Научная статья на тему '2001. 01. 016. Сьюни Р. Временная стабильность: политика идентичности в постсоветской Евразии. Suny R. provisional stabilities:the politics of identities in post-Soviet Eurasia // Intern security. Cambridge (mass), 1999. Vol. 24, n 3. P. 139 178'

2001. 01. 016. Сьюни Р. Временная стабильность: политика идентичности в постсоветской Евразии. Suny R. provisional stabilities:the politics of identities in post-Soviet Eurasia // Intern security. Cambridge (mass), 1999. Vol. 24, n 3. P. 139 178 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ СНГ СТРАНЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ СНГ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 016. Сьюни Р. Временная стабильность: политика идентичности в постсоветской Евразии. Suny R. provisional stabilities:the politics of identities in post-Soviet Eurasia // Intern security. Cambridge (mass), 1999. Vol. 24, n 3. P. 139 178»

2001.01.016. СЬЮНИ Р. ВРЕМЕННАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ: ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ ЕВРАЗИИ. SUNY R. Provisional stabilities :The politics of identities in post-Soviet Eurasia // Intern security. — Cambridge (Mass), 1999. — Vol. 24, N 3. — P. 139 — 178.

Автор (Чикагский ун-т) не согласен с теми, кто считает культурные различия причиной этнических и нац. конфликтов. Проблема формирования относительно стабильной политической и нац. идентичности (НИ) особо актуальна в постсоветской Евразии. Миллионы утратили ценности советского периода, нет "нац. идеи". Новые гос-ва Юга бывшего СССР, т.е. Закавказья и Центр. Азии (ЦА), не имеют четкой НИ. Этот регион — "одна из самых непредсказуемых зон безопасности мира" (с.152).

В пяти из восьми республик правят бывшие первые секретари компартии, в остальных она сохраняет значительное влияние. Несмотря на эту сомнительную связь со старым режимом, авторитет гос-ва невысок, и стоит задача стр-ва не только гос-ва, но и нации. Распад СССР привел не к рождению 15 наций-государств, но к гос-вам, которые лишь частично совпадали с нациями, относительно едиными и обладающими нац. самосознанием. Там, где нация и гос-во совпадали (Армения), не было внутренних этнич. конфликтов, где гос-во было много национальным или двунациональным (Казахстан), возникали серьезные проблемы, а Азербайджан, Грузия, Таджикистан пережили острый кризис и раскол.

Автор различает центральноазиатскую, кавказскую, балтийскую и восточнославянскую культурную сферу1 . Так, в Закавказье до ХХ в. с его четкими различиями между Арменией, Грузией и Азербайджаном в течение многих веков преобладали миграции народов (вторжения кочевников, уход в горы во имя безопасности, возвращение в долины ради лучших экономич. условий, миграция за пределы Османской империи или Российской империи). Это бесконечное движение приводило к смешению народов, размыванию этнич. границ, двуязычию и даже потере некоторыми народами своего этноса или религии, к

1 Термин "культурная сфера", по определению Сьюни, показывает мягкость границ между народами, разделяющими общие культурные характеристики, в отличие от термина С. Хантингтона "цивилизация", подчеркивающего резкую разницу между культурами и вероятность их столкновения.

"растворению" некоторых народов (средневековые кавказские албанцы). "Эти миграции и смешения создали уникальную, многоэтничную и многоязыковую разнообразную, но четко различимую кавказскую культуру, которая объединяет все народы региона" (с.155).

Однако с XIX в. и особенно в советский период нац. интеллигенция подчеркивала различия между кавказскими народами и замалчивала их сходство. Советская нац. политика привела к тому, что в марксистском гос-ве с его интернациональной идеологией ускорилось формирование нац. общностей в союзных и автономных республиках. В каждой республике титульный этнос господствовал над нац. меньшинствами (грузины над абхазами и осетинами, азербайджанцы над армянами). Антикоммунистическая политич. элита обратилась к этнонационализму для мобилизации населения своих новых гос-в.

