УДК: 341
Международное право как основа ВТО
Аннотация. Статья посвящена роли Всемирной торговой организации в мировом сообществе, и в частности ее влиянию в Российской Федерации. Внимание уделено истории возникновения и развития ВТО, выявлена взаимосвязь организации с международным торговым правом.
Проведен сравнительный анализ теоретических и законодательных положений права ВТО с реальной практикой. Проанализирована деятельность органов по решению споров ВТО, а также значение и соблюдение этих решений. Указаны причины вступления России во Всемирную торговую организацию, описан его длительный процесс, потребовавший в том числе внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
Подняты актуальные вопросы влияния Всемирной торговой организации на современные торговые отношения, рассмотрены различия положения развитых и развивающихся стран в рамках норм права ВТО и их фактического положения. Особое внимание уделено соотношению экономических и политических санкций 2014-2015 гг. и норм права ВТО европейских стран и США по отношению к Российской Федерации.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация; право ВТО; возникновение и развитие ВТО; вступление России в ВТО; санкции ЕС и США против России в рамках права ВТО.
Abstract. The article is devoted to the role of the world trade organization in the world community and the Russian Federation in particular. Attention is paid to the history and development of the WTO, made for the relationship of the organization with international trade law.
A comparative analysis of theoretical and legislative provisions of WTO law with real practice. Analyzed the activity of bodies of WTO disputes settlement, and also value and respect those decisions. The causes of Russia's accession to the world trade organization, and describes his long process, including changes in the legislation of the Russian Federation.
Raised topical issues of the impact of the world trade organization on modern trade relations, examined for differences between developed and developing countries under the rules of WTO law and their actual position. Special attention is given to the relationship between economic and political sanctions 2014-2015 and norms of WTO law in the European countries and the USA to the Russian Federation.
Keywords: World trade organization; World trade organization rules; emergency and development of the WTO; Russia's accession to the WTO; EU and USA sanctions against Russia in the WTO's rules.
Моторина А. А.,
студентка юридического факультета Финансового университета Н [email protected]
В современном мире без торговых отношений невозможно представить взаимоотношения людей в повседневной жизни, что, безусловно, отразилось на международных торговых отношениях. Деятельность человека, постепенно расширяясь, выходила за рамки места, территории, страны проживания и переходила к взаимообмену или торговле между разными странами.
Так называемое «торговое право», которым пользовались только купцы и торговые люди, начало формироваться в ХМ-ХШ вв. Из этого можно сделать
вывод, что торговые отношениях возникали только между частными лицами в специфической сфере деятельности, а именно при торговых отношениях, государство старалось не вмешиваться в них.
С течением времени и государства стали расширять коммерческие связи, а вместе с ними пытаться регулировать отношения, возникающие между частными лицами, брать их под контроль. В XVII-XIX вв. во многих странах появились особые законы, так называемые торговые кодексы,которые укрепили позицию государств в торговой сфере. Так, постепенно развиваясь, нормативные акты укрепили права и позиции государства на международной арене [1, с. 130].
Нужно отметить существующее правило: международное право регулирует отношения между публичными лицами в международной системе, следовательно, в международной торговой системе отношения между публичными лицами регулирует международное торговое право.
Научный руководитель: Шулятьев И. А, кандидат юридических наук, доцент.
Однако стоит отметить тот факт, что создание особой мировой организации по торговым вопросам не произошло вместе с возникновением торговых отношений между людьми, проживающими в разных странах, что логично, поскольку создание такой организации больше обусловлено эволюцией торговых отношений. Тем не менее все понимали, что без особых правил, способных установить некий правопорядок, регламентирующий торговые отношения и иные смежные с ними, невозможна торговля, удобная для каждой из сторон. Именно поэтому люди старались систематизировать с годами вырабатываемые нормы, обычаи, традиции и подписанные договорами правила и пробовали создать единый для всех свод правил и обязанностей. В этом сейчас помогает созданная не так давно Всемирная торговая организация, но даже она не имеет до сих пор систематизированного единого источника.
