Научная статья на тему '2001. 04. 007. Пенг Д. Об изменении природы Восточной Азии как экономического региона. Peng D. The changing nature of East Asia as an economic region // Pacific Affairs. Vancouver, 2000. № 2. P. 171-191'

2001. 04. 007. Пенг Д. Об изменении природы Восточной Азии как экономического региона. Peng D. The changing nature of East Asia as an economic region // Pacific Affairs. Vancouver, 2000. № 2. P. 171-191 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
86
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОЗ КАПИТАЛА - В АЗИИ ВОСТОЧНОЙ СТРАНЫ / ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - АЗИИ ВОСТОЧНОЙ СТРАНЫ / РЕГИОНАЛИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ - АЗИИ ВОСТОЧНОЙ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 04. 007. Пенг Д. Об изменении природы Восточной Азии как экономического региона. Peng D. The changing nature of East Asia as an economic region // Pacific Affairs. Vancouver, 2000. № 2. P. 171-191»

2001.04.007. ПЕНГ Д. ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРИРОДЫ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГИОНА.

PENG D. The changing nature of East Asia as an economic region // Pacific affairs. - Vancouver, 2000. - № 2. - P. 171-191.

В настоящее время в мире существуют три крупных экономических региона: Западная Европа, Северная Америка и Восточная Азия. Если первые два экономически институционализированы (ЕС и НАФТА), то Восточная Азия является неформальным объединением стран. Основой восточноазиатской экономической интеграции являются региональные производственные сети (РПС), базирующиеся на японских зарубежных инвестициях и внутрирегиональном разделении труда. РПС объединяют экономику различных восточноазиатских стран в единое целое. На основе этих сетей формируется торговый треугольник: Япония, Восточная Азия, Северная Америка, в рамках которого Япония выполняет функцию поставщика инвестиционных товаров и технологий в Восточную Азию, экспортирующую потребительские товары в Северную Америку, являющуюся рынком как для азиатских стран, так и для Японии. В настоящее время стали очевидными слабость такой формы интеграции и необходимость разработки новых механизмов региональной интеграции.

Автор отмечает, что в экономической литературе по РПС преувеличивается роль японских инвестиций в регионе. Если страны АСЕАН существенно зависят от японских прямых инвестиций, то страны Северо-Восточной Азии и Сингапур находятся от них в гораздо меньшей зависимости, а Тайвань и континентальный Китай выступают конкурентами Японии. По мнению автора, большое влияние на интеграционный процесс в рассматриваемом регионе оказывают деловые связи этнических китайцев, живущих в разных странах. Экономическая мощь Японии значительно меньше, чем принято считать. Недавний азиатский финансовый кризис вскрыл некоторые проблемы развития РПС, например, усиленное внимание к производству по сравнению с потреблением привело к перепроизводству товаров.

Региональная интеграция в Азии направлена не на создание регионального блока, а на развитие открытого регионального рынка, в рамках которого страны могут реализовывать сравнительные преимущества. Такое развитие дает азиатским странам возможность: 1) увеличить приток капитала и технологий с целью повышения производительности при относительно небольших затратах; 2) расширить экспортные возможности; 3) сближать деловые культуры и разрабатывать общие "правила игры". В отличие от формальной

интеграции, требующей создания институциональных форм и заключения всеохватывающих юридических соглашений, в условиях неформальной интеграции сделки определяются только экономическими факторами, причем главную роль здесь играет частный сектор, хотя во многих случаях его действия определяются скрытым руководством со стороны государства. В целом развитие неформальной кооперации в Восточной Азии базируется на трех факторах: этнических и промышленных связях, географической близости, которым соответствуют три основных типа неформальной интеграции: сети этнических деловых связей, РПС и субрегиональные экономические зоны.

Развитию неформальной интеграции в Восточной Азии способствуют также следующие два обстоятельства. Во-первых, большое разнообразие политических условий в регионе, проявляющееся в существовании трех типов политических систем (коммунистического, авторитарного капитализма и демократического капитализма), в большом разбросе условий экономического развития (доход ВВП на душу населения в Японии в 70 раз выше, чем в Китае), в существовании шести основных типов культур и религий, в этнических различиях. Во-вторых, неформальный характер торговых барьеров в регионе, преодолевать которые труднее, чем формальные. Создание РПС обеспечивает высокую степень взаимозависимости между азиатскими странами и превращает Восточную Азию в единый экономический регион. Именно большое разнообразие стран, которое затрудняет формальную интеграцию, обеспечивает высокую степень экономической взаимодополняемости и создает основу для неформальной интеграции.

Теоретической основой РПС является так называемая "концепция летящих гусей". Суть ее можно объяснить следующим образом. Япония в своем развитии прошла три стадии: импорт новых продуктов, стратегия замещения импорта и расширения экспорта. Графически этот процесс изображается перевернутой буквой "V", напоминающей стаю летящих гусей. В соответствии с этой концепцией экономическое развитие в Восточно-Азиатском регионе может быть разделено на три этапа в зависимости от степени технологической интенсивности: трудоемкая экономика, капиталоемкая экономика, высокотехнологичная и наукоемкая экономика. С повышением уровня индустриализации и ростом доходов экономика переходит в высшую категорию, а производство ряда продуктов утрачивает для нее свое значение и переводится в страны с экономикой более низкого уровня. Этот процесс неизбежно приводит к распространению ориентированных на экспорт производственных сетей по всей Восточной Азии. В такой системе

Япония рассматривается как "ведущий гусь" и относится к первому ряду, новые индустриальные страны (НИС) - ко второму ряду и страны АСЕАН - к третьему ряду.

