Однако в любом случае другого выхода у Нигерии нет. Конечно, раньше популярным методом борьбы с инфляцией в развивающихся странах считалась жесткая привязка национальной валюты к доллару -предполагалось таким образом импортировать ценовую стабильность из США. При большом притоке иностранного капитала и значительных золото-валютных резервах на некоторое время инфляцию победить действительно удавалось. Но дело всегда заканчивалось атаками спекулянтов на национальную валюту (с попытками скупить как можно больше долларов, пока они дешевы), истощением золотовалютных резервов, крахом курса и катастро-фическим взлетом инфляции. Вряд ли Нигерии стоит повторять этот опыт, который окончательно лишит нигерийцев доверия к собственным властям. В пользу перехода к политике сдерживания инфляции и отказа от сдерживания курса говорит не только то, что такая политика применяется в индустриальных странах, но и то, что все остальное Нигерия уже испробовала и терять ей нечего.
С.В.Минаев
2005.01.024. СТАМБУЛИ К. КАК МАЛАВИ НАКОПИЛА ВНЕШНИЙ ДОЛГ?
STAMBULI K. How did Malawi accumulate external debt? - Siger working paper, Surrey, 2003. - 13 р.
Сотрудник Суррейского института глобальных экономических исследований (Великобритания) выясняет, откуда взялся внешний долг Малави (2,5 млрд. долл.) и почему с 1964 г., когда эта страна получила независимость, внешний долг вырос в 44 раза, тогда как производство -менее чем в 10 раз (а значит, иностранные заимствования не очень помогли экономике).
Малавийский внешний долг впервые начал быстро расти в 19701975 гг., когда он увеличился сразу в 2,5 раза - со 121 млн. долл. (44% ВВП) до 307 млн. (51% ВВП). Расходы на выплату процентов по долгу выросли с 9,1% малавийского экспорта до 10,1% (с. 3). Наиболее очевидной причиной этого были мировые цены на нефть. Если до 1971 г. они падали (в 1960 г. саудовская нефть стоила 1,5 долл. за баррель, в 1970 - 1,3 долл.), то затем начали быстро расти - в 1973 г. за баррель уже давали 2,7 долл., а в 1974 - 10 долл. Так как Малави полагалась исключительно на нефть для удовлетворения энергетических нужд, стоимость ее импорта существенно возросла и к 1975 г. дефицит текущего платежного баланса достиг 86 млн. долл. (14% ВВП). Для
погашения этого дефицита Малави требовалась иностранная валюта, которую приходилось брать взаймы.
В 1979-1981 гг. цены еще раз взлетели: в 1978 г. баррель саудовской нефти стоил 13 долл., а в 1982 г. - уже 32,5 долл. Если в 1973 г. Малави тратила на импорт нефти 5,9% ВВП, то в 1981 г. - уже 21%. Соответственно, дефицит текущего платежного баланса составлял в 1979-1981 гг. примерно 400 млн. долл., а внешний долг в 1980 г. составил уже 684,5 млн. долл. (55,3% ВВП).
В дальнейшем мировые цены на нефть перестали расти (взлетев разве что в 1990 г. в связи с вторжением Ирака в Кувейт), а внешний долг Малави продолжал увеличиваться: в 1990 г. составлял уже 1,7 млрд. (89% ВВП), а в 1994 г. - 2,2 млрд (189% ВВП). Таким образом, по сравнению с
1979 годом долг увеличился в 4 раза; между тем малавийское производство в 1994 г. сократилось по сравнению с 1980 г. на 5%, а экспорт вырос всего на 5% (с. 5). Наиболее очевидной причиной роста долга в 1990-1995 гг. была необходимость закупок за границей маиса в связи с засухами 1992 и 1994 гг.
На величину долга влияло и сокращение доходов от экспорта. Надо заметить, что в начале 1970-х гг. дела с сырьевым экспортом Малави формально обстояли очень хорошо: за 1972-1978 гг. экспорт вырос на 114%, так что в стране наблюдалась даже своеобразная экспортная эйфория. Увеличение мирового спроса, которое способствовало росту цен на нефть, помогло и остальным сырьевым товарам: в 1972 г. цены на них увеличились на 13%, а в 1973 г. - на 53%. Однако временами эти цены резко падали: например, в 1975 г. они упали на 19%. После 1978 г. заметное сокращение экспортных доходов Малави стало обычным явлением: в 1978 г. экспорт упал сразу на 9%, в 1982 г. - на 16, а в 1985 г. - на 20% (с. 6).