На протяжении многих десятилетий международное право остается единственным главным эффективным регулятором практически всех международных торговых отношений. В ближайшем будущем, на наш взгляд, их дальнейшее возникновение, развитие, изменение, прекращение будут связаны с Всемирной торговой организацией (далее - ВТО), которая создавалась как универсальная международная структура, обобщающая, систематизирующая, создающая систему международной торговли и способствующая глобализации современного общества.
Но почему именно для России важна проблема международной торговли и в принципе взаимодействия международного права с нормами ВТО? Ответ на этот вопрос крайне очевиден: не так давно Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию. Процесс вступления оказался длительным, достаточно тяжелым и подразумевал долгую взаимную адаптацию России к международным нормам и международных норм к правопорядку России. Российской Федерации,новообразованному государству после распада СССР, следовало полностью перестроить свое законодательство, закрепить примат международного права в нормативных актах (что, кстати, не сделала практически ни одна страна в мире). Почти 19 лет Россию держали в «прихожей» ВТО. И вот сегодня в сложившейся экономической и политической ситуации стране требуется отстоять свои законные интересы и не допустить их ущемления, обеспечить себе полноправный доступ к международным рынкам, потому что торгово-экономические отношения играют в современном мире особую роль.
Возможно ли все это сделать, не изучив основания и механизмы деятельности международных структур, их институтов, международные нормативные пра-
вовые акты, на которые ссылаются создатели новых международных норм? Ответ однозначный и категорический - невозможно. Для России присоединение к действующей международной организации означает принятие уже существующей практики правового регулирования всех международных торговых отношений, которая раньше нашей стране была знакома только в теории и только в качестве объекта критики всех существующих несовершенств [2]. На наш взгляд, процесс интеграции нельзя считать до конца завершенным, а в условиях настоящей экономической и политической ситуации его завершение представляется крайне затруднительным.
И все же Россия вступила в ВТО, и перед ней открылись новые горизонты, страна получила возможность ставить новые цели и задачи. В своем исследовании мы тоже ставим цели и задачи, необходимые для понимания места и роли ВТО в международном праве.
1. Мы рассмотрим предпосылки образования Всемирной торговой организации.
2. Постараемся понять, что значит Всемирная торговая организация для современного мира в целом и Российской Федерации в частности.
3. Определим роль Всемирной торговой организации в современном международном праве.
Откуда взялась ВТО, ведь такая масштабная организация не могла появиться на пустом месте? Для того чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, мысленно перенесемся в XX в., потому что именно тогда возникла идея создания организации для регулирования внешнеторговых отношений.
Все началось с того, что США в 1943 г. задумались о послевоенном устройстве международной торговли [1, с. 28]. Выстраивая отношения с союзниками, Америка добивалась решения вопросов, касающихся ограничений в торговле, снижения тарифных ставок, роли государственных предприятий в международной торговле, запрета на субсидирование экспорта государством, а также создания международной торговой организации (далее - МТО). Конечно, в этих вопросах Штаты продвигали свои интересы: обеспечить наилучшие условия для «передвижения» собственных товаров, максимальной либерализации национальных товарных рынков. И все это на фоне значительного упадка экономических возможностей стран, принимавших участие в войне или ставших ее жертвами.
На одной из сессий Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) 23 странами было решено созвать Конференцию ООН по торговле и занятости. Именно на этой конференции велась работа по разработке проекта устава МТО. Подготовительный этап конференции ознаменовался разработкой Гене-
рального соглашения по тарифам и торговле (далее -ГАТТ) и подписанием Протокола о его временном применении. Устав МТО так никто и не ратифицировал. А вот ГАТТ стал тем самым документом, который впервые устанавливал и систематизировал правила международной торговли, а также послужил основой для постоянного проведения торговых переговоров.
Именно эти переговоры стали предпосылкой для формирования Всемирной торговой организации. Всего состоялось 8 раундов переговоров: в 1947 г. в Женеве, в 1949 г. в Аннеси, в 1950 г. в Торки, в 1956 г. снова в Женеве, в 1960-1961 гг. состоялся так называемый «Диллон-раунд», в 1964-1967 гг.- «Кеннеди-раунд», в 1973-1979 гг.- «Токио-раунд», в 19861994 гг.- «Уругвайский раунд». Подробное описание и пояснение каждого раунда мы оставим за рамками исследования. Отметим лишь, что в целом все они способствовали усовершенствованию системы договоров и соглашений, расширяющих сферу действия ГАТТ.
