Научная статья на тему '2001. 01. 074. Булланже Э. Борьба против организован-ной преступности в Европе. Boullanger Н. La lutte Coutre la criminalite organisee en Europe // defence nationale. P. , 2000. Аn. 56. N 4. Р. 92-106'

2001. 01. 074. Булланже Э. Борьба против организован-ной преступности в Европе. Boullanger Н. La lutte Coutre la criminalite organisee en Europe // defence nationale. P. , 2000. Аn. 56. N 4. Р. 92-106 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 074. Булланже Э. Борьба против организован-ной преступности в Европе. Boullanger Н. La lutte Coutre la criminalite organisee en Europe // defence nationale. P. , 2000. Аn. 56. N 4. Р. 92-106»

2001.01.074. БУЛЛАНЖЕ Э. БОРЬБА ПРОТИВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ЕВРОПЕ.

BOULLANGER Н. La lutte coutre la criminalite organisee en Europe // Defence nationale. — P., 2000. - Ап.56. - N 4. - Р.92-106.

Глобализация экономических, финансовых, культурных и т.д. связей имеет “не только неоспоримые преимущества для населения мира, но и существенные недостатки: “новым и важнейшим элементом” нынешней ситуации являются транснациональные масштабы организованной преступности и появления самых настоящих многонациональных преступных корпораций” (с.92). Технологические новации - Интернет и электронные банки - стали чрезвычайно удобными средствами для совершения преступлений и сокрытия средств.

Проблемы борьбы с преступностью регулярно включаются в повестку дня крупнейших международных форумов, в том числе в Европейском сообществе. Здесь сложилась особая ситуация: с 1993 г. в Европе действует единый рынок, ликвидируются экономические границы, но еще нет единого юридического и полицейского пространства. Это, конечно, временно, но “создается благоприятная ситуация для развития в Европе организованной преступности” (с.93).

Европейский союз квалифицирует ее следующим образом: “Это структурированное объединение более чем двух людей, существующее определенное время и действующее согласованно с целью совершить правонарушение, наказуемое, по крайней мере, четырьмя годами тюрьмы, независимо от того, являются ли эти правонарушения целью в себе или совершаются для получения собственной выгоды и, если придется, для оказания воздействия на власть” (с.93). Кроме того, эти объединения должны соответствовать трем из нижеперечисленных условий: каждый из его членов выполняет определенную задачу; сотрудничество членов объедине-ния продолжительно и не ограничено во времени; в группе обеспечивается дисциплина и контроль; она действует на международном уровне, обращается к насилию и запугиванию; группа использует коммерческие и прочие структуры делового мира; ее деятельность связана с отмыванием денег; группа пытается влиять на политику, СМИ, органы государственной власти и правосудия, органы управления экономикой.

Независимо от того, с какой мафиозной деятельностью мы имеем дело - классической (сицилийская Коза ностра, китайские триады, японская Якудза), крупной организованной преступностью (колумбийские или мексиканские картели, русские группы) или широкомасштабными международными финансовыми акциями, все они

обладают общими главные характеристики: 1) использование коррупции; 2) олигополистичность: место уничтоженной группы тут же занимает другая; 3) “организованная преступность всегда имеет хороших

советчиков и поэтому легко находит бреши в различных правовых и юридических системах, выбирает наиболее уязвимые государственные сферы, умеет извлекать выгоду из любого изменения своей среды, и это “делает ее противников вечно отстающими” (с.94); 4)

транснациональность и совершенство махи-наций; оказывается, что границы не только не сдерживают организованную преступность, но и полезны ей, ибо защищают ее от преследований. Зачастую, имея определенную территориальную базу, преступные организации распространяют свою деятельность на целые континенты или весь земной шар; 5) отлаженные пути проник-новения в Европу товаров, наркотиков, оружия, краденых автомо-билей и т.д. Это прежде всего порты и аэропорты и два основных направления: а) через ФРГ— автомобильная дорога Москва - Берлин (до 3 тыс. грузовиков в сутки); б) балканский путь и его ответвление через Болгарию и Румынию -основная дорога, связывающая Европу и Ближний и Средний Восток, по ней поставляется три четверти потребляемого в Западной Европе героина.

