ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
2000.02.031. ГЕРИБАДЗЕ А., РЕГЕР Г. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЯХ.
GERYBADZE A., REGER G. Globalization of R&D: recent changes in the management of innovation in transnational corporations // Research policy. — 1999. — Vol.28, № 2-3. — P.251-274.
А.Герибадзе (Университет Гугенгейма, Штутгарт) и Г.Регер (Институт системных и инновационных исследований Фраунхофера, Карлсруэ) отмечают, что глобализация научных исследований и разработок (НИР) — результат деятельности крупнейших транснациональных корпораций, которые и являются ее движущей силой. Особенно быстро процесс глобализации НИР стал развиваться с начала 80-х годов, однако, он еще далек от завершения. В последние годы научно-исследовательская стратегия транснациональных корпорараций (ТНК), в частности процесс принятия решений о проведении НИР за рубежом, претерпела значительные изменения. Авторы рассматривают новые тенденции в этой сфере и их возможное влияние на управление транснациональной инновационной деятельностью.
Базой для анализа послужило проведенное авторами обследование научно-исследовательской деятельности 21 ТНК стран Западной Европы, США и Японии в таких отраслях, как электроника и информационная технология, химическая и фармацевтическая промышленность, а также машиностроение. Среди них "Сименс", "ИБМ", "Хитачи", "АББ", "Филипс", "Хехст", "Сони", "Бош", "Сандоз" и др. 11 компаний представляли страны континентальной Европы, восемь — Японию, две — США. Особое внимание было уделено европейским и японским фирмам, так как опыт ТНК США уже достаточно хорошо изучен. Компании были выбраны в соответствии со следующими критериями: высокий уровень интернационализации (измеряемый долей зарубежных операций в обороте и расходах на НИР); более чем средний уровень интернационализации НИР; высокая, в сравнении с другими фирмами данной отрасли, "инновационная ориентированность" (с.253-254).
Компании, охваченные обследованием, относятся к числу мировых технологических лидеров. Многие из них входят в число компаний с самыми высокими расходами на НИР. 16 из 21 компании тратят значительно больше 1 млрд. долл в год на НИР. Доля расходов на НИР, осу-
ществляемых за рубежом, в общей сумме инвестиций в НИР, составляла в первой половине 90-х годов в компании "Сименс" 28%, "ИБМ" — 25, "АББ" — 90, "Филипс" — 55, "Хехст" — 42, "Сандоз" — 50, "Бош" — 9; в японских компаниях она значительно ниже — для "Сони" соответствующий показатель равен 6, "Митцубиси электрик" — 1%, "Хитачи" — 2% (с.253).
В 60—70-е годы многонациальные корпорации ориентировались главным образом на экспорт товаров и организацию производства в зарубежных странах. Позднее, в конце 70-х — начале 80-х годов проводилась политика оснащения зарубежных филиалов дополнительными мощностями, позволявшими проводить работы по конструированию и разработкам. С середины 80-х годов наблюдается четкая тенденция укрепления научно-исседовательской деятельности в рамках зарубежных филиалов. Если раньше они лишь использовали технологии, разработанные в материнской компании, то с середины 80-х годов зарубежные филиалы все больше вовлекаются в инновационную деятельность.
В результате возникла новая парадигма транснациональной инновационной деятельности, существенно отличающаяся от традиционной парадигмы, которая предполагает одностороннюю передачу технологии: концепции производства и базы технологических знаний генерируются в материнской компании и воспроизводятся на периферийных предприятиях. Этот процесс можно охарактеризовать как "получение знаний извне", или "эксплуатацию знаний" на базе потоков информации, поступающей от центра к периферии.
Новая парадигма транснациональной инновационной деятельности характеризуется интенсивным взаимодействием рынка и технологии, наличием многих "центров знаний", расположенных в разных географических регионах, сочетанием "производства" новых знаний как в центре, так и на периферии, двусторонним процессом передачи технологии как между расположенными в разных географических районах предприятиями, так и между разными функциональными и организационными единицами.
До конца 70-х годов в мире в различных сферах исследований и инновационной деятельности доминировали единые центры, сосредоточенные в основном в США, а также (например, в химии полимеров) — в Западной Европе. Прогресс науки и технологии привел к полицентрич-ной структуре исследовательских и инновационных систем. Ныне в каждой основной сфере ведущими являются два-три центра, расположенные
в США, Западной Европе или Японии. Между ними идет жесткая технологическая и производственная конкуренция, результаты которой могут быстро меняться. В задачи ведущих компаний входит организация достаточно стабильных и надежных структур в ведущих центрах науки и технологии и как можно более быстрое использование сравнительных преимуществ, связанных с их местоположением.
