Научная статья на тему '2002. 01. 026. Зингер А. Секретность и человеческая природа. Singer I. privacy and human nature//http://www. Abdn. AC. Uk/philosophy/cpts/ Singer. HTI. - (Ends a. means. - Aberdeen, 2001. - Vol. 5, n 1)'

2002. 01. 026. Зингер А. Секретность и человеческая природа. Singer I. privacy and human nature//http://www. Abdn. AC. Uk/philosophy/cpts/ Singer. HTI. - (Ends a. means. - Aberdeen, 2001. - Vol. 5, n 1) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ / ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВО И НАУКА / ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 026. Зингер А. Секретность и человеческая природа. Singer I. privacy and human nature//http://www. Abdn. AC. Uk/philosophy/cpts/ Singer. HTI. - (Ends a. means. - Aberdeen, 2001. - Vol. 5, n 1)»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

2002.01.026. ЗИНГЕР А. СЕКРЕТНОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА. SINGER I. Privacy and human nature//http://www.abdn.ac.uk/philosophy/cpts/ singer.hti. - (Ends a. means. - Aberdeen, 2001. - Vol. 5, N 1).

Нарушения информационной секретности стали приметой сегодняшнего дня, пишет Айра Зингер (философский факультет университета Hofstra). Под "информационной секретностью" автор понимает право человека контролировать доступ к определенным родам информации о себе. Даже на первый взгляд тривиальные и безвредные нарушения секретности зависят от редуктивной картины человеческой природы, которая, в свою очередь, провоцирует умаление человеческой природы на практике. Данная картина представляет человека "узлом желаний", которые можно научно объяснить и которыми можно технически манипулировать. Данная картина привлекает тем, что она является отчасти верной характеристикой человека, что подтверждается эффективностью различных технологий манипуляции, используемых в рекламе, маркетинге, избирательных кампаниях и т. п. Однако именно тогда, когда целое подменяется частью, и возникают наиболее глубокие теоретические и практические проблемы. Опасность картины "манипулируемого узла желаний" заключается в том, что, когда общество видит лишь данные аспекты человеческой природы, оно стремится сознательно формировать человеческую природы, соответствующую этой картине, умаляя или ограничивая наши способности сознательного выбора и обдуманного действия.

Что касается наук и технологий манипуляции, то особое беспокойство вызывают средства, используемые для редукции или

деградации человеческой природы. Современные реклама и маркетинг стремятся искусственно вызвать и преувеличивать желания человека, пренебрегая его индивидуальным разумом и свободной волей. Данные тенденции не являются чем-то совершенно новым в сегодняшней экономической и политической жизни; нынче возрастают лишь точность и скрупулезность техники манипулирования. Хотя наша рациональная способность и может показаться кому-то слабой на практике или в теории, однако она задействована в каждой ситуации, требующей серьезного и независимого решения. Что касается теории, то для многих философов была очевидна способность человека управлять своими желаниями и изменять их. Метафизика тесно связана с практикой: редуктивный и дегуманизирующий подход к личности поддерживает совокупность редуктивных и дегуманистических практик и поддерживается ими. Хотя в определенной степени манипулирование, возможно, является ценой организованного общества, практической задачей является, однако, сдерживание манипулирования. Теоретическая же задача заключается в сохранении и утверждении картины человеческой природы, альтернативной редуктивной. И если "царство целей" (под которым автор понимает в кантовском духе такое состояние общества, когда человек в своих поступках руководствуется категорическим императивом - относиться к другому человеку как к цели) и остается утопическим идеалом, то, по крайней мере, мы все же можем и должны стремиться избегать этого "царства", в котором каждый является средством для других и относится к другим как к средству (т.е. является и "манипулируемым", и "манипулятором").

О.Я.Зоткина

2002.01.027. ДАУЭР Н. ТРЕБУЕТ ЛИ ГЛОБАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ?

DOWER N. Does global citizenship require modern technology?//http://www.abdn.ac.uk/philosophy/cpts/dower. hti. - (Ends a. means. - Aberdeen, 2001. - Vol. 5, N1).

На вопрос, вынесенный в заглавие статьи, казалось бы, должен последовать однозначно утвердительный ответ. Но, напоминает автор, еще в античном мире были такие люди, как стоики, которые считали себя гражданами мира, и причиной тому были не технологии, подобные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.