УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10176
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ понятия ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Зарубежный опыт
Виталий Сергеевич ГРАЧЕВ, Ольга Викторовна АВАКОВА,
доцент кафедры юридических дисциплин доцент кафедры иностранных языков
Российского нового университета, ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»,
кандидат юридических наук кандидат филологических наук, доцент
Е-mail: f.vitalii@mail.ru Е-mail: o-avakova@mail.ru
Научные специальности: 12.00.02 — конституционное право; конституционный
судебный процесс; муниципальное право; 10.02.04 — обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем
Аннотация. Статья посвящена вопросу о происхождении и хронологических рамках понятия гражданского общества. Показано, как категория «гражданское общество» возникла на определенном этапе развития человеческого общества в западной цивилизации. Раскрываются различные позиции исследователей на проблему взаимоотношений общества и государства. С одной стороны, государство выступает единственным и полным гарантом безопасности человека и общества и вследствие этого оказывается носителем абсолютной власти. С другой стороны, власть государства должна быть ограничена, и гарантом ее ограничения выступает гражданское общество.
Ключевые слова: гражданское общество, государство, разделение властей, общество, закон, государственная власть, общественный договор.
Annotation. This article is devoted to the question of the origin and chronological framework of the concept of civil society. It shows how the category of «civil society» arose at a certain stage of human society development in Western civilization. The existence of different positions in the relationship between society and the state is revealed. On the one hand, the state is the sole and complete guarantor of human and social security and, as a consequence, is the bearer of absolute power. In accordance with the second position, the power of the state should be limited and the guarantor of its limitation is civil society.
Keywords: civil society, state, separation of powers, society, law, state power, social contract.
Первые упоминания гражданского общества можно встретить в трудах античного философа Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э.), который разработал идею полиса, представлявшего собой высшую форму объединения людей, являющихся равноправными гражданами, участвующими в управлении делами государства. Аристотель видел в гражданском обществе сообщество свободных и равных граж-
дан, связанных между собой определенной формой политического устройства.
В эпоху Нового времени идея гражданского общества связана с именами таких мыслителей, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Всю историю человечества они делили на два больших периода: период естественного состояния и период гражданского состояния.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
В научном мире Т. Гоббса и Дж. Локка считают основоположниками либерализма, суть которого, по выражению Дж. Грея, заключается в формировании правительства, действующего на основании закона, и признании права на объединения и частную собственность. Основываясь на либеральных идеях, Дж. Локк выдвинул и обосновал концепцию гражданского общества — общества свободных, равных перед законом людей, которых объединяет идея уважения прав друг друга.
Дж. Локк считал, что гражданское общество функционирует только в таком государстве, в котором имеется разделение властей, где обеспечен свободный и автономный статус человека, а свобода человека ограничена лишь гражданским законом, обязательным как для человека, так и для государства, который в гражданском обществе совпадает с естественным законом и является, таким образом, правовым законом.
Последователем Дж. Локка был французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689 — 1755), который развивает идею такого ограничения путем отделения одной власти от другой, равноправия властей, их взаимного сдерживания с целью предотвращения возможности узурпации власти одним человеком во имя достижения политической свободы.
Согласно концепции Ш.-Л. Монтескье взаимоотношения между людьми в гражданском обществе регулируются гражданским законом, а взаимоотношения между гражданским обществом, отдельными его субъектами и государством — политическим законом. Гражданские законы составляют гражданское право, которое, в первую очередь, регулирует отношения собственности. Именно поэтому, по его мнению, важнейшим элементом и структурой гражданского общества является торговля [8].
Существенный вклад в развитие идеи взаимоотношения государства и гражданского общества внесла критика Ш.-Л. Монтескье концепции Т. Гоббса, который идеализировал государственную власть. Ш.-Л. Монтескье подчеркивал: «Народ назначил государя в силу договора, и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу. К тому же не верно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него» [4].
Определенный вклад в развитие теории гражданского общества внес американский публицист Т. Пейн (1737 — 1809). В работе «Права че-
ловека» он писал, что государство является необходимым злом, но чем оно меньше, тем лучше для общества. Власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества. Чем совершеннее гражданское общество, тем больше оно регулирует собственные дела и тем меньше оно нуждается в государстве.
