МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
2000.01.047. ПАЛМЕТЕР Д., МАВРОИДИС П. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИСТОЧНИКИ ПРАВА. PALMETER D., MAVROIDIS P. The WTO legal system: Sources of law//Amer. j. of intern, law. -Wash., 1998. - Vol. 92, N 3. P. 398-413.
Практически все основные источники международного права перечислены в ст. 38 (1) Статуса Международного суда ООН: общие и специальные международные конвенции, международные обычаи, на практике признаваемые в качестве правовой нормы, общие принципы, признанные цивилизационными нациями, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву (с оговоркой, указанной в ст. 59). В Марракешском соглашении (15 апреля 1994 г.) о создании Всемирной торговой организации (.ВТО) указывается на полное его соответствие вышеуказанной ст. 38 (1); кроме того, к нему прилагается обширный комплекс дополнительных соглашений по торговле товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, таможенным тарифам и правовым инструментам, обеспечивающим эту деятельность.
Основным источником права ВТО являются тексты самих соглашений. И об этом прямо говорится в ст. 17: "Точное толкование статьи —это прежде всего толкование текстуальное". Однако в Соглашении говорится и о других источниках права, особенно при разрешении споров и в повседневной деятельности: это прежде всего "решения, процедуры и обычная практика" предшественника ВТО — ГАТТ (Тральное соглашение о тарифах и торговле) и созданных в рамках ГАТТ органов (начиная с 1947 г.) (ст. 16 (1).
Безусловным источником права, как об этом свидетельствуют Приложение 2 к Марракешскому соглашению ("Понимание об урегулировании споров") и Приложение 3 ("Механизм пересмотра торговой политики"), являются не только собственно очень обширные тексты соглашений (только в основном тексте Акта содержится 500 стр.), но и весь еще более объемный комплекс соглашений, представляющих собой своеобразный кодекс международной торговли.
К источникам права ВТО следует отнести и решения специалистов или специально созданных органов для рассмотрения тех или иных спорных проблем или же решения апелляционных судов и инстанций собственно в ВТО и в ГАТТ.
В ст. 3.2 "Понимания об урегулировании споров" прямо говорится- о "том, что при разрешении споров внутри ВТО особую роль играют международные обычаи, т.е. "сложившиеся правила интерпретации международного публичного права", которые содержатся в ст.ст. 31 и 32. Венской конвенции о праве международных договоров (1969). Однако в практике ВТО, как и прежде ГАТТ, обращения к международным обычаям были достаточно редки, потому что отношения внутри этих организаций базируются на соглашении, а не на обычае. Даже важнейший принцип обеих организаций—предоставление режима наибольшего благоприятствования—нг стал обычаем, ибо он распространялся, как правило, на страны—участницы ГАТТ и ВТО и зачастую не распространялся на прочие государства. (Например, США не применяли этот принцип в отношении КНР.) Правда, в Соглашении о ВТО есть ссылка на "сложившуюся практику" , но это положение еще не рассматривается членами ВТО в качестве закона (с. 407).
Ссылка на мнения и труды высококвалифицированных юристов в практике ГАТТ были довольно редки: как правило, ссоры улаживались с помощью дипломатической системы "примирения", и дипломаты ГАТТ "явно питали отвращение к идее придать процессу примирения правовую форму" (с. 407). Авторы докладов ВТО в большей мере, чем их предшественники из ГАТТ, склонны обращаться к мнению юристов, о чем свидетельствует создание специального органа по решению споров, устав которого предусматривает проведение юридических консультаций. Еще одним источником правовой системы ВТО являются международно-правовые соглашения, на которые имеются ссылки в Марракешских соглашениях. Сюда включены главные конвенции о защите интеллектуальной собственности: Парижская (1967), Бернская (1971), Римская конвенции о защите исполнителей, производи телей фонограмм и радиотрансляционных организаций и Вашингтонская конвенция об интеллектуальной собственности в отношении интегрированных сетей. Значительную проблему представляет такая сфера международного публичного права, как растущее число двусторонних соглашений—и не только между странами —участницами ВТО. Все чаще возникает необходимость определения, "в какой мере двусторонние соглашения затрагивают права и обязательства членов ВТО в отношении других членов ВТО" (с. 410).
ТААнтонос