Основной целью японских зарубежных прямых инвестиций является сохранение сравнительных преимуществ и конкурентоспособности. Японские фирмы не просто используют дешевую рабочую силу в азиатских странах, но уделяют большое внимание установлению длительных стабильных отношений с фирмами этих стран. В результате в восточно-азиатских странах возникает система, в которой крупные японские фирмы производят ключевые детали продукта, а субподрядчики осуществляют промежуточные операции. Такая система позволяет резко сократить трансакционные издержки. РПС создавались японскими предпринимателями на частной основе и на системе субподряда. Они руководствовались в своей деятельности "неписанными правилами игры". Возникшие в результате между японскими фирмами и субподрядчиками тесные связи являются очень гибкими и исключают сложные дипломатические переговоры, связанные с официальными соглашениями.

РПС представляют собой сочетание производственных и торговых компаний и имеют прочные связи с местным бизнесом. Их концентрация в трудоемких отраслях соответствует стратегии стран размещения, направленной на приобретение технологий, необходимых для начала индустриализации. Подъем трудоемких отраслей в экономике НИС в 70-х годах был обеспечен японскими инвестициями, способствовавшим созданию СП между местными и японскими фирмами. Японские прямые инвестиции в азиатские страны возрастали высокими темпами, что способствовало расширению производственных сетей. Углубление регионального разделения труда способствовало усилению азиатской интеграции. Со временем РПС претерпели существенные изменения. Возросло количество филиалов японских фирм, находящихся в их полной собственности: с 18% в зарубежных операциях японских фирм в 1976 г. до 45% в 1992 г. (с. 185). Японские ТНК продолжают поддерживать деловые связи с местными фирмами в большей степени, чем это делают западные ТНК, принимая участие в акционерном капитале местных фирм или в других формах. Для координации производства зарубежные японские филиалы разрабатывают межфирменную систему связи, часто ограниченную регионом их пребывания. Создаются региональные штаб-квартиры. Азиатские филиалы фирмы "Сони" гораздо активнее взаимодействуют между собой, чем филиалы, расположенные в Японии.

РПС легко преодолевают торговые барьеры в Восточной Азии, поскольку многие страны защищают свои рынки, предоставляют тарифные и налоговые льготы на промышленное оборудование и важные технологии. Экспорт средств производства из Японии способствует экспорту других товаров. Например, в Тайване импорт японской электроники на 100 долл. вызывает импорт других продуктов на 201 долл., а импорт химического оборудования на 100 долл. - соответственно на 255 долл. (с.185). Таким образом, передача технологий и создание производственных линий помогают преодолевать торговые барьеры в странах Восточной Азии, а также повышают зависимость азиатских НИС от японских технологий и капитала. Однако, пишет автор, не все азиатские страны пассивно воспринимают зависимость от Японии, некоторые из них становятся активными конкурентами Японии.

Усиливая интеграцию в Восточно-Азиатском регионе, РПС в то же время способствуют увеличению разрыва между богатыми и бедными странами, поскольку беднейшие страны не имеют достаточной базы для развития импортозамещающей индустриализации. РПС оказали непосредственное влияние на азиатский финансовый кризис. Хотя Япония не была непосредственно затронута этим кризисом, длительная депрессия японской экономики явилась основной его причиной. В целом, заключает автор, углубление разделения труда, связанное с РПС, привело к тому, что экономики большинства восточноазиатских стран оказались зависимыми, однако степень их зависимости меньше, чем степень зависимости стран, экономика которых базируется на добыче сырья и нефти.

Автор отмечает, что не все восточноазиатские страны серьезно страдают от зависимости от японской экономики. Китайские страны (Тайвань, Сингапур, континентальный Китай) меньше подвержены действию РПС и в меньшей степени пострадали от недавнего финансового кризиса. В этих странах развита так называемая этническая система бизнеса. Экономика этих стран базируется на сочетании хорошо образованной и дешевой рабочей силе континентального Китая с технологией и маркетинговыми системами Тайваня и Гонконга, обеспечивающих связи с другими азиатскими странами Тихоокеанского бассейна и США. Китайские системы связей оказываются более гибкими и конкурентоспособными, чем РПС, возглавляемые Японией. Относительно небольшой размер этнических китайских фирм препятствовал завоеванию ими твердых конкурентных позиций в капиталоемких отраслях (автомобилестроении, судостроении, сталелитейной промышленности). Однако в эпоху информационного развития небольшие китайские фирмы в информационной промышленности оказываются

более эффективными, чем японские и корейские. Основным их преимуществом является быстрое принятие решений. В заключение отмечается, что в перспективе неформальная интеграция будет иметь большое значение в Восточной Азии, а в настоящее время в АТР целесообразно создавать зону свободной торговли.

Н.Н.Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.