Особое значение многие исследователи вопроса придают «Уругвайскому раунду», который привел к созданию ВТО по окончании многосторонних торговых переговоров. Создание организации было законодательно закреплено в Марракешском соглашении 1994 г. Безусловно, новоиспеченной международной организации требовались нормативные акты - всего 50 соглашений, собранных в «пакет» документов.
Государство, вступающее во Всемирную торговую организацию, присоединяется к существующим соглашениям, принимает на себя систему обязательств по праву ВТО, что, в свою очередь, избавляет от необходимости заключать с другими государствами-участниками торговые договоры. И это, несомненно, является большим преимуществом, поскольку год от года количество стран - участниц ВТО стремительно растет.
Создание ВТО было необходимо для эффективного выстраивания системы правового регулирования международных торговых отношений в рамках мировой экономики. ГАТТ требовало доработки в части, касающейся, например, расширения сферы действия рыночной экономики, вовлечения в мировую торговлю новых стран (т. е. обеспечения открытости), развития новых технологий (в том числе с использованием возможностей сети Интернет).
В настоящее время Всемирная торговая организация занимает центральное место и в мировой экономике, и в международных отношениях. Процесс глобализации охватывает все новые области сотрудничества государств, нормы ВТО стали нормами практически всего мирового сообщества.
С момента возникновения Всемирная торговая организация стала неким форумом для соглашений
между странами-участницами об открытии инновационных рынков, оказаниия качественных финансовых услуг. В рамках ВТО были сформированы Органы разрешения споров (далее - ОРС ВТО), которые уже положительно зарекомендовали себя. И хоть эти решения носят пока рекомендательный характер, они создают широкий плацдарм прецедентов и новых вариантов выходов из конфликтных ситуаций. Процедура разрешения споров между конфликтующими сторонами (странами - участницами ВТО) способствует достижению согласия, взаимоприемлемому уяснению, толкованию, разъяснению существующих норм в ходе переговоров. Созданы и действуют Уполномоченные органы Всемирной торговой организации, которые контролируют выполнение странами-участницами соглашений, достигнутых за все время существования ГАТТ и ВТО.
Система правовых предписаний, сложившаяся в рамках ВТО, крайне сложна, имеет множество исключений из правил, а также особых договоренностей. Организация появилась не так давно, она динамично развивается, гибко подстраивается под существующую систему международных отношений, поэтому особенности права Всемирной торговой организации еще не до конца изучены ни в отечественной, ни в мировой литературе.
Исследование деятельности Всемирной торговой организации для Российской Федерации имеет очень важное практическое значение, поскольку Россия вступила в ВТО и ведет там активную деятельность.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заявил: «От вступления в ВТО у России больше плюсов, чем минусов». Президент отметил, что существуют плюсы системного характера, связанные с «созданием благоприятного климата для иностранных инвесторов». Один из системных «плюсов» следующий: к российским экспортерам не применяются нерыночные методы регулирования, деятельность российских экспортеров на рынках третьих стран не ограничивается. Как говорится, в случае чего Россия теперь может обращаться в ОРС ВТО и отстаивать там свои права. Потенциальной угрозой, возникающей в новых для страны обстоятельствах, Президент назвал «автомобилестроение, где у нас достаточно быстро снижается уровень таможенной защиты, и в том числе в сфере производства легковых автомобилей» [3].
Также Президент отметил, что Россия начинает овладевать приемами, которыми пользуются члены ВТО для защиты собственных интересов на рынке. При этом важно знать, что особо уязвимыми отраслями являются машиностроение, животноводство, сельское хозяйство, пищевая, легкая промыш-
ленность. А их защита пока у страны получается не очень хорошо.
Россия во Всемирную торговую организацию вступала долго, «со скрипом», целых 18 лет. Но, как говорится, нет худа без добра. Хочется верить, что долгий «разбег» позволил добиться особого положения нашей страны и особых условий, комфортных именно для нас.
