Научная статья на тему 'Обзор основных социально-политических теорий гражданского общества'

Обзор основных социально-политических теорий гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1751
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТОР / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / ACTOR / THE STATE / A SOCIETY / A CIVIL SOCIETY / SOCIOPOLITICAL THEORIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боярских Артем Викторович

В статье на широком теоретическом материале автор рассматривает основные социально-политические теории гражданского общества. Само гражданское общество определяется как форма негосударственного неполитического общественного взаимодействия, развивающаяся по принципу саморегуляции на базе участия каждого гражданина в обладании и использовании собственностью. В большинстве рассматриваемых социально-политических теорий гражданского общества государство выступает в качестве субъекта формирования гражданского общества, в то время как общественные структуры и личность выступают акторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review of the basic sociopolitical theories of a civil society

In article on a wide theoretical material the author considers the basic social and political theories of a civil society. The civil society is defines like a form of non-state and non-political social interaction, developing on principles of auto regulation on the basis of participation of each citizen in possession and use by the property. In the majority of the considered social and political theories of a civil society, the state represents itself as the subject of formation of a civil society while public structures and the person act as actors.

Текст научной работы на тему «Обзор основных социально-политических теорий гражданского общества»

2.5. ОБЗОР ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Боярских Артем Викторович, к.соц.н., доцент. Должность: Зам. Директора по работе с территориями, набору и рекламе. Место работы: Институт дистанционного образования ТюмГУ. E-mail: helpartem@yandex.ru

Аннотация: В статье на широком теоретическом материале автор рассматривает основные социально-политические теории гражданского общества. Само гражданское общество определяется как форма негосударственного неполитического общественного взаимодействия, развивающаяся по принципу саморегуляции на базе участия каждого гражданина в обладании и использовании собственностью. В большинстве рассматриваемых социальнополитических теорий гражданского общества государство выступает в качестве субъекта формирования гражданского общества, в то время как общественные структуры и личность выступают акторами.

Ключевые слова: актор, государство, общество, гражданское общество, социально-

политические теории.

THE REVIEW OF THE BASIC SOCIOPOLITICAL THEORIES OF A CIVIL SOCIETY

Boyarskikh Artem Viktorovitch, PhD in Soc.Sci., associate professor. Position: deputy director on work with territories, intake and advertising. Place of employment: Distance Education Institute TumGU. E-mail: helpartem@yandex.ru

Annotation: In article on a wide theoretical material the author considers the basic social and political theories of a civil society. The civil society is defines like a form of nonstate and non-political social interaction, developing on principles of auto regulation on the basis of participation of each citizen in possession and use by the property. In the majority of the considered social and political theories of a civil society, the state represents itself as the subject of formation of a civil society while public structures and the person act as actors.

Keywords: actor, the state, a society, a civil society, sociopolitical theories.

Общество - это среда, в которой находится каждый человек, где он получает основные социальные стимулы к развитию и формированию основных личностных черт, установок и характеристик как социальное существо. Идеальным обществом, формулу которого стремились вывести многие ученые и мыслители, может выступать гражданское общество. Под гражданским обществом понимается «сфера самопроявления индивидов, сформированных гражданами ассоциаций и организаций, которые на основе социокультурных ценностей создают механизм негосударственного социального контроля, что способствует созданию в обществе консенсуса и стабильности»1.

Становление гражданского общества есть результат развития культуры, цивилизации, страны, в которой за основу принято соблюдение прав и свобод гражданина. По мере развития общественно-научной мысли по-

1Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами / под ред. С.А. Кравченко, М., «Экзамен», 2001.

нятие «гражданского общества» становилось все более объемным, ориентируясь на трансформацию общественных приоритетов и ценностей, на актуальные потребности общества.

В современном понимании гражданское общество -это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Акторами гражданского общества с этой точки зрения, выступают все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и др.

И.И. Кравченко рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые ориентированы на создание условий для реализации частных интересов и потребностей, как индивидуальных, так и коллективных, а также обеспечение жизнедеятельности, воспроизводства и трансляции социальной, социокультурной и духовной сфер общества2.

Теоретические основы рассмотрения явления гражданского общества были заложены такими мыслителями, как Платон, Аристотель, Н. Макиавелли. Они осмысливали структуру общества и государства, указывая на наличие разных аспектов государственности, которые не могут существовать без поддержки общества и его политической воли, что можно расценить, как попытку выделить в рамках государства структуру, прообраз гражданского общества.