Основными видами деятельности организованной преступнос-ти являются: нелегальная иммиграция, угон автомобилей, торговля

наркотиками и другими запрещенными товарами, мошеннические операции с доходами государственного бюджета и с материальными средствами ЕС.

Долгое время в число инструментов создания новой Европы не входили внутренние дела и юстиция, ибо они принадлежат к “прерогативам, являющимся самой сердцевиной национального суверенитета”, оставались областью межправительственных соглашений; роль институтов ЕС была ограниченной.

Амстердамский договор, вступивший в силу 1 мая 1999 г., отчасти изменил это положение: в нем предусматривается “сложная переходная процедура, которая открывает возможность - после пяти лет функционирования - применения в области юстиции и внутренних дел процедур общего права. Однако еще необходимо добиться единодушного принятия юридических мер, применяющих-ся к организованной преступности; эти меры составляют значительную часть 45 предметов правоотношений, на которых все еще не распространяется правило квалифицированного большинства общего права” (с.98).

Одной из главных проблем является гармонизация уголовного права с тем, чтобы сократить возможности криминальных группировок использовать пробелы в национальных законодательст-вах. В этой связи Совет в 1998 г. одобрил совместные действия по гармонизации определений преступного характера участия в организации. Эта гармонизация стала особенно успешной в области коррупции и отмывания денег. Главы государств и правительств на европейском совещании 15 и 16 октября 1999 г. в Тампере еще раз подчеркнули важность борьбы против коррупции и отмывания грязных денег и поставили перед Союзом задачу усилить борьбу против банковской тайны и нынешних темпов (в среднем около трех лет) рассмотрения поручений одного судебного учреждения другому.

Еще одной важной проблемой является обеспечение сотрудничества между государствами для обеспечения деятельности должностных лиц, наделенных судебными полномочиями (магистра-тов). Был принят ряд юридических документов: два соглашения ЕС об экстрадиции (от 10 марта 1995 г. и 27 сентября 1996 г); судебная часть Шенгенских соглашений; Европейская конвенция о взаимопо-мощи в области уголовного судопроизводства, которая позволяет в случае необходимости судье в какой-либо из стран ЕС применять в своей деятельности элементы иностранного судопроизводства; создана европейская судебная сеть благодаря совместной акции от 29 июня 1998 г., когда была определена совокупность точек взаимо-действия в судебной сфере между членами ЕС и главное - организация встреч по согласованию и координации действий между судебными органами на местах. Следует также напомнить о совместной акции 1996 г., которая фиксирует условия обмена между магистратами.

Многие юристы в течение ряда лет призывают к созданию института европейской прокуратуры или европейского прокурора, обладающего полномочиями расследовать и преследовать правонарушителей во всех странах ЕС, и прежде всего тех лиц, которые занимаются хищениями бюджетных средств Сообщества. Ввиду отсутствия такого рода института на встрече глав государств-членов ЕС было решено создать до конца 2001 г. так называемый “евроюст” -учреждение, сформированное из магистратов и полицейских, задача которого - координация судебных преследований.

В целом деятельность ЕС в сфере судебной власти привела к появлению значительного количества инструментов и инициатив, которые, если бы они были ратифицированы или применялись в полном объеме, позволили бы магистратам, борющимся против организованной

преступности, достичь значительно больших успехов. К сожалению, из восьми подписанных в Европейском союзе соглашений о взаимопомощи в судебной сфере еще ни одно не вступило в силу по причине недостаточного числа ратификаций.

