Научная статья на тему 'Соотношение государства, общества и личности в западной и российской политико-правовой традиции'

Соотношение государства, общества и личности в западной и российской политико-правовой традиции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2675
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА / ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / STATE / A PERSON / GOVERNMENT POWER / CIVIL SOCIETY / POLITICAL AND LEGAL ASSESSMENT / ESSENTIAL AND SPECIFIC FEATURES / HISTORY OF POLITICAL THOUGHT / DEMOCRATIC STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шумилина Анастасия Борисовна

Автор статьи анализирует возникновение и развитие институтов государства, общества, семьи, личности со времен Античности до наших дней. Отмечается, что вне государства и права существование общества и личности невозможно. Приводятся взгляды на указанную проблему отдельных ученых Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, советского периода и современности. Делается вывод о том, что общая черта современного мирового развития – рост влияния корпоративных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF THE STATE, SOCIETY AND IDENTITY IN WESTERN AND RUSSIAN POLITICAL AND LEGAL TRADITIONS

The author of the article analyzes the origin and development of the state, society, family, individual from the ancient times up to the present. Society and an individual are said not to exist beyond state and law. There are ideas of Ancient Rome, Ancient Greece, Middle Ages, Renaissance, New Times, Soviet Period and Modern Times scholars in the article. The author considers a growing influence of the corporate interests to be a common feature of the modern world development.

Текст научной работы на тему «Соотношение государства, общества и личности в западной и российской политико-правовой традиции»

Соотношение личного и общественного в достаточной степени отразил В.С. Соловьев: «Отнимите у действительной человеческой личности все то, что так или иначе обусловлено ее связями с общественными и собирательными целыми, и вы получите животную особь с одной лишь чистою возможностью, или пустой формой человека, т.е. нечто в действительности не существующее...» [1, с. 283].

Институты «государство», «общество», «личность» сопровождают человечество с момента его возникновения. По природе своей именно государство, беря на себя обязанность заботиться о своих граждан, охранять от внешних посягательств, в то же время всегда стремится к сохранению верховенства власти, ее первичности относительно всех других властных видов и институциональных форм (личной, семейной, корпоративной и т.д.), что, в общем, и является залогом сохранения государственного суверенитета, в данном варианте - в виде независимости государственной власти от всех иных публичных структур.

Вопросы соотношения «личности», «общества» и «государства» рассматривались еще в трудах античных мыслителей. Так, в Древней Греции и Древнем Риме сформировалось и получило юридическое закрепление мнение о том, что вне государства и права существование общества и личности просто невозможно [2, с. 8]. Причем античные философы отличают «право по закону» от «права, справедливого по природе» [3, с. 17].

Таким образом, в античном мире начинают складываться представления о содержании и смысле таких категорий, как «личность», «общество», «государство». Философы придерживаются различных точек зрения относительно места и роли этих институтов, тем не менее, пусть на интуитивном уровне, но они понимали, что дальнейшее развитие человечества будет сопряжено с постоянным поиском оптимального соотношения этих категорий.

Период Средневековья, конечно же, связан с переосмыслением сложившихся в период Античности представлений о личности, обществе и государстве. И хотя труды классиков античной мысли оказали большое влияние на социально-политическую идеологию Средневековья, тем не менее, с эволюцией христианства соотношение публичной и частной сфер жизни изменилось. Появилась потребность в индивидуальной, субъективной свободе. Человек перестает быть безликим элементом полисного существования, приобретая достоинство, становясь конечной целью мироздания [4, с. 26]. В этой связи абсолютно естественным представляется такое характерное для европейской социальной культуры Средневековья явление, как правовое ограничение власти феодала силой городского права [5, с. 23].

Большое значение при решении вопроса о соотношении общества и государства в эпоху Средневековья имели труды Фомы Аквинского. Соотнося категории личности и государства, философ (что вполне естественно в данной традиции) отдавал предпочтение последнему [6, с. 884].

