Проблемы присоединения России к ВТО
А.Н. Захаров
Доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России Тел.: 8(917) 583-57-45
Ключевые слова
Всемирная торговая организация (ВТО), присоединение России, Европейский Союз, переговоры, многостороннее соглашение, конкурентоспособность, промышленная политика.
Keywords
World Trade Organization (WTO), Russia’s accession, EU, negotiations, multilateral agreement, competitiveness, industrial policy.
Аннотация
В статье освещается вопрос о присоединении России к Всемирной Торговой Организации (ВТО), рассматриваются преимущества и возможные негативные последствия, связанные с присоединением России к ВТО, подробно анализируются проблемы низкой конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, проблемы развития отечественного агропромышленного комплекса, а также затрагивается вопрос о необходимости переосмысления промышленной политики.
This article is about Russia’s accession to the World Trade Organization (WTO), the article demonstrates advantages and disadvantages of Russia’s joining the WTO, the article also focuses on industrial policy, low competitiveness of Russian goods and services and problems of Russian agricultural sector.
Мировой финансовый кризис выявил необходимость реформирования сложившейся финансовой системы и привел к пересмотру механизмов функционирования существующих мировых финансовых и экономических регуляторов.
Итогом прошедшего 15 ноября 2008 г в Вашингтоне антикризисного саммита явилась достигнутая между лидерами “двадцатки” договоренность об отказе введения в течение 12 месяцев новых барьеров для инвестиций, торговли товарами или услугами, а также об отказе введения новых экспортных ограничений или введения мер стимулирования экспорта, несоответствующих требованиям ВТО.1 В период мирового финансового кризиса ВТО продолжает оставаться одним из ключевых инструментов регулирования международной торговли.
Опасность возможного перерастания мирового финансового кризиса в товарный, только подтверждает важность присоединения России к ВТО, т.к. если Россия не будет членом ВТО, то с ней станут “играть не по правилам”. В течение последних 15 лет Россия периодически сталкивалась с разного рода санкциями, в то время как страны - члены ВТО имели возможность оспаривать эти санкции в рамках данной организации. Например, в годы алюминиевого кризиса США вводили против российских производителей антидемпинговые пошлины2.
Недавние события в Грузии и Южной Осетии стали причиной приостановления переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Очередное обострение отношений на Кавказе вызвало негативную реакцию США и ряда других стран. В ответ на прозвучавшие угрозы Запада отложить вопрос о присоедине-
нии России к ВТО, Россия заявила о возможности прекращения ранее заключенных невыгодных для российской экономики соглашений. К пересмотру запланировано 8 -10 соглашений, не входящих в “пакет по ВТО” и касающихся примерно пяти стран. В частности, Правительство РФ планирует уменьшить квоты на поставку мяса из США, был отменен мораторий на ведение переговоров по промышленной сборке автокомпонентов на территории РФ. Это, однако, не означает полного отказа России от курса на встраивание своей национальной экономики в мировую экономическую систему. По словам премьер-министра РФ В. Путина3, Россия по-прежнему заинтересована в присоединении к ВТО и будет оставаться в переговорном процессе.
В последнее время западный бизнес пересматривает свое отношение к России и видит в ней не только рынок сбыта, но и полигон для реализации собственных инвестпроектов. Интерес зарубежного бизнеса смещается в сторону возможностей для экспорта из России, и есть основания полагать, что большинство стран-членов ВТО поддержит присоединение России. При этом стоит отметить, что Украина и Грузия не смогут блокировать присоединение России к Всемирной торговой организации, если другие члены организации настоят на этом. На сегодняшний день Россия завершила все двусторонние переговоры с 60 странами-партнерами (всего в состав ВТО входят 153 страны), но ей еще предстоит согласовать ряд принципиальных позиций, в том числе по сельскому хозяйству, по ставкам экспортных пошлин на древесину и по регулированию деятельности ряда государственных компаний. В то же время, как показал 22-й саммит Россия-ЕС, прошедший 14 ноября 2008 г. в Ницце, Европейский союз заинтересован в ускорении сроков присоединения России к ВТО. В рамках саммита между Россией и ЕС была достигнута договоренность о создании так называемой “Дорожной карты” для решения проблем, остающихся на пути присоединения России к ВТО. В документе планируется перечислить все решения и меры, необходимые для принятия России в ВТО в кратчайшие сроки.