Теоретические посылы мыслителей древности оказывали решающее значение на формирование научной мысли и рассмотрение взаимозависимости общества и государства. Такие теоретические положения превалировали в научной мысли вплоть до XVII в., когда мыслители и ученые обратились к проблеме политической воли общества, совокупной потребности граждан в некой общественной структуре, которая бы отвечала интересам и правам членов общества. В этот период новое видение государственности и общества предложили несколько выдающихся ученых - Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, Ш.Л. Монтескье, которые разрабатывали идею общественного договора. По мнению А.Н. Гончаровой, для всех этих ученых государство, как форма общественной организации, выступает лишь как инструмент для актуализации общества .

Рассмотрим подробнее основные постулаты, отраженные в их трудах.

Д. Локк рассматривает процесс формирования государства как продукт существующих общественных отношений, обладающих естественными законами и главное - правами собственности. Локк рассматривает государство как продукт волеизъявления народа, «гражданского общества» вступление которого в государство мотивировано желанием сохранить собственность и получить правовую защиту на основании договора. Актором в его теории выступает гражданское общество, субъектом - государство, которое можно расценить как инструмент общества. Институт частной собственности выступает основным системообразую-

2 Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. 1990. №5. С.30.

3 Дихотомия оптимальной формы согласования общественных и личных интересов. Генезис идеи гражданского общества / Гончарова А.Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества: Моногр. / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2001.

щим фактором в его теории. Так, Д. Локк в работе «Два трактата о государственном правлении» пишет: «... когда какое-либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы, и передает ее обществу, то тогда и только тогда существует политическое, или гражданское общество.»4.

Томас Гоббс отделяет понятия «гражданское общество» от «государства», считая, что государство стоит отдельно от общества и граждан, однако в своей деятельности стремится подчинить себе все существующие социальные структуры посредством ряда ложных учений и несовершенных государственных установлений. Таким образом, в его теории государство можно расценить как актор общественных трансформаций, в то время как общество занимает позиции субъекта. Однако для выделения системообразующих институтов в его рассуждениях нет достаточных оснований.

Ш.Л. де Монтескье рассматривает государство как результат общественного договора, который направлен на купирование враждебности граждан в гражданском обществе. При этом он четко разводит эти два понятия, а также высказывает мысль, что у каждого из этих явлений свои законы (гражданские и государственные) и своя сфера влияния. Так, гражданское общество регулирует взаимоотношения граждан (в том числе - правообладание собственностью), а государство - политические права и свободы человека. Он утверждает, что эти структуры взаимосвязаны и взаимо-дополняют друг друга, при этом гражданское общество выступает гарантией соблюдения стабильности в обществе и защиты установления диктатуры. Изменение баланса между государством и гражданским обществом неизбежно приведет к крупным общественным потрясениям.

Заключим, что, по его мнению, и государство и общество являются акторами и субъектами в отношении друг друга. В качестве ведущих системообразующих факторов общества он выделяет институт частной собственности, а для государства - политические институты.

Ж.Ж. Руссо рассматривает гражданское общества как синоним понятий государства и «общественной организации» и считает, что его формирование обусловлено фактом объединения или ассоциации людей, утративших естественную свободу, и боящихся потерять свои прирожденные права. Граждане, по его мнению, вступают в общественный договор, как в структуру «. которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде»5.

Таким образом, системообразующими институтами для гражданского общества в его теории выступают основные социальные институты государства, которое выступает в роли субъекта, в то время как актором выступают ассоциации граждан.

По мнению А.Н. Гончаровой, употребление понятия «гражданское общество» в работах этой эпохи не только фиксирует отличие светской стороны общественной жизни от религиозной, но и указывает на появление таковой вообще в рамках государства6.

4 Локк Д. Сочинения. В 3 т. М.,1988. Т.3. С.312.

5 Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.,1969. С.161-162.

6 Гончарова А.Н.Указ Соч.

Иммануил Кант рассматривает формирование гражданского общества как компромисс между свободой отдельного гражданина и свободой других. То есть, права и свободы человека зависят не от государства, а от общества и референтных для него институтов. Таким образом, в теории Канта акторами гражданского общества выступают социальные группы и социальные и общественные институты (семья, школа, церковь, соседские общины, ассоциации сообщества и др.), которые обеспечивают возможность реализации неотъемлемых прав человека, а государство выступает в роли субъекта гражданского общества и предоставляет гражданам условия для согласования частных интересов в рамках политических прав. Кроме того, указанные социальные институты оказывают системообразующее влияние на гражданское общество.

Основами гражданского общества Кант считал свободу члена общества как человека, равенство его с другими как подданного, самостоятельность члена общества как гражданина. Как считает Кант, правовой уровень государственной организации обеспечивается морально-нравственными развитием общества и побудительными причинами деятельности граждан.

