Научная статья на тему '2001. 03. 034. Джебуни К. , одуро А. ,туту К. Внешнеторговая либерализация и экономика Ганы. Jebuni C. ,Oduro A. ,tutu K. trade, payments liberalisations and economic performance in Ghana. -- Nairobi: Afr. Research Consortium,1994. -- 84 p'

2001. 03. 034. Джебуни К. , одуро А. ,туту К. Внешнеторговая либерализация и экономика Ганы. Jebuni C. ,Oduro A. ,tutu K. trade, payments liberalisations and economic performance in Ghana. -- Nairobi: Afr. Research Consortium,1994. -- 84 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНА ЭКОНОМИКА / ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ГАНА / ЭКОНОМИКА ГАНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 034. Джебуни К. , одуро А. ,туту К. Внешнеторговая либерализация и экономика Ганы. Jebuni C. ,Oduro A. ,tutu K. trade, payments liberalisations and economic performance in Ghana. -- Nairobi: Afr. Research Consortium,1994. -- 84 p»

2001.03.034. ДЖЕБУНИ К., ОДУРО А.,ТУТУ К. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ГАНЫ.

JEBUNI C.,ODURO A.,TUTU K. Trade, payments liberalisations and economic performance in Ghana. -- Nairobi: Afr. research consortium,1994. -84 p.

Сотрудники Легонского ун-та (Гана) выясняют последствия либерализации внешней торговли для импорта, цен на потребительском рынке и государственного бюджета африканских стран. В качестве примера взята Гана, в которой за последние десятилетия можно было наблюдать чередование либерального внешнеторгового режима и жесткого государственного контроля.

В 1950-1961 гг. внешнеторговый режим в Гане был вполне либеральным. Она входила в зону английского фунта; предприятия и граждане могли свободно ввозить и вывозить иностранную валюту и платить за импортные товары. Сохранять либеральный режим помогал рост цен на экспортируемое Ганой какао: в 1950 г. мировая цена какао составляла 705 долл. За 1 т., а в 1954 г -- уже 1274 долл. Высокие цены держались до 1958 г. Гана став независимой в 1957 г., Гана в 1959 г приняла первый пятилетний план, предусматривающий большие госрасходы и увеличение госимпорта. Частное потребление увеличилось с 295 млн. фунтов в 1958 г до 376 млн. фунтов в 1961 г. Соответственно возрос и частный импорт. Из-за падения мировых цен на какао в Гане возникла нехватка иностранной валюты: дефицит платежного баланса вырос за тте же годы с 19 млн. долл. до 135 млн. долл. Возник также значительный бюджетный дефицит. Власти подняли налоги, одновременно введя запрет на свободную покупку иностранной валюты и импортные операции без гослицензии.

В 1961-1966 гг в Гане существовал жесткий госконтроль над внешней торговлей. Власти расширяли госрасходы, чтобы финансировать создание собственной импортзамещающей промышленности. Немногие предприятия, получившие гослицензию на импорт, должны были согласовывать с властями ввоз любой партии товаров.

В 1967-1971 гг. была проведена внешнеторговая либерализация. Гана подписала соглашение с МВФ, по которому обязалась проводить жесткую финансовую политику, а также более эффективно использовать свои валютные ресурсы. Власти с 1967 г стали предоставлять крупным предприятиям лицензии на ввоз крупных партий товаров, а с 1970 г начали использовать систему так называемых открытых генеральных

лицензий, позволяющих ввозить неограниченное количество указанных в этих лицензиях товаров. В 1967 г курс национальной валюты был понижен на 43%, чтобы стимулировать экспорт. Одновременно были существенно снижены импортные пошлины. Проводя либерализацию, власти исходили из того, что рост импорта не истощит валютных ресурсов Ганы: слишком высоки в то время были мировые цены на какао (в 1965 г. какао стоило 379 долл. За 1 т., а в 1969 году -- уже 1108 долл.) (с.7). Как часто бывает в развивающихся странах, власти Ганы в период высоких мировых цен на экспортные товары начали расширять госрасходы. В 1971-1972 гг. появился значительный бюджетный дефицит и ускорилась инфляция. В 1971 г мировые цены на какао вновь резко упали -- до 565 долл. за 1 т. В стране стало не хватать иностранной валюты: золото-валютные резервы центрального банка не покрывали и половины внешнеторгового дефицита в 1971 г. В таких условиях, учитывая также очень высокую инфляцию, пришлось девальвировать национальную валюту на 44%. Нехватку иностранной валюты Гана пыталась восполнить иностранными кредитами. МВФ и западные кредиторы потребовали взамен сократить госрасходы и увеличить налоги. Ужесточение бюджетной политики в сочетании с ростом потребительских цен вызвало недовольство населения и привело к военому перевороту в январе 1972 г.