Оценивая в общем все внешнеполитические претензии и требования США на успешно завершившихся в ноябре 2006 года двусторонних переговорах о присоединении России к ВТО, можно констатировать, что в своем боль-
шинстве они носили политический характер, отражали стремление США любым способом помешать укреплению позиций России на мировой арене; юридически на наднациональном уровне регулирования, которым и является ВТО, зафиксировать для России невыгодные ей обязательства на годы вперед; что свидетельствует о желании Штатов создать дополнительные угрозы национальной безопасности и суверенитету России. В то же время следует отметить, что, несмотря на ряд резких заявлений со стороны США, реакция бизнеса на возможное присоединение России в целом положительная.
Сегодня зависимость всех стран мира от процессов, идущих в мировой торговле, достигла беспрецедентно высокого уровня. Это поставило вопросы развития внешней торговли в центр внимания политических и государственных лидеров всех стран мира. Очевидно, что внешняя торговля позволяет расширять производство в конкурентоспособных отраслях за пределы национальных потребностей, способствуя тем самым увеличению занятости. Она также дает возможность привлекать в экономику качественно новые ресурсы, прежде всего технику и технологии, ускоряя тем самым научно-технический прогресс. Кроме того, она влияет на формирование доходов бюджета страны, а также служит инструментом повышения жизненного уровня и важным механизмом сбалансирования предложения и спроса на внутреннем рынке.
В последние несколько лет переговоры о присоединении России к ВТО являются одной из самых обсуждаемых тем на страницах всех авторитетных российских изданий и находятся под пристальным вниманием специалистов. Как неоднократно подчеркивал премьер-министр РФ В. Путин, целью переговоров о присоединении России к ВТО является беспрепятственный выход российской продукции на международные рынки, рациональное участие в международном разделении труда, получение полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.
Присоединение России к ВТО затрагивает практически все наиболее актуальные вопросы экономической политики государства, определяющие развитие страны на обозримую перспективу. В зависимости от условий присоединения России к ВТО будут определены параметры экономической политики государства по
вопросам стимулирования экономического роста, инвестиционной и инновационной политики активности, защиты внутреннего рынка, поддержки экспорта и других направлений повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. При этом Россия сохранит все суверенные возможности формулировать и осуществлять национальную внешнеэкономическую политику с соблюдением правил ВТО.
Присоединение к ВТО может стать фактором, который обеспечит более активную поддержку реформ внутри России.
У российской экономики есть конкретные внешнеторговые интересы, поэтому России необходимо не просто присоединиться к ВТО, но и научиться с выгодой для себя использовать этот инструмент экономической дипломатии. Важно понимать, что ВТО - это сложный и эффективный инструмент национальной экономической политики.
Глава Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М.Ю. Медведков обозначил принципиальные позиции на переговорах - переходный период в ВТО для России, а также для России - высокие пошлины на импорт агропродукции, нелинейное снижение ставок пошлин, в частности на автомобили, низкие цены на газ для промышленности. Переговоры о присоединении России к ВТО начались в 1994 г., то есть они продолжаются уже 14 лет, и мы здесь занимаем второе место в истории ВТО после Китая. Прав М.Ю. Медведков, подчеркивая, что Россия намного больше, намного весомее в мировой торговле, и с РФ спрос поэтому серьезнее, хотя, конечно, здесь принцип равенства ВТО несколько нарушается. Но таковы правила игры. К Китаю тоже предъявляли требования намного более жесткие, чем к Украине или к Молдове.
Во многих исследованиях отмечается, что участие России в ВТО дает нашей стране ряд преимуществ стратегического, политического и экономического характера. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующее:
0 получение лучших в сравнении с существующими недискриминационных условий для доступа российской продукции на внешние рынки;
0 доступ к международному механизму разрешения торговых споров, в том числе включая транзит энергоресурсов через Украину;
0 создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
0 участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
0 получение статуса члена ВТО означает для России серьезный шаг в направлении упрочения рыночной экономики, развития конкурентной среды и совершенствования законодательных основ хозяйствования на российском рынке, адекватных мировой практике;
0 важным преимуществом от присоединения к ВТО может стать активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению конкурентоспособности в ныне крайне монополизированной российской экономике, что важно для инвестиционной мотивации реконструкции устаревшего производства и повышения его технического уровня;
0 улучшение имиджа России как полноправного участника международной торговли будет способствовать не только увеличению притока иностранных капиталов и услуг на российский рынок, но и ускорению формирования российских ТНК, расширению возможностей их инвестирования за рубежом и - как результат - упрочению конкурентных преимуществ российской экономики;
0 присоединение к ВТО позволит России использовать развитую информационную структуру ВТО для получения информации от всех участниках рынка о товарах, ценах, бизнес-партнерах.