Проблемой внутри ВТО является то обстоятельство, что многие страны-участницы по международной классификации относятся к развивающимся государствам, и им не всегда выгодны внутренние условия нормативного поля ВТО. Защищая свои интересы, они настаивают на приоритете национального права над правом ВТО. Есть разработанный исследователями теоретический вариант выхода из этой ситуации: установление контактов участников с нечленами ВТО с помощью заключения двусторонних индивидуальных соглашений [4].
Этот способ признан наиболее «демократичным», поскольку позволяет учитывать разницу в уровне экономического развития и масштабах экономики между государствами - членами ВТО и государствами-нечленами.
Право Всемирной торговой организации является составной частью международного экономического права. Оно не является закрытой правовой системой, основано на общепризнанных принципах и нормах международного права. Даже регулируя отдельную отрасль экономических отношений, право ВТО по отношению к международному экономическому праву есть lex specialis1. Вот почему нормы и правила ВТО не могут (must not - строгий запрет в международном праве) противоречить общепризнанным принципам международного права. Однако, по мнению исследователей, многосторонние соглашения ВТО есть lex generalis2 по отношению к соглашениям между членами ВТО. И эти двусторонние соглашения не могут противоречить многосторонним соглашениям ВТО [4].
Стоит сказать о следующем: создание Всемирной торговой организации как центра формирования и развития международного торгового права было обусловлено тем обстоятельством, что ГАТТ переставало удовлетворять растущим интересам и «аппетитам»
1 Lex specialis derogat generali [лат. «специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон»] - общий принцип права, восходящий к римскому праву. В случае конкуренции норм общего (generalis) и специального (specialis) характера предпочтение при толковании и применении должно отдаваться специальным нормам.
2 Lex generalis (лат. ) - закон, содержащий общее урегулирование каких-либо отношений, общий закон.
мировой торговли. Соглашения ГАТТ носили временный характер, выглядели юридически сомнительными, а возникающие отношения практически были не-защищены судебными или иными уполномоченными органами по разрешению споров. Имплементация обязательств по этим соглашениям не являлась обязательной для стран -участниц ГАТТ, что делало организацию практически бессмысленной и неустойчивой в реальных экономических условиях. Несомненно, ГАТТ было привлекательным для новых участников, демократичным по введению новых норм... Однако нормы «не жили», не обретали реальную силу, поскольку не были ничем обеспечены, а это стало мешать достижению целей организации.
«Уругвайский раунд» сыграл свою роль в преодолении назревающего кризиса ГАТТ. Результатом этого раунда стало не столько создание Всемирной торговой организации, сколько формирование единой реальной действующей системы права ВТО, в которую включаются договоры, соглашения, основанные на единых принципах и дополняющие друг друга. ВТО было поручено стать механизмом, который смог бы обеспечить достижение целей организации, указанных во всех ее нормативных правовых актах.
Новеллой в системе международных правовых отношений стало введение ОРС ВТО, позволяющих не только разрешать конфликты, но и в процессе толковать и изъяснять странам - участницам споров и другим странам сущность права ВТО с помощью прецедентов. Именно введение юридических методов разрешения споров и согласования интересов сформировало твердую опору организации.
Всемирная торговая организация переняла от ГАТТ два основополагающих принципа регулирования мировой торговли: принцип наибольшего благоприятствования (один из фундаментальных принципов международного права) и принцип национального регулирования. Для ГАТТ была приоритетна лишь торговля товарами, а для ВТО большое значение приобрели международные торговые отношения, поэтому страны-участницы создали всеохватывающую систему их регулирования [4].
До сих пор существует множество интеграционных объединений, таких как таможенные союзы, ассоциации свободной торговли, в которых создается свой особый правопорядок. Выходит так, что торговая система в мире находится, как ни парадоксально, под множественным регулированием. Соглашение о создании ВТО разрешает, например, участие в других интеграционных объединениях, что противоречит принципу наибольшего благоприятствования. Все так. Однако прежде страны - участницы ВТО двумя третями голосов должны одобрить вступление госу-
дарства -у частника ВТО в объединение за рамками организации.
Нельзя уверенно говорить о том, что создание Всемирной торговой организации позволило сформировать эффективную систему мировой торговли. Напротив, перед участниками международной организации постоянно возникают новые проблемы, требующие новых подходов к решению.
