Научная статья на тему '2000. 02. 058. Европейский союз и критерии организованной преступности. (научно-аналитический обзор)'

2000. 02. 058. Европейский союз и критерии организованной преступности. (научно-аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 02. 058. Европейский союз и критерии организованной преступности. (научно-аналитический обзор)»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

2000.02.058. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И КРИТЕРИИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ. (Научно-аналитический обзор).

Организованная преступность — одна из наиболее сложных и тревожных проблем современности. Она стремительно растет, усиливается, крепнет, охватывая своими ядовитыми щупальцами все более широкие сферы жизни общества.

Противодействие любой негативной реальности, а тем более борьба с таким серьезным и опасным феноменом, как организованная преступность, невозможны без четкого определения этого явления, его признаков и особенностей. Вместе с тем нельзя не заметить отсутствие ясности в решении данной проблемы. Среди юристов, как теоретиков, так и практиков, нет единства в вопросе определения организованной преступности, формулировании ее понятия.

В свете исследуемой темы определенный интерес представляет работа, проводимая Европейским союзом.

В 1995 г. Совет Европейского союза пришел к выводу о настоятельной необходимости пересмотреть отношение к проблеме организованной преступности в Союзе, и в этой связи выработать ряд общих критериев определения организованной преступности.

Следует отметить, что доклады Европейского союза о состоянии и тенденциях движения международной организованной преступности начали публиковаться с 1993 г., но впервые в 1995 г рабочая группа по вопросам наркотиков и организованной преступности разработала ряд инструкций о порядке подготовки и изложения информации в ежегодных национальных докладах, представляемых в Европейский союз (3, с.181). В частности, в этих инструкциях конкретизировался круг вопросов, который должен освещаться в докладах, и приводился перечень черт и особенностей, характеризующих организованную преступность, т.е. формулировалось руководство по определению организованной преступности и ее отграничению от других видов преступной деятельности. К особенностям, характеризующим организованную преступность, было отнесено: 1) взаимодействие (совместная деятельность) более двух лиц; 2) разделение функций (у каждого участника должна быть своя, заранее четко определенная задача); 3) деятельность на протяжении длительного периода времени или без заранее установленного срока; 4) жесткая внутренняя дисциплина и контроль; 5) подозрение в совершении тяжких, серьезных преступлений; 6) выход за пределы национальных границ; 7) применение насильственных или других методов принуждения с целью устрашения (запугивания); 8) использование коммерческих или иных деловых структур; 9) участие в отмывании денег; 10) влияние (воздействие)на политику, средства массовой информации, органы управления, органы юстиции и экономику; 11) цель - прибыль, выгода, власть (3, с.182; 9, прилож. "С").

В инструкции указывалось, что для отнесения того или иного вида преступления или преступного формирования к организованным необходимо их соответствие как минимум шести из 11 вышеназванных критериев, при этом обязательно присутствие критериев, зафиксированных под номерами 1, 5 и 11.

Следует отметить, что вышеназванные 11 критериев создали важный фундамент для совместной работы полиции государств —участников Европейского союза в сфере борьбы с организованной преступностью и подготовки национальных полицейских докладов, ежегодно направляемых информационной службе Европейского полицейского ведомства (Европола). Следует также отметить, что согласно представленной Европейским союзом системе критериев к организованной преступности могли быть отнесены как отдельные противоправные деяния, так и преступные организации. Такой подход позволил квалифицировать серии преступных деяний как организованную преступность, даже при условии, что за их совершением не стояло никакой организованной структуры. Это значит, что сотрудничество ad hoc более двух лиц в совершении таких преступлений, как, например, ограбление банка или контрабанда, может

квалифицироваться как организованная преступность, если их действия отвечают еще трем из 11 вышеназванных характеристик (3, с.182-183).

Представляется целесообразным более подробно осветить предложенные Европейским союзом критерии организованной преступности. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

1. Взаимодействие более двух лиц

Первое условие, необходимое для отнесения преступности к организованной, - это наличие организации, которая в данном случае предусматривает участие в совершении деяния более чем двух лиц, а именно группы лиц. Однако в этом первом и непременном признаке исследуемой преступности не предусматривается требований об организации в традиционном смысле этого понятия, в частности о разделении труда - выполнении каждым из участников своих четко определенных функций, формализации отношений между участниками, их субординации. Взаимодействие (совместная деятельность) допускает любые формы организации, начиная от самых свободных объединений и кончая наиболее традиционными, иерархическими, жестко структурированными.

Данное (первое) условие о совместной деятельности в группе, состоящей из более двух лиц, служит важным критерием разграничения специального правового и общепринятого, обыденного понимания организованной преступности. В повседневной жизни совершение ряда хорошо спланированных и подготовленных преступлений одним лицом, например, многократная, незаконная поставка женщин из других стран для занятия проституцией, часто воспринимается гражданами как организованная преступность. Однако недостаточно, чтобы преступление было хорошо организовано. Необходимо, чтобы при этом оно совершалось группой, состоящей из более двух лиц. Первый критерий организованной преступности был сформулирован на основе многочисленных исследований, проведенных в области рассматриваемой преступности, которые показали, что организованная преступность не обязательно осуществляется жестко структурированными образованиями, но нередко и весьма свободно сформированными объединениями или сетью объединений (14).

2. Разделение функций (у каждого участника должна быть своя, заранее четко определенная, задача).

Разделение функций предполагает четкое распределение обязанностей между членами группы, а также более высокий уровень организации этих групп относительно других подобного рода образований, где такого разделения не предусматривается.

Задачи, стоящие перед организацией, столь многообразны, разносторонни и специализированы, что для их решения возникает настоятельная необходимость в использовании лиц различных квалификации, области и уровня знаний, должностей и рангов. Разделение функций в этой связи надо рассматривать в широком смысле: иерархическая система самой организации тоже может рассматриваться как одна из форм разделения функций. Иерархия разделения функций подразумевает определенную структуру власти, характеризующуюся неравенством членов организации. В исследованиях, посвященных проблемам, о преступных организаций, получило достаточно широкое освещение как функциональное, так и иерархическое разделение деятельности. Так, например, Х.Абадинский отмечает, что организованная преступность в США использует разделение функций в зависимости от квалификации членов организаций. В частности, он говорит о функции исполнителя — "enforcer", лица, выполняющего поручение, предполагающее применение силы. Приводятся и другие примеры специализированных функций - "fixer" и "money mover". К компетенции "fixer" относится налаживание связей с представителями власти и решение проблем, возникающих с правоохранительными органами. "Money mover"специализируются в области отмывания денег (1, с.7).