С 1972 г. был снова введен жесткий госконтроль над внешней торговлей. Для начала власти ревальвировали национальную валюту --седи -- на 26%, чтобы продемонстрировать населению борьбу против подорожания импортных товаров. После этого курс седи был зафиксирован по отношению к доллару. Впрочем, власти не скрывали, что высокий курс национальной валюты вовсе не означает, что импортных товаров будет много. Импорт умышленно ограничивался: лозунгом снова стало импортзамещение и опора на собственные силы. На 1972 г. власти запланировали импорт в 235 млн. седи (это означало, что импорт большинства видов товаров сокращался на 50% по сравнению с 1970 г.). Дело в том, что Гана отказалась от выплаты части своего внешнего долга, а отставшуюся часть реструктурировала, так сказать, в одностороннем порядке. На новые кредиты надежды больше не было и следовало экономить иностранную валюту.

Вместо открытых генеральных лицензий на импорт неограниченного количества товаров стали использоваться разовые лицензии на импорт небольших партий товара. Импорт 150 наименований товаров "не первой необходимости" был вообще запрещен. Власти также рассчитывали на пошлины как средство

пополнения бюджета. Однако планы таможенных поступлений в бюджет обычно не выполнялись: существовал большой разброс ставок таможенных пошлин (от 5% до 150% в зависимости от категорий товаров), и импортеры обычно ввозили одни товары, с высокой ставкой, под видом других, на которые ставка пошлин ниже. В конце концов в 1977 г. власти унифицировали таможенные пошлины, чтобы лишить импортеров возможности махинаций со ставками, а таможенников -возможности брать взятки. Осталось всего две ставки импортных пошлин: 35% на все товары, на которые ставка раньше была менее 60%, и 60% на все товары, на которые ставка раньше была больше 60%.

Но все эти меры по ограничению импорта и регулированию пошлин не помогли. К 1982 г. бюджетные доходы, а также валютные поступления от экспорта какао были самыми низкими с 60-х годов.

В 1983 г. Гана снова либерализировала внешнюю торговлю. Для начала была введена множественность валютных курсов. Номинальный фиксированный курс доллара остался на уровне 2,7 седи, а для экспортно-импортных операций стал применяться курс в 23,7 седи. В 1983 г курсы были объединены, и установлен единый фиксированный курс доллара в 30 седи. Затем национальная валюта несколько раз девальвировалась. В 1986 г. была введена аукционная продажа валюты ЦБ Ганы по коммерческому курсу банкам и гражданам. Одновременно сохранялся и официальный фиксированный курс валюты, по которому экспортеры какао должны были продавать валюту государству. В 1987 году фиксированный курс был отменен: плавающий курс седи с тех пор определялся на валютных аукционах, граждане и импортеры могли покупать валюту в обменных пунктах. В 1989 году было отменено также импортное лицензирование. С тех пор внешнеторговый режим в Гане можно признать вполне либеральным: впервые за все время независимости она имеет плавающий валютный курс и государство отказалось от количественных ограничений импорта.

Как повлияло чередование режимов на бюджетные доходы? Этот вопрос очень важен хотя бы потому, что за все время после получения Ганой независимости налоги на внешнюю торговлю были их главным главным источником (кроме 1981-1982 гг). В 1965-1989 гг эти налоги давали около 40% доходов. В период либерализации после 1967 г., когда была девальвирована национальная валюта и ужесточена бюджетная политика, бюджетные доходы от внешней торговли начали быстро увеличиваться. В 1967 г. они выросли на 23%, в 1968 г. на 13%, в 1969 г на 18% и в 1970 г. на 16%. В основном это происходило благодаря увеличению доходов от пошлин на экспорт какао, что выглядело

совершенно естественным: девальвация национальной валюты совпала с быстрым ростом мировых цен на какао. Зато из-за роста цен на импортные товары, вызванного девальвацией, сократился импорт и, соответственно, поступления от пошлин (в 1968 г. на 22%). Однако некоторое смягчение процедур импортного лицензирования в 1970 г. привело к увеличению поступлений от импортных пошлин сразу на 30%. В период возрождения госконтроля после 1972 г. поступления от пошлин на экспорт и импорт сначала снизились, но потом начали расти из-за увеличения мировых цен на какао (например, в 1974 г. доходы от экспортных пошлин выросли сразу на 56%). В результате снижения мировых цен и контроля над экспортом и импортом, доля доходов от экспортных пошлин на какао в бюджетных доходах снизилась с 10% в 1974 г. до 2,5% в 1982 г. Доля доходов от импортных пошлин упала за это время с 19% до 7%. После очередной либерализации, начавшейся в 1983 г., стали расти доходы и от экспорта, и от импорта. В 1985 г. поступления от экспортных пошлин увеличились сразу на 68%, а от импортных -- на 82%(с.64). Из-за девальвации национальной валюты экспорт рос даже несмотря на падение мировых цен на какао. Импорт, в свою очередь, увеличивался благодаря тому, что в стране стало больше иностранной валюты и смягчились правила валютного лицензирования.