Кроме того, необходимо отметить, что потребитель, частные хозяйства России выиграют от присоединения к ВТО. Таким образом, присоединение России к ВТО дает следующие “ плюсы”:
0 для простого населения вырастет занятость, снизятся цены на лекарства, большую группу товаров повседневного спроса. То же самое произойдет с электротехникой, которая в России не производится, со многими другими товарами. То есть жизнь в стране станет просто дешевле в силу того, что рынок будет конкурентен;
0 по средневзвешенным оценкам, наш суммарный выигрыш при сохранении существующей переговорной позиции составит порядка 8-10 млрд долларов США в год;
0 треть нашего валового продукта связана непосредственно с внешней торговлей. Как раз именно поэтому присоединение к ВТО даст нам возможность защищать наши интересы на внешних рынках и участвовать в выработке правил международной торговли. Это для нас принципиально важно, поскольку наши интересы нигде не учитываются. Недавний инцидент по транзиту газа через Украину это подтвердил.
Присоединение России к ВТО послужит развитию многих отраслей промышленности, в частности таких, как автомобильная промышленность, авиастроение и ряд других. В Китае, например, качественные автомобили появились только после того, как западные компании начали производить там комплектующие детали. После многосторонних переговоров нам предстоит еще и многосторонний раунд.
Кроме того, присоединение России к ВТО не только позволит устранить дискриминацию наших отечественных компаний, в отношении которых в настоящее время действует более 130 ограничений, но и повысит инвестиционную привлекательность российской экономики.
Не отрицая преимуществ участия в ВТО, мы обращаем внимание на ряд важных и серьезных, по нашему мнению, проблем для эффективного участия в этой международной организации. Проведем их анализ.
1. Проблемы низкой конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке
В условиях подготовки к присоединению России к ВТО конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, предприятий и страны в целом стала комплексным показателем, определяющим наше будущее. Вопрос, на наш взгляд, сейчас ставится так: либо Россия выполнит свою стратегическую задачу войти в мировое хозяйство гармонично развитой страной, владеющей современными технологиями управления и производства, либо она окончательно превратиться в сырьевой придаток “золотого миллиарда” и других стран.
Как подчеркнул президент России Д.А. Медведев: “Национальная конкурентоспособность была и остается нашей стратегической целью”. Вместе с тем, теперь правительство вынуждено делать поправку на фактор финансового кризиса.4
Для оценки эффективности функционирования национальных экономик как части всемирного хозяйства принципиальное значение имеют качественная и количественная характеристика их конкурентоспособности.
Существует множество определений конкурентоспособности. Применительно к экономической сфере эти определения сводятся к следующему: под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. По нашему мнению, носителями этих свойств, т.е. конкурентных преимуществ, могут быть различные виды продукции, предприятия, организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений.
Обычно под конкурентоспособностью страны понимается способность ее фирм и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций страны на зарубежных рын-ках.5 Естественно, что национальная конкурентоспособность обусловлена экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране.
Как отмечают отдельные экономисты, конкурентоспособность синтезирует в себе всеобщее качество, ресурсоемкость товаров на всех стадиях их жизненного цикла, имидж, правовую надежность, оперативность и организованность государственных органов управления, изготовителей, торговой и сервисной организаций. Упустив хотя бы одну из перечисленных составляющих, невозможно продать свой товар и удовлетворить как потребности потребителей, так и собственные нужды. Отсюда особая важность системного и комплексного подходов к решению проблемы. Национальную конкурентоспособность определяют на основе конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны.