В Армении первые 4 года независимости отличались четким нац. самосознанием (благодаря карабахскому движению) и ориентирами на демократию и капитализм. Внутренней стабильности республики способствовала нац. однородность ее населения (этнически наиболее однородная из всех республик СССР). Однако стремление президента Л. Тер-Петросяна решить карабахский конфликт мирным путем и улучшить отношения с Турцией не привели к успеху, и новый президент Р.Кочарян вернулся к более традиционному национализму и ориентации на Россию.

Для Азербайджана характерно слабое осознание НИ. Именно это (а не помощь России Армении) определило военные поражения азербайджанцев в карабахском конфликте. Четко выраженный национализм был свойствен только городской интеллигенции, которая не сумела создать организованное нац. движение, и коммунистич. элита сохраняла власть до мая 1992 г. Военные поражения в Карабахе и гибель гражданского населения в Ходжалы привели к победе А.Эльчибея, который переориентировал Азербайджан с России на Турцию и вывел его из СНГ. Новые победы карабахских армян повлекли падение Эльчибея и приход к власти Г.Алиева (июнь 1993). Он сумел укрепить свою власть, дистанцировался от Анкары и более сблизился с Москвой, вернулся в СНГ. Но "его государство остается непрочным, не имеющим глубокого и общепринятого национального самосознания" (с .162).

Если сильное чувство НИ способствовало стабильности в Армении, а его слабость влекла и слабость гос-ва в Азербайджане, то в Грузии сильное и отчетливое нац. самосознание, напротив, способствовало дезинтеграции гос-ва. В Грузии ожесточенный национализм разорвал

страну на воюющие этнические и социальные группы. Абхазия, Юж. Осетия добились фактической независимости, а Аджария признает суверенитет Грузии лишь формально. Э.Шеварднадзе ведет здравую политику компромиссов, но пока нельзя сказать, сможет ли Тбилиси построить многонац. демократию в этой разорванной стране.

В ЦА зап. специалисты предсказывали, что исламская идентичность окажется сильнее этнической, а все постсоветские мусульмане будут стремиться к тесным отношениям с Ираном, Турцией и арабским миром. Прогнозы не оправдались. В последние годы советского периода нельзя было выделить культуру ЦА из советской культуры. ЦА и Россия тесно связаны, и это отдаляет первую от мусульман за пределами бывшего Союза. Народы ЦА в числе последних восприняли четко дифференцированные НИ. В Узбекистане в постсоветский период "узбекская идентичность" развивается, по словам автора, без особого подчеркивания этничности. "Сочетание политического авторитаризма и собирающей (inclusive) национальной идентичности способствовало, по крайней мере в настоящее время, завидному уровню социальной стабильности" (с.171). В Таджикистане гражданская война расшатала слабую таджикскую НИ, которую пытался создать Советский Союз. В Казахстане удалось избежать столкновений между казахами и русскими в значительной мере благодаря умелой политике президента Н.Назарбаева.

Т. обр., приведенные примеры показывают: "Исключающая (exclusivist) национальная идентичность господствующей нации в этнически смешанной республике ведет к межэтническому и гражданскому насилию и разрушает государство (Грузия); четко осознаваемая национальная идентичность в этнически однородной республике способствует мирному переходному периоду и успешным военным усилиям (Армения); слабая национальная идентичность в этнически разделенной республике приводит к слабому государству и военным поражениям (Азербайджан); слабая национальная идентичность в относительно однородной республике не смогла предотвратить региональный раскол и гражданскую войну (Таджикистан); эффективная собирающая (inclusive) гражданская национальная идентичность в этнически разнородных государствах способствовала межэтническому миру (Узбекистан и Казахстан)" (с.175). Если в Азербайджане и Таджикистане национализм не смог обеспечить мобилизацию населения, то в Грузии, Узбекистане и Казахстане "испытанная или ожидаемая цена

этнонационализма заставила прагматичных лидеров отказаться от него или от ориентации на исламизм и поддержать гражданскую национальную идентичность" (с.176). Историч. опыт рассматриваемых стран демонстрирует, что в современных условиях НИ необходима для стр-ва гос-в.

С. И. Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.