Подобное восприятие объяснялось еще и тем фактом, что средневековая личность рассматривалась как специфический (построенный на «вассально-договорных» отношениях) «корпоративный» организм. Общество представляло «многослойную пирамиду», а правовой статус индивида зависел, прежде всего, от того, в какую социальную группу он входил. Ценность человека определялась даже военным могуществом и экономическим положением города, где он проживал.

В дальнейшем проблема соотношения личности, общества и государства не перестает вызывать интерес мыслителей. Представители гуманистического направления в юриспруденции, получившего свое развитие в эпоху Ренессанса (Бруни, Браччолини, Петрарка, Салютати), подчеркивали необходимость служения общему благу, государству. Однако человек уже не является только частью общественного организма, а представляет собой самостоятельный (возможно, самодостаточный) субъект социально-политических отношений, но действующий в целях достижения общественного блага [7, с. 44-50].

Не менее интересным представляется и взгляд Дж. Пико дела Мирандола на человека, ориентированного на самопознание и познание вообще. В трудах ученого прослеживаются предпосылки возникновения и формирования концепции общества «равных возможностей», ставшей впоследствии важнейшей составляющей западного конституционализма.

И, наконец, один из мыслителей итальянского Возрождения Н. Макиавелли, положивший начало «опытно-политической» науке, представляя гражданское общество в виде совокупности

противостоящих интересов, считал государство «...высшим воплощением человеческого духа, а служение ему - смыслом и счастьем жизни» [8, с. 143].

Таким образом, развитие социальных, политических и экономических отношений вело к трансформации социально-политической системы общества, что, в свою очередь, не могло не отразиться на убеждениях правоведов и философов, по-новому взглянувших на человека. Индивид в трудах мыслителей этого времени приобретает некую свободу, достоинство и ценность как самостоятельная личность.

В дальнейшем в ХУ11-Х1Х вв. в сочинениях Дж. Локка раскрываются существенные для проблемы соотношения личности, общества и государства вопросы сущности и проявления свободы человека на различных этапах развития общества, соотношения естественных и политических качеств человека, публичных интересов общества и государства, вопросы назначения права и государства и др.

Особое внимание в учениях Дж. Локка (признанного «отца европейского либерализма») уделяется категории личности, ее политико-правовому измерению. Именно индивид, по его мнению, занимает главенствующее место в иерархии основных единиц мироздания.

Как бы продолжая учения Дж. Локка, Дж. Роулс отмечает: «В справедливом обществе свободы равных граждан воспринимаются как установленные права, гарантированные справедливостью и не являющиеся предметом политического торга или подсчета социальных интересов. каждая личность обладает неприкосновенностью, основывающейся на справедливости, которую не может нарушить даже самое благополучное общество» [9, с. 38, 39].

Изучая труды французских, немецких мыслителей того времени, мы приходим к выводу, что системообразующие принципы их учений были весьма схожи, конечно, с учетом особенностей исторического и социально-экономического развития тех государств, в которых они творили. Ключевыми понятиями здесь также были такие взаимосвязанные категории, как «личность», «общность», «свобода». В государстве личность получает условия для свободного развития. Гражданин может реализовать себя в политическом отношении только как свободная личность, а его взаимоотношения с другими индивидами свободны лишь в условиях государственной общности [10, с. 34].

Немаловажную роль при решении вопроса о соотношении рассматриваемых выше категорий сыграло гегельянское восприятие принципов, сущности и специфики содержания гражданского общества и государства, а, следовательно, их соотношения и различия.

Идя дальше Платона и Аристотеля, Г.В.Ф. Гегель развивает идею о свободе и частного лица, и государства, о мере такой свободы. Философ отмечает разрыв между частной и политической сферами, однако все его размышления направлены на преодоление этого разрыва в «высшем единстве разумного и нравственного целого» - государства. Даже гражданское общество в гегелевской философии права - это лишь ступень развивающегося понятия, завершающегося в идее государства.