К конкурентным слабостям российской экономики, по нашему мнению, относятся:
0 огромный износ основных фондов;
0 резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии российских регионов;
0 чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства;
0 преобладание в большинстве отраслей народного хозяйства отсталых, неконкурентоспособных по современным стандартам технологий, концентрация основной массы передовых технологий в ВПК;
0 засилье бюрократии и криминализация экономики;
0 довольно ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала;
0 значительная экономическая и социальная нестабильность.
Россия стоит на первом месте в мире по запасам природного газа, на втором месте по запасам угля и на восьмом месте по запасам нефти. Кроме того, Россия является крупнейшим мировым экспортером природного газа, вторым по величине экспортером нефти и третьим по величине производителем энергии. Однако эти источники доходов довольно нестабильны и непредсказуемы и вряд ли могут считаться надежной основой продолжительного экономического роста. На долю топлива, сырья и полуфабрикатов приходится более 80% экспорта России. Как свидетельствует зарубежный опыт, экономика страны, ориентирующаяся на производственные циклы малой степени переработки, не может добиться существенных успехов на мировом рынке.
Важно заметить, что топливно-сырьевая специализация приносит немалые долгосрочные выгоды только в том случае, если доходы от экспорта топлива и сырья способствуют развитию других отраслей, как это было с США в XIX веке, Канадой и Австралией в XX веке.
В связи с вышеизложенным, государственная политика повышения конкурентоспособности, на наш взгляд, должна предусматривать:
0 необходима глубокая диверсификация экономики;
0 необходимо организовать мониторинг конкурентоспособности и найти формы поддержки возникающих и растущих компаний, необходимо создание условий, при которых российские компании могли бы наращивать конкурентоспособность и успешно конкурировать с иностранными компаниями на открытых рынках;
0 внедрение передового опыта во всех сферах деятельности, всемерное стимулирование научно-технического прогресса, создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;
0 содействие в разработке региональных программ повышения конкурентоспособности и качества;
0 общеэкономические меры содействия развитию конкуренции между отечественными предприятиями и повышению гибкости рынка;
0 содействие привлечению иностранного капитала, создание институтов развития, способных обеспечить привлечение инвестиций в развитие производственной сферы при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального Банка;
0 импортная политика должна способствовать развитию отечественного производства;
0 целевые инвестиции через федеральные программы создания высоких наукоемких технологий, конкурентоспособных на внешнем рынке товаров;
0 развитие системы государственных гарантий частным инвесторам;
0 рост вложений в науку и образование в кооперации с частным бизнесом при постепенно возрастающей роли последнего;
0 льготное кредитование приоритетных программ и мероприятий;
0 льготное налогообложение;
0 развитие инфраструктуры в поддержку торговли;
0 обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом.
2.Необходимость переосмысления промышленной политики
Главной задачей российской промышленности должно стать эффективное встраивание в мировой рынок. Всю совокупность экономических агентов целесообразно разбить не на сырьевой и несырьевой или рыночный и нерыночный сектора, а на сферы, адаптированные и не адаптированные к глобальному рынку. Исходя из этого необходимо определить новые принципы российской промышленной политики. Последняя должна стать политикой, ориентированной не только на внутренние проблемы России, но и на сдвиг в развитии глобальной экономики.
На наш взгляд, необходима синхронизация темпов развития основных экономических процессов. Причем синхронизировать, возможно, придется не только “подстегивая” производство и потребление, оборот финансов, но и удерживая от слишком быстрых темпов роста обращение. Место объекта промышленной политики, которое ранее занимала промышленность как комплекс технологически связанных и взаимодополняющих отраслей - производств, теперь должно быть отведено под новый комплекс процессов, в которые вплетено промышленное производство и которые в совокупности обеспечивают его интеграцию в глобальный рынок (производство, потребление, финансирование и регулирование). У промполити-ки появляется новый объект.
Мы убеждены, что только такая политика повышения конкурентоспособности и только такая промышленная политика обеспечит решение системных проблем в отечественной экономике, будет способствовать ее росту и позволит рассчитывать на получение выгод от участия страны в ВТО. Сегодня нам надо начинать работать не по проблемам, а по стратегическим целям, как это делается в Японии, Германии, Корее, Китае.
