Научная статья на тему '2000. 04. 013. Хэлдейн Дж. Философия и общественные отношения. Haldane J. philosophy and public Affairs//Ends a. means. Aberdeen, 2000. Vol. 4, N2. - (http://www. Abdn. AC. Uk/cpts/)'

2000. 04. 013. Хэлдейн Дж. Философия и общественные отношения. Haldane J. philosophy and public Affairs//Ends a. means. Aberdeen, 2000. Vol. 4, N2. - (http://www. Abdn. AC. Uk/cpts/) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВИНСКИЙ Ф / БЛАГО / ВИТГЕНШТЕЙН Л / РОУЛС ДЖ / ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 04. 013. Хэлдейн Дж. Философия и общественные отношения. Haldane J. philosophy and public Affairs//Ends a. means. Aberdeen, 2000. Vol. 4, N2. - (http://www. Abdn. AC. Uk/cpts/)»

ЭТИКА

2000.04.013. ХЭЛДЕЙН Дж. ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

HALDANE J. Philosophy and public affairs//Ends a. means. - Aberdeen, 2000. - Vol.4, N2. - (http://www.abdn.ac.uk/cpts/).

Журнал «Ends a. means» («Цели и средства») - электронный журнал Центра философии технологии и общества Абердинского университета (Шотландия).

Джон Хэлдейн (профессор философии университета св. Эндрюса) в начале своей статьи обращается к высказыванию Фомы Аквинского о том, что, способствуя благу всего общества, субъект тем самым умножает свое собственное благо, поскольку, во-первых, благополучие индивида не может существовать вне благополучия семьи, города, сообщества и, во-вторых, субъект является составной частью семьи или сообщества. Поэтому логично рассматривать собственное благополучие субъекта сквозь призму общего блага.

В отличие от тех мыслителей, которые утверждают, что философия начинается с любознательности, автор настаивает на том, что она начинается с противоречий. Те явления, которые теоретически считаются морально недопустимыми, довольно часто реализуются на практике. Если с точки зрения справедливости богатство должно распределяться в интересах членов всего общества, то введение дополнительных налогов свидетельствует о торжестве несправедливости: государственно-организованном воровстве. Если И.Бентам считал естественные права неотъемлемым свойством человека, то современная либерально-политическая элита, сформировавшаяся под влиянием его идей, находит дискуссии о правах человека «неудобным, но вынужденным» явлением.

Существует гипотеза, согласно которой дети интуитивно обладают истиной, которую время и образование лишь способны исказить. Автор возражает, что любая истина выражается с помощью естественного языка и, следовательно, существует в рамках социального

контекста. «Содержание мыслей о мире является продуктом самого этого мира, и этот мир, в том числе и мир ребенка, носит социальный характер» (с.5). Сама постановка вопроса относительно таких категорий, как «честность», «справедливость» и т.п., является результатом образования и воспитания. Противоречие между позицией, согласно которой сознание - это особая реальность, доступная лишь самому субъекту, с одной стороны, и точкой зрения, согласно которой мысль -это лишь иной тип материальных объектов материального мира - с другой, - это не конфликт между дорефлексивной интуицией и умозрительной теорией. По мнению автора, это не что иное, как противоречие между квазифилософскими теориями. Природа указанного противоречия заключается в языке. Как утверждал Л.Витгенштейн, философия заключается в выявлении и устранении противоречий, созданных в обыденном языке предшествующими поколениями философов. Противоречия нередко возникают вследствие смешения идей, с одной стороны, и идеалов - с другой. Последние имеют независимое существование и находятся в оппозиции по отношению к реальности.

Прояснение понятий является составной частью философии наряду с доказательством и опровержением. Недостаточно определить источник противоречия, порой необходимо вступить в битву идей с целью победить ложь. Если генерал озабочен ходом военной кампании, то философ задается вопросом, бывают ли вообще справедливые войны.

Вторая мировая война внесла существенные коррективы в моральное сознание людей. Начиная с 1960-х годов стало очевидным, что традиционные представления о полярности и противостоянии должны быть отброшены. Локальные военные конфликты в Корее, Вьетнаме и Афганистане поставили перед представителями моральной философии вопрос о том, способны ли умозрительные теории о соотношении языка, мышления и реальности объяснить происходящее. Такие мыслители, как Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Спиноза, Юм, Кант, Гегель, пытались в своих трудах дать ответы на моральные вопросы, которые ставила перед ними эпоха.

Автор обращает внимание на современную концепцию справедливости Джона Роулса. Впервые со времен Дж.С.Милля в англоговорящем мире в центре внимания философа первой величины, каковым автор считает Роулса, стоят моральные проблемы. В лице Роулса философия вновь становится руководством в жизни, или «прикладной философией». Это означает, что, во-первых, моральная философия разрабатывается теоретически и, во-вторых, применяется на практике. Современная моральная философия должна давать ответы на

актуальные вопросы времени вместо того, чтобы заниматься разработкой таких абстрактных идей, как «право на свободу» или «принцип милосердия».

О.В.Летов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.