Научная статья на тему 'Присоединение России к ВТО: плюсы и минусы'

Присоединение России к ВТО: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЕВРОСОЮЗ / США / РОССИЯ / ПЕРЕГОВОРЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / WTO / AGRICULTURE / EU / USA / RUSSIA / NEGOTIATIONS / MULTILATERAL AGREEMENT / COMPETITIVENESS / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Александр Николаевич, Смирнова Людмила Рэмовна

В статье освещается вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), рассматриваются преимущества и возможные негативные последствия, связанные с присоединением России к ВТО, подробно анализируются проблемы низкой конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, проблемы развития отечественного агропромышленного комплекса, а также затрагивается вопрос необходимости переосмысления промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Joining of Russia to the WTO: Pluses and Minuses

This article is about Russia's accession to the World Trade Organization (WTO), the article demonstrates advantages and disadvantages of Russia's joining the WTO, the article also focuses on industrial policy, low competitiveness of Russian goods and services and problems of Russian agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Присоединение России к ВТО: плюсы и минусы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 6

А.Н. Захаров1,

докт. экон. наук, профессор кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД

России,

Л.Р. Смирнова2,

соискатель МГИМО (У) МИД России

ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В статье освещается вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), рассматриваются преимущества и возможные негативные последствия, связанные с присоединением России к ВТО, подробно анализируются проблемы низкой конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, проблемы развития отечественного агропромышленного комплекса, а также затрагивается вопрос необходимости переосмысления промышленной политики.

Ключевые слова: ВТО, сельское хозяйство, Евросоюз, США, Россия, переговоры, международное соглашение, конкурентоспособность, промышленная политика.

This article is about Russia's accession to the World Trade Organization (WTO), the article demonstrates advantages and disadvantages of Russia's joining the WTO, the article also focuses on industrial policy, low competitiveness of Russian goods and services and problems of Russian agricultural sector.

Key words: WTO, agriculture, EU, USA, Russia, negotiations, multilateral agreement, competitiveness, industrial policy.

В последние несколько лет переговоры о вступлении России в ВТО являются одной из самых обсуждаемых тем на страницах многих авторитетных российских изданий и находятся под пристальным вниманием специалистов. Глобальный финансово-экономический кризис не снял актуальности вопроса, а только дополнительно обострил проблему вступления России в ВТО. Как неоднократно подчеркивал премьер-министр РФ В.В. Путин3, целью переговоров о вступлении России в ВТО является беспрепятственный выход российской продукции на международные рынки, рациональное участие в международном разделении труда, получение полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.

Мировой финансово-экономический кризис заставляет Россию искать новые, наиболее предпочтительные в данной ситуации

1 Захаров Александр Николаевич, тел.: + 7 (499) 185-85-98.

2 Смирнова Людмила Рэмовна, тел.: +7 (495) 434-93-35.

3 Выступление премьер-министра РФ В.В. Путина на заседании правительства // Газета (сайт). URL: http://www.gazeta.ru/news/business/2008/10/27/ (дата обращения: 27.10.2008).

варианты вступления в ВТО. Так, в июне на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС Россия, Белоруссия и Казахстан приняли решение вести переговоры о присоединении к ВТО в качестве единого Таможенного союза (далее Союз). Для переговоров с ВТО тремя государствами была сформирована единая переговорная команда, обладающая широкими полномочиями. При этом предполагается, что переговоры могут проводиться как от имени Таможенного союза, так и от имени правительств трех стран. Возможность взаимодействия стран Союза с представителями ВТО в двустороннем формате не исключается. Однако вступить в ВТО государства Союза намерены в общие сроки и на одинаковых условиях. В измененном формате присоединение Союза к ВТО может состояться не раньше чем через год.

По словам главы департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ М.Ю Медведкова, Россия обозначила свои принципиальные позиции на переговорах — переходный период в ВТО для России, высокие пошлины на импорт агропродукции, нелинейное снижение ставок пошлин, в частности на автомобили, низкие цены на газ для промышленности.

Переговоры о вступлении России в ВТО начались в 1994 г., т.е. они длятся уже 15 лет (в этом отношении Россия занимает второе место в истории ВТО после Китая). Столь длительный срок переговоров М.Ю. Медведков прокомментировал следующим образом: «...мы намного больше, мы намного серьезнее в мировой торговле, и с нас спрос поэтому серьезнее, хотя, конечно, здесь принцип равенства ВТО, с моей точки зрения, несколько нарушается. Но таковы правила игры. К Китаю тоже предъявляли требования намного более жесткие, чем к Украине или к Молдове»4.