По мнению Т. Пейна, наделенные неотъемлемыми правами свободные и равные индивиды предшествуют государству как в прошлом, так в настоящем, так и в будущем. Ученый считал, что государства можно считать законными или «цивилизованными» лишь в том случае, если они образованы в результате ясно спрошенного согласия всех индивидов и когда это активное согласие сформулировано конституционно и зафиксировано при помощи парламентарных механизмов [6].
Ж.-Ж. Руссо (1712 — 1778) считал, что гражданское общество формируется на основе общественного договора, в основании которого лежит общая воля, которая отличается от воли всех: общая воля имеет в виду общие интересы, а воля всех — частные интересы.
Отстаивая господство в государстве общей воли, Ж.-Ж. Руссо критикует всевозможные ассоциации, партии, группы, т.е. те институты, которые в современной науке как раз относят к гражданскому обществу. Он считал, что их воля становится общей по отношению к своим членам, но остается частной волей по отношению к государству: «...когда одна из этих ассоциаций настолько велика, что берет верх над всеми остальными, получится уже не сумма незначительных расхождений, но одно-единственное расхождение. Тогда уже нет общей воли, и мнение, которое берет верх, есть уже не что иное, как мнение частное» [7].
Гегель (1770 — 1831) полагал, что гражданское общество есть сфера внешнего единства, в которой находят свое удовлетворение частные, особенные интересы и потребности индивидов. Государство же выступает как для себя сущая субстанция этих же индивидов, которые имеют в ней всеобщую сторону своей объективной свободы.
В то же время Гегель отвергает договорную теорию государства и пишет, что «привнесение договорного отношения, так же, как и отношения частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве» [2].
К. Маркс (1818 — 1883), развивая идею гражданского общества, придерживался позиции Ге-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
геля и рассматривал гражданское общество как результат исторического развития, а не как данное природой состояние. Он считал, что между гражданским обществом и государством существует постоянное противостояние, обусловленное различием интересов.
К. Маркс пишет: «Завершенное политическое государство является по своей сущности родовой жизнью человека в противоположность его материальной жизни. Все предпосылки этой эгоистической жизни продолжают существовать вне государственной сферы, в гражданском обществе. Там, где политическое государство достигло действительно развитой жизни, человек не только в мыслях, в сознании, но и в действительности, в жизни ведет двойную жизнь, небесную и земную, жизнь в политической общности, в которой он признает себя общественным существом, и жизнь в гражданском обществе, в котором он действует как частное лицо» [3].
Важным этапом в развитии теории гражданского общества явилось введенное И. Кантом (1724 — 1804) понятие «моральной автономии» личности, согласно которому о правовом порядке можно говорить лишь там, где признается, что общество независимо от государства располагает средствами и санкциями, при помощи которых оно может заставить отдельного индивида соблюдать общепринятые нравственные нормы. Именно институты гражданского общества, такие, как семья, школа, церковь, соседские или иные общины, разного рода добровольные организации и союзы и т.д. способны играть подобную роль. Такая функция, в сущности, чужда государству, и оно прибегает к ее вы-
полнению в том случае, если институты гражданского общества демонстрируют свою неспособность к этому [1].
Таким образом, уже на рубеже XIX — начала XX в. было сформулировано в основных чертах понятие гражданского общества как социального института, способствующего гармонизации интересов личности, общества и государства. Однако содержание этого понятия было в достаточной степени абстрактным и менялось в зависимости от социально-исторического дискурса [5].
Библиографический список
1. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества // Вопросы философии. 1991. № 7.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.
3. Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
4. Монтескье Ш.Л. Избр. произведения. М., 1955.
5. Парасюк Е.А. Формирование гражданского общества в России в 90-е годы XX в.: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.
6. Пейн Т. Избр. соч. М., 1959.
7. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
8. Степанова З.Ф. Проблема соотношения государства и гражданского общества в политическом учении Ш.-Л. Монтескье: Дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2002.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018