Впервые основополагающие постулаты концепции гражданского общества были сформулированы Г.В.Ф. Гегелем. Гражданское общество он понимал как дифференциацию, «которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференциации оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное»7.

Гражданское общество, по Гегелю, есть стадия развития общества в рамках исторической трансформации, основанная на частной собственности, общности интересов и всеобщем законном равенстве граждан, а также - взаимодействующая социальная система, при которой трудящийся гражданин удовлетворяет собственные потребности и потребности других. При этом он рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные, на взаимодействующие на базе развитой социальной структуры общества и взаимозависимые образования. По его мнению, государство есть проявление всеобщей воли граждан, а гражданское общество представляет собой сферу реализации частных интересов людей. Системообразующими институтами гражданского общества в его понимании выступают политические институты и институт частной собственности.

Таким образом, ведущими акторами гражданского общества в теории Гегеля выступают объединения граждан, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом. Однако общество не может считаться «гражданским», пока его неустойчивые составляющие не будут стабилизированы при помощи механизмов государственной политической регуляции. Государство является объединяющей структурой для общества, и только под контролем государства гражданское общество может быть свободным. Он считал, что государство является для гражданского общества и как внешняя необходимость, и как имманентная цель, в то время как гражданское общество обеспечивает условия для существования государства.

В его теории государство также занимает позиции актора, поскольку он рассматривает власть как меха-

7 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.,1990. С.228.

низм справедливой регуляции интересов политического сообщества.

Г.В.Ф. Гегель пытался теоретически обосновать необходимость объединения гражданского общества и государства, акцентируясь на принципах рациональности и универсальности государства в рамках политической свободы, самостоятельности и самореализации граждан.

Американский учены Т. Пейн, радикально противопоставлял гражданское общество государству, которое он рассматривал как необходимое зло для общества. По его мнению, общество есть саморегулирующаяся система взаимодействий граждан, которым внутренне присуще пристрастие к обществу как структуре мирной конкуренции, взаимопомощи и взаимного интереса. Т. Пейн считал, что приоритетные позиции общества перед государством должны быть четко зафиксированы посредством законных механизмов конституционного строя и цивилизованную систему управления общественными процессами, где правительство занимает позицию инструмента общественных потребностей с активного согласия свободных и равных индивидов. Он утверждал, что развитое гражданское общество самодостаточно в регуляции собственных дел, практически не нуждается в правительстве, требует минимума политических механизмов, и действует в интересах «всеобщего мира, цивилизации и торговли»8.

Т. Пейн рассматривал связку «общество - государство» как «актор - субъект», и в качестве системообразующих факторов гражданского общества расценивал экономические, культурные и политические институты общества.

Карл Маркс рассматривает в качестве системообразующих институтов гражданского общества материальные, экономические и производственные отношения, соответствующие производительным силам и образующие базис государства9. По Марксу, гражданское общество (актор) первично по отношению к государству (субъект), и их взаимоотношения выстраиваются в рамках компромисса между индивидуальной свободой гражданина и властью государства, которое выступает основополагающим элементом политической организации жизни общества10.

Последователь марксизма А. Грамши считал, что государство как структура будет упразднена и его сменит гражданское общество, которое будет саморегулироваться гражданами. Он разделял сферы политического влияния государства и гражданского общества, считая приоритетными системообразующими элементами (институтами) гражданского общества политические партии и объединения, которые являются основой этого общества и стремятся к гегемонии посредством создания объединений, плюралистической структуры общества для уравнивания общественно-политических интересов динамику граждан.

Кроме того, Грамши разрабатывал понятие «активного гражданского общества» как общества политически активных граждан, которые сознательно берут на себя функции субъекта политики и потенциально являются революционной силой. Как мы видим, в его теории общество занимает позиции актора, в то время как государство - субъекта.

Среди отечественных мыслителей необходимо выделить работы М. Бакунина, П. Кропоткина, которые

8 Пейн Т. Избранные сочинения. М.,1959. С.152.

9 Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т.3 С 4

10 Маркс К., Энгельс Ф, Соч. Т. 21.

рассматривали гражданское общество сквозь призму взаимодействия ассоциаций свободных производителей при ограничении государственного регулирования. П.А. Кропоткин высказывал мысль, что общество является константной, «постоянной» структурой (то есть актором формирования гражданского общества), а государство - «случайной» (субъектной структурой), которая в идеале будет уничтожена для достижения блага равенства, солидарности и свободы. В их рассуждениях в качестве основных системообразующих институтов можно выделить экономические и производственные ассоциации.