Во многих исследованиях отмечается, что участие России в ВТО даст нашей стране ряд преимуществ стратегического, политического и экономического характера. Их получение и является основной целью вступления в ВТО.

Конкретными целями вступления России в ВТО можно считать следующие:

— получение лучших в сравнении с существующими недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

— доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

— создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

4 Когда Россия вступит в ВТО? // Радио «Маяк». 22.04.2006.

— участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

— укрепление рыночной экономики, развитие конкурентной среды и совершенствование законодательных основ хозяйствования на российском рынке, адекватных мировой практике;

— активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению конкурентоспособности в ныне крайне монополизированной российской экономике, что важно для инвестиционной мотивации реконструкции устаревшего производства и повышения его технического уровня;

— улучшение имиджа России как полноправного участника международной торговли, что поспособствует не только увеличению притока иностранных капиталов и услуг на российский рынок, но и формированию российских ТНК, расширению возможностей их инвестирования за рубежом и как результат — укреплению конкурентных преимуществ российской экономики;

— доступ к развитой информационной структуре ВТО для получения информации от всех участников рынка о товарах, ценах, бизнес-партнерах.

Кроме того, необходимо отметить, что российский потребитель, частные хозяйства выиграют от присоединения к ВТО. Таким образом, вступление России в ВТО дает следующие плюсы:

— для простого населения вырастет занятость, снизятся цены на лекарства, большую группу товаров повседневного спроса. То же самое произойдет с электротехникой, которая в России не производится, со многими другими товарами, т.е. жизнь в стране станет дешевле в силу того, что рынок будет конкурентен;

— по средневзвешенным оценкам, суммарный выигрыш России при сохранении существующей переговорной позиции составит порядка 8—10 млрд долл. США в год;

— треть валового продукта России связана непосредственно с внешней торговлей, поэтому присоединение к ВТО даст стране возможность защитить свои интересы на внешних рынках и участвовать в выработке правил международной торговли. Это для России принципиально важно, поскольку на данный момент ее интересы нигде не учитываются.

Кроме того, вступление России в ВТО не только позволит устранить дискриминацию отечественных компаний, в отношении которых в настоящее время действует более 130 ограничений, но и повысит инвестиционную привлекательность российской экономики в целом. Но достижению поставленных задач, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса, мешает ряд серьезных проблем. Проведем их анализ.

1. Проблемы низкой конкурентоспособности российских товаров

и услуг на мировом рынке

В условиях подготовки к вступлению России в ВТО конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, предприятий и страны в целом стала комплексным показателем, определяющим наше будущее. Вопрос, на наш взгляд, сейчас ставится так: либо Россия выполнит свою стратегическую задачу войти в мировое хозяйство гармонично развитой страной, владеющей современными технологиями управления и производства, либо она окончательно превратиться в сырьевой придаток «золотого миллиарда» и других стран.

Как подчеркнул президент России Д.А. Медведев, «Национальная конкурентоспособность была и остается нашей стратегической целью». Вместе с тем теперь правительство вынуждено делать поправку на фактор финансового кризиса5.

Для оценки эффективности функционирования национальных экономик как части всемирного хозяйства принципиальное значение имеют качественная и количественная характеристики их конкурентоспособности.

Существует множество определений конкурентоспособности. Применительно к экономической сфере определение звучит следующим образом: под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств, т.е. конкурентных преимуществ, могут быть различные виды продукции, предприятия, организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения, и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений6.

Обычно под конкурентоспособностью страны понимается способность ее фирм и отраслей опережать соперника при завоевании и укреплении позиций страны на зарубежных рынках7. Естественно, что национальная конкурентоспособность обусловлена экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране.

Президент Академии проблем качества, докт. экон. наук, профессор Г.П. Воронин, справедливо отмечает, что конкурентоспособность синтезирует в себе всеобщее качество, ресурсоемкость товаров на всех стадиях их жизненного цикла, имидж, правовую надежность, оперативность и организованность государственных

5 Российская газета (федеральный выпуск). 2008. 19 ноября. № 4794.

6 См.: Захаров А.Н. Экономическая безопасность России в сфере международных экономических отношений: Учеб. пособие. М., 2005. С. 12.

7 Мировая экономика: учебник / Под ред. докт. экон. наук, профессора А.С. Булатова. М., 2008.

органов управления, изготовителей, торговой и сервисной организаций. Упустив хотя бы одну из перечисленных составляющих, невозможно продать свой товар и удовлетворить как потребности потребителей, так и собственные нужды. Отсюда особая важность системного и комплексного подхода к решению проблемы. Национальную конкурентоспособность определяют на основе конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны.