Следует отметить отсутствие единства во взглядах и мнениях исследователей по поводу форм и структур власти, наиболее характерных для организованной преступности. Х. Абадинский утверждает, что организованные преступные группы характеризуются трех (или более) уровневой вертикальной структурой власти, при этом авторитет связывается лишь с рангом, с занимаемым положением и практически не зависит от личностных характеристик (1,

с.6). Американские специалисты Деннис Дж.Кенни и Джеймс О.Финкенауэр также считают, что организованные преступные группы обладают четкой иерархией руководителей и подчиненных. Однако, указывают они, наряду с этим, при названных формированиях действуют определенное число "попутчиков" и отдельные группы лиц, связанные с данной организацией, но не столь жесткими контактами (8, с.4).

Несколько иных взглядов придерживается М.Д.Мальтц. Он не отрицает, что организованные преступные группировки, как правило, обладают жесткой иерархической структурой. Вместе с тем определение организованной преступности, по его мнению, не может основываться на какой-либо одной конкретной форме ее построения, поскольку эти структуры весьма непостоянны (12, с.28).

3. Деятельность на протяжении длительного периода времени или без заранее установленного срока

Третья характеристика организованной преступности основывается на том, что ее преступные формирования представляют собой стабильные структуры или во всяком случае не носят характера ad hoc. Данный критерий, как и другие, имеет своей целью показать их организованный, устойчивый характер, отграничив от случайных, спонтанных преступных групп и объединений. Х.Абадинский, так же как Д.Д.Кенни и Д.О.Финкенауэр, настаивает на том, что формирования организованной преступности представляют собой стабильные (длящиеся) "конспирации". Это означает такое внутреннее устройство, такую иерархическую структуру, которые обеспечивают настолько самостоятельное существование формирования, независимое от его лидеров, что даже смерть лица, занимающего руководящее положение в преступной группе, или его осуждение к лишению свободы не приводят к гибели организации. Выбывшие функционеры заменяются другими (1, с.6; 8, с.4). М.Д.Мальтц не считает стабильность и длительность функционирования преступного образования решающим фактором в определении организованной преступности. По его мнению, организованная преступность может выступать как в виде стабильных, действующих длительное время структур, так и кратковременных образований. Вместе с тем, указывает он, для преступных организаций, занимающихся, например, распространением наркотиков, вымогательством или незаконными азартными играми, фактор долговременности играет роль цементирующей основы (12, с.28).

4. Жесткая внутренняя дисциплина и контроль

Четвертый признак организованной преступности относится к дисциплине и контролю, осуществляемых внутри преступной структуры. Весьма сложно представить себе деятельность какой-либо организации без той или иной формы дисциплины и контроля. Поэтому применительно к исследуемой теме более уместными представляются понятия "особая дисциплина" и "особый контроль", ибо нет сомнения в том, что речь идет о средствах и способах, необходимых для обеспечения условий деятельности преступной организации и ее защиты от преследований со стороны правоохранительных органов.

Х.Абадинский подчеркивает, что в организованной преступной группе, так же как в любой легитимной организации (учреждении), действуют правила и предписания, которые должны беспрекословно соблюдаться всеми ее членами (участниками, сотрудниками) (1, с.8). Д. Д. Кенни и Д.О. Финкенауэр указывают, что устав, ритуальное посвящение, установленные нормы, предписания, правила деятельности, порядок руководства (управление) — все вместе обеспечивает контроль в организованном преступном формировании. Названные правила, предписания, ритуалы - секретны. Секретность обеспечивается обетом (законом) молчания, нарушение которого влечет за собой исключение, изгнание из организации или смерть (8, с.6).

По мнению М.Д.Мальтца, значение применения силы как средства поддержания внутренней дисциплины преступных организаций постепенно снижается. Не столь важен и не столь обязателен для исполнения, по его утверждению, и обет (закон) молчания, что подтверждается многочисленными примерами выступлений членов преступных организаций в суде в качестве свидетелей против своих преступных формирований. Дисциплина в организациях, где большинство членов вооружены и всегда готовы применить оружие, основывается на высокой степени доверия между участниками этих организаций. Хотя

М.Д.Мальтц и признает, что без наличия определенного внутреннего контроля сообщество индивидов нельзя признать организацией, тем не менее, с его точки зрения, этот контроль не может служить фактором, характеризующим только организованную преступность, критерием ее отграничения от других видов противоправной деятельности (12, с.29).

5. Подозрение в совершении тяжких, серьезных преступлений

Пятый признак, который является одним из трех обязательных, непременных характеристик организованной преступности, содержит три существенных требования. Во-первых, это подозрение в преступной деятельности, вероятности совершения преступления. При формулировке данного признака не уточняется, на чем такое подозрение должно строиться. Но поскольку такой критерий называется и значит, должен учитываться полицией, то для понимания термина "подозрение" применительно к рассматриваемой проблеме надо исходить из следующих требований: подозрение должно быть чем-то подкреплено, на чем-то основано, иметь под собой реальную почву; подозрение должно быть связано с определенным действием или деятельностью; подозрение должно быть направлено против определенного лица или, применительно к данной ситуации, против соответствующей организации; подозрение должно быть связано с уже совершенным деянием (13, с.89). Последнее с позиции некоторых специалистов представляется сомнительным. По их мнению, такое подозрение может быть связано как с уже совершенным преступлением, так и с предстоящим, подготовленным, запланированным (34, с.186).