3. Проблемы развития отечественного агропромышленного комплекса
Основными проблемами переговоров по сельскохозяйственной проблематике являются согласования трех главных положений Соглашения по сельскому хозяйству: российская сторона настаивает на более высоких уровнях свя-
зывания импортных тарифов, на сохранении за собой права введения экспортных субсидий и на связывании уровня внутренней поддержки на значительном уровне.
Важно учитывать, что сельское хозяйство относится к одной из самых защищаемых отраслей в развитых странах. Одной из главных причин такого внимания многих стран мира к АПК является тот факт, что цена продуктов питания не может зависеть только от их себестоимости. Огромные массы людей (в любой стране, даже в развитой) не в состоянии платить за еду столько, сколько она стоит на самом деле. Эффективное развитие АПК - важное условие балансирования потребительского рынка и предпосылка решения многих социальных проблем.
Сегодня Россия значительно уступает большинству стран по уровню конкурентоспособности, масштабам поддержки АПК, а также по уровню тарифной защиты. Современное состояние проблем отечественного АПК можно охарактеризовать следующим образом:
0 высокий износ оборудования в смежных и обслуживающих отраслях;
0 низкий уровень развития лизинга техники;
0 большинство отраслей являются практически не конкурентоспособными по сравнению с основными производителями на мировом рынке;
0 отечественное сельское хозяйство от -личается более низким уровнем материальнотехнического обеспечения по сравнению с развитыми некоторыми развивающимися странами;
0 аграрный рынок в силу пространственной разбросанности является гетерогенным, направленным на самообеспечение регионов, характеризуется низким уровнем специализации;
0 в отраслях АПК произошла глубокая потеря ранее достигнутых позиций в культуре земледелия и животноводства, а разрушенная система управления промышленностью, по сути, ничем не была заменена.
В настоящий момент наша пищевая промышленность неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего по мясным и молочным продуктам, сахару и растительным
маслам, а ее крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, плотно завязаны на импорт.
Сейчас порог продовольственной безопасности превышен, доля импортных продуктов в общем объеме продовольствия на внутреннем рынке составляет около 30%. При этом внутреннее производство прирастает не более чем на 1,5% в год, а доля инвестиций в основной капитал составляет всего 4% общего объема инвестиций в экономику. Сегодня перед нами встает вопрос продовольственной безопасности. Доля импорта в общем количестве потребляемого в России продукта составляет 40%, то есть речь идет о национальной безопасности России. Если Россия переходит черту 50% импортного продовольствия, то она переходит черту экономической безопасности.
Важно, что указанным проблемам с 2005 г. стало уделяться пристальное внимание на самом высоком уровне. Национальный проект “Развитие АПК” содержит три основные задачи: 1) ускоренное развитие животноводства; 2) стимулирование развития малых форм хо -зяйствования и 3) обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе (решение кадровой проблемы). Правительственные разработчики национального проекта посчитали, что решение именно этих задач позволит создать условия для устойчивого развития сельских территорий, повысить уровень жизни сельского населения и, наконец, обеспечить продовольственную безопасность или независимость страны.
В то же время, необходимо отметить, что правительственная программа развития АПК до 2009 г., которая лежит в основе президентского национального проекта, содержит множество позитивных моментов, однако, в ней не наблюдается системного подхода. И это может свести на нет все правильные шаги. Например, сегодня впервые в рамках нацпроекта (и в программе это отражено) начали выдавать льготные кредиты личным подсобным хозяйствам. Сумма в 300 тыс. руб. на субсидирование процентных ставок - это серьезные деньги. Но этих денег может хватить лишь на 150 тыс. хозяйств, а их по России более 15 млн. Объем финансирования АПК через госпрог-рамму, нацпроект, бюджет должен быть в два
раза больше, примерно до 100 млрд руб.Тем не менее, по нашему мнению, Правительством РФ все же делаются конкретные шаги по исправлению ситуации в АПК, и это нас обнадеживает. Очевидно, что АПК требует серьезной ресурсной поддержки и здесь особенно актуальна задача усиления контроля за финансовыми потоками и обеспечения целевого использования выделенных ему средств.
Таким образом, мы констатируем, что, несмотря на очевидность преимуществ участия в ВТО для национальной экономики в целом и внешней торговли, существует достаточное количество системных проблем, которые могут их существенно нивелировать.