К конкурентным слабостям российской экономики, по нашему мнению, относятся:

— огромный износ основных фондов;

— резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии российских регионов;

— чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства;

— преобладание в большинстве отраслей народного хозяйства отсталых, неконкурентоспособных по современным стандартам технологий, концентрация основной массы передовых технологий в военно-промышленном комплексе;

— засилье бюрократии и криминализация экономики;

— довольно ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала;

— значительная экономическая и социальная нестабильность.

Россия стоит на первом месте в мире по запасам природного

газа, на втором — по запасам угля и на восьмом — по запасам нефти. Кроме того, Россия является крупнейшим по величине мировым экспортером природного газа, вторым экспортером нефти и третьим производителем энергии (на долю топлива, сырья и полуфабрикатов приходится более 80% экспорта России). Однако эти источники доходов довольно нестабильны и непредсказуемы. Они вряд ли могут считаться надежной основой продолжительного экономического роста.

Как свидетельствует зарубежный опыт, экономика страны, ориентированная на производственные циклы малой степени переработки, не может добиться существенных успехов на мировом рынке.

Важно заметить, что топливно-сырьевая специализация приносит немалые долгосрочные выгоды только в том случае, если доходы от экспорта топлива и сырья способствуют развитию других отраслей, как это было в США в XIX в., а также в Канаде и Австралии в XX в.8

В связи с вышеизложенным следует отметить, что государственная политика повышения конкурентоспособности должна предусматривать:

8 См.: ЗахаровА.Н. Указ. соч.

— глубокую диверсификацию экономики;

— мониторинг конкурентоспособности и поддержку возникающих и растущих компаний, создание условий, при которых российские компании могли бы наращивать конкурентоспособность и успешно конкурировать с иностранными компаниями на открытых рынках;

— внедрение передового опыта во всех сферах деятельности, всемерное стимулирование научно-технического прогресса, создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;

— разработку региональных программ повышения конкурентоспособности и качества;

— общеэкономические меры, содействующие развитию конкуренции между отечественными предприятиями и повышению гибкости рынка;

— привлечение иностранного капитала, создание институтов развития, способных обеспечить привлечение инвестиций в производственную сферу при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка;

— импортную политику, способствующую развитию отечественного производства;

— целевые инвестиции, поступающие на места через федеральные программы создания высоких наукоемких технологий, конкурентоспособных на внешнем рынке товаров;

— развитие системы государственных гарантий частным инвесторам;

— рост вложений в науку и образование в кооперации с частным бизнесом при постепенно возрастающей роли последнего;

— льготное кредитование приоритетных программ и мероприятий;

— льготное налогообложение;

— развитие инфраструктуры в поддержку торговли;

— обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности и защиту российской интеллектуальной собственности за рубежом.

2. Необходимость переосмысления промышленной политики

Главной задачей российской промышленности должно стать эффективное встраивание в мировой рынок. Всю совокупность экономических агентов целесообразно разбить не на сырьевой и несырьевой или рыночный и нерыночный сектора, а на сферы, адаптированные и неадаптированные к глобальному рынку. Исходя

из этого необходимо определить новые принципы российской промышленной политики. Последняя должна стать политикой, ориентированной не только на внутренние проблемы России, но и на процессы, происходящие в глобальной экономике.

Необходима синхронизация темпов развития основных экономических процессов. Причем синхронизировать, возможно, придется, не только «подстегивая» производство и потребление, оборот финансов, но и удерживая от слишком быстрых темпов роста обращение. Место объекта промышленной политики, которое ранее занимала промышленность как комплекс технологически связанных и взаимодополняющих отраслей (производств), теперь должно быть отведено под новый комплекс процессов, в которые вплетено промышленное производство и которые в совокупности обеспечивают его интеграцию в глобальный рынок (производство, потребление, финансирование и регулирование). Таким образом, у промполитики появляется новый объект.

Только такая политика повышения конкурентоспособности и только такая промышленная политика обеспечат решение системных проблем в отечественной экономике, будут способствовать ее росту и позволят рассчитывать на получение выгод от участия страны в ВТО. Сегодня нам надо работать не по проблемам, а по стратегическим целям, как это делается в Японии, Германии, Корее, Китае.

3. Проблемы развития отечественного агропромышленного

комплекса (АПК)

Основной темой переговоров по сельскохозяйственной проблематике является согласование трех главных положений Соглашения по сельскому хозяйству ВТО: российская сторона настаивает на более высоких уровнях связывания импортных тарифов, на сохранении за собой права введения экспортных субсидий и на связывании степени внутренней поддержки на значительном уровне.