Размещение национальных инновационных систем и "центров знаний" в различных точках по всему миру создает для ТНК стимулы к использованию глобальных ресурсов в сфере исследований и технологии. Получение корпорацией новых знаний происходит в нескольких разбросанных в разных местах "центрах знаний" и становится составной частью формирования глобальных систем обеспечения технологического развития. Кроме того, все более важную роль играют новые формы организации производства и сбыта. Интернационализации НИР содействуют развитие рынков и самих производственных процессов.
ТНК заинтересованы в том, чтобы использовать в центре результаты НИР, полученные в зарубежных филиалах. При этом ТНК необходимо обеспечить эффективные внутренние механизмы передачи знаний и использования открывающихся возможностей для успешного ведения бизнеса. Эти механизмы должны содействовать ускоренному превращению знаний в рыночные продукты и интеграции с передовыми промышленными системами, лучшему взаимодействию между рынком и научно-исследовательскими системами, эффективной интеграции многих "центров знаний".
Многие крупные ТНК участвуют в совместных международных научно-исследовательских проектах, численность которых с середины 80-х годов резко возросла. В результате возникли новые формы осуществления научно-исследовательской деятельности с участием производителей, потребителей, а также университетов и исследовательских институтов. Растет число транснациональных научно-исследовательских консорциумов.
Обе стратегии "пересечения границ" (создание внутрикорпоративных научно-исследовательских структур, размещенных в разных регионах, и вхождение в глобальные научно-исследовательские стратегические альянсы) привели к возникновению проблемы координации глобальной научно-исследовательской деятельности. Даже в эру глобальных информационных и коммуникационных систем эффективное управление многочисленными научно-исследовательскими центрами и
проектами, осушествляемыми в разных регионах, имеющих свои культурные, институциональные и пр. особенности, не является простым делом.
Почти во всех странах ОЭСР в 1991-1996 гг. отмечались трудности в обеспечении финансирования НИР. И государственные институты, и частные фирмы все более приближаются к своего рода пределу в финансировании НИР. В промышленно развитых странах таким пределом стал показатель, равный 3% ВНП. Во многих странах этот показатель не растет или даже снижается. Даже крупные ТНК испытывают затруднения в поиске частных источников финансирования своей научно-исследовательской деятельности. В первой половине 90-х годов произошло значительное сокращение инвестиций в НИР.
Финансовые проблемы привели к структурной перестройке и государственных, и частных структур. Кроме того, финансовые трудности обусловили большую ориентацию на проведение прикладных исследований и соответствующее ограничение фундаментальных исследований во многих крупных корпорациях в период 1991-1996 гг., а также сокращение возможностей проведения научных исследований в университетах и государственных научно-исследовательских институтах.
Уменьшение возможностей для проведения фундаментальных исследований происходит в то время, когда все больше и больше ТНК развиваются на базе прогресса в фундаментальных исследованиях. Нововведения в фармацевтической и электронной промышленности требуют значительных инвестиций в фундаментальные исследования.
В современных условиях соотношение между фундаментальными исследованиями, разработками и инновационной деятельностью начинает меняться. Компании все чаще мыслят в категориях интегрированного процесса нововведений. Необходимо, считают авторы, преодолеть традиционное институциональное разделение фундаментальных и прикладных исследований, разработок, производства и применения их результатов. Ведущие исследовательские центры, как и крупные ТНК, все в большей степени получают конкурентные преимущества в результате установления тесных связей между исследованиями, передовым производством и маркетингом.
Это приводит к решающим изменениям в управлении в рамках корпораций (координация транснациональных, мультидисциплинарных проектов) и между независимыми фирмами (новые виды совместных научно-исследовательских проектов). Большинство крупных ТНК меня-
ют стратегию выбора места проведения НИР и управления научными исследованиями и разработками. ТНК не просто "оптимизируют" размещение производственных процессов по критерию снижения затрат, а скорее ищут новые возможности в ведущих интеллектуальных центрах мира и используют их для быстрой коммерциализации. Активные в глобальном масштабе предприятия становятся более мобильными и очень разборчивыми в выборе места размещения своих филиалов. Значительные возможности для развития научных исследований в глобальном масштабе должна обеспечить государственная научная и техническая политика.
Авторы рассматривают глобализацию НИР по трем направлениям: 1) глобализация научно-исследовательской функции в рамках фирмы (единица анализа — научно-исследовательская лаборатория); 2) глобализация различных межфункциональных процессов (например, создания новой продукции) (единица анализа — отдельный проект); 3) глобализация на базе "центров компетенции" (например, в сфере развитие биотехнологии) (единица анализа — "центр компетенции").
