Научная статья на тему '20000. 04. 038. Сикинс Д. М. Бирма в 1998 г. Seekins D. Burma in 1998. Little to celebrate. // Asian survey. Berkeley, 1999. Vol. 39, N1. P. 12-19'

20000. 04. 038. Сикинс Д. М. Бирма в 1998 г. Seekins D. Burma in 1998. Little to celebrate. // Asian survey. Berkeley, 1999. Vol. 39, N1. P. 12-19 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «20000. 04. 038. Сикинс Д. М. Бирма в 1998 г. Seekins D. Burma in 1998. Little to celebrate. // Asian survey. Berkeley, 1999. Vol. 39, N1. P. 12-19»

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

20000.04.038. СИКИНС Д.М. БИРМА В 1998 г.

SEEKINS D. Burma in 1998. — Little to celebrate. // Asian survey. — Berkeley, 1999. — Vol. 39, N1. — P.12-19.

Проф. Д.М. Сикинс (Ун-т Мейо, Окинава, Япония) пишет, что 1998 г. был важным юбилейным годом для Бирмы: в 1938 г. произошли крупные стачки и демонстрации рабочих и студентов против британского правления, 4 января 1948 г. Бирма обрела независимость, и этот день рассматривался в 1998 г. как конец военного режима Государственного совета мира и процветания (ГСМП, как переименовал себя в 1997 г. Государственный комитет восстановления законности и порядка) и победы оппозиции Нац. лиги за демократию (НЛД) во главе с Нобелевским лауреатом Аун Сан Су Чжи. НЛД возглавила общедемократич. забастовки и демонстрации 8 августа 1988 г. и в 1990 г. победила на всеобщих выборах в парламент, получив абс. большинство голосов по всей стране. К 10-й годовщине всеобщей забастовки 1988 г. хунта ожидала подъема народных выступлений и подготовила полицейские силы. Лидеры НЛД, считая, что пришло время для политич. переворота, установили для хунты конечный срок 21 августа для начала работы парламента, избранного в 1990 г. (который с тех пор ни разу не собирался).

Тем временем в ГСМП сохранялся тонкий баланс между сторонниками большей открытости и прагматизма из среды военной интеллигенции и сторонниками жесткой линии на изоляционизм из регулярной армии. В то время, как экономические и политич. кризисы в соседних странах могли усилить последних, прагматики укрепляли институционную базу своей власти, создав, в частности, мозговой центр — Управление стратегич. исследований (1994), который следил за диссидентами, формулировал политику в отношении этнич. меньшинств, осуществлял контроль за произ-вом и торговлей наркотиками, проводил профессиональные международные семинары, напр. по с.х., тем самым улучшая образ страны за рубежом. В 10-ю годовщину переворота был создан новый орган — Комитет по политич. вопросам, куда вошли высшие офицеры и гражданские лица, в т.ч. министры и глава бирманского суда; его целью был объявлен переход к "многопартийной демократии" и создание для хунты социальной опоры. Эти события

наряду с некоторыми кадровыми изменениями в ноябре 1998 г. могли свидетельствовать об усилении позиций прагматиков.

В 1998 г. наметились признаки перехода к относительно открытой экономике; по словам одного из министров, "мы выживали 30 лет без внешнего мира, можем выжить и еще 50, но мы никогда не пойдем назад. Никогда". (с. 14). Тем не менее в марте из-за плохого урожая риса были наложены ограничения на некоторые статьи импорта для предотвращения оттока валюты и усилен контроль за экспортом стратегич. товаров (рис, сахар и тик); правительство вынудило фермеров продать свой урожай риса государству по низким ценам, хотя часть риса, как во времена Невиновского социализма, ушла на черный рынок. После оживления экономики в середине 90-х гг. объем новых иностранных инвестиций в 1997/98 фин. г. упал на 72% по сравнению с предшествующим годом. В этом падении отразился и азиатский фин. кризис, и внутрибирманские проблемы. Осуществление крупных проектов было отменено или отложено на неопределенное время, включая стр-во газопровода стоимостью 800 млн. долл. с участием компаний "Тотал", "Юнокал" и "Мицуи", завода по произ-ву удобрений и электростнации. Редкой хорошей новостью стало открытие газопровода от месторождения Ядана в Таиланд. По оценкам, обычный для последних лет 6%-ный ежегодный рост ВВП должен был упасть в 1998 г. ниже 2%; туризм не оправдал надежд правительства на крупные валютные поступления, резервы иностранной валюты к июлю 1998 г. упали до 5060 млн. долл. (т.е. меньше стоимости недельного импорта); на рынке бирманский кьят упал со 198 за 1 доллар в окт. 1997 г. до 356 (при официальном курсе 6,3 кьята за 1 долл.) (с. 14). Чтобы остановить спекуляцию валютой, правительство запретило деятельность валютных дилеров и отозвало валютные лицензии у девяти банков.

