современные технологии не дают решения глобальных проблем: именно потому необходимы этический контроль технологии и этический контекст ее развития и использования.
О.Я.Зоткина
2002.01.028. КУЮНДЖИК Н. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И МЕТАСТАБИЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
KUEUNDZIC N. Virtual reality and metastable interactivity//http://www.abdn.ac.uk/philosophy/cpts/nk hti. - (Ends a. means. -Aberdeen, 2001. - Vol. 5, N1).
Понятие “взаимодействие”, широко используемое в компьютерной технологии, не имеет четкого определения. Типичный пример: “Взаимодействие является сущностным независимо от того, имеем мы дело с людьми или объектами. Мы совершаем некое действие и, наблюдая реакцию человека или объекта, соответственно меняем свое поведение” (Cheshire, 1996). Всякое живое существо способно к определенного рода взаимодействиям. Виртуальная реальность (ВР) создает симуляцию полного опыта взаимодействия, включая ее визуальные, аудио- и тактильные измерения. Возможность создания искусственного мира, способного взаимодействовать с реальными людьми, порождает страх по поводу того, что виртуальное заменит собой реальное в жизненно важных для человека сферах. Будущую эпоху автор определяет как эпоху “метастабильных взаимодействий”, под которыми он понимает новое поколение взаимодействий, незаметно меняющиеся в направлении от “туннельных” к “спиральным”. Если “туннель” как бы отрезает человека от окружающего мира, то “спираль” предполагает погружение человеческого тела в окружающую среду и сообщество. Если “туннель” ассоциируется с подавлением человеческого тела, то “спираль” сопровождается напряженным переживанием собственного тела и часто приобретает ритуальную форму (таковы в современном мире хеппенинги, рок-концерты и т.п.). Границы того и другого рода взаимодействий условны: так, молитвенное самоуглубление монаха стремится охватить весь универсум посредством тотальности собственного духовного и телесного опыта, а вот наше чувство собственного тела опосредовано культурой и сообществом. Автор пытается приложить дихотомию этих взаимодействий к истории западной цивилизации, в
частности - к генезису и развитию современной технологии.
В любой технологии присутствуют (по крайней мере, потенциально) оба типа взаимодействий, однако постепенно, с момента первых технологических открытий, происходит сдвиг от “спирального” к “туннельному” типу, и к концу XXI в. “туннельные” взаимодействия окажутся доминирующими. Противоположный тип господствовал в прошлом: так, античный эпос “представляли”, и это представление-исполнение требовало соучастия слушателей. Подобную природу имеют и наиболее традиционные формы музыки (музыка, сопровождающая племенные танцы в первобытных обществах, современная этническая музыка). Один из наиболее очевидных примеров смены типа взаимодействий - война. Войны прошлого, помимо их социального и политического значения, имели нравственный смысл, будучи проверками нравственного характера. Современные войны сводят контакт противников к минимуму: пилот-бомбардировщик дистанцирован от своей цели, и его контакт с нею опосредован экраном компьютера, приобретая почти форму ВР. По мнению автора, в будущем окажется возможным выбирать между типами взаимодействий с ВР и переходить от одного типа к другому - от социального, когда оно станет слишком формальным, к “туннельному”, и от “туннельного”, когда оно будет казаться пустым - к “спиральному”.
О.Я.Зоткина