Стратегия глобализации для каждого из этих трех направлений различна. Как показало обследование, в качестве первого шага ТНК определяют основной центр принятия решений, который должен осуществлять последовательную стратегию и нести четкую ответственность, в качестве второго — определяют в глобальном масштабе "центры притяжения" для данного центра принятия решений. "Центры притяжения" располагаются там, где сосредоточены важнейшие источники получения знаний и другие ключевые ресурсы и где создается наибольший объем добавленной стоимости.
Выбор стратегии интернационализации зависят от страны происхождения ТНК, отраслевой специализации и таких специфических особенностей ТНК, как корпоративная управленческая практика и организационная культура.
Авторы разделяют ТНК на четыре группы:
1. ТНК из малых стран Европы. В этих странах национальная научно-исследовательская база довольно ограниченна, поэтому компании вынуждены активно участвовать в зарубежных исследовательских проектах ("Филипс", "АББ", "Сандоз" и пр.).
2. ТНК из крупных стран Европы, имеющих основную технологическую базу в стране происхождения. У многих ТНК сферы машиностроения и транспортного машиностроения из Германии, Франции и
Великобритании ("Сименс", "Бош", "Даймлер-Бенц") значительная часть их НИР проводится в странах происхождения этих компаний; в отличие от них, ТНК химической и фармацевтической промышленности проводят значительную часть НИР за рубежом ("Хехст").
3. Крупные японские компании. В большинстве из них интернационализация научных исследований и инновационной деятельности пока не зашла далеко. У таких фирм, как "Сони", "Шарп", "Хитачи" и "Митцубиси электрик", удельный вес инвестиций в исследования, проводимые за рубежом, в общей сумме инвестиций на НИР значительно ниже 10%.
4. ТНК США. Уровень интернационализации научно-исследовательской деятельности американских корпораций, имеющих мощную национальную научно-исследовательскую базу, меньше, чем у европейских компаний, но больше, чем у японских фирм. Инвестиции в исследования, проводимые за рубежом, составляют в американских компаниях 8-12% всех инвестиций в НИР.
Согласно оценкам, за 1989-1992 гг. удельный вес инвестиций в НИР, проводимых за рубежом, в общей сумме инвестиций в НИР у 244 американских, западноевропейских и японских фирм, интенсивно занимающихся научно-исследовательской деятельностью, увеличился и достиг у европейских фирм почти 30%, у североамериканских — несколько более 10, у японских — примерно 5%. В последующие годы фирмы этот показатель продолжал увеличиваться (с.260).
Обследование показало, что новыми мотивами размещения научно-исследовательских центров и "центров компетенции" за рубежом все больше становятся нематериальные факторы, имеющие отношения к знаниям, а не к затратам и эффективности. Обследованные компании указали на следующие причины и критерии выбора мест размещения НИР за рубежом:
а) в первую очередь динамичность, быстрое развитие рынков;
б) близость НИР к "месту продажи" и формированию доходов;
в) стремление размещать НИР там, где практика регулирования, лицензирования и стандартизации содействует, а не препятствует инновационному процессу;
г) тесная связь между НИР, передовыми производственными процессами и эффективной снабженческой сетью, имеющая решающее значение для некоторых сложных новых видов продукции;
д) наличие уникальных ресурсов, доступность последних достижений НИР и талантов.
Качественные факторы и динамичные взаимосвязи (в отличие от статичного фактора затрат) все в большей мере определяют выбор транснациональными компаниями места для проведения НИР. Измерить эти качественные показатели, связанные с инновационной деятельностью, можно с помощью такого показателя, как соотношение затрат на генерирование знаний и добавленной стоимости, производимой в данной фирме. В большинстве высокотехнологичных фирм, обследованных авторами, 20-40% добавленной стоимости может быть отнесено на счет деятельности, связанной с генерированием знаний (с.262).
Степень интернационализации НИР и инновационной деятельности зависит от следующих факторов: 1) весомости "вклада" деятельности, связанной с генерированием знаний, в создание в рамках корпорации добавленной стоимости, в сравнении с соответствующим "вкладом" процесса производства и сборки; 2) географического размещения передовых баз научно-исследовательских и технологических знаний, которые часто сконцентрированы лишь в определенных точках земного шара; 3) дифференциации запросов потребителей и продукции в разных странах мира и ее динамики; 4) возможности выделения деятельности, связанной с генерированием знаний, что, в свою очередь, зависит от отрасли, связанных со спецификой продукции взаимосвязей между НИР, производством и маркетингом и т.д.