Однако дело было не только в ценах на экспорт и импорт Малави. Эта страна пострадала также от политики «реальной процентной ставки», проводившейся западными кредиторами в 1970-е гг. Их задачей было компенсировать потери в долларовой стоимости долга, возникшие из-за невиданно высокой инфляции в США. Эта политика выражалась, во-первых, в том, что новые кредиты развивающимся странам для погашения долгов предо-ставлялись под повышенную ставку, а во-вторых, в том, что повышалась ставка по ранее выданным кредитам (в кредитных соглашениях оговаривался не абсолютный размер ставки, а некий фиксированный процент сверх базовой ставки, обычно ставки
LIBOR - London Interbank offer rate). Эта базовая ставка все время повышалась - таким образом, Малави оставалось только наблюдать, как процент по взятым кредитам растет помимо ее воли. Впервые с этим явлением Малави столкнулась в 1976 г. - как раз тогда в США наблюдался всплеск инфляции. В итоге проценты по долгу, которые в среднем выплачивала Малави по кредитам, выросли с 1,9% в 1976 г. до 9% в 19S1 г.
При этом страны вроде Малави столкнулись с еще одной проблемой: из-за обесценения доллара им приходилось заимствовать все больше в абсолютных цифрах, чтобы расплатиться за импорт. И за эти дополнительные заимствования приходилось платить более высокий процент.
Таким образом, частично долговые проблемы Малави объясняются внутренними экономическими проблемами индустриальных стран. Однако виноваты и сами малавийские власти. Их попытка обеспечить госконтроль над экономикой и ввести централизованное планирование привела к раздуванию госсектора. Пока цены на экспортируемое Малави сырье были высоки и она получала значительную зарубежную помощь, рост производства на госпредприятиях еще удавалось как-то финансировать. Но когда экспортные цены упали, денег стало не хватать. Правительство пыталось было перегруппировать бюджетные расходы, направляя большую часть средств на прямую помощь существующим предприятиям, а не на финансирование инвестиций и строительство новых объектов (расходы на госинвестиции в результате упали с 13,6% ВВП в 1970-19S0 гг. до S,2% ВВП в 19S0-1990 гг.). Но и это не помогло, так как денег в бюджете все равно не хватало. Пытались также финансировать текущие нужды госпредприятий с помощью печатного станка - именно поэтому среднегодовая инфляция в 7%, которая наблюдалась в 1970-19S0 гг., ускорилась до 15% в 19S0-1990 гг. Однако обесцененная национальная валюта предпри-ятиям была не слишком нужна, поэтому в конце концов власти прибегли к их финансированию путем иностранных заимствований. Особенно стимулировала заимствования проводимая властями Малави политика импортзамещения. Предполагалось сэкономить иностранную валюту, производя промышленные товары, которые прежде импортировались, на месте. Однако выяснилось, что сырье для производства этих товаров все равно нужно покупать за рубежом. Когда экспортные цены на сырье упали, закупки иностранного
сырья пришлось делать из заемных средств, чтобы не останавливать налаженное импортзамещающее производство. И, несмотря на все заимствования, госсектор оказался все равно неэффективным. Если в
1980 г. на госпредприятиях производилось 9,5% ВВП, то в 1986 г. - всего 3,9%. Даже доля госпредприятий в общем промышленном производстве Малави упала с 11,7% в 1980 г. до 6% в 1991 г. (с. 6).
Импортзамещение было проявлением типичной для мала-вийских властей попытки поставить под госконтроль всю внешнюю торговлю. Как ни странно, власти ограничивали не только импорт, но и экспорт. Долгое время экспорт земляных орехов и хлопка были главными статьями экспорта Малави - до тех пор, пока власти не стали развивать нефтедобычу и текстильную промышленность и не ввели ограничения на экспорт других товаров путем экспортного лицензирования и высоких экспортных пошлин, чтобы предпри-ниматели не отвлекали на эти товары ресурсы и иностранную валюту. Так как лицензирование было введено в момент, когда на арахис и хлопок существовали очень высокие мировые цены, это сократило приток иностранной валюты в Малави и, соответственно, увеличило нужду в дополнительных заимствованиях. Кроме того, что высокие экспортные и импортные пошлины в Малави стимулировали контрабанду, лишающую бюджет доходов и вызывающую нужду в заимствованиях для пополнения бюджета. Наконец, централи-зованное распределение валюты привело к тому, что частный капитал пытался всеми путями вывезти эту валюту из Малави, чтобы ее не лишиться. Нелегальный отток капитала достиг значительных размеров (главным способом было завышение цены импортных контрактов).
Долговую проблему таких масштабов, как в Малави, решить будет непросто. Однако после 2000 года в результате приватизации и валютной либерализации в Малави внешний долг стал расти более медленно -примерно на 2% в год, а не на 12%, как в 1980-е гг. Кроме того, теперь наращивание внешнего долга не выглядит таким уж бессмысленным, как раньше - во всяком случае, если верить правительству, которое заявляет, что теперь тратит заемные средства на помощь частному сектору в развитии эффективного производства.
С.В.Минаев