Все острее и острее обозначаются противоречия между более и менее развитыми, более и менее богатыми странами. Чаще всего более развитые страны выступают на мировом торговом рынке как поставщики и производители, а развивающиеся - как покупатели. Поэтому получается, что свобода доступа на рынки оказывается более выгодной для развитых стран. С другой стороны, развивающиеся страны -участницы ВТО часто имеют преимущества для производства и продажи, к примеру в фармации это производство дженериков3, которые затрудняют странам с более развитой экономикой поиск рынков сбыта более дорогих оригинальных лекарств.
Развитые страны часто устанавливают заградительные пошлины для сырья и сельскохозяйственной продукции, а они составляют основную статью экспорта развивающихся стран. Столкновение интересов все чаще и чаще происходит в сферах труда, защиты окружающей среды, интеллектуальной собственности. Развитые страны упорно настаивают на единых для всех стандартах. А это гибель для развивающихся стран, поскольку их товары на рынке становятся неконкурентоспособными.
Нормы права Всемирной торговой организации предполагают наличие единой стройной системы. При этом они содержат настолько разнообразные элементы, что складываются в лучшем случае в «мозаику». Отсутствие системы и множество источников права ВТО создают проблемы правоприменения для стран-участниц и Органов разрешения споров.
Существует еще одна весомая проблема: государство, вступающее во Всемирную торговую организацию, обязано принять на себя все существующие обязательства, т. е. весь пакет документов ВТО. Получается, что у «новобранца» нет права выбора, которое, безусловно, есть в договорном праве.
Для полноценного функционирования системы международной торговли важно понимать характер обязательства государств-участников: двусторонний
3 Дженерик (англ. generic) - лекарственное средство, продающееся под международным непатентованным названием либо под патентованным названием, отличающимся от фирменного названия разработчика препарата.
или многосторонний? Это важно для предъявления иска при нарушении норм Всемирной торговой организации или для решения вопроса об ответственности в принципе. Чтобы определить характер обязательств, опирающихся на соглашения ВТО, нужно понять общий смысл соглашений.
Обязательства по праву ВТО носят дуалистический характер, поскольку включаются и в многосторонние соглашения в качестве коллективных обязательств, и в двусторонние в качестве развития многосторонних соглашений. Обычно их материальное содержание либо не меняется, либо изменяется в рамках права ВТО.
Как уже отмечалось нами ранее, право Всемирной торговой организации динамично, оно постоянно находится в развитии, которое можно проследить по трем основным направлениям: через заключение новых договоров между странами - участницами ВТО (договорно-правовой путь), через прецеденты ОРС ВТО, а также через юриспруденцию органов разрешения споров [4].
Сегодня в мире сложилась напряженная обстановка, которая повлияла на взаимоотношения членов ВТО, в частности США, стран Евросоюза и России. Стоит заметить, что вводя санкции против РФ, наши оппоненты даже не постарались обосновать их с точки зрения норм ВТО - статьи XX ГАТТ 1994 [5]. Зато уверенно сослались на собственные нормативные акты, которые не являются источниками международного права [6]. В США, к примеру, в законодательстве прямо закреплен примат внутренних законов над нормами ВТО.
В антироссийской санкционной политике преобладает мнение о защите национальной безопасности стран-оппонентов. Безусловно, статьи XXI ГАТТ и XIV-бис указывают на исключения, в соответствии с которыми предусматривается возможность нарушения международных договоренностей. Сегодня эти принципы каждой страной-оппонентом трактуются индивидуально в свою пользу, вследствие чего происходит злоупотребление правом. Из этого можно сделать вывод о нарушении базовых принципов ВТО. Важно помнить о том, что эта организация, к сожалению, почти не имеет правовых механизмов защиты, а решения ОРС ВТО часто не соблюдаются.
Согласно договорному праву введение односторонних санкций - это разновидность одностороннего отказа от исполнения обязательства, что способствует неблагоприятным последствиям для стороны, применившей санкции [7]. В некоторых случаях даже можно говорить о договорной дискриминации, если санкции ведут к препятствиям при заключении новых контрактов.
Анализируя ситуацию с точки зрения права ВТО, абстрагируясь от происходящих политических событий, можно заключить, что единственным юридическим основанием для введения экономических санкций против России является нарушение в сфере безопасности стран-партнеров, что предусмотрено подпунктом «ш» пункта «Ь» статьи XXI ГАТТ 1994 и подпункта «ш» пункта «Ь» статьи Х^-бис ГАТТ.