Большую часть XX века тематика гражданского общества рассматривалась лишь с позиций искаженной идеологии марсизма-ленининзма, при этом коммунистическое общество понималось не как свободное взаимодействие граждан, а как власть народа, то есть власть отдельных его представителей над остальными.

Лишь в годы перестройки научный мир обратился к проблеме гражданского общества. А.Н.Гончарова выделяет в современной научной литературе две концепции: правового государства и гражданского общества, и говорит и том, что «в современной философской и политической мысли гражданское общество по-прежнему предстает как некий отличный от государства субъект, который ведет вполне самостоятельное существование и является условием существования правовой государственности».

Кроме того, она подчеркивает, что в современном обществе четко обозначилась тенденция подмены ценности государства новой ценностью гражданского общества. По ее мнению, идея гражданского общества представляет серьезную угрозу для существования самих основ общественного бытия и социальной природы человека, поскольку ориентирована на признание абсолютной ценности человека и независимой реализации им всего спектра своих интересов.

Гражданское общество создается без вмешательства государства, и ориентируясь на поддержание аполитичной структуры, все же стремится заменить собой государство и его функции в сфере частных интересов граждан (через институты семьи, образования, посредством разного рода объединений, ассоциаций и общественных организаций и т.д.)

Заметим, что в большинстве рассматриваемых нами социально-политических теорий гражданского общества государство выступает в качестве субъекта формирования гражданского общества, в то время как общественные структуры и личность выступают акторами. Однако часть рассматриваемых теорий придерживается позиций доминирующего положения государства, а гражданское общество в них расценивается как подконтрольная частью государства, для которой государство выступает защитной структурой.

Итак, заключим: гражданское общество есть форма негосударственного неполитического общественного взаимодействия, включающая (эконом, социальные, национальные и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы сферы, развивающаяся по принципу саморегуляции на базе участия каждого гражданина в обладании и использовании собственностью. Основой долговременного существования гражданского общества является стремление граждан к всестороннему личностному развитию, самообеспечению и внутренней свободе.

Список литературы:

Аристотель. Сочинения. В 4 т. М.,1983. Т.4.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.,1990.

Дихотомия оптимальной формы согласования общественных и личных интересов. Генезис идеи гражданского общества / Гончарова А.Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества: Моногр. / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2001.

Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. 1990. №5.

Локк Д. Сочинения. В 3 т. М.,1988. Т.3.

Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990

Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т.3,

Маркс К., Энгельс Ф, Соч. Т. 21.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.27.

Пейн Т. Избранные сочинения. М.,1959.

Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.,1969.

Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами / под ред. С.А. Кравченко, М., «Экзамен», 2001.

Literature:

Aristotle. Compositions. In 4 v. М, 1983. V.4.

Gegel V.F. Philosophy of Law. М, 1990.

A dichotomy of the optimum form of the coordination public and personal interests. Genesis of idea of a civil society / Goncharov A.N. Problem of the public and personal interests coordination in the course of construction of a civil society: Monogr. / Krasnojar. St. Un. Krasnoyarsk, 2001.

Kravchenko I.I. Concept of a civil society in philosophical development //Policy. 1990. №5.

Lock D. Compositions. In 3 v. М, 1988. V.3.

Machiavelli N. Sovereign. М: Planet, 1990

Marx K. Engels F. Compositions, v.3,

Marx К, Engels F. Compositions. V. 21.

Marx К, Engels F. Compositions. V.27.

Pane Т. The selected compositions. М, 1959.

Russo ZH.ZH. Treatise. М, 1969.

The educational sociological dictionary with English and Spanish equivalents / under the editorship of S.A. Kravchenko, М, Examination, 2001.

Рецензия

на статью «Обзор основных социально-политических теорий гражданского общества»

автор - Боярских А. В.

Данная статья представляет собой анализ основных доктрин о соотношении и взаимодействии государства и гражданского общества.

Автор приходит к выводу, что становление гражданского общества есть результат развития культуры, цивилизации, страны, в которой за основу принято соблюдение прав и свобод гражданина. По мере развития общественно-научной мысли понятие

«гражданского общества» становилось все более объемным, ориентируясь на трансформацию общественных приоритетов и ценностей, на актуальные потребности общества.

Вывод делается автором на основе серьезного исследования им учений древнегреческих философов, ученых и общественных деятелей эпохи Возрождения.

Данная статья может быть опубликована на страницах журнала входящем в перечень изданий рекомендованных ВАК Минобразования РФ.

Д.ю.н., профессор О.Н.Булаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.