Во-вторых, это (недетализированное) требование касается тяжести, серьезности преступления (преступной деятельности). Следует предположить, что данное требование предусматривает определенную оценку деяния. Регистрация сведений и составление докладов о состоянии организованной преступности - это формы контроля, осуществляемого полицией, которые могут иметь серьезные последствия для лиц, замешанных в такого рода делах. Поэтому необходимо соблюдение пропорциональности между тяжестью совершенного деяния и применяемых мер воздействия. В руководстве, устанавливающем порядок подготовки докладов (на национальном уровне) о состоянии организованной преступности, перечисляются следующие виды тяжкой преступности: наркопреступность, мошенничество, подлог (фальсификация, подделка), вооруженное ограбление, похищение людей, вымогательство, похищение и укрывательство похищенных автотранспортных средств, кража произведений искусства, незаконная торговля огнестрельным оружием, торговля людьми, проституция, детская порнография, экологическая преступность, незаконные азартные игры, отмывание денег (3, с.187; 9, прилож. "В").

В-третьих, само собой разумеется, что речь идет о преступлениях, а именно о деяниях, совершение которых влечет за собой уголовную ответственность, и не о единичном деянии, а о множестве, серии тяжких (серьезных) преступлений.

6. Выход за пределы национальных границ

Транснациональный характер преступной организации может рассматриваться как показатель более высокой квалификации данной структуры, ее диапазона и уровня профессионализма, ибо вполне естественно предъявлять более высокие требования к деятельности международной организации, чем национальной.

Такой признак, как активность, выходящая за пределы государственной границы, не служит, как правило, предметом обсуждений при определении критериев организованной преступности, так как национальная преступность может носить столь же организованный характер, как и международная. То, что данный признак включен Европейским союзом в характеристики организованной преступности, следует рассматривать как результат международного сотрудничества, в процессе которого он был назван и вошел в общий перечень предложенных критериев. Если преступная организация действует не соблюдая государственных границ, то вполне закономерно, что это обстоятельство учитывается в совместной работе полицейских служб государств — участников Европейского союза.

7. Применение насильственных или других методов принуждения с целью устрашения (запугивания)

Нет сомнения в том, что одна из особенностей организованной преступности -готовность прибегнуть к применению силы или к угрозе насилием.

Применение физической силы, по мнению М.Д.Мальтца, диктуется тем, что внутри самой преступной структуры, между нею, ее клиентами и другими организациями неизбежно возникают конфликты. В обществе они обычно решаются посредством суда и прокуратуры, в незаконных же формированиях — с помощью иных способов и средств (12, с.27).

Следует отметить, что согласно формулировке, предложенной Европейским союзом, именно факт запугивания, страха занимает центральное место, именно с этой целью применяются насилие или угроза насилием. Поэтому смысл данного критерия в том, что предпринимаемые действия могут реально вызвать подобного рода чувства у тех, против кого они направлены. Таким образом, под применением насильственных действий понимается как применение силы, так и угроза ее применения. К другим мерам, применяемым с целью запугать кого-либо, заставить действовать в интересах преступной организации, относятся методы экономического воздействия, разные способы нанесения материального ущерба, а также угрозы разоблачением, распространением порочащих сведений и т.п.

8. Использование коммерческих или иных деловых структур

Организованная преступность часто выступает или может выступать в качестве предприятия, сочетающего законный и незаконный бизнес. Такое сочетание может быть следствием многих причин. Например, в процессе законного предпринимательства внутри легальной организации возникают и начинают развиваться отдельные направления незаконной деятельности, или преступная организация инвестирует свои средства в законные структуры, или добивается совместного владения законным предприятием в счет возмещения долга (легальной структурой). Есть и другие мотивы, побуждающие организованную преступность кооперироваться с законными учреждениями. В частности, такое сотрудничество используется в целях отмывания денег, добытых преступным путем. Кроме всего прочего, законное предприятие может служить для прикрытия преступной деятельности.

9. Участие в отмывании денег

Интеграция денег, добытых незаконным путем, в легальную экономику неразрывно связана с корыстной преступностью и особенно с теми ее видами, которые сопряжены с деятельностью организованной преступности.

Критерий, предусматривающий отмывание денег в качестве признака организованной преступности, представляет собой как бы продолжение 8-го признака об использовании коммерческих и иных деловых структур, ибо вряд ли возможно себе представить отмывание преступных "грязных" денег без использования легальных учреждений.

10. Влияние (воздействие) на политику, средства массовой информации, органы управления, органы юстиции и экономику

Коррупция в форме подкупа (взятки) или попытки подкупа представителей власти, политиков, чиновников, правоохранительных органов является, согласно специальной литературе важным признаком организованной преступности, а по мнению отдельных криминологов, ее главным признаком (4, с.319).

В частности, следует отметить, что подкуп используется организованными преступными группировками в равной степени как для того, чтобы защитить, обезопасить себя от преследований со стороны правоохранительных органов, от арестов и судебных разбирательств, так и для достижения поставленных целей в области бизнеса, например, получения более высокой прибыли, более выгодных заказов и т.п. (12, с.25).

Однако вместо хорошо известного понятия "подкуп" в критериях, предложенных Европейским союзом, используется более широкое определение, — "влияние". Основное

различие между этими двумя понятиями состоит в том, что "подкуп" - априорно незаконная форма оказания или попытки оказания давления, в то время как избранная Европейским союзом формулировка, помимо незаконных, предполагает возможность использования и законных методов и средств воздействия (влияния). Здесь возникает целый ряд вопросов. Можно ли законную политическую активность или лоббизм рассматривать как "влияние на политику"? Можно ли участие в политической или культурной деятельности рассматривать как "влияние (давление) на средства массовой информации"? Можно ли, например, помощь адвоката для защиты своих интересов рассматривать как "давление на административные органы или органы юстиции"? Можно ли активность в области производства рассматривать как "влияние на экономику"? Таким образом, толкование этого понятия может быть столь широким, что практически позволяет охватить любой вид политической, общественной и т.п. деятельности, но это определение может обозначать и весьма узкое понятие, где "влияние" идентифицируется с коррупцией, с подкупом как откровенно преступным средством воздействия на органы власти.

