2001.03.019. ЯСИНСКИ А. ПЕРЕНОС ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛЬШЕ: ПЛОХОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕРШИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.
JASINSKI A. Technology transfer in Poland: a poor state of affairs and a wavering policy // Science a. publ. policy. — Guildford, 2000. — Vol. 27, N 4. — Р. 235-240.
Автор — профессор экономического факультета Белостоцкого университета. Перенос технологии, отмечается в статье, может сыграть важную роль в выходе “из инновационного тупика”, в который зашла страна. Для обоснования данного утверждения автор приводит следующие факты: уменьшается число отечественных патентов;
снижаются показатели числа патентов, зарегистрированных польскими изобретателями за рубежом; доля новой продукции в сумме продаж остается очень низкой (8%) по сравнению с соответствующими показателями развитых стран; высокотехнологичные продукты также составляют низкую долю (10%) в сумме продаж отечественной промышленности, то же можно сказать о доле подобной продукции в польском экспорте (с. 235).
Ситуация усугубляется тем, что перенос технических знаний из сектора науки в промышленность всегда был весьма ограниченным. С началом рыночных реформ в 90-e годы в стране развернулись преобразования в системе национальной науки и техники. Была введена структура исследовательских грантов, предусматривавшая конкурсное финансирование проектов, закрыты некоторые неэффективные государственные НИИ, учрежден Государственный комитет по научным исследованиям, начался приток новейшей технологии от развитых стран Запада.
В связи с наметившимися переменами автор считает важным проанализировать современное состояние дел в сфере переноса технологий и политику правительства в данной области.
Дать точную картину положения в рассматриваемой области, подчеркивает автор, сложно из-за отсутствия необходимых обследований. Единственный достоверный источник - данные Центрального статистического управления за 1996 г. Последнее организовало сбор информации от 7,2 тыс. предприятий с числом занятых свыше 50 человек в каждом. Выяснилось, что лишь четверть польских фирм осваивала новую технологию в 1996 г.; в закупках новой технологии превалировали отечественные продавцы, а это значит, что приобретенная техника является устаревшей по сравнению с западными образцами.
Закупки результатов ИР не превысили 16%, а лицензии, отражающие горизонтальный перенос технологий между фирмами, составили лишь десятую часть общих закупок новой техники. Из обследованных компаний лишь 1% продавал свою технологию в 1996 г. и всего 26 предприятий (0,34%) продавали такую технологию зарубежным странам (с. 236).
Результаты обследования, отмечает автор, позволяют утверждать: польские фирмы не проявляют активного интереса к переносу технологий, доля страны в сфере международного переноса технологий ничтожна.
В этой связи возникает вопрос о том, что делает правительство для улучшения инновационного потенциала отечественной
промышленности? Политику правительства в данной области автор характеризует как “нерешительную”. Во второй половине 80-х годов меры правительства по стимулированию инноваций выступали в основном в форме финансовых дотаций и налоговых льгот. Специальных шагов по переносу технологий не предпринималось, поскольку руководители национальной науки не понимали потенциальную значимость подобного переноса для современной экономики.
С начала 90-х годов в ходе экономической реформы все ранее существовавшие льготы для предприятий были отменены. Считалось, что все проблемы “автоматически решит рынок”.
В 1993 г. польское правительство обнародовало официальный доклад “Предложения по государственной научно-технической политике”. Автор подчеркивает, что это был первый официальный документ после 1986 г. В “Предложениях” формулировались цели научной политики, принципы организации науки и способы финансирования исследований. Здесь впервые была предпринята попытка определить приоритеты исследований в стране; больше того, провозглашалась важность практического использования результатов ИР, необходимость объединения лицензионной и научной политики и поддержки переноса технологий.
На взгляд автора, данный документ - это значительный шаг по сравнению с предыдущими инициативами правительства. В то же время он полагает, что здесь не уделено достаточного внимания промышленности, нет конкретных предложений о поддержке нововведений и их распространения. Сказалась прежняя вера в то, что рыночный механизм заставит предприятия развивать инновационную
деятельность. На деле, подчеркивает автор, этого не происходит и “инновационный тупик” продолжается.
К середине 90-х годов в правительственных кругах нашла поддержку идея о более активной роли государства в стимулировании инноваций, как это делается во многих развитых странах. В итоге, в 1995 г. появился документ, озаглавленный “Основы инновационной политики в Польше”. Здесь предлагались две группы задач: оперативные краткосрочные меры, призванные дать ожидаемые результаты в самые короткие сроки; меры более долгосрочного характера на перспективу.
Автор отмечает, что некоторые из задач первого ряда уже начали реализовываться. Это в основном налоговые льготы для фирм, вкладывающих средства в ИР. В то же время автор обращает внимание на то, что проблеме переноса технологий по-прежнему не уделяется должного внимания: в последнем правительственном документе “нет и упоминания о переносе технологий”, главный упор делается не столько на этот перенос, сколько на саму инновационную деятельность.
Объявленные правительством налоговые стимулы не привели к росту инновационности и переносу технологий. Дело в том, что многие фирмы из-за нехватки средств и “близорукости” руководителей не выделяют ресурсы на ИР и нововведения и тем самым не могут претендовать на фискальные льготы; вторая причина того, что стимулы “не работают”, - отсутствие соответствующей информации: многие руководители вообще не знают о последнем правительственном документе.
Одним из барьеров на пути повышения инновационности автор считает отсутствие дешевых банковских кредитов для фирм, осуществляющих инновационные усилия.
В 1999 г. появился обновленный вариант “Основ государственной инновационной политики”, рассчитанный на период до 2002 г. Однако, как считает автор, “дело не сдвинулось”: не было предложено
практически никаких новых механизмов, более того, некоторые из фискальных стимулов были отменены. Таким образом, резюмирует автор, государственная политика по-прежнему ориентируется на создание новых научных результатов, а не на их промышленное освоение и распространение.
Значительно более обещающими автору представляются инициативы, объявленные в кругах научного сообщества. Среди таковых он упоминает: маркетинговое обучение исследователей, внедрение
компьютерных средств связи, организацию специальных отделов по связям с промышленностью для получения и предложения контрактов.
В конце 1995 г. в стране была запущена специальная программа, поддержанная ЕС. Ее долговременная цель - убедить польских исследователей в том, что их достижения могут использоваться в разных отраслях национальной экономики, а также стимулировать финансовые институты к вложению средств в новейшие технологии. Инновационные проекты, получившие одобрение в рамках программы, направляются на реализацию в центры переноса технологий при Фонде науки Польши. В 1997 г. из 11 заявок три было принято для дальнейшей разработки (с. 238).
Т.В. Горбунова