2000.03.042. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И БЕДНОСТЬ: НАДЕЖДЫ И РАЗОЧАРОВАНИЯ.
Mondialisation et pauvrete: espoires et deboires //Problèmes econ. - P., 1999. - N 2632. - P.18-23.
Статья представляет собой отрывок из доклада ООН о мировом развитии в 1999 г. Отмечается, что никогда раньше на Земле не производилось такое количество богатств, никогда еще не были так развиты торговые связи. Тем не менее, продолжает усиливаться неравенство как между странами, так и внутри отдельных государств. Богатые становятся богаче, а бедные - беднее.
Основная характеристика последнего десятилетия ХХ в. - глобализация, определяющая новые формы взаимодействия между странами, их хозяйством и индивидами. Она способствует увеличению контактов между людьми за пределами своих стран, будь это в области экономики, технологии, культуры или управления. Одновременно глобализация ведет к раздроблению процесса производства, рынка труда и общества. Она содержит в себе как положительные, новаторские и динамичные, так и негативные стороны, порождающие беспорядок и маргинализацию.
В настоящее время, как никогда раньше, глубоко взаимодействие между странами и индивидами. Мировой экспорт достиг в 1997г. 7 трлн. долл., что составляет 21% мирового ВВП против 17% в 70-х годах (с.18). Прямые иностранные инвестиции в 1997 г. (400 млрд. долл.) в 7 раз превысили их уровень в 70-х годах. Общий объем ежедневных сделок, заключаемых на валютных рынках, возрос с 10-20 млрд. долл. в 70-х годах до 1,5 трлн. долл. в 1998 г.
С 1980 по 1996 г. почти удвоилось число туристов в мире (с 260 до 590 млн. человек в год). Несмотря на строгие ограничения, продолжает расти международная миграция, а также перевод средств эмигрантами, составивший в 1996 г. 58 млрд. долл. Объем международных телефонных разговоров в 1990-1996 гг. увеличился с 33 до 70 млрд. минут (с.19). Путешествия, Интернет и другие средства связи стимулировали увеличение обмена знаниями и информацией.
В настоящее время мир предлагает индивидам больше возможностей, чем это было 20, 50 или 100 лет назад. Уровень детской смертности с 1965 г. снизился в 2 раза. Предполагаемая продолжительность жизни у родившегося в конце 90-х годов ребенка на десять лет больше, чем у ребенка, родившегося в 1965 г. В большинстве развивающихся стран (РС) почти в 2 раза возросло число детей, обучающихся в начальной и средней
школе. Уровень грамотности взрослых также повысился (за 1970-1997 гг. с 48 до 72%). Большинство стран в настоящее время являются независимыми, и более 70% мирового населения живет в странах с демократическими режимами.
В целом повысилось благосостояние населения. Средний душевой доход почти утроился. За последние 50 лет мировой ВВП увеличился в 10 раз: с 3 трлн. до 30 трлн. долл. Доля индивидов, имеющих средний показатель индекса человеческого развития, возросла с 55% в 1975 г. до 66% в 1997 г., а доля индивидов, имеющих низкий показатель индекса человеческого развития, снизилась с 20 до 10%. (Прим. реф. — среднее человеческое развитие соответствует показателям индекса человеческого развития от 0,500 до 0,799; высокое человеческое развитие - выше или равно 0,800 и низкое человеческое развитие - менее 0,500) (с.19). Однако эти показатели маскируют значительные расхождения как среди развитых, так и среди отстающих стран.
Бедность наблюдается повсюду. Более четверти из 4,5 млрд. жителей РС не имеют доступа к знаниям и к минимуму общественных услуг. Ожидаемая продолжительность их жизни не превышает 40 лет. Более 1,3 млрд. людей испытывают нехватку питьевой воды. Около 840 млн. человек страдают от недоедания. По оценкам ООН, доход 1,3 млрд. человек ниже одного доллара в день (с.19).
В промышленно развитых странах (ПРС) также существует бедность, хотя она не так заметна. По оценкам, в наиболее богатых странах мира каждый девятый затронут одним из аспектов бедности: длительной безработицей, небольшой ожидаемой продолжительностью жизни, наличием дохода ниже национального порога бедности, отсутствием знаний и образования для улучшения своего положения.
Показатель бедности людей по регионам отдельно взятой страны также отражает огромные различия. Так, в Индии в штате Бихар уровень бедности (54%) в 2 раза выше, чем в штате Керала. Кроме этого, остаются значительными различия в положении мужчин и женщин. В РС неграмотных женщин на 60% больше, чем мужчин. Женщины почти полностью исключены из политической жизни. Они занимают лишь 30% парламентских мест только в пяти РС и менее 5% — в 31 РС.
Глобализацию характеризуют два аспекта — неравенство и фрагментация мирового сообщества, в результате которой внутри стран и регионов происходит разделение между «интегрированными» и «исключенными», «вытесненными» группами населения.
Крайнее неравенство между маргиналами и обеспеченными гражданами создает социальную напряженность и социальные конфликты. Пример Индонезии показывает, что может произойти, когда экономический кризис выявляет скрытые социальные противоречия между этническими группами или между богатыми и бедными.
