Научная статья на тему 'Вопросы сотрудничества России с ВТО: экономические санкции Евросоюза'

Вопросы сотрудничества России с ВТО: экономические санкции Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / TRADE / ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / МИРОВОЙ РЫНОК / WORLD MARKET / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / WORLD ECONOMY / ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА / PRINCIPLE OF COOPERATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИНТЕРЕСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднякова В.С., Дюкарева А.А.

Всемирная торговая организация, существующая на сегодняшний день 22 года, играет центральную роль в мировой экономике. Наряду с явными преимуществами членства в организации, на практике выявляются существенные пробелы в законодательстве ВТО. В данной статье рассматриваются юридические основания введения санкций США и ЕС против России в виду Украинского кризиса, а также освещаются правовые аспекты совершенствования существующего законодательства ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF RUSSIA''S COOPERATION WITH THE WTO: ECONOMIC SANCTIONS OF THE EUROPEAN UNION

The World Trade Organization, which is now 22 years old, plays a central role in the world economy. Along with the clear advantages of membership in the organization, in practice, significant gaps in the legislation of the WTO are revealed. This article examines the legal grounds for the imposition of US and EU sanctions against Russia in view of the Ukrainian crisis, and highlights the legal aspects of improving the existing WTO legislation.

Текст научной работы на тему «Вопросы сотрудничества России с ВТО: экономические санкции Евросоюза»

УДК: 341 ГРНТИ: 10.87.47

ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ВТО: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ ЕВРОСОЮЗА

В. С. Позднякова, А. А. Дюкарева

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Россия, 115093 г. Москва, Стремянный пер., 36

Н Дюкарева Анна Александровна - dyukareva.anneta@mail.ru

Всемирная торговая организация, существующая на сегодняшний день 22 года, играет центральную роль в мировой экономике. Наряду с явными преимуществами членства в организации, на практике выявляются существенные пробелы в законодательстве ВТО. В данной статье рассматриваются юридические основания введения санкций США и ЕС против России в виду Украинского кризиса, а также освещаются правовые аспекты совершенствования существующего законодательства ВТО.

Ключевые слова: торговля, дискриминация, мировой рынок, мировая экономика, принцип сотрудничества, конкурентоспособность, интересы национальной безопасности.

QUESTIONS OF RUSSIA'S COOPERATION WITH THE WTO: ECONOMIC SANCTIONS OF THE EUROPEAN UNION

V. S. Pozdnyakova, A. A. Dyukareva

Plekhanov Russian University of Economics 36 Stremyanny lane, 115093 Moscow, Russia

El Dyukareva Anna - dyukareva.anneta@mail.ru

The World Trade Organization, which is now 22 years old, plays a central role in the world economy. Along with the clear advantages of membership in the organization, in practice, significant gaps in the legislation of the WTO are revealed. This article examines the legal grounds for the imposition of US and EU sanctions against Russia in view of the Ukrainian crisis, and highlights the legal aspects of improving the existing WTO legislation.

Keywords: trade, discrimination, the world market, the world economy, the principle of cooperation, competitiveness, national security interests.

Всемирная торговая организация (ВТО) - это международная экономическая организация, целью которой является решение вопросов регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью [1].

Данная организация является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было подписано 23 странами в Женеве в октябре 1947 года. Датой создания ВТО официально признано 1 января 1995 года [2].

В 1993 году Российской Федерацией была подана официальная заявка о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Однако только 16.12.2011 вступил в силу Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», а полноправным членом ВТО Россия стала 22 августа 2012 г [1]. В настоящий момент 154 государства и Европейский Союз являются членами ВТО.

В Постановлении от 09.07.2012 № 17-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что на сегодняшний день Всемирная торговая организация занимает центральное место в мировой экономике и является ее важнейшим инструментом.

Марракешское соглашение предусматривает направленность экономических и торговых отношений между государствами-участниками на повышение уровня жизни в государствах-членах, увеличение реальных доходов государства и населения, рост производства и, соответственно,

торговли товарами и услугами [4].

Присоединение к ВТО предоставляет возможность государству выступать в качестве легитимного члена в международно-правовом и экономическом пространстве. Кроме этого, каждый член ВТО получает доступ к следующим средствам международно-правовой защиты (которые гарантируются правом ВТО): защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов, свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров, а также гарантии против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры.