11. Цель - прибыль, выгода, власть

В криминологии часто подчеркивается, что деятельность организованной преступности не может носить идеологического характера. Ее цель - деньги и власть, а не политические пристрастия. Следовательно, организованная преступность по своему существу отличается от преступных организаций, чья активность связана с политическим экстремизмом, от организаций, хотя и сформированных по тому же принципу, что и организованная преступность, но руководствующихся в своей деятельности политическими целями (1, с.6; 8, с.3). Таким образом, исходя из того, что данный критерий выступает в качестве одного из обязательных, непременных признаков в ряду 11 названных Европейским союзом преступления, совершенные преступными формированиями по политическим мотивам в виде

террористических актов, не могут рассматриваться как организованная преступность.

* * *

Одиннадцать критериев организованной преступности, подготовленных в результате совместной работы представителей Европейского союза, нельзя рассматривать как окончательные. Речь, скорее, идет об операциональной системе классификации, которая охватывает как преступления, так и преступные организации. Данная система основывается на ряде самых существенных, главных характеристик организованной преступности и имеет своей целью отграничить, отделить организованную преступность от других видов преступности, а именно система классификаций, которая может использоваться в совместной практической деятельности государств — участников Европейского союза в борьбе с преступностью

Такая в основном описательная система не дает, конечно, представления о причинах возникновения и роста организованной преступности. В отличие от четкого научного определения, система критериев, предложенная Европейским союзом, основывается на взвешивании (оценке) и объединении разных признаков. При этом для отнесения преступности к организованной необходимо наличие как минимум шести из 11 критериев, среди которых непременно должны присутствовать три обязательных признака. Это значит, что если ряд преступных деяний будет совершен в строго организованном порядке, в соответствии с определенными критериями и с использованием предусмотренных данными критериями методов, то такая преступная деятельность и преступные группы, ее осуществляющие, могут характеризоваться как организованная преступность.

Критерии организованной преступности, предложенные Европейским союзом, не предусматривают узкого, заключенного в четкие теоретические рамки понимания исследуемого вопроса (11). Названные критерии не ограничивают также представления об организованной преступности как о преступной деятельности мафиозных и схожих с ними структур. Последнее, кстати, весьма распространенное ошибочное мнение, особенно среди представителей власти.

Однако такой подход Европейского союза содержит и ряд проблем. Во-первых, представленная (достаточно широкая) система критериев организованной преступности не обеспечивает возможности для выявления четких характеристик исследуемой преступности. Вместо того, чтобы сформулировать определение организованной преступности как самостоятельного отдельного вида преступности, отличного от других ее видов, организованная преступность характеризуется как сумма понятий ряда серьезных преступлений, которые ранее уже имели свое определение. В качестве примера можно привести экономическую

преступность, которая при определенных условиях подпадает под все вышеперечисленные 11 критериев организованной преступности.

Организованная преступность, при таком ее толковании, рассматривается как преступность особой категории, "надкатегории", которая в принципе может охватить все виды преступной деятельности и преступных формирований, и именно эта идея в конечном итоге нашла свое выражение в предложенной Европейским союзом системе критериев.

Следовательно, такой подход не направлен на формулирование специального, строго научного определения организованной преступности. Он строится главным образом на других соображениях, а именно оценке серьезности преступности, опасности, которую она представляет для общества.

Система критериев организованной преступности, базирующаяся на степени опасности, угрозе обществу, может быть полезной и с юридической точки зрения, если акцентировать внимание на организованной преступности как на особой уголовно-правовой проблеме. Организованная преступность обладает весьма значительной силой и властью в разных областях жизни общества, в том числе и такой важной области, как экономика. В этой ситуации законы могут оказаться бессильными, возникнет угроза действующей власти, выполнению ею своих функций. В результате параллельно законной власти могут образоваться структуры, которые присвоят себе властные полномочия в разных сферах управления, в частности, например, в сфере управления сбором налогов.

Другим объяснением широты системы критериев организованной преступности может служить ее международный характер.

Выход организованной преступности за пределы национальных границ резко повышает общественную опасность данного вида преступности, ибо значительно усложняет деятельность по борьбе с этим негативным явлением, затрудняет расследование такого рода дел, особенно если они совершаются лицами, подлежащими юрисдикции разных стран. Ситуация усугубляется коррупцией властных структур и правоохранительных органов. В частности, по мнению датского ученого Й.Бая, коррупция, помимо всего прочего, имеет своей целью разрушить один из основополагающих принципов - принцип равенства всех перед законом (3, с.192).

Следует подчеркнуть, что именно эти, угрожающие общественному порядку особенности и составляют, с точки зрения ряда специалистов, характерные черты организованной преступности, и именно эти черты, по их мнению, должны служить основанием для определения данного вида преступности. Именно названные черты организованной преступности, методы, посредством которых преступные структуры реализуют свою деятельность и обеспечивают свою безопасность, служат отличительными признаками данной преступности и именно на этих признаках следует концентрировать внимание при формулировании адекватного, четкого понятия организованной преступности (3, с.192). Следовательно, из общего числа критериев, разработанных Европейским союзом, согласно такому подходу, к обязательным характеристикам организованной преступности относятся главным образом пункты 6-10, а не такие факторы, как тяжесть совершенных деяний или объединение в преступные группировки.

Вместе с тем критерии, разработанные государствами -участниками Европейского союза и рассматриваемые как некое руководство в процессе обмена информацией между органами, ответственными за борьбу с организованной преступностью этих государств, а также ежегодные национальные доклады, представляемые Европейскому союзу с учетом этих критериев, и их дальнейшая обработка для подготовки доклада об общем состоянии организованной преступности в государтсвах - участниках Союза, преследуют также и определенные политические цели. Эти цели состоят в том, чтобы показать состояние организованной преступности во всех странах Европейского союза, вместе взятых, и разработать основу для совместной деятельности полиции этих стран, достигнуть определенного единообразия в сфере уголовно-правовой законодательной деятельности государств - участников Европейского союза. Ежегодные доклады, представляемые Европейскому союзу, также служат аргументом, подтверждающим полезность, целесообразность Европейского полицейского ведомства (Европола) и необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества полицейской службы стран Европейского союза. По-видимому, названные политические цели также во многом объясняют причину широкого перечня критериев определения организованной преступности. Такой подход должен в большей степени содействовать восприятию названного вида

преступности как более всеобъемлющего и серьезного, чем четкое, узкое научное его определение.