Для некоторых отраслей и групп продукции характерен высокий уровень интернационализации НИР, для других — довольно низкий. Так, в химической и фармацевтической промышленности, бытовой электронике, отраслях информационной технологии и телекоммуникации отмечается высокий уровень интернационализации НИР. Для этих наукоемких отраслей базы знаний, запросы потребителей и требования регулирования высоко дифференцированы по странам. Фирмы получают сравнительные преимущества за счет активной деятельности одновременно в нескольких "центрах знаний".
Низкий уровень интернационализации НИР характерен для тех отраслей, в которых, во-первых, главными источниками создания добавленной стоимости являются производство и сборка продукции, и, во-вторых, научные исследования, разработку и производство легко отделить друг от друга. Это все еще относится, например, к автомобильной промышленности. Даже некоторые наукоемкие отрасли, такие, как аэро-
космическая, полупроводниковая и сфера программного обеспечения, не очень продвинулись в отношении глобализации своей научно-исследовательской деятельности. Гомогенный в глобальном масштабе дизайн продукции и высокая концентрация научно-исследовательских мощностей в одном месте (часто в США) по-прежнему ограничивают процесс интернационализации НИР. Однако и в этих отраслях в ближайшем будущем процесс интернационализации НИР может ускориться под влиянием роста значения знаний, дифференциации продукции и услуг, развития информационных технологий и т. д.
Интернационализация НИР не обязательно сопровождается равномерным в глобальном масштабе распределением инновационной деятельности. В то время как все больше и больше научных исследований и разработок осуществляются за рубежом, сами они концентрируются в нескольких наиболее передовых точках в США, Западной Европе и Японии. "Фонд" технологических знаний распределен очень неравномерно. По мере усложнения рынков и исследовательских систем эта неравномерность увеличивается. Большинство компаний выделяют следующие места размещения НИР: а) "ведущие" точки размещения (их в мире насчитывается всего одна-две); б) "передовые" точки (основные рынки и исследовательские системы в развитых странах); в) "менее развитые" точки (менее сложные и не столь динамично развивающиеся рынки и исследовательские системы).
Наиболее сложные производственные процессы, а также научно-исследовательская деятельность обычно концентрируются в "ведущих" точках, менее сложные — в "передовых" и "менее развитых" точках. Крупные ТНК концентрируют свои стратегические и наиболее престижные проекты лишь в нескольких наиболее "продвинутых" точках.
Вместе с тем, как показало обследование, создание лабораторий и проведение НИР в различных точках по всему миру зачастую приводило к дублированию и неэффективности. Приобретя опыт в качестве "транснациональных инноваторов", многие корпорации стремятся достичь большей последовательности и эффективности своей глобальной инновационной деятельности. В результате во второй половине 90-х годов процесс интернационализации сопровождался усилением централизации управления. После первоначального периода эйфории в развития транснациональных НИР в некоторых крупнейших компаниях ("Форд", "Дженерал моторз", "Хехст") произошло усиление централизации.
Большая международная "распыленность" НИР и инновационной деятельности не обязательно ведет к большей децентрализации собственности и контроля. Корпорации стремятся получить выгоды от создания многих центров по производству знаний, но при этом концентрируют собственность и контроль над своими наиболее важными ресурсами в одной стране или в небольшом числе "центров компетентности".
Размещение научных исследований и инновационной деятельности по всему миру привело к созданию чрезмерно сложных организационных структур. Это заставило фирмы искать пути более рационального и эффективного управления своей международной инновационной деятельности. С середины 90-х годов ТНК стремятся упростить и сделать более гибкой организационную структуру своих компаний, проводят стратегию создания многих "центров знаний" с одним ведущим координирующим центром.
Обследование показало, что в середине 90-х годов, несмотря на распространение деятельности компаний по всему миру, в них наблюдалась тенденция реинтеграции функций контроля. Крупные корпорации продолжают развивать НИР на зарубежных предприятиях, создавать передовые промышленные структуры за рубежом, которые, однако, часто остаются под полным контролем штаб-квартиры ТНК. Стратегия более или менее тесной корпоративной интеграции идет рука об руку с созданием и развитием в различных странах Западной Европы, США и Японии мошностей по проведению НИР.
Изучение научно-исследовательской и инновационной деятельности в ТНК выявило значительные изменения в данной сфере в 90-е годы. Руководство компаний стремится добиться более последовательного сочетания глобальной специализации и сбалансированной "рецентрализации". Многие функции и виды деятельности остаются географически разбросанными, при этом координация и управление в области НИР и
инновационной деятельностью все в большей мере осуществляются из основного центра собственности и контроля (с.270).
С.Л.Зарецкая