На товарной структуре импорта чередование внешнеторговых режимов сказывалось следующим образом. В период жесткого госконтроля 1961-1966 гг. доля потребительских товаров в импорте сократилась с 50% до 30% -- во многом, естественно, потому, что государство проводило политику импортзамещения и поощряло ввоз машин и оборудования. Либерализация 1967-1971 гг. мало изменила ситуацию. В конце концов, система импортных лицензий сохранилась, и власти по-прежнему неохотно давали лицензии на импорт потребительских товаров. После возврата к госконтролю в 1972 г. доля потребительских товаров в импорте начала быстро падать -- к 1977 г. она составляла всего 13%. Не только потому, что власти вновь увлеклись идеей искусственной индустриализации, но и из-за роста мировых цен на нефть. Доля топлива в импорте выросла с 6% до 17%. После либерализации 1983 г. потребительский импорт действительно стал расти -- его доля к 1987 г. увеличилась до 40%. Однако импорт товаров производственного назначения даже в этот период был больше, чем импорт потребительских товаров (с.51).

Цены на потребительском рынке до 1964 г. осли в Гане довольно медленно: ежегодная инфляция не превышала 7%. Во многом потому, что на рынке было достаточно импортных товаров. Правительство Ганы

с момента независимости стало быстро увеличивать денежную массу и расширять социальные расходы. При фиксированном курсе национальной валюты и свободном внешнеторговом режиме это привело к расширению импорта потребительских товаров. В частности, за 1959 г. импорт вырос на 34%. Даже после того, как проблемы с платежным балансом заставили ввести госконтроль над внешней торговлей, импорт не особенно уменьшился -- нехватка валюты для его финансирования погашалась из государственных золотовалютных резервов (иными словами, поддержание фиксированного курса национальной валюты делала нехватку иностранной валюты незаметной на рынке). Однако в 1964 г. из-за падения мировых цен на какао золото-валютные резервы стали иссякать, и резко сократился импорт. Результатом было чрезвычайное ускорения инфляции. В 1964 г. она составила 16%, а в 1965 г -- уже 23%. Правительство стало погашать дефицит бюджета за счет печатного станка: в 1964 г денежная масса увеличилась сразу на 32% (с. 72).

После импортной либерализации 1967 г. инфляция начала быстро снижаться. В 1967 г. она составила 10%, а в 1970 г -- уже 3%. Причин было две: сокращение бюджетного дефицита (а, соответственно, денежной эмиссии) и увеличившееся количество импортных товаров. Период жестокого госконтроля над внешней торговлей после 1972 г стал самым инфляционным в истории Ганы: в 1975 г рост цен составил 30%, а в 1977 г -- уже 116%. Причина была очевидна -- заметное падение количества импортных товаров на рынке и бюджетный дефицит более 10% ВВП, вынудивший власти увеличивать денежную массу на 60-70% в год. Либерализация 1983 г. позволила снизить инфляцию до 40% в год. Впоследствии она иногда падала и до 10%, но в большинстве случаев составляла 25-30%(с.73). То, что инфляция в этот период либерализации превышала инфляцию в предыдущие либеральные периоды, можно объяснить тем, что вначале на руках у населения было слишком уж много денег, а также тем, что либерализация в данном случае вначале сопровождалась регулярными девальвациями национальной валюты, а затем переходом к плавающему (и постоянно падающему) ее курсу.

Опыт Ганы показывает, что либерализация, сопровождающаяся снижением реального или номинального курса национальной валюты, позволяет надеяться на увеличение экспорта. Впрочем, для стран, экспортирующих сырье, многое зависит от мировых цен. Естественно, экспорт увеличивается гораздо быстрее, если сопровождается благоприятной внешней конъюнктурой. В любом случае либерализация ведет к увеличению импорта и снижению темпов инфляции из-за того,

что на рынке просто становится больше товаров. В условиях фиксированного курса национальной валюты либерализация импорта приводит к очень низкой инфляции. Однако и либерализация импорта в условиях плавающего курса, хоть и не обеспечивает полной ценовой стабильности на потребительском рынке, все же для борьбы с инфляцией лучше, чем госконтроль над внешней торговлей, так как он приводит к явному товарному дефициту и очень быстрому росту цен. Впрочем, структура импорта, умышленно измененная в Гане в 1961 г в пользу товаров производственного назначения, с тех пор не изменилась. Может быть, причина в недостаточных доходах граждан Ганы, которые даже в период либерализации не предъявляют достаточного спроса на импортные потребительские товары.

С. В. Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.