К 10-й годовщине выборов 1988 г. 80 представителей оппозиции были взяты под стражу, Су Чжи оставалась под домашним арестом. Дата была отмечена крупными демонстрациями (самой крупной была демонстрация против плана перемещения за пределы столицы Рангунского ун-та, который закрыт с декабря 1996 г.) и др. слоев населения. В ответ правительство закрыло несколько ин-тов. Лидеры оппозиции создали Комитет представителей Народного парламента из десяти депутатов, и им были переданы полномочия всех депутатов Народной ассамблеи от оппозиции для принятия законов от имени парламента. Комитет обратился к армии с призывом поддержать народную борьбу за демократию, объявил аннулированными все законы, изданные хунтой после 1988 г., и просил международного признания.

Этот в высшей степени рискованный шаг был срединным курсом между всеобщей забастовкой в духе 1988 г. с опасностью кровопролития, с одной стороны, и отсутствием какой-либо реакции на преследования хунты — с другой. В ответ правительство провело массовые аресты, закрыло партийные офисы оппозиционных организаций, организовало собрания представителей этнич. меньшинств и выступления СМИ в поддержку хунте и с требованиями высылки из страны Су Чжи.

Политика хунты по отношению к этнич. меньшинствам характеризуется принципом "кнута и пряника". В докладе Международной амнистии за 1996-1998 гг. бирманское правительство обвинялось в нарушении прав человека. По отношению к этнич. группировкам, финансируемым наркодельцами (напр., хорошо вооруженной Объединенной армией штата Ва), хунта ведет себя осторожно, есть противоречия в ее политике подавления наркобизнеса: военачальники взимают налоги от военных главарей, которые превратили часть восточной и север. Бирмы в "супермаркет наркотиков", экспортирующий не только традиционный опиум и героин, но и химич. наркотики в соседние страны. Поступления от наркотиков использовались для финансирования предпринимательской империи полулегальных военных главарей Хун Са и Ло Син-хана в Рангуне. Правда, хунта предприняла некоторые действия против наркоторговли, чтобы сократить власть главарей и получить фин. поддержку от Запада, и Вашингтон, который ввел экономич. санкции против Бирмы, выделил грант в 3 млн. долл. на борьбу с наркоторговлей.

Бирма была принята в АСЕАН в 1997 г., но это событие привело к отходу Ассоциации от ее традиционного принципа твердого невмешательства во внутренние дела своих членов, происходил постепенный переход от принципа "гибких обязательств" к принципу "конструктивного вмешательства". Отставка президента Сухарто в мае 1998 г. может рассматриваться как банкротство "индонезийской модели" гос. стр-ва, направляемого армией; главный урок для бирманских генералов был в том, что даже ограниченная демократия может развязать антиармейские настроения и подвергнуть риску их интересы.

Бирманское правительство сохраняло тесные отношения с Китаем, который предоставил заем в 250 млн. долл. для стр-ва и закупки оборудования для крупнейшей в стране ГЭС (с. 18). Япония в феврале 1998 г. также приняла решение о предоставлении Бирме займа в 2,5 млрд. иен для повышения безопасности Рангунского аэропорта Мингаладон, считая это "гуманитарной помощью". ООН и Мировой Банк, а также ряд стран-доноров обещали Бирме 1 млн. долл. в обмен на диалог хунты с

оппозицией и политич. либерализацию. Но пока компромисс правительства и оппозиции и принятие программы "доллары за демократизацию" представляются еще менее вероятными, чем прежде.

С.М.Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.