Говоря об отечественной государственно-правовой системе в рассматриваемый исторический период, необходимо отметить, что ключевым моментом здесь продолжает оставаться монархический принцип (персоноцентристская модель организации верховной власти), который исключал возможность правового и иного контроля над монархом, превращая его в абсолютного носителя государственного суверенитета. Подобная система государственной власти не могла не повлиять на конструкцию правовой науки того времени и способ практической политической организации отношений монарха с учреждениями народного представительства [11, с. 121].

Подводя итог, можно констатировать, что в истории политической мысли сложились две традиции концептуального решения проблемы соотношения личности, общества и государства. В учениях Сократа, Платона, Аристотеля прослеживалось признание безусловного приоритета интересов и воли общества над интересами и волей личности. Причем категории общества и государства отождествлялись.

Второе же направление обосновывало независимость основных прав человека - на жизнь, свободу и собственность - от государства, их прирожденный и неотчуждаемый характер. Личность рассматривалась как источник власти, а сфера компетенции государства ограничивалась задачами обеспечения общественного порядка и охраны прав и свобод граждан.

Начиная с эпохи Нового времени, проблема соотношения личности, общества и государства неразрывно связана с таким феноменом, как гражданское общество, которое всеми мыслителями,

учеными и философами понималось по-разному. Тем не менее, общей для них была мысль о том, что гражданское общество - это, прежде всего, сфера реализации интересов индивидуума.

Мы считаем оправданным мнение, что в основе отношений между обществом, личностью и государством лежит совокупность личных, групповых и всеобщих интересов. На первый взгляд, очевидно, что личные интересы реализуются непосредственно индивидом, групповые -общественными объединениями и организациями, всеобщие - через политические и государственные структуры. Между тем, в реальности отдельные индивиды могут выступать в качестве представителей всеобщих интересов, а политические и государственные институты защищать частные и групповые интересы [12, с. 12].

Особое значение эта проблема имеет для современной России, которая, пройдя «переходный» этап своего развития, наконец-то входит в качественно новое состояние.

Однако до сих пор ни западной, ни современной российской политологической мыслью применительно к советскому периоду не представлено сколько-нибудь убедительной обобщающей модели взаимоотношений государства и общества, тем не менее, с точки зрения (в большинстве случаев западных) ученых, в этот период активность организованных интересов, а тем более их влияния на институты государственной власти сводилась практически к нулю. Однако уже в 60-х гг. XX в. советская действительность стала развиваться в сторону институционального плюрализма, при котором государственное руководство вынуждено следовать советам специализированных комитетов или комплексов в специфических сферах, ограничиваясь ролью посредников в конфликтах между ними.

Наряду с этим в рамках общественной системы начали конструироваться элитарные группы интересов. Наиболее мощными среди них были функциональная, представлявшая интересы различных подразделений отраслевой хозяйственной элиты, территориальная, костяк которой составляло партийное руководство (секретари обкомов, горомов и райкомов КПСС) и силовая, объединявшая верхушку генералитета силовых ведомств. Добиваясь реализации своих интересов, эти группы в отношениях с центральной властью действовали как своеобразные корпорации [12, с. 15].

С переходом России к установлению демократического правового государства, формированию гражданского общества приоритет стал отдаваться личным интересам (что, естественно, в полной мере адекватно либеральной парадигме реформирования национальной государственности, да еще и «отягощенной» глобализационными факторами) перед соображениями общественной пользы, общего блага, публичного интереса и целесообразности.

Тем не менее, гражданское общество невозможно без высокоразвитой системы общественных объединений, профессиональных и творческих корпораций, национальных общин и прочих ассоциаций, в которых реализуются общие для их членов интересы. Подтверждением вышесказанному могут служить процессы, происходившие в России в конце 80-х гг. - начале 90-х гг. XX в., высвободившие частные интересы из-под государственной монополии, которыми были намечены направления их структурирования и модернизации.

Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации не проводится четкой градации интересов в смысле их конкретного юридического определения и содержания. В Конституции РФ можно проследить лишь иерархию социальных интересов, где интересы государства фактически оттеснены на второй план интересами личности и общества. Так, уже в ст. 2 закрепляется, что «...человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Анализируя содержание конституционных положений, можно отметить и то, что они не содержат разделов, полно определяющих круг конкретных социальных интересов, в том числе интересов общества и государства. С наибольшей четкостью прописаны лишь интересы личности, которым фактически посвящена гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Таким образом, Конституция РФ, устанавливая приоритетное положение тех или иных социальных интересов, в то же время, не определяет их содержания.

Практически во всех ныне действующих конституциях стран мира в различном виде закреплены аналогичные приведенной выше иерархии системы политико-правовых и социально-экономических интересов.

Однако по мнению большинства политологов, рост влияния корпоративных интересов - общая черта современного мирового развития [13, с. 130]. Например, повсюду наблюдается усиление могущества и мобильности транснациональных корпораций, которые нередко оказывают мощнейшее политическое влияние на правительства государств.

На протяжении же ряда десятилетий о корпоративизме как форме государственного устройства если и вспоминали, то, как правило, в негативным плане. Однако на рубеже 60-70-х гг. XX в. корпоративистские идеи стали вновь привлекать к себе пристальное внимание исследователей и политических деятелей. Объясняется этот факт кризисом традиционных демократических институтов и «общества всеобщего благосостояния» в странах Западной Европы и США. Практика же взаимодействия «государство-общество» в промышленно (корпоративно) развитых странах и, прежде всего, в Западной Европе, по мнению многих исследователей, способствовала снижению уровня социального противостояния, ослаблению противоречий между групповыми и всеобщим интересами [14, с. 18].

Особенности взаимодействия частного и публичного, личных и государственных интересов в России были выражены Р. Роузом в теории общества песочных часов. «Общество песочных часов» -это характеристика такой социальной структуры, которая представляет собой довольно причудливое сочетание признаков гражданского общества и свойств, которые можно встретить при коллективизме. Категория «общество песочных часов» имеет особенное значение для стран СНГ и, прежде всего, России.

Подводя итоги размышлениям о проблеме соотношения категорий «личность», «общество», «государство», стоит отметить, что она всегда занимала умы философов, ученых и политиков. С ходом истории менялись понимание и содержание указанных категорий. Единой оставалась идея о том, что в основе отношений между обществом, личностью и государством лежит совокупность личных, групповых и всеобщих интересов.

В современном мире при конституционно закрепленном приоритете интересов личности на практике наблюдается рост влияния групповых, корпоративных интересов.

Литература

1. Аквинский Ф. Сумма теологии // Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.

2. Бузескул В.П. Современная Германия и немецкая историческая наука XIX столетия. К происхождению современной германской идеологии. Пг., 1915.

3. Галкин А.А. Корпоративизм в мире и России: проблемы и опасности // Власть. 2000. № 12.

4. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. М., 2005.

5. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1984.

6. Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Красноярск, 1995.

7. Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблема выбора // Политические исследования. 2003. № 1.

8. Лезов С.В. От субъективного принципа правового государства к объективному // Актуальные проблемы правоведения за рубежом. М., 1990.

9. Пашинский А.И. Особенности аксилогического и деонтологического подходов к изучению права // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996.

10. Рогачевский А.Л. Меч Роланда. Правовые взгляды немецких горожан XII-XVII вв. СПб., 1996.

11. Роуз Р. Россия как общество песочных часов: конституция без граждан // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995. № 3.

12. Роулс Дж. Теория справедливости // Вопросы философии. 1994. №10.

13. Соловьев В С. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1.

14. Федосеенко В. Экспертиза на коррупцию // Российская газета. 2005. 12 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.