Также хотелось бы отметить, что, если перечисленные нами преимущества от участия России в ВТО в целом носят теоретический, долгосрочный характер и растянуты на перспективу, то возможные потери, связанные с системными и структурными проблемами в отечественной экономике, носят конкретный характер и довольно остро проявятся в самое ближайшее время после присоединения к ВТО, если в стране не будет в ближайшее время проводиться стратегическая политика с соответствующими приоритетами. В ее отсутствие участие в ВТО, по нашему мнению, только закрепит и углубит нерешенные проблемы. Очередной раунд многосторонних переговоров по присоединению России к ВТО должен состояться в 2009 году и, на наш взгляд, вышеперечисленные проблемы необходимо учесть.
Примечания:
'Декларация саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике, официальный сайт Президента России www. kremlin.ru.
2РГ, № 4756 от 23 сентября 2008 г.
3 http: //www. gazeta. ru/news/bus iness/2008/10/ 27/n_1288259.shtml
4РГ (Федеральный выпуск) N4794 от 19 ноября 2008 г.
5Мировая экономика: учебник. Под редакцией доктора экономических наук, профессора
А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2007, с. 219.
Библиография:
4. РГ (Федеральный выпуск) N4794 от 19 ноября 2008 г.
1. Декларация саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике, официальный сайт Президента России www.kremlin.ru.
5. Захаров А.Н. Экономическая безопасность России в сфере международных отношений. Учебное пособие. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2005. - 44 с.
2. РГ, № 475б от 23 сентября 2008 г.
3. Выступление премьер-министра РФ
В.В. Путина на заседании правительства http:/ /www.gazeta.ru/news/business/2008/i0/27/.
6. Мировая экономика: учебник. Под ред. д .э .н., проф. А.С. Булатова. М.: Экономистъ,
2007. 8б0 с.
Татарстан: утвержден республиканский инновационный меморандум
Кабинет министров Татарстана в целях повышения эффективности взаимодействия участников инновационной деятельности утвердил инновационный меморандум республики, устанавливающий основные направления инновационной деятельности на 2008-2010 годы.
Перспективными направлениями инновационного развития экономики республики станут технологии, образующие «ядро воспроизводственной структуры нового технологического уклада». Их формирование в мировой экономике началось в 1990 годах, это новейшие информационные технологии и системы, биотехнологии, биомедицина, энергосберегающие технологии и нетрадиционные энергоресурсы, принципиально новые материалы с заданными свойствами, системы машин и производственных технологий новых поколений, новые поколения средств транспорта и связи.
Одним из основных принципов государственного регулирования инновационной деятельности в республике меморандум определяет принцип эффективности: отбор приоритетных направлений развития, на которых сосредотачиваются инновационные проекты, претендующие на получение государственной поддержки, будет осуществляться на основе анализа «потенциальных экономических выгод в краткосрочном и долгосрочном аспектах». Данный анализ будет проводиться «с позиций общественной полезности и интересов частного капитала». А государственная поддержка будет оказываться в виде гарантированного бюджетного финансирования.
Рекомендательно для реализации и финансирования, а также для разработки и утверждения в 2008-2010 годах меморандумом определены приоритетные целевые программы. Так, в ближайшие годы могут появиться программы, нацеленные на повышение уровня инновационной деятельности в Татарстане, развития нанотехнологий и наноматериалов, программы развития экономических районов республики, отраслевые программы инновационного развития и другие.
На поддержку инновационных проектов будут направлены такие программы и конкурсы, как «Программа инновационных проектов «Идея - 1000», республиканский конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан», конкурс инновационных научно-технических проектов учащихся образовательных учреждений Татарстана «Перспектива» и другие. Меморандумом определены макроэкономические ориентиры системы государственного регулирования инновационной деятельности, согласно которым результаты инновационной деятельности будут измеряться долей высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта, а также в общем объеме отгруженной продукции. А для субъектов региональной инновационной системы - институтов развития (технопарковых структур, венчурных фондов и других хозяйствующих субъектов), учреждений высшего профессионального образования и научных организаций меморандумом определены целевые ориентиры экономической деятельности - ряд показателей и их пороговые значения, по степени достижения которых будет оцениваться эффективность деятельности данных субъектов. Инновационный меморандум республики разработан впервые, в дальнейшем он будет ежегодно актуализироваться.
Соб. инф.