Недавние исследования показали, что "горизонтальное неравенство" между группами (этническими, религиозными или социальными) является основной причиной многочисленных современных гражданских конфликтов. Неравенство отражается не только на доходах, но и на участии граждан в политической жизни (в парламенте, государственном аппарате, армии и местных органах управления), на их социальных возможностях (образовании, жилье и занятости).
Быстрое развитие человеческого общества усиливает риски резкого нарушения образа жизни (занятости, здоровья и индивидуальной безопасности), социальной и культурной среды, единства общества. В современных условиях подобные риски могут очень быстро распространяться в мире. Примерами являются финансовый кризис 1998 г., распространение СПИДа, международная преступность. Опасности приобретают планетарный масштаб так, что противостоять им часто не в состоянии не только отдельные страны, но и все международные сообщество.
Продолжает увеличиваться разрыв в доходах между наиболее богатыми и наиболее бедными людьми. В 1960 г. доходы 20% наиболее богатых людей планеты в 33 раза превосходили доходы 20% наиболее бедных, в 1997 г. это соотношение достигло пропорции 64:1 (с.20).
Разрыв в доходах увеличивается также между странами, и внутри отдельных стран. В настоящее время в Восточной Азии доход на душу населения в 7 раз выше, чем в 1960 г., и в 3 раза выше, чем в 1980 г. Вместе с тем в африканских странах южнее Сахары и в других наименее развитых РС доход на душу населения ниже, чем в 1970 г. Что касается бывших соцстран с переходной экономикой, то здесь произошло невиданное за всю историю усиление неравенства. Наиболее яркое проявление неравенства наблюдается в России: доля доходов 20% наиболее богатых граждан в 11 раз превышает доходы 20% наиболее бедных граждан (с.20). Неравенство в доходах также значительно в Китае, Индонезии, Таиланде и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии.
По данным исследований, неравенство усилилось и в большинстве стран ОЭСР в 80-е годы и в начале 90-х годов. Из 19 стран только в од-
ной стране отмечалось некоторое улучшение. Наиболее заметное ухудшение зарегистрировано в Швеции, Великобритании и США. В 80-90-е годы число семей, живущих за порогом бедности, в Великобритании возросло на 60% и в Нидерландах — на 40%. В Австралии, Канаде, Великобритании и США уровень жизни по меньшей мере половины всех семей с одним родителем ниже порога бедности. Эти данные резко контрастируют с исключительной концентрацией богатства в руках ограниченного круга людей. За четыре года - 1994-1998 гг. — совокупная стоимость собственности 200 наиболее богатых людей планеты возросла с 440 млрд. до более 1 трлн. долл. В 1998 г. состояние трех самых богатых людей мира превысило совокупный ВНП 48 наименее развитых стран (с.21).
Как в богатых, так и в бедных странах в результате реструктуризации экономики и демонтажа системы социальной защиты отмечалось сокращение рабочих мест и ухудшение условий труда. Под давлением международной конкуренции страны и предприятия стали проводить более гибкую политику занятости. В Латинской Америке, например, реформы трудового законодательства способствовали увеличению гибкости рынка труда и введению более гибких форм трудовых контрактов. В 1996 г. доля трудящихся, работающих по контрактам, увеличилась в Чили на 30%, в Аргентине — на 36, в Колумбии — на 39 и в Перу — на 41%. Франция, Бельгия, Германия и Великобритания смягчили свои законодательные нормы в отношении увольнения рабочей силы. В Нидерландах, Испании и Великобритании была проведена децентрализация переговоров по заработной плате.
В условиях НТП трудящиеся должны постоянно обновлять свои знания и умения. Между тем даже в наиболее богатых странах многие не имеют даже элементарных базовых знаний. В странах ОЭСР, несмотря на обязательное начальное и среднее образование, каждый седьмой не владеет грамотой и не способен заполнить заявление о приеме на работу. Те, кому не удается устроиться на работу официально, часто попадают в теневую экономику. В Латинской Америке в 90-е годы из каждых 100 созданных рабочих мест 85 относились к теневому сектору.
Глобализация создает многочисленные возможности для мошенничества. Преступность принимает интернациональный характер, и этот процесс развивается очень быстро. Ему невозможно противостоять, несмотря кооперацию различных стран. В настоящее время в мире насчитывается 200 млн. наркоманов, что представляет угрозу всему мировому сообществу. За последнее десятилетие производство опиума почти ут-
роилось, а производство кокаина удвоилось. С 1990 по 1997 г. в Белоруссии число преступлений, связанных с наркотиками, возросло с 4 до 28 на 100 тыс. жителей, а в Эстонии — с 1,4 до 8 на 100 тыс. жителей. В 1995 г. объем торговли наркотиками оценивался в 400 млрд. долл., что эквивалентно 8% мировой торговли. Это больше, чем доля торговли черными металлами или автомобилями, нефтью и газом (8,6%).
Торговля оружием также развивается быстрыми темпами. Это дестабилизирует общество и страны, провоцирует конфликты в Африке и Восточной Европе.
Причина перечисленных отрицательных явлений, по мнению экспертов, кроется в возрастающей власти и влиянии руководителей преступного мира, доходы которых оценивается в 1500 млрд. долл. в год. Их экономическая мощь сравнима с мощью многонациональных компаний. Криминалитет может внедряться в деловые и политические круги, в правительства. Представители преступных организаций различных стран действуют вне национальных границ, формируют мировую сеть, используя в своих целях преимущества глобализации.
С. Н.Куликова