Вступив в ВТО, Россия взяла курс на экономическое развитие в соответствии с требованиями мирового рынка, а также нацелилась на рост национальной конкурентоспособности, и интеграцию в мировое сообщество. Членство в ВТО рассматривалось и рассматривается как инструмент защиты национальных интересов России на мировых рынках [6].

Однако наряду со всеми преимуществами членства в ВТО, такими, как усиление России на мировой арене, экономический рост, улучшение качества продукции и др. при детальном изучении законодательства ВТО и применением его на практике возникает множество противоречий, проявляются тенденции злоупотребления правом.

Одним из ярких примеров несовершенства существующего законодательства ВТО является введение односторон-

Law and Political Sciences | Juvenis scientia 2018 № 1

21

них санкций против России США и Европейским союзом. Являются ли такие действия наших партнеров правомерными согласно законодательству ВТО?

В основе добросовестного выполнения международных обязательств, в особенности договоров и сделок между странами-членами ВТО лежит подход, базирующийся на принципе pacta sunt servanda (договоры должны исполнятся), который применяется в мировом сообществе со времен римского права [3]. Однако из-за введения в 2014 году односторонних санкций против крупных российских компаний и банков базовый принцип международных торговых отношений «о стабильном и надлежащем исполнении взятых на себя обязательств» был нарушен как США, так и Европейским союзом. И тогда возникают следующие вопросы: соответствуют ли такие односторонние санкции нормам Международного торгового права? Основываясь на материальном и процессуальном праве законно ли введение таких санкций? Для ответа на эти вопросы детально рассмотрим законодательство ВТО, касающееся вопросов одностороннего отказа от исполнения взятых на себя обязательств.

Итак, ВТО, согласно п. 1 ст. II Соглашения о ВТО, нацелена на обеспечение выполнения, применения и действия многосторонних торговых соглашений, а также является форумом для переговоров между ее членами по вопросам их многосторонних торговых отношений, (п. 2 ст. III). Принцип функционирования ВТО заключается в согласии стран-членов на мирное и дружественное заключение торговых сделок на основании волеизъявления сторон в рамках переговорного процесса. Разрешение конфликтов между участниками торговых соглашений осуществляется специальным органом по рассмотрению споров, включенным в структуру ВТО при помощи механизмов «добрых услуг», медиации и согласительных процедур.

Только в ряде случаев, специально оговоренных в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (далее - ГАТТ 1994) (п. 6 и п. 7 ст. XXXVI), возможно отступление от основополагающего принципа сотрудничества. Соответствующие меры применяются, если необходимо:

1) защитить общественную мораль; 2) защитить жизнь или здоровье человека; 3) обеспечить защиту национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности; 4) законсервировать истощаемые природные ресурсы; 5) ограничить экспорт отечественных товаров (в том числе товаров, которые являются дефицитными в целом или для конкретного региона) (ст. XX ГАТТ 1994) [2]. Общие ограничения, близкие к перечисленным выше, предполагает и статья XIV Генерального соглашения по торговле услугами (далее - ГАТС)

Хотелось бы особо отметить, что США и Европейский Союз вводя санкции в отношении Российской Федерации не ссылались на наличие вышеперечисленных исключений. Санкционная стратегия была применена в первую очередь по соображениям безопасности. Президент США в своем Указе от 6 марта 2014 г., о "Вкладе в ситуацию на Украине", ввел санкции против России, ссылаясь на Закон "О международных чрезвычайных экономических полномочиях" и Закон "О чрезвычайном национальном положении". Эти акты предоставляют Президенту США право практически полного контроля над всеми экономическими операциями, в которые вовлечена собственность иностранного государства, в случае возникновения внешней угрозы национальной безопасности США. Это означает фактическую возмож-

ность президента США единолично вводить экономические санкции на основании его личного представления о наличии внешней угрозы для США со стороны недружественного государства.

Что касается Европейского Союза, в отношении введения санкций против России он не представил никаких официальных и законных обоснований. На защиту национальной безопасности ЕС сослаться точно не мог, т.к. Совет Европы представляет собой коллегиальный исполнительный орган, а вопросы национальной безопасности находятся в юрисдикции каждого из его членов.

