СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
2002.01.026. ЗИНГЕР А. СЕКРЕТНОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА. SINGER I. Privacy and human nature//http://www.abdn.ac.uk/philosophy/cpts/ singer.hti. - (Ends a. means. - Aberdeen, 2001. - Vol. 5, N 1).
Нарушения информационной секретности стали приметой сегодняшнего дня, пишет Айра Зингер (философский факультет университета Hofstra). Под "информационной секретностью" автор понимает право человека контролировать доступ к определенным родам информации о себе. Даже на первый взгляд тривиальные и безвредные нарушения секретности зависят от редуктивной картины человеческой природы, которая, в свою очередь, провоцирует умаление человеческой природы на практике. Данная картина представляет человека "узлом желаний", которые можно научно объяснить и которыми можно технически манипулировать. Данная картина привлекает тем, что она является отчасти верной характеристикой человека, что подтверждается эффективностью различных технологий манипуляции, используемых в рекламе, маркетинге, избирательных кампаниях и т. п. Однако именно тогда, когда целое подменяется частью, и возникают наиболее глубокие теоретические и практические проблемы. Опасность картины "манипулируемого узла желаний" заключается в том, что, когда общество видит лишь данные аспекты человеческой природы, оно стремится сознательно формировать человеческую природы, соответствующую этой картине, умаляя или ограничивая наши способности сознательного выбора и обдуманного действия.
Что касается наук и технологий манипуляции, то особое беспокойство вызывают средства, используемые для редукции или
деградации человеческой природы. Современные реклама и маркетинг стремятся искусственно вызвать и преувеличивать желания человека, пренебрегая его индивидуальным разумом и свободной волей. Данные тенденции не являются чем-то совершенно новым в сегодняшней экономической и политической жизни; нынче возрастают лишь точность и скрупулезность техники манипулирования. Хотя наша рациональная способность и может показаться кому-то слабой на практике или в теории, однако она задействована в каждой ситуации, требующей серьезного и независимого решения. Что касается теории, то для многих философов была очевидна способность человека управлять своими желаниями и изменять их. Метафизика тесно связана с практикой: редуктивный и дегуманизирующий подход к личности поддерживает совокупность редуктивных и дегуманистических практик и поддерживается ими. Хотя в определенной степени манипулирование, возможно, является ценой организованного общества, практической задачей является, однако, сдерживание манипулирования. Теоретическая же задача заключается в сохранении и утверждении картины человеческой природы, альтернативной редуктивной. И если "царство целей" (под которым автор понимает в кантовском духе такое состояние общества, когда человек в своих поступках руководствуется категорическим императивом - относиться к другому человеку как к цели) и остается утопическим идеалом, то, по крайней мере, мы все же можем и должны стремиться избегать этого "царства", в котором каждый является средством для других и относится к другим как к средству (т.е. является и "манипулируемым", и "манипулятором").
О.Я.Зоткина
2002.01.027. ДАУЭР Н. ТРЕБУЕТ ЛИ ГЛОБАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ?
DOWER N. Does global citizenship require modern technology?//http://www.abdn.ac.uk/philosophy/cpts/dower. hti. - (Ends a. means. - Aberdeen, 2001. - Vol. 5, N1).
На вопрос, вынесенный в заглавие статьи, казалось бы, должен последовать однозначно утвердительный ответ. Но, напоминает автор, еще в античном мире были такие люди, как стоики, которые считали себя гражданами мира, и причиной тому были не технологии, подобные