Следует отметить, что в уголовном праве большинства стран Европейского союза не сформулировано понятие организованной преступности. По всей вероятности, такая ситуация обеспечила Европейскому союзу значительную свободу действий при подготовке перечня критериев организованной преступности, ибо отсутствие должного уровня исследований в данной сфере создает больше простора для маневра, чем если бы речь шла о давно и четко сформулированном понятии. Что же касается определений организованной преступности, представленных в специальной литературе Италии, Германии, Голландии и Англии, то они, по всей вероятности, также способствовали расплывчатости (широте) предложенных критериев, поскольку разработка общих критериев должна была основываться на объединении, интеграции

уже имеющихся национальных понятий.

* * *

В свете рассматриваемой проблемы особый интерес представляет одно из государств — участников Европейского союза - Дания, в которой, по утверждению некоторых датских специалистов, организованная преступность была "введена", не возникла и развивалась, а именно была "введена" в 90-х годах в течение весьма короткого периода времени и... по инициативе самих датских властей (3, с.175). Это, казалось бы, парадоксальное утверждение основывается на том, что многие общеизвестные виды преступности были отнесены к организованной преступности и в этом смысле можно говорить о целенаправленном, искусственном конструировании понятия "организованная преступность" как общественной и уголовно-правовой проблеме Дании 90-х годов. Это можно рассматривать и как историю институционализации определенного понимания организованной преступности.

В докладе Министерству юстиции Дании, подготовленном в феврале 1995 г. полицейской службой страны, отмечался весьма незначительный уровень организованной преступности по сравнению с другими странами. Согласно данным, полученным в результате исследований, проведенных полицией, в Дании практически отсутствовали организованные преступные формирования. Условно к ним можно было отнести группы рокеров, которые по ряду характеристик ближе всего к названным преступным структурам (11, с.1).

Вместе с тем в докладе отмечалось, что в свете стремительного роста организованной преступности, наблюдаемой в других европейских странах, и особенно в странах Восточной и Центральной Европы, следует, по всей вероятности, ожидать изменения картины преступности в Дании, при этом, по-видимому, значительное место обретет организованная преступность (11, с.8). Эти опасения сбылись: уже год спустя положение в данной области приобрело совсем иной характер.

В ежегодном докладе подготовленном датской полицейской службой в 1996 г. для рабочей группы Европейского союза по вопросам наркотиков и организованной преступности, опять отмечался относительно незначительный уровень организованной преступности в Дании. Вместе с тем указывалось на то, что в последние годы наблюдается рост организованной преступности как среди датских, так и этнических преступных группировок (3, с .176). Эти сведения подкреплялись детальным анализом преступности отдельных национальных преступных групп и отдельных видов преступности (преступлений). При этом настойчиво подчеркивалось, что преступность организованная. Отмечалось, что пакистанские граждане и этнические пакистанцы - британские и датские граждане составляют основные наиболее активные группы организованной преступности. Организованная преступность, связанная с контрабандой и торговлей наркотиками, представлена в основном гражданами Ирана; некоторые лица из Китая подозреваются в принадлежности к международным преступным организациям; преступные группы из бывшей Югославии активно участвуют в преступности, связанной с наркотиками, а также с организованной корыстной преступностью, в частности, с похищением автотранспортных средств. Что же касается государств - участников Европейского союза, то тут в первую очередь выделяются преступные организации из Голландии. Наиболее значительные и жестко иерархически управляемые преступные организации в Дании представлены группами рокеров.

Об отдельных видах преступности (преступлений) в рапорте сообщалось следующее: контрабанда кокаином осуществляется организованными южно-американскими группировками,

ими же осуществляется контрабанда и сбыт канабиса; пакистанские группировки занимаются организованным мошенничеством в налоговой сфере; объектом мошенничества организованной преступности оказались также финансовые интересы Европейского союза (16); хорошо организованные преступные группы из Центральной и Восточной Европы занимаются кражами со взломом, кражами со складов и магазинов; наблюдается организованная контрабанда людьми; отмечаются преступления против окружающей среды; констатируется отмывание больших денег, в частности связанное с организованной контрабандой гашиша из Голландии (3, с.176). Таким образом, создается впечатление, что лишь год спустя после благоприятных выводов, представленных в выше названном докладе полиции Министерству юстиции Дании (февраль 1995) можно было уже констатировать достаточно широко развившуюся организованную преступность, связанную с наркотиками, мошенничеством, торговлей людьми, экологической преступностью, отмыванием денег, а также рост числа преступных организаций, сформированных из разных этнических групп. Что же касается вооруженных ограблений, вымогательств, незаконной торговли оружием, т.е. тех видов преступности, которые также могли быть связаны с преступными структурами, то в докладе наблюдалась определенная нечеткость их характеристик.

Следует, однако, отметить, что, по утверждению датских специалистов, в действительности в названный период драматического роста организованной преступности в Дании не произошло. Резкое же изменение картины преступности следует рассматривать как результат ряда изменений в ведении статистического учета и формирования нового понятия организованной преступности (3, с.177). При этом, по-видимому, не последнюю роль сыграло решение Совета Европейского союза о необходимости пересмотреть отношение к проблеме организованной преступности и разработки общих критериев ее определения. Эти критерии были разработаны и приняты как раз в то время, когда полицейская служба Дании должна была готовить свой ежегодный доклад Европейскому союзу о состоянии организованной преступности в стране. По всей вероятности, названные критерии оказали определенное влияние на лиц, готовящих соответствующие материалы, и таким образом в значительной степени послужили причиной того, что состояние организованной преступности, согласно полицейскому докладу, неожиданно оказалось более серьезным, чем ранее.