18 декабря 1997 г. Совет принял так называемую Неополитанскую конвенцию II о взаимопомощи и сотрудничестве между таможенными управлениями. Этот документ стал развитием и углублением предшествующей конвенции 1967 г., которая уже предусматривала создание целого арсенала средств сотрудничества, весьма полезных в борьбе против контрабанды: обмен информацией до и после

расследований, дача показаний в судах другого государства, осуществление слежки по просьбе компетентных органов сопредельного государства.

В Шенгенских соглашениях, как и в Неополитанской конвенции II, содержатся те же виды средств, которые находятся в распоряжении репрессивных органов: взаимопомощь, трансгранич-ное наблюдение, выдача лиц, находящихся под надзором, право судебного преследования, приграничное сотрудничество. Помимо средств, содержащихся в этих двух конвенциях, есть еще и совместные действия. Европейский союз представляет своим членам программы, то есть бюджеты, которыми распоряжается Европейская комиссия; из этих бюджетов финансируются точно определенные действия против организованной преступности.

И, наконец, в 2001 г. будет создана Европейская полицейская академия с целью подготовки высших чиновников полиции как нынешних, так и будущих членов ЕС. Очевидно, что первое время эта академия будет лишь соединением национальных институтов подготовки офицеров полиции.

Очень важную роль в борьбе с организованной преступностью играет сбор и анализ соответствующей информации. Этим прежде всего занимается Европол (с марта 1995 г. он назывался Европолнаркотики (Unite drogue - Europol - UDE)), с 1 июля 1999 г. эта организация существует под нынешним названием и занимается сбором, анализом и обменом информацией по тем видам преступной деятельности, которые распространяются на несколько стран, и оказывает помощь полиции и компетентным службам в борьбе против этой деятельности.

К 2001 г. у Европола будет три базы данных, доступ к которым станет более или менее ограничен в зависимости от содержания информации. С 1997 г. продолжается работа по созданию общей картотеки ADN.

На заседании Европейского совета в Тампере были выдвинуты и дополнительные предложения: Европол сможет получать оперативную информацию от стран-членов ЕС, обращаться к ним с просьбами вести дознание и даже создавать общие смешанные команды следователей в наиболее опасных областях деятельности организованной преступности. Так как Европол не является наднациональной полицией, он стремится стать стратегической опорой ЕС, поставляя государствам информацию и средства координации.

Существуют и две центральных базы данных вне Европола, доступ к которым обеспечивается через терминалы, имеющиеся в каждом члене ЕС, и в которых сосредоточены разнообразные данные, включая информацию личного характера.

Борьбу против мошенничеств ведут преимущественно государства-члены ЕС, и каждое из них должно организовывать и осуществлять необходимый контроль. Статья 209А первого раздела соглашения о ЕС обязывает его членов предпринимать также меры борьбы против мошенничеств с бюджетом Сообщества, какие они предпринимают для обеспечения собственных финансовых интересов.

С мошенничеством в этой сфере борется еще одна организа-ция -ЮКЛАФ, созданная в 1988 г. в рамках комиссии. Вначале ее конкретной задачей была помощь государствам-членам ЕС в деле координирования их совместных действий. Она проводит расследования в случаях появления подозрений в мошенничестве для того, чтобы создать досье, которые затем передаются органам, занимающимся судебным преследованием в странах ЕС. Эта организация имеет право требовать, чтобы расследования проводились компетентными службами заинтересованных государств, и сотрудничает с ними.

Помимо этого ЮКЛАФ, путем проведения учебных семинаров для чиновников следственных и судебных органов, ведет работу по сосредоточению контроля в областях с высокой степенью риска, как, например, проводившаяся недавно в Испании операция “Колумб” против контрабанды сигарет. ЮКЛАФ много сделала для того, чтобы испанские таможенные службы, никогда до этого не применявшие 23 статью Женевской конвенции для перехвата и задержания судов в открытом море, смогли использовать опыт в этой области итальянской финансовой гвардии.