Важно учитывать, что сельское хозяйство относится к одной из самых защищаемых отраслей в развитых странах. Главной причиной такого внимания многих стран мира к АПК является тот факт, что цена продуктов питания не может зависеть только от их себестоимости. Огромные массы людей (в любой стране, даже в развитой) не в состоянии платить за еду столько, сколько она стоит на самом деле. Эффективное развитие АПК — важное условие баланса потребительского рынка и предпосылка решения многих социальных проблем.

Сегодня Россия сильно уступает большинству стран по уровню конкурентоспособности, масштабам поддержки, а также по уровню

тарифной защиты АПК. Современное состояние проблем отечественного АПК можно охарактеризовать следующим образом:

— отмечается высокий износ оборудования в смежных и обслуживающих отраслях;

— наблюдается низкий уровень развития лизинга техники;

— большинство отраслей являются практически неконкурентоспособными по сравнению с основными производителями на мировом рынке;

— отечественное сельское хозяйство отличается более низким уровнем материально-технического обеспечения по сравнению с развитыми и некоторыми развивающимися странами;

— аграрный рынок в силу пространственной разбросанности является гетерогенным, направленным на самообеспечение регионов, характеризуется низким уровнем специализации;

— в отраслях АПК произошла глубокая потеря ранее достигнутых позиций в культуре земледелия и животноводства, а разрушенная система управления промышленностью, по сути, ничем не была заменена.

В настоящий момент наша пищевая промышленность не способна насытить отечественных рынок, прежде всего по мясным и молочным продуктам, сахару и растительным маслам, а ее крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, плотно завязаны на импорт. Порог продовольственной безопасности превышен, доля импортных продуктов в общем объеме продовольствия на внутреннем рынке составляет около 30%. При этом внутреннее производство прирастает не более чем на 1,5% в год, а доля инвестиций в основной капитал составляет всего 4% от общего объема инвестиций в экономику. Сейчас перед нами встает вопрос продовольственной безопасности. Доля импорта в общем количестве потребляемого в России продукта составляет 40%, т.е. речь идет о национальной безопасности страны. Если Россия переходит черту в 50% импортного продовольствия, то она, по мнению зарубежных аналитиков, переходит черту экономической безопасности.

Следует упомянуть, что указанным проблемам с 2005 г. уделяется пристальное внимание на самом высоком уровне. Национальный проект «Развитие АПК» содержит три основные задачи:

1) ускоренное развитие животноводства;

2) стимулирование развития малых форм хозяйствования;

3) обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе (решение кадровой проблемы).

Правительственные разработчики национального проекта посчитали, что решение именно этих задач позволит создать условия для устойчивого развития сельских территорий, повысить уровень

жизни сельского населения и, наконец, обеспечить продовольственную безопасность или независимость страны.

В то же время необходимо отметить, что правительственная программа развития АПК до 2009 г., которая лежит в основе президентского национального проекта, содержит множество позитивных моментов, но в ней не наблюдается системного подхода. Это может свести на нет все правильные шаги. Например, сегодня впервые в рамках нацпроекта (и в программе это отражено) начали выдавать льготные кредиты личным подсобным хозяйствам. Сумма в 300 тыс. руб. на субсидирование процентных ставок — это серьезные деньги. Но этих денег может хватить лишь на 150 тыс. хозяйств, а их по России более 15 млн. Объем финансирования АПК через госпрограмму, нацпроект, бюджет должен быть в два раза больше — под 100 млрд руб. Тем не менее, по нашему мнению, правительством страны все же предпринимаются конкретные шаги по исправлению ситуации в АПК. Очевидно, что АПК требует серьезной ресурсной поддержки, и здесь особенно актуальна задача усиления контроля над финансовыми потоками и обеспечения целевого использования выделенных средств.

В заключение следует отметить, что если перечисленные выше преимущества от участия России в ВТО в целом носят теоретический, долгосрочный характер и растянуты на перспективу, то возможные потери, связанные с системными и структурными проблемами в отечественной экономике, носят конкретный характер и могут довольно остро проявиться в самое ближайшее время после вступления в ВТО, если в стране не будет проведена стратегическая политика с соответствующими приоритетами. В ее отсутствие участие в ВТО, по нашему мнению, только закрепит и углубит нерешенные проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Выступление премьер-министра РФ В.В. Путина на заседании правительства // Газета (сайт). URL: http://www.gazeta.ru/news/business/2008/10/27/

Захаров А.Н. Экономическая безопасность России в сфере международных экономических отношений: Учеб. пособие. М., 2005.

Мировая экономика: учебник / Под ред. докт. экон. наук, профессора А.С. Булатова. М., 2008.

Российская газета (федеральный выпуск). 2008 г. 19 ноября. № 4794.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.