Следует отметить, что датское право не предусматривало такого понятия, как организованная преступность. Стало быть, согласно уголовному праву Дании, в стране вообще не существовало организованной преступности. Однако уже в 1991 г. это понятие было использовано в докладе, предоставленном Министерством юстиции правовой комиссии Фолькетинга (парламента Дании). Авторы доклада внесли также предложение о создании специального рабочего регистра в связи с исследованием проблемы организованной преступности, проводимым полицией. Этот регистр должен был стать базой для разработки статистических данных об организованной преступности (7, с.12). В докладе не приводилось каких-либо четких предложений, размышлений или установок по поводу того, что следует подразумевать под понятием "организованная преступность", но содержащееся в докладе описание преступности группировок рокеров в определенной степени создало основу для выявления ряда признаков этой преступности, в частности организованность, профессионализм, четкая координированность действий, руководство из единого центра. Задолго до формулирования этих признаков произошло изменение в понимании проблемы рокеров. Ранее эта проблема воспринималась как проблема, связанная с молодежью. Но уже в 80-х годах полицией была предпринята попытка переквалифицировать общепринятое понятие "рокер" в понятие "преступные банды рокеров". При этом она ссылалась на перевод (ошибочный) американского понятия "outlaw motorcycle gangs". С начала 90-х годов все чаще преступность рокеров стала квалифицироваться как организованная преступность (10). Данная проблема, не без вмешательства полиции, получила широкое освещение в средствах массовой информации. При этом господствовало мнение, согласно которому преступность рокеров следует рассматривать как вид организованной преступности.

В результате шумной кампании в средствах массовой информации и доклада Министерства юстиции, представленного правовой комиссии Фолькетинга, полицейская служба добилась в 1992 г. разрешения на учреждение специального регистра по вопросам организованной преступности с целью проведения дальнейших исследований в названной сфере (6). Таким образом обсуждение правовой комиссией Фолькетинга доклада Министерства юстиции и создание при полицейской службе специального регистра по проблемам организованной преступности привели к тому, что понятие и феномен организованной

преступности обрели политическое признание и были введены в оборот административно-правового языка.

Вскоре это понятие стало широко использоваться в дискуссиях по вопросам уголовной политики, среди работников полиции, а также чиновников исправительных учреждений, таможенных и налоговых ведомств. Полиция использовала фактор роста организованной преступности как аргумент для расширения своих полномочий, исправительные учреждения для получения больших денежных ресурсов, повышения окладов своим работникам, таможенное и налоговое управление для более эффективного обеспечения своей безопасности от посягательств со стороны структур организованной преступности.

В результате многочисленных дискуссий, проведенных в прессе и Фолькетинге, Министерством юстиции была создана рабочая группа, которая в 1995 г. разработала План действия (мер) в отношении организованной преступности (11). Рабочая группа, сформированная из представителей прокуратуры, полиции и исправительной системы, выступила с целым рядом инициатив по эффективизации борьбы с организованной преступностью. В частности, ставился вопрос об обеспечении более надежной защиты свидетелей и совершенствовании средств и условий ведения расследований в данной области. План действия достаточно осторожно оценивал опасность,

исходящую от организованной преступности. Согласно Плану организованная преступность подразделяется на два вида: первый - собственно организованная преступность, в узком смысле понятия, — подразумеваются преступные формирования мафиозного типа, второй - более широкое понимание организованной преступности, которая характеризуется менее сложной и жесткой организацией, чем мафиозные преступные структуры (11, с.4).

Следует отметить, что такой подход весьма распространен в специальной литературе. Чтобы не смешивать собственно организованную преступность и ее более широкое понимание, авторы разработали различные способы и методы их разграничения. Так, например, американский ученый Д.Кресси ставит это понятие в кавычки, когда говорит о широком, общепринятом понимании данного явления, и не ставит кавычек, когда дело касается научного определения исследуемой преступности (4). Другой специалист - М.Д.Мальтц различает организованную преступность в общем и особом, специфическом значении (12). Третий автор -Д.Альбини предложил использовать понятие "синдикатизированная" преступность для определения организованной преступности в особом, специфическом понимании (2). Однако ни одно из этих предложений не было принято.

Как уже отмечалось, оценки ситуации в Дании (в исследуемой сфере), приведенные в Плане действия, носили весьма осторожный характер. Есть основания считать, указывалось в Плане, что организованная преступность в Дании по-прежнему находится на весьма незначительном уровне... хотя и растет (11, с.4). В Плане действия говорилось лишь о некоторых сходных чертах группировок рокеров и организованной преступности, указывалось на то, что действия этих группировок характеризуются рядом черт, присущих действиям организованной преступности (11, с.5). Поэтому задачи, поставленные перед Планом действия, преследовали в первую очередь превентивные цели, указывалось на угрозу вторжения международной организованной преступности в пределы страны, если не предпринять необходимых мер по ее предупреждению (11, с.3). Для реализации Плана действия предлагалось учредить специальную программу обеспечения безопасности свидетелей, установить нормы, запрещающие членам банд присутствовать на судебных заседаниях по делам, связанным с деятельностью их преступных формирований; угрозы в адрес свидетелей предлагалось рассматривать как преступление, а именно широко криминализировать такие деяния; слушание свидетельских показаний по делам, связанным с организованной преступностью, предлагалось проводить в закрытом заседании; для повышения уровня следственной работы предлагалось укрепить сотрудничество между национальными и международными властными структурами, предоставить полиции более широкий доступ к подслушиванию телефонных разговоров, к применению разного рода устройств и систем для прослушивания помещений, а также право проведения тайных обысков, осмотров, использования специальных (секретных) агентов и др.

Оппозиция требовала принятия предложений, представленных в Плане действия, но правительство относилось весьма скептически к предоставлению полицейской службе слишком широких полномочий. Только после полугодовых жестоких разборок между двумя смертельно враждующими группировками рокеров правительство и оппозиция пришли к компромиссному решению.

Изменение в законодательстве предоставило полиции право прослушивать телефонные разговоры при расследовании некоторых категорий дел, в частности, если подозреваемые были втянуты в широкую криминальную активность; право проведения тайных обысков при расследовании особо серьезных дел, а в ряде случаев право использования доказательств, добытых путем, не предусмотренным соответствующими процессуальными нормами. Законом предоставлялись более широкие возможности для применения такой меры, как конфискация имущества осужденного, в том числе, например, в случае, если осужденный не смог доказать, что данное имущество приобретено законным путем. Следовательно, бремя доказывания в такой ситуации перекладывалось на плечи обвиняемого. Закон внес также ряд положений, направленных на защиту интересов свидетеля. Суду было предоставлено право запрещать членам банды присутствовать при рассмотрении дел, связанных с деятельностью их преступных формирований. Была установлена уголовная ответственность за угрозы, направленные против работодателя, свидетеля или его коллег. Было принято решение об учреждении рабочей группы, которая должна была разрешить вопрос, есть ли в Дании необходимость в разработке специальной программы по защите свидетеля (15).