ЮКЛАФ собирает и анализирует информацию, опираясь на две базы данных: предварительная ИРЕНЕ (подозрения в мошен-ничестве) и ИРЕНЕ, в которой содержится информация о 20 тыс. дел, переданная членами ЕС комиссии. Национальные таможенные и

сельскохозяйственные службы связаны напрямую с ЮКЛАФ через информационную сеть СЦЕНТ.

Однако ЮКЛАФ не обладает полномочиями самостоятельно вести расследования, не может ни арестовать, ни допрашивать подозреваемых, проводить обыски и выемку документов, вынуждать возможных свидетелей отвечать на вопросы или предоставлять документы. Эти полномочия имеют только государства, что позволяет обеспечивать их суверенитет и сохранять за государством ответственность за борьбу против мошенничества.

ЮКЛАФ с 1 мая 1999 г. преобразована в Независимую службу по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ), которая имеет больше сотрудников и пользуется полной операционной независимостью. Комитет по наблюдению над этой организацией состоит из пяти независимых членов; ее директор назначается совместно комиссией, парламентом и советом и, в случаях покушения на его независимость, его защищает суд.

Так как отмывание денег жизненно необходимо для преступных группировок, борьба с этим явлением приобретает первостепенное значение.

Еще в 1996 г. сеть европейских магистратов выступили в Женеве с заявлением о неспособности судей бороться с этим злом. Они потребовали создания европейского юридического пространства, снятия банковской тайны и улучшения фискального сотрудничества. В ответ на это 3 декабря 1998 г. была предпринята общая акция по определению минимальных норм по идентификации, обнаружению, аресту и конфискации инструментов и результатов преступной деятельности, обязательных для каждого члена ЕС. Судебные органы европейских стран содействовали разработке перечня национальных органов, занимающихся борьбой против отмывания денег. На заседаниях Европейского совета в Тампере было принято решение об усилении этой борьбы путем большей прозрачности финансовых операций и судебного сотрудничества с офшорными средствами третьих стран.

Успешная борьба с коррупцией невозможна без наказания коррумпированных чиновников, однако в каждом члене ЕС инкриминирование этих лиц происходит по-своему и в большинстве этих стран не предусматривается наказание иностранных или международных чиновников. Поэтому соглашение от 26 мая 1997 г. и Конвенция об организации европейского сотрудничества и развития предлагают каждому государству-члену ЕС признать любую форму коррупции уголовным правонарушением.

Наряду с методами борьбы с организованной преступностью в ЕС предусматриваются и дополнительные меры типа обязательного предварительного присоединения к ней всех возможных кандидатов на вступление в эту организацию (страны Центральной и Восточной Европы, Мальта и Кипр). Этим странам предлагается создавать ячейки финансовой разведки, программы защиты свидетелей и центральных силовых и судебных органов, занимающихся координацией борьбы с организованной преступностью, и развивать сотрудничество с ЕС.

Важным моментом является координация и оценка международных обязательств. Страны ЕС должны координировать свои позиции на всемирных встречах и дискуссиях по организованной преступности, как это, например, уже было при принятии Конвенции ООН по незаконному обороту наркотиков, решения Совета Европы (1990 г.) по проблеме отмывания грязных денег и ведущейся в настоящее время разработки проекта конвенции, обсуждаемой в ООН. С 1997 г. существует механизм оценки применения и приведения в действие в государстве-члене ЕС подобного рода международных соглашений. Сейчас главная задача - взаимопомощь судебных инстанций, и на этом поприще уже достигнуты существенные результаты.

В заключение статьи автор пишет, что существующая в Европе система борьбы с организованной преступностью является слишком сложной, процедуры ратификации соглашений слишком затянуты, продолжают сохраняться значительные расхождения между национальными законодательствами и организацией национальных полицейских и таможенных служб. Нет единства мнений относительно создания федеральной европейской полиции типа американской ФБР. Но все же прогресс налицо и европейские государства могут преодолеть отставание от преступных группировок в деле международного сотрудничества.

Г.А.Антонос

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.