Интересы национальной безопасности являются одним из ключевых оснований применения исключений из общих принципов ВТО. К интересам национальной безопасности согласно ст. XXI ГАТТ 1994 и ст. XIV-бис ГАТС относятся: 1) защита государственной, в том числе военной, тайны (п. "a");

2) поддержание обороноспособности государства (п. "b");

3) предотвращение угрозы миру 4) предотвращение нарушения мира. [2]

Однако главной проблемой применения вышеперечисленных оснований является толкование их членами ВТО в каждом случае индивидуально в собственных интересах. Часто положения ВТО используются недобросовестно, что создает прецеденты злоупотребления правом. Все это создает неопределенность в отношении дальнейшей судьбы исполнения обязательств, что существенно нарушает признанные всем мировым гражданским законодательством принципы pacta sunt servanda и стабильности исполнения обязательств. Примечательно, что большинство экономических санкций, водимых за всю историю существования ВТО, обоснованы именно интересами национальной безопасности (например, эмбарго США против Кубы в 1962 г., против Никарагуа - в 1980-х годах; эмбарго ЕС против Югославии в 1990-х годах). Возникает вопрос: действительно ли во всех этих случаях угроза национальной безопасности была реальна?

Злоупотребление правом, в настоящее время, к сожалению, является возможным в связи с недостаточным законодательным урегулированием нормами ВТО четких критериев определения угрозы национальной безопасности, а также из-за отсутствия правового механизма защиты от недобросовестного поведения.

Необходимо четко определить, какие чрезвычайные обстоятельства в международных отношениях следует считать юридически значимыми для возможности использования права на односторонний отказ от исполнения своей части обязательств по соглашениям государством - членом ВТО.

Введение односторонних санкций, с точки зрения договорного права представляет собой разновидность одностороннего отказа от исполнения обязательства и влечет за собой неблагоприятные последствия для стороны, применившей санкции. У потерпевшей стороны возникает право на возмещение убытков, которые она понесла в связи с прекращением исполнения обязательств контрагентом (раздел III Венской конвенции; ст. 7.3.5 и 7.3.6, а также раздел 4 Принципов УНИДРУА). Кроме возмещения убытков данные правовые акты предполагают возможность реализации реституционных требований в отношении неисправного контрагента, в частности возврата, переданного по сделке, возврата, исполненного по сделке, а также возможность взыскания иных мер ответственности, например, штрафной неустойки и т.п.

В случаях, когда установление санкций способствует

возникновению препятствий для возможности заключения новых контрактов (например, отказ от выдачи кредитов банками на общих для всех стран - участниц ВТО условиях), недобросовестные и неправомерные действия стороны должны признаваться в качестве договорной дискриминации, которая нарушает основополагающие принципы сотрудничества и либерализации торговых отношений, лежащих в основе функционирования ВТО как международной торговой организации.

Россия неоднократно пыталась оспорить законность введенных против нее санкций: в 2014 году в Всемирную торговую организацию было направлено коммюнике о невыполнении США своих торговых обязательств. По мнению российской стороны, американские санкции в отношении российских бизнесменов и банка «Россия» нарушают действующие нормы ВТО. Один из крупнейших банков России Сбербанк обращался в Суд Европейского союза с иском об отмене санкций. Юристы Роснефти направляли в Европейский суд в Люксембурге иск о признании секторальных санкций ЕС против бака незаконными. Однако все обращения были безрезультатными. Санкции не отменили, а только ввели новые.

Это является яркой иллюстрацией трактовки права ВТО в политических интересах отдельных государств, и еще од-

ним сигналом для необходимости пересмотра и корректировки ряда положений законодательства торговой организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." от 21.07.2012 N 126-ФЗ

2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) - URL: https://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272897051/%D0%93%D0%9 0%D0%A2%D0%A2-47%20%28rus%29.pdf

3. Ипполит Дюмулен. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2012.

4. Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.

5. Шумилов В.М. Право всемирной торговой организации (ВТО): учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016.

6. Особенности вступления России в ВТО: прорыв или провал?. URL: http://www.kodeks.ru/2282.html.

Поступила в редакцию 12.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.