Кроме того, было ужесточено наказание за незаконное хранение оружия.

* * *

По мнению ряда специалистов, в ближайшем будущем, помимо учета данных о преступных деяниях и преступных организациях, возникнет по-видимому, настоятельная необходимость в регистрации сведений и об определенных категориях лиц (3, с.193).

В связи с этим представляется целесообразным еще раз напомнить о том, что система регистрации информации о лицах, известных как члены преступных организаций или подозреваемые в участии в преступной деятельности таких формирований, уже с 1992 г. функционирует в Дании. Эти сведения отражаются в специальном регистре, фиксирующем результаты расследований деятельности организованных преступных группировок и бандформирований в стране (6). Информация, концентрируемая данным регистром, секретна, не подлежит оглашению. Следовательно, общество не имеет возможности ознакомиться с ней, выяснить, какие сведения фиксируются, какие критерии служат основанием для включения в регистр, какой круг лиц подлежит регистрации и т. п. Поэтому невольно возникает множество вопросов о целях создания такого регистра в Дании.

По всей видимости, одна из причин состоит в том, что расследование организованной преступности требует регистрации такого объема сведений и данных о таком широком круге лиц, которое не способен обеспечить традиционный регистр.

Поскольку предполагается, что организованная преступность представляет более высокий уровень преступной деятельности, более высокую ступень подготовки и профессионализма ее членов, то и борьба с ней значительно сложнее и требует гораздо больших усилий, чем борьба с другими видами преступности. Поскольку организованная преступность характеризуется наличием широкой запутанной сети скрытых связей, необходимо обеспечить выявление и фиксирование этих связей, в том числе и связей личного порядка. Последние также подлежат регистрации, при этом не обязательно, чтобы их участие в преступной деятельности основывалось на конкретном подозрении, достаточно предположения о возможности такого участия, других видов сотрудничества или связи с организованной преступностью. Столь широкий подход привел к значительному числу лиц, внесенных в специальный регистр Дании. Хотя показатели регистра считаются секретными, однако, согласно достоверным данным, в начале 1995 г. было зарегистрировано около 1000 членов (участников) преступных организаций или бандформирований и 7500 лиц, тесно связанных с этими участниками (3, с. 194) (жен, возлюбленных, членов семьи, друзей, знакомых и др.).

Другая причина создания специального регистра определялась стремлением ограничить доступ полиции к информации об исследуемой преступности.

Центральный уголовный регистр Дании также содержит многие сведения о результатах проводимых расследований, но им может пользоваться весьма широкий круг лиц, в частности, представители полиции, прокуратуры и пенитенциарной системы. Поэтому здесь невозможно сохранить секретность материалов, как это обеспечивается специальным регистром, содержащим данные об организованной преступности, к использованию которого допускается лишь ограниченное число специально подготовленных сотрудников полицейской службы.

Столь повышенные меры предосторожности диктуются, в первую очередь, страхом перед коррупцией полиции. Опыт, в том числе и поступающий из-за рубежа, говорит о том, что информация об организованной преступности часто в конечном итоге оказывается в руках тех, против кого она была направлена.

Именно такую ситуацию пытаются предотвратить при помощи специального регистра, в котором сосредоточиваются все сведения об организованной преступности, доступ к которым весьма ограничен. Вместе с тем принятые меры не исключают, в случае необходимости, например, при рассмотрении уголовных дел, возможность передачи сведений специального регистра определенному кругу учреждений как внутри страны, так и за ее пределами. Правила, устанавливающие и регулирующие порядок передачи соответствующих данных, были, помимо прочего, введены для обмена информацией, в частности с таможенным и налоговым управлением, с целью обнаружения "грязных" (черных) денег (6). Названные правила пока не предусматривают возможности передачи материалов специального регистра Дании информационной службе Европейского полицейского ведомства (Европола), однако узаконение такой передачи будет, по всей вероятности, реализовано в ближайшее время.

При Европейском полицейском ведомстве планируется создание двух информационных систем. Первая будет заниматься регистрацией данных о лицах, осужденных (подозреваемых) за совершение преступлений, борьба с которыми относится к компетенции Европола. Эта же система будет собирать материалы о лицах, в отношении которых, согласно национальному праву государств - участников Европейского союза, есть серьезные фактические основания предполагать, что они собираются (готовятся) совершить преступления, борьба с которыми относится к компетенции Европола (5, ст.8, ч.1, пункт 2). Сведения о лицах, подозреваемых в участии (членстве) в преступной организации, также подлежат регистрации этой информационной системой (5, ст.8, ч.3, пункт 4). Правом пользоваться вышеназванными данными будут представители полицейской службы государств — участников Европейского союза в Европоле, офицеры связи национальной полиции и сотрудники Европола.

Кроме того, по мере необходимости может быть создана вторая, так называемая аналитическая, база данных временного характера, которая, помимо сведений, регистрируемых вышеназванной информационной системой, может охватить данные о более широком круге лиц, например, пособников, сообщников, свидетелей и др. Доступ к аналитической базе данных будут иметь сотрудники Европола, офицеры связи и эксперты отдельных стран. При такой организации обмена сведениями любая информация, например Датского специального регистра, содержащего данные об организованной преступности страны, поступив в информационную систему Европейского полицейского ведомства, становится достоянием органов полицейской службы всех государств — участников Европейского союза и в этой связи может иметь серьезные последствия для зарегистрированных в ней лиц.

Возвращаясь к парадоксальным высказываниям датских юристов по поводу того, что в Дании в 90-х годах организованная преступность была "введена", не возникла и развивалась, а именно была "введена" и... по инициативе самих датских властей, представляются уместным еще раз напомнить о том, что уголовным правом Дании не предусматривалось такого понятия, как организованная преступность. Стало быть, согласно датскому уголовному праву, в стране вообще не существовало подобного рода преступности.