Важно отметить, что у Российской Федерации в рамках права ВТО имеются обширные основания для ответных действий. Во-первых, РФ не выступила инициатором политики санкций, тем не менее очевидно, что эта политика явилась следствием присоединения Крыма к России. Поэтому последовавшие события стоит рассматривать не как правовую, а как политическую составляющую. Россия как потерпевшая сторона может оспорить санкции по всем видам гражданского законодательства и требовать возмещения убытков.
Во-вторых, применение санкций способствовало ущемлению экономических интересов нашей страны, что нарушает принцип невозможности запрета на ввоз и ограничение любого товара на территории любой страны (согласно пункту 1 статьи XIII ГАТТ). Именно поэтому Россия имеет право на самозащиту в различных формах, причем публичное нарушение интересов РФ снимает обязанность доказывания права на реализацию этих мер [8].
В-третьих, в соответствии с нормами ВТО Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, дает право ущемленной стороне обратиться в ОРС ВТО.
В-четвертых, РФ имеет право для обеспечения собственного внешнего финансового положения и платежного баланса ограничить импортируемый товар в связи с тем, что для некоторых финансовых организаций России было введено ограничение доступа к некоторым видам финансовых услуг. Таким образом, РФ имеет достаточно большой набор законных средств не только для обеспечения своей безопасности, но и для применения ответных мер.
* * *
В процессе развития любой организации случаются трудности, и ВТО не является исключением. Все экономические и политические противоречия,безусловно, вредны для стран, причастных к ним. Но так ли опасны они для международной организации? Возможно, у ВТО, достаточно молодого международного объединения, есть возможности исправить недочеты в своих актах, конкретизировать размытые формулировки и выйти на качественно новый уровень развития.
А возможно, эти препятствия станут непреодолимыми, и такая организация, как ВТО, прекратит свое существование. Время покажет.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что международные отношения, а вместе с ними международное право постоянно развиваются. Степень интеграции мирового сообщества неизбежно растет. Очевидно, странам -участницам Всемирной торговой организации следует уважать интересы других государств-участников, независимо от уровня их экономического развития, быть внимательнее к решениям Органов разрешения споров Всемирной торговой организации, чтобы достичь цели ВТО, к которой страны - участницы этой организации должны стремиться.
ВТО была создана с целью формирования единого торгово-экономического пространства с равными условиями для всех стран-участниц. Равные условия подразумевают равную защиту интересов, равный доступ на рынок продаж, покупок товаров и услуг. Для создания таких условий требуется выровнять планку возможностей для неравных априори стран. Отсюда возникает множество проблем и нестыковок: как определить все эти критерии? Как создать такие условия, чтобы всем было комфортно?
На наш взгляд, для этого потребуется масштабная работа юристов, экономистов, политиков и других профессионалов. Хочется верить, что современная юридическая наука решит эти проблемы, и необходимые для их решения нормы права не окажутся «пустышками», а будут реально работать.
Литература
1. Шумилов В. М. Всемирная торговая организация: право и система. М.: Проспект, 2006. 208 с.
2. Цепов А. Б. Международно-правовые аспекты деятельности Всемирной торговой организации (ВТО): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
3. Путин о ВТО / [Электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/ economics/20/12/2012/837656.shtml (дата обращения: 10.04.2015).
4. Малянова А. Н. Становление и развитие права Всемирной торговой организации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
5. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. // СЗ РФ. 2012. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2524-2538 (на русском языке).
6. International Emergency Economic Powers Act (IEEPA) // 50 U. S. Code Chapter 35; National Emergencies Act (NEA) // 50 U. S. Code Chapter 34; Council Decision 2014/145/CFSP // Official Journal of the European Union. L 78/16-18; Council Regulation (EU) N 269/2014 // Official Journal of the European Union. L 78/6-15; Council Regulation (EU) N 833/2014 // Official Journal of the European Union. L 229/1-11.
7. Гриб В. В. Правовые основания одностороннего введения экономических санкций в условиях действия законодательства. М., 2015.
8. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4470.