из научных учреждений Великобритании, Ирландии, Франции, Испании, ФРГ, Норвегии, Италии, Швеции, Дании, Венгрии, Исландии, Португалии.

Изменения в социально-экономической и технологической обстановке, отмечается в статье, потребовали от европейских правительств пересмотреть политику по отношению к государственному сектору ИР.

В этой связи Комиссия ЕС сочла необходимым восполнить недостаток сопоставительной информации по странам-членам, предложив специалистам из разных регионов ЕС принять участие в специальной целевой программе, рассчитанной на двухлетний срок.

Организаторы данного исследования намеревались в итоге получить информацию о национальных изменениях в государственной политике ИР, о достоинствах и недостатках различных способов решения научно-политических задач.

В ходе первого этапа исследования должно было быть подготовлено 12 национальных обзоров. Составителям предлагалось ограничиться государственными подразделениями, выполняющими ИР гражданской или смешанной ориентации. Информация, собранная в ходе проекта, позволила идентифицировать три главных сектора в системе государственных ИР: университеты, неуниверситетские организации проведения общих или специальных исследований, прави-

109

2002.02.017

тельственные лаборатории. В прошлом названные сектора четко различались по характеру выполняемых задач, однако в последние годы отмеченное различие становится не столь очевидным. Правительства стран ЕС сосредоточили приоритеты государственной научной политики на трех направлениях: экономический рост, инновации и перенос технологий.

В решении указанных приоритетных задач важная роль отводится университетам, в которых концентрируется все больший объем государственных исследований. Именно в этот сектор направляются основные потоки средств из государственного научного бюджета. Прочие исследовательские подразделения постепенно утрачивают свои позиции.

Следствием отмеченного сдвига, подчеркивает автор, стало расширение всех типов научного сотрудничества, как на национальной, так и на международной арене.

Знакомство с ситуацией в обследованных странах показало, что есть необходимость скорректировать нынешнюю ориентацию государственной научной политики на поддержку промышленных инноваций. Такой подход создает благоприятные условия для краткосрочных ИР в ущерб долгосрочным исследованиям. Распространение системы временно нанимаемых работников и неблагоприятные карьерные перспективы для исследователей из государственного сектора могут, как полагают эксперты, негативно сказаться на качестве ИР и кадрового потенциала национальной науки. Указанные тенденции, на взгляд автора, могут в конечном счете отразиться и на состоянии промышленных исследований, поскольку университеты не всегда обладают соответствующей базой либо не проявляют заинтересованности в решении научно-технических проблем компаний. Наконец, дисциплинарно-ориентированная организационная структура университетов, в случае однобокой ориентации на краткосрочные контракты, может оказаться не в состоянии предоставлять правительству объективную долгосрочную и междисциплинарную экспертизу.

Национальные обследования, выполненные в рамках программы ЕС, свидетельствуют об утере общественного доверия к советам научных экспертов. Двенадцать национальных обзоров, убеждена

автор, содержат ценный материал, который невозможно было полностью включить в итоговый доклад. Некоторые члены группы, разрабатывающей проект, выразили готовность использовать этот материал. Статьи, представленные в специальном выпуске журнала "Научная и государственная политика"1 подготовлены исследователями, имеющими "прочные кадровые позиции". Те, кто в значительной степени зависит от контрактных заказов, или те, кто занимает временные должности, испытывают затруднения в принятии на себя обязательств в рамках обычной научной университетской деятельности.

Автор надеется, что отмеченное обстоятельство не отражает доминирующей тенденции. В противном случае можно сделать вывод, что правительства в погоне за более гибкой системой ИР могут утратить высокое качество национальных научных знаний.

Заключительная часть реферируемой статьи содержит характеристику некоторых общих тенденций, выявленных при сопоставительном анализе странового материала. Так, рост роли университетов в большинстве стран ставит проблему соотношения исследований и обучения в этих учреждениях. В статьях спецвыпуска журнала исследуются и изменения в роли исследовательских государственных институтов. Своеобразный опыт решения проблем стимулирования государственных ИР представлен в обзорах по малым странам. Речь идет, в частности, о реформировании структуры исследовательских советов.

Т.В.Горбунова

1 См. остальные рефераты данного раздела. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.