Действительно, еще в феврале 1995 г., согласно докладу, подготовленному полицейской службой страны для Министерства юстиции, в Дании практически отсутствовала организованная преступность. Хотя и высказывались серьезные опасения по поводу ее возможного роста в ближайшем будущем, весьма неожиданными оказались показатели, представленные в докладе (1996), подготовленном полицией Дании для рабочей группы Европейского союза по вопросам наркотиков и организованной преступности. Эти показатели говорили об уже достаточно широко развившейся организованной преступности в стране. Вместе с тем утверждалось, что реального роста организованной преступности не произошло и что резкое изменение картины преступности следует рассматривать как результат ряда изменений в ведении статистического учета и формирования нового понятия организованной преступности (3, с.177).

Формирование понятия организованной преступности в Дании происходило под воздействием двух факторов: внутреннего - национального и внешнего - Европейского союза, которые развивались параллельно, взаимно дополняя друг друга.

Национальный - определялся специфическими проблемами Дании и, главным образом, проблемами, связанными с группировками рокеров, их действиями, конфликтами, разборками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С начала 90-х годов все чаще преступность рокеров стала полицией квалифицироваться как один из видов организованной преступности.

Постепенно такой подход был принят датской прессой, общественностью, политиками и правоведами.

Как уже отмечалось, работники органов полиции и исправительной службы Дании сыграли не последнюю роль в том, что представление об уровне организованной преступности в стране обрело гипертрофированный характер.

Второй фактор - сотрудничество в правовой сфере и совместная деятельность полицейской службы в рамках Европейского союза. Стремление к образованию внутреннего рынка, расширению связей и свободному передвижению между странами Европейского союза привело в начале 90-х годов и к усилению сотрудничества в области борьбы с преступностью, особенно с организованной и транснациональной.

Все ежегодные доклады полицейской службы Дании о состоянии организованной преступности (после 1995 г.) готовились в соответствии с предложенными Европейским союзом указаниями, а перечисленные выше 11 критериев этой преступности послужили фундаментом для разработки официального определения организо-ванной преступности в стране (Дании). Это определение, в свою очередь, сформировало в последние годы общественное мнение о состоянии организованной преступности в Дании, наряду с данными, представляемыми в ежегодных докладах полицейской службы и сведениями о ее росте добросовестно публикуемыми в повседневной прессе.

Однако, как уже отмечалось выше, по утверждению датских специалистов, фактически никаких особых изменений в состоянии преступности, в том числе и организованной, в стране не произошло. Думается, что нет никаких оснований подвергать сомнению высказывания датских ученых.

Из всего вышеизложенного следует, что Дания может служить убедительным примером того, как чрезмерно расширительное толкование понятия организованной преступности привело не только к искажению реальной картины организованной преступности, гипертрофированному представлению о ее состоянии в стране, но и к серьезным изменениям в законодательстве и статусе целого ряда государственных ведомств и служб.

Список литературы

I. Abadinsky H. Organized crime. — 4. ed. - Chicago, 111: Nelson-Hall, 1994. - 371 p.

2. Albini J.L. The american mafia: Genesis of a legend. - N.Y.: Appleton - Century-

Croft, 1971. - 354 p.

3. Bay J. Da organiseret kriminalitet blev indfert til Danmark // Nord. tidsskr. for

kriminalvid. - Kebenhavn, 1998. - Arg. 85, N 3/4. - S. 175-201.

4. Cressey D.R. Theft of the nation: The structure and operations of organized crime in America. - N.Y.: Harper a. Row, 1969. - 367 p.

5. Europolkonvention: Konvention udarbejdet pa grundlag af artikel K.3 i traktaten om

Den Europsiske Union om oprettelse af en europsisk politienhed (Europol-konventionen) // De Europsiske Fslleskabers Tidende. - Bryssel; Strasbourg, 1995. - Arg. 38, N "C" 316. - S. 2-33.

6. Justitsministeriets forskrifter for Rigspolitichefens Ssrlige Efterforskningsregister vedrarende Organiseret Bandekriminalitet ("rockere"). - Kebenhavn: Justitsministeriet. 1992. - 82 c.

7. Justitsministeriets redegerelse af 18.11.1991 vedrarende "Rockerkriminalitet". -Kebenhavn, Justitsministeriet, 1991. - 69 c.

8. Kenney D.J., Finckenauer J.O. Organized crime in America. N.Y. Belmont C.A., Wadsworth, 1995. - 398 p.

9. K. 4-udvalget. Udarbejdelse af en fslles ordning for indsamling og systematrisk analyse af efterretninger om international organiseret kriminalitet. Radet 12247/1/94 94.28.2.1995. -Bruxelles: Den Europsiske Union; 1995, var. pag.

10. Kriminalistisk Instituts Arbog 1993 / Bay J. (red.) - Kebenhavn: Kriminalistisk Institut, 1994. -234 s.

II. Organisert kriminalitet. Rockerkriminalitet: En handlingsplan fra en arbejdsgruppe under Justitsministeriet. - Kebenhavn: Justitsministeriet, 1995. - 61 s.

12. The politics and economics of organized crime / Alexander H.E., Caiden G.E. (eds.) - Lexington (MA): Lexington books, 1985. - 175 p.

13. Politiselektion - politiprsvention: en rapport om kvalitative sndringer i 1980-ernes

politi // Koch H., Lorentzen H. (eds.). - Oslo: Nordisk Samarbejdsrad for Kriminologi, 1980. - 197 s.

14. Potter G.W. Criminal organizations: Vice, racketeering and polities in an American city. — Prospect Heights (Ill): Waveland press., 1994. - 213 p.

15. Vidnebeskyttelse. En rapport fra arbejdsgruppe under Justitsministeriet. - Kebenhavn: Justitsministeriet, 1998. - 57 s.

16. White S. Protection of the financial interest of the European Communities: The fight against fraud and corruption. - Hague: Kluver, 1998. - XIII, 